Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 03.07.2009 по делу N 262-ж/2009 <О рассмотрении жалобы на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации питания для малообеспеченных категорий населения>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 3 июля 2009 г. по делу N 262-ж/2009

Конкурсной комиссии по проведению

открытого конкурса на право заключения

муниципального контракта на оказание услуг

по организации питания для

малообеспеченных категорий населения

г. Челябинска, лиц без определенного

места жительства и граждан, попавших

в трудную жизненную ситуацию, в пунктах

общественного питания на период

с 1 июля по 31 декабря 2009 года

для Управления социального развития

Администрации г. Челябинска

Управление социального развития

Администрации г. Челябинска

454113, г. Челябинск, пл. Революции, 2

Управление муниципального заказа

Администрации г. Челябинска

454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 32

ООО “А“

454000, г. Челябинск, ул. Кирова, <...>

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя
Козловой А.А - руководителя Челябинского УФАС

Комиссии: России;

Членов Комиссии: Ливончик В.А. - начальника отдела контроля

государственного и муниципального

заказов Челябинского УФАС России;

Пастухова П.Г. - ведущего специалиста-эксперта отдела

контроля торгов Челябинского

УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО “А“ на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации питания для малообеспеченных категорий населения г. Челябинска, лиц без определенного места жительства и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в пунктах общественного питания на период с 1 июля по 31 декабря 2009 года для Управления социального развития Администрации г. Челябинска по лотам N 2, N 3, N 4 и N 6, в присутствии:

- <...>, юрисконсульта отдела организации и проведения торгов Управления муниципального заказа Администрации г. Челябинска (паспорт, доверенность N 4 от 13.01.2009);

- <...>, заместителя начальника общего отдела Управления социального развития Администрации г. Челябинска (удостоверение, доверенность N 27.05.2009);

- <...>, заместителя начальника Управления социального развития Администрации г. Челябинска (удостоверение, доверенность N 11 от 03.07.2009);

- <...>, генерального директора ООО “А“ (паспорт, решение N 5 единственного учредителя от 01.09.2008);

- <...>, учредителя ООО “А“ (паспорт, решение N 1 единственного учредителя от 10.02.2005),

УСТАНОВИЛА:

В Управление
Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ООО “А“ (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации питания для малообеспеченных категорий населения г. Челябинска, лиц без определенного места жительства и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в пунктах общественного питания на период с 1 июля по 31 декабря 2009 года для Управления социального развития Администрации г. Челябинска по лотам N 2, N 3, N 4 и N 6.

Согласно представленным документам, Управление муниципального заказа Администрации г. Челябинска (далее - Уполномоченный орган) на основании заявки Управления социального развития Администрации г. Челябинска (далее - Заказчик) объявило о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации питания для малообеспеченных категорий населения г. Челябинска, лиц без определенного места жительства и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в пунктах общественного питания на период с 1 июля по 31 декабря 2009 года для Управления социального развития Администрации г. Челябинска (далее - Конкурс).

Состав конкурсной комиссии утвержден приказом начальника Управления муниципального заказа Администрации г. Челябинска от 05.05.2009 N 09-78/1 (с изменениями от 05.06.2009 N 09-78/1-1).

В соответствии со статьями 16 и 21 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ
“О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов) извещение о проведении данного открытого Конкурса размещено на официальном сайте Челябинского городского округа (www.zakaz.cheladm.ru) и Челябинской области в сети “Интернет“ (www.chelgumr.ru).

Согласно Извещению при проведении данного открытого Конкурса сформировано 7 лотов с начальной (максимальной) ценой контракта:

лот N 1 - 1251200 рублей;

лот N 2 - 1251200 рублей;

лот N 3 - 1472000 рублей;

лот N 4 - 1177600 рублей;

лот N 5 - 515200 рублей;

лот N 6 - 2723200 рублей;

лот N 7 - 625600 рублей.

Объем услуг - организация горячего питания в среднем для 1225 человек в день согласно примерному меню.

Источник финансирования - бюджет города Челябинска.

Сумма бюджетных ассигнований составляет - 9016000 рублей.

Согласно протоколу вскрытия конвертов N 1-В от 08.06.2009 на участие в данном Конкурсе были поданы заявки следующих участников размещения заказа: МУП “Комбинат детского и лечебного питания“ (лот N 3), ОАО “Комбинат школьного питания Ленинского района“ (лот N 2), ООО “Любимое“ (лот N 3), ИП У. (лот N 5), МУП “Комбинат ученического питания“ (лот N 6), ООО “Пельменная N 2 “Огонек“ (лоты N 4 и N 7), МУП Столовая N 7 по обслуживанию малоимущих слоев населения (лот N 1) и ООО “А“ (лоты N 2,
N 3 N 4 и N 6).

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии б/н от 19.06.2009 в связи с тем, что заявки ООО “А“ на участие в Конкурсе содержат копию документа, подтверждающего квалификацию участника размещения заказа, - отзыв Стерлитамакского грузового АТП филиала ГУП “Башавтотранс“ Республики Башкортостан об оказании услуг по питанию малоимущих граждан в Стерлитамаке в период июнь 2005 года - февраль 2009 года. В результате проверки достоверности сведений, указанных в отзыве, установлено, что отзыв Стерлитамакским грузовым АТП филиала ГУП “Башавтотранс“ Республики Башкортостан не выдавался, так как услуги по питанию малоимущих граждан в г. Стерлитамаке в период июнь 2005 года - февраль 2009 года ООО “А“ не оказывались, принято решение - отстранить заявки ООО “А“ от участия в Конкурсе по лотам N 2, N 3 N 4 и N 6 в связи с установлением недостоверности сведений, содержащихся в документе, подтверждающем квалификацию участника размещения заказа и заявки на участие в Конкурсе ООО “А“ по лотам N 2, N 3 N 4 и N 6 не рассматривать.

Согласно протоколу N 2-Д от 19.06.2009 в связи с тем, что по лотам NN 1, 2, 4, 5, 6 и 7 имеется только один участник размещения заказа, который признан участником конкурса, Конкурс по лотам NN 1, 2, 4,
5, 6 и 7 признан несостоявшимся.

В соответствии с протоколом N 3-О от 19.06.2009 заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе, победителем Конкурса по лоту N 3 признано МУП “Комбинат детского и лечебного питания“.

Муниципальные контракты по лотам NN 2, 3, 4 и 6 открытого Конкурса Заказчиком с победителями не заключены (письмо Управления социального развития Администрации г. Челябинска от 03.07.2009 N 013/1117).

Согласно жалобе Заявителя, в нарушение положений и требований части 5 статьи 26 Закона о размещении заказов протокол вскрытия конвертов N 1-В от 08.06.2009 кроме наименования участника размещения заказа и его адреса не содержал иных сведений.

Также, в своей жалобе и на заседании Комиссии, Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии об отстранении заявки ООО “А“ на участие в Конкурсе по лотам N 2, N 3, N 4 и N 6.

В своих доводах Заявитель указывает на то, что при оформлении данного решения должна применяться аналогия закона. Так, следует руководствоваться частью 3.1 статьи 9 Закона о размещении заказов, где указано, что при оформлении протокола об отказе от заключения контракта указываются сведения о фактах, являющихся основанием для отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласились, считают жалобу необоснованной, на заседании Комиссии
и в своих письменных возражениях пояснили следующее.

Гражданское законодательство допускает применение института аналогии закона к отношениям прямо не урегулированным законодательством или соглашением сторон или отсутствием применимого к ним обычая делового оборота (часть 1 статьи 6 ГК РФ). По смыслу и редакции данной статьи такая аналогия может быть использована всеми правоприменительными органами, в том числе в административном порядке, в случае наличия пробела в праве. Указанная норма предусматривает применение к соответствующему отношению закона, регулирующего сходные отношения, возникающие из регулируемого законом однотипного отношения, однотипного правового положения участников такого отношения.

Таким образом, как пояснил представитель Уполномоченного органа, приведенная Заявителем аналогия закона по части 3.1 статьи 9 Закона о размещении заказов не может быть применена к оформлению решения об отстранении участника размещения заказа от участия в торгах, поскольку законом (часть 4 статьи 12 Закона о размещении заказов) регулируются разнотипные отношения, субъекты которых различны по правовому статусу.

Так, решение об отказе от заключения контракта принимается исключительно заказчиком, в отношении участника размещения заказа уже признанного победителем торгов, запроса котировок, в срок, предусмотренный для заключения контракта. Такое решение оформляется протоколом, в котором указываются, в том числе, реквизиты документов, подтверждающих факты, явившиеся основанием для отказа от заключения контракта. Требование об указании реквизитов документов обусловлено тем, что исчерпывающий перечень фактов, в случае установления
которых заказчик обязан отказаться от заключения контракта, указан в части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов. К таким фактам могут относиться лишь сведения, полученные от уполномоченных органов и организаций, в том числе предоставление заведомо ложных сведений, а также при уклонении победителя от заключения контракта. В связи с чем заказчик всегда может указать точные реквизиты подтверждающих документов (ответы на запросы компетентных органов, организаций, отказ победителя от заключения контракта, почтовые квитанции о направлении контракта).

Решение об отстранении участника размещения заказа прямо предусмотрено частью 4 статьи 12 Закона о размещении заказов, т.е. наличие “пробела в праве“ является, по мнению представителя Уполномоченного органа, субъективным мнением Заявителя.

Отстранение возможно на любом этапе проведения торгов. Наличие статуса победителя торгов при отстранении не обязательно. Отстранение возможно при установлении недостоверности сведений, содержащихся в документах, обязательных для предоставления участниками торгов в заявке. Понятие недостоверные и заведомо ложные сведения нетождественны. При установлении фактов недостоверности сведений не обязательно наличие документов компетентных органов и организаций, указанных в части 3 статьи 9 Закона о размещении заказов. Решение об отстранении может быть принято на основании всех имеющихся сведений, в связи с чем ссылки в решении на документы, на основании которых оно принято, не являются императивными и не основаны на Законе о размещении заказов. Решение об
отстранении может быть принято как заказчиком, так и уполномоченным органом или конкурсной (аукционной) комиссией, в связи с чем оно может быть оформлено необязательно протоколом, но в рассматриваемом случае - это протокол, поскольку решения конкурсной комиссией какими-либо иными документами не оформляются.

При проведении данного открытого Конкурса Заказчиком в конкурсной документации были установлены такие критерии оценки и сопоставления заявок, как:

- цена контракта;

- квалификация участника конкурса (пункт 9.2 Информационной карты).

При этом подтверждением квалификации участника размещения заказа явилось наличие в составе заявки на участие в Конкурсе копий договоров (контрактов), актов выполненных работ, отзывов по оказанию услуг по организации питания малоимущих граждан.

Заявителем копий договоров (контрактов), актов выполненных работ по кормлению граждан в г. Стерлитамаке, в том числе малоимущих, в составе заявки на участие в Конкурсе, представлено не было.

В качестве документа, подтверждающего квалификацию Заявителя, был приложен отзыв Стерлитамакского грузового АТП филиала ГУП “Башавтотранс“ Республики Башкортостан об оказании услуг по питанию малоимущих граждан в г. Стерлитамаке в период июнь 2005 года - февраль 2009 года, за подписью директора А. с приложением печати организации.

Учитывая, что представленная копия отзыва не содержала всех обязательных атрибутов документа, таких как исходящие дата и регистрационный номер, а также то, что “копия документа“ - это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, и что в представленной копии фирменный бланк предприятия, подпись и оттиск печати по внешнему виду представлены в качестве отдельных фрагментов, то наличие подлинника документа вызвало, как пояснил представитель Уполномоченного органа, у конкурсной комиссии сомнение. Управлением муниципального заказа Администрации г. Челябинска в результате проверки достоверности сведений, указанных в отзыве, установлено, что отзыв Стерлитамакским грузовым АТП филиала ГУП “Башавтотранс“ Республики Башкортостан не выдавался, так как услуги по питанию малоимущих граждан в г. Стерлитамаке в период июнь 2005 года - февраль 2009 года ООО “А“ не оказывались. Кроме того, до настоящего времени Заявителем не представлен оригинал приложенной им к заявке на участие в Конкурсе копии документа - отзыва Стерлитамакского грузового АТП филиала ГУП “Башавтотранс“ Республики Башкортостан.

Также следует отметить, что на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что представленная в заявке на участие в Конкурсе копия отзыва Стерлитамакского грузового АТП филиала ГУП “Башавтотранс“ Республики Башкортостан об оказании в период июнь 2005 года - февраль 2009 года услуг по питанию малоимущих граждан в г. Стерлитамаке была выдана ООО “А“ по его запросу в период подготовки последним заявки на участие в Конкурсе. Представленная копия отзыва подписана директором Стерлитамакского грузового АТП филиала ГУП “Башавтотранс“ Республики А. с приложением печати организации.

Однако из письменных пояснений представителя Уполномоченного органа следует, что 21.04.2009 на двадцать третьем (внеочередном) заседании Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан второго созыва принято решение N 2-18/23з о досрочном прекращении полномочий Главы Администрации городского округа “город Стерлитамак“ Республики Башкортостан И.К. Шарипова и решение N 2-2/23з о возложении обязанностей Главы Администрации городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан на А.

Извещение и конкурсная документация были размещены на официальном сайте в сети “Интернет“ в открытом доступе 08.05.2009.

Таким образом, в период после размещения информации о проведении Конкурса на официальном сайте в сети “Интернет“, отзыв, представленный ООО “А“ не мог быть подписан А., поскольку в указанное время он исполнял обязанности Главы Администрации городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан.

03.06.2009 на двадцать шестом заседании Совета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан второго созыва А. назначен на должность Главы Администрации городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан.

Следовательно, указанные обстоятельства исключают возможность выдачи представленной ООО “А“ копии отзыва в период подготовки заявки на участие в Конкурсе, что свидетельствует о недостоверности сведений, содержащихся в данном документе.

Также представители Заказчика уточнили, что предложенные ООО “А“ условия оказания услуг по питанию малообеспеченных граждан, а именно выдача горячего питания в передвижных автотранспортных средствах, не рассчитанных на одновременный прием пищи 100 - 120 человек, не могут быть приемлемы по следующим причинам:

- основной категорией питающихся граждан являются инвалиды и граждане пожилого возраста, для которых предложенные условия не подходят в силу возраста и состояния здоровья;

- у ООО “А“ отсутствует материальная техническая база для приготовления пищи, что исключает возможность осуществления надлежащего контроля за процессом ее приготовления.

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, Комиссия, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, пришла к следующим выводам.

Согласно пп. “г“ пункта 1 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов заявка на участие в конкурсе должна содержать, помимо прочего, документы, подтверждающие квалификацию участника размещения заказа, в случае проведения конкурса на выполнение работ, оказание услуг, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника размещения заказа.

При проведении данного открытого Конкурса Заказчиком в конкурсной документации были установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок:

- цена контракта (80 баллов);

- квалификация участника конкурса (пункт 9.2 Информационной карты) (20 баллов).

Согласно части 4 статьи 12 Закона о размещении заказов, в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа в соответствии с частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная (аукционная) комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения “Комплексный центр социального обслуживания населения“ (далее - Методические рекомендации), утв. Постановлением Минтруда РФ от 27.07.1999 N 32, Государственное (муниципальное) учреждение “Комплексный центр социального обслуживания населения“ (далее - Центр) создается в целях оказания семьям и отдельным гражданам (далее - граждане), попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Деятельность Центра осуществляется по трем функциональным направлениям:

- решение общих вопросов социальной поддержки граждан;

- социальная поддержка семьи, женщин и детей;

- социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов.

Согласно пункта 5.4.2 указанных Методических рекомендаций срочное социальное обслуживание может включать в себя следующие социальные услуги из числа предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, оказываемых отделением срочного социального обслуживания Центра:

- обеспечение граждан бесплатным горячим питанием, в том числе путем предоставления им талонов на питание, или продуктовыми наборами;

- оказание материальной помощи;

- предоставление иных услуг, обусловленных региональными особенностями и предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг и др.

Согласно информации, представленной с официального сайта в сети “Интернет“ (www.bashavto-str.fis.ru), Стерлитамакское грузовое АТП филиала ГУП “Башавтотранс“ Республики Башкортостан - крупнейшая транспортно-экспедиционная компания в Республике Башкортостан, занимающаяся перевозкой грузов автомобильным транспортом по всей территории России, междугородними, пригородными и городскими пассажирскими перевозками.

Таким образом, вызывает сомнение информация о том, правомочно ли выдавать Стерлитамакское грузовое АТП филиала ГУП “Башавтотранс“ Республики Башкортостан подобный отзыв об опыте оказания услуг по организации питания малоимущих граждан в г. Стерлитамак.

Следует отметить, что Заявителем копии договоров (контрактов), актов выполненных работ по организации питания граждан в г. Стерлитамаке, в том числе малоимущих, в составе заявки на участие в Конкурсе представлено не было.

Кроме того, Заявителем не представлен оригинал приложенной им в заявке на участие в Конкурсе копии документа - отзыва Стерлитамакского грузового АТП филиала ГУП “Башавтотранс“ Республики Башкортостан.

На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа представил ответ Стерлитамакского грузового АТП филиала ГУП “Башавтотранс“ Республики Башкортостан от 03.07.2009 N К-836а за подписью директора А. на запрос с информацией о том, что отзыв ООО “А“ об оказании услуг по питанию малоимущих граждан в г. Стерлитамаке в период июнь 2005 год - февраль 2009 год не выдавался.

На основании изложенного следует, что ООО “А“ представлены недостоверные сведения, содержащиеся в отзыве Стерлитамакского грузового АТП филиала ГУП “Башавтотранс“ Республики Башкортостан. Таким образом, вынесенное решение конкурсной комиссией об отстранении заявки ООО “А“ от участия в Конкурсе по лотам N 2, N 3 N 4 и N 6 в связи с установлением недостоверности сведений, содержащихся в документе, подтверждающем квалификацию участника размещения заказа, и нерассмотрение конкурсной комиссией заявки на участие в Конкурсе ООО “А“ по лотам N 2, N 3, N 4 и N 6 соответствует положениям и нормам части 4 статьи 12 Закона о размещении заказов.

Комиссия, руководствуясь статьей 60 Закона о размещении заказов,

РЕШИЛА:

признать доводы жалобы ООО “А“ на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации питания для малообеспеченных категорий населения г. Челябинска, лиц без определенного места жительства и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в пунктах общественного питания на период с 1 июля по 31 декабря 2009 года для Управления социального развития Администрации г. Челябинска (по лотам N 2, N 3, N 4 и N 6) необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии

В.А.ЛИВОНЧИК

П.Г.ПАСТУХОВ