Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.07.2009 по делу N А76-10993/2009-56-348 Заявитель оказался лишенным предоставленных административным законом гарантий защиты, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного нарушения (обвинений), а также воспользоваться помощью защитника. Указанные процессуальные нарушения являются существенными (пункт 4 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ) и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 июля 2009 г. по делу N А76-10993/2009-56-348

Судья арбитражного суда Челябинской области Худякова В.В.

При ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев материалы по заявлению Администрации Русско-Теченского сельского поселения, Красноармейский район, Челябинская область

к ГУ МЧС России по Челябинской области, г. Челябинск

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Г.Т.А. глава администрации удостоверение от 20.10.2008 г.

С.О.Е. представитель по доверенности от 06.07.2009 N Б/4

от ответчика: не явились, извещены

Администрация Русско-Теченского сельского поселения обратилась в Арбитражный суд Челябинской области (далее - заявитель, Администрация) к ГУ МЧС РФ по Челябинской области (далее - ответчик, Управление, административный орган) с
заявлением об оспаривании Постановления N 99 от 13.05.2009 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 20000 рублей.

Заявитель ссылается на допущенные административным органом нарушения порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Управление своего представителя в судебное заседание не направило: представило материалы административного дела.

Заслушав представителя заявителя, а также, исследовав все материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела видно, что на основании распоряжения N 67 от 23 апреля 2009 года административным органом проведена проверка соблюдения заявителем требований пожарной безопасности на территории и в здании и сооружении Р-Теченского сельского поселения, по результатам которой составлен акт проверки N 37 от 30.04.2009 года.

В отношении заявителя составлен протокол N 88 от 30.04.2009 года об административном правонарушении по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением N 99 от 13 мая 2009 года Главным государственным инспектором Красноармейского муниципального района по пожарному надзору Администрация Русско-Теченского сельского поселения, Красноармейский район, Челябинская область привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 10000 рублей.

Согласно пункту 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности, установленных
стандартами, нормами и правилами влечет привлечение к административной ответственности

Правилами пожарной безопасности предусмотрено:

- В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (пункт 16 Правил пожарной безопасности).

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

- Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. (пункт 21 Правил пожарной безопасности)

- Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие) (пункт 112 Правил пожарной безопасности).

Согласно протоколу
об административном правонарушении заявителем допущены нарушения Правил пожарной безопасности:

- не вся территория населенных пунктов в пределах противопожарных расстояний между зданиями и сооружениями, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам не очищены от мусора, листьев, сухой травы (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 21)

- для населенных пунктов не в полном объеме выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах и загораниям сухой травы на здания и сооружения (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 112).

- не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров на территории Р-Теченского поселения (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 11)

- отсутствует план эвакуации людей и имущества на случай пожара (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 16)

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или
распоряжаться имуществом.

Между тем, согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 4 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, постановление о привлечении к административной ответственности составляется в его отсутствие.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемое Постановление составлено 13 мая 2009 года в отсутствие законного представителя Администрации, не уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Администрации. В материалах дела имеется протокол об административном правонарушении, в котором содержится запись о дате рассмотрения дела на 6 мая 2009 года

Представитель заявителя пояснила в судебном заседании, что 6 мая 2009 года явилась для участия в рассмотрении административного дела в отношении Администрации, но рассмотрения не состоялось, без объяснения причины и без сообщения следующей даты рассмотрения дела.

Текст оспариваемого Постановления свидетельствует о том, что оно составлено 13 мая 2009 года. Доказательств извещения администрации, ее законного представителя о рассмотрении в отношении администрации дела об административном правонарушении на 13 мая 2009 года административным
органом не представлено.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления постановления в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления постановления, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

В данном случае Общество
не извещено о времени и месте составления Постановления. Тем самым заявитель оказался лишенным предоставленных административным законом гарантий защиты, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного нарушения (обвинений), а также воспользоваться помощью защитника. Указанные процессуальные нарушения являются существенными (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ), так как могут и должны рассматриваться как не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Согласно приведенным официальным разъяснениям подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого Постановления административного органа.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить Постановление N 99 от 13 мая 2009 года о привлечении Администрации Русско-Теченского сельского поселения, Красноармейский район, Челябинская область к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 10000 рублей.

Производство по делу в отношении Администрации Русско-Теченского сельского поселения, Красноармейский район, Челябинская область прекратить

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его
вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья:

В.В.ХУДЯКОВА