Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2009 по делу N А76-8570/2009-61-143 Требования о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельного участка удовлетворены, поскольку согласно ч. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 июня 2009 г. по делу N А76-8570/2009-61-143

Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2009.

Решение в полном объеме изготовлено 29.06.2009.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Тиунова Т.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алексеевой А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Прораб“, г. Копейск Челябинской области

к Управлению имуществом Копейского городского округа г. Копейска Челябинской области

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Копейского городского округа


о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельного участка при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: С.Д.В. - директора на основании протокола общего собрания членов ООО “Прораб“ N 1 от 04.02.2005; Б.Т.С. - по доверенности от 17.06.2009;

от ответчика: Т.Е.В. по доверенности от 11.01.2009 N 3/09,

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Копейского городского округа: не явился; извещен:

установил:


общество с ограниченной ответственностью “Прораб“ (далее по тексту - ООО “Прораб“, заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению имуществом Копейского городского округа (далее по тексту - ответчик, Управление) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 3876 кв. м кадастровый номер 74:30:0104008:82 расположенного по адресу: г. Копейск ул. Темника 18.

Впоследствии заявитель изменил предмет требований, просил суд признать незаконным решение Управления имущества Копейского городского округа об отказе в выкупе земельного участка от 04.02.2009 за N 16-612 и обязать Управление имуществом Копейского городского округа заключить с ООО “Прораб“ договор купли-продажи земельного участка площадью 3876 кв. м кадастровый номер 74:30:0104008:82 расположенного по адресу: г. Копейск ул. Темника 18.

В порядке ст. 49 АПК РФ уточнения предмета требований приняты судом.

В судебном заседании заявитель настаивал на заявленных требованиях в полном объеме с учетом принятых судом уточнений по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему, пояснил, что решение незаконно и противоречит ст. 36 ЗК РФ.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признавал, пояснил, что оспариваемое решение законно и обосновано.


Представитель Администрации Копейского городского округа в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются доказательства его надлежащего извещения о дате, времени и месте судебного заседания, а потому дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав мнения лиц участвующих в деле, изучив представленные материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.

Общество с ограниченной ответственностью “Прораб“ зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г. Копейска 06.01.1997, основной государственный регистрационный номер 1027400778052 (10).

Из материалов дела следует, что ООО “Прораб“ по адресу: г. Копейск, ул. Темника, 18, принадлежит на праве собственности нежилое здание, общей площадью 601,3 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 12.11.2008 74АА870175 (л.д. 13), решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.09.2008 (л.д. 72 - 76).

Распоряжением главы г. Копейска Челябинской области от 30.04.2003 N 709-р “О закреплении земельного участка за ООО “Прораб“ за обществом на условиях аренды сроком на 5 лет для производственной деятельности закреплен земельный участок площадью 0,3876 га, расположенный на землях поселения: г. Копейск, ул. Темника, 18 (л.д. 82).


На основании указанного распоряжения 04.06.2004 между муниципальным учреждением “Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Копейска“ и ООО “Прораб“ заключен договор аренды земельного участка площадью 0,3876 га, N 245 от 04.07.2004 сроком на 5 лет, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. Темникова, 18 (л.д. 81 - 85).

Земельный участок, расположенный по адресу г. Копейск, ул. Темникова, 18, площадью 3876 кв. м поставлен на кадастровый учет за номером 74:30:01 04 008:0082, о чем свидетельствует выписка из государственного земельного кадастра от 30.07.2004 (л.д. 14 - 17).

30.12.2008 ООО “Прораб“ обратилось с заявлением в Управление имуществом Копейского городского округа о выкупе земельного участка площадью 3876 кв. м с кадастровым номером 74:30:01 04 008:0082, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. Темникова, 18 (л.д. 66).

На указанное обращение Управление имуществом Копейского городского округа письмом N 16-612 от 04.02.2009 сообщило, что комиссией по продаже земельных участков принято решение об отказе в выкупе земельного участка с кадастровым номером 74:30:01 04 008:0082, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. Темникова, 18 в связи с тем, что земельный участок расположен в административно-деловой зоне и частично в зоне 2-, 3-этажной застройки. Производственная деятельность не является разрешительным видом использования земельного участка в данной зоне. Запрашиваемая площадь земельного участка в 6,5 раза превышает площадь, занятую нежилым зданием (л.д. 8, 45 - 46).

Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.


В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ“, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Согласно п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства“ в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 ЗК РФ, согласно которой управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами местного самоуправления.

Указанная статья исключает возможность принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся, в том числе, в муниципальной собственности, любыми иными органами или организациями.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Устава Копейского городского округа (принят Постановлением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 28 сентября 2005 г. N 82) (далее - Устав) структуру органов местного самоуправления Копейского городского округа составляют:

1) представительный орган муниципального образования - Собрание депутатов Копейского городского округа (далее - Собрание депутатов);

2) высшее должностное лицо муниципального образования - глава Копейского городского округа (далее - глава городского округа);

3) местная администрация муниципального образования администрация Копейского городского округа (далее - администрация городского округа);


4) контрольный орган муниципального образования - контрольно-счетная палата Копейского городского округа (далее - контрольно-счетная палата);

5) управление социальной защиты населения Копейского городского округа;

6) управление имуществом Копейского городского округа;

7) финансовое управление Копейского городского округа.

Согласно ст. 49 Устава Управление имуществом Копейского городского округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления в сфере управления имуществом городского округа, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также осуществляющий отдельные государственные полномочия в сфере имущественный отношений.

В соответствии с подп. 2 п. 9.1 Положения об Управлении имуществом Копейского городского округа (утверждено Постановлением Собрания депутатов Копейского городского округа от 29.03.2006 N 207) Управление осуществляет продажу находящихся в государственной собственности земельных участков в пределах своих полномочий или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

В силу ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;


резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ указано, что отчуждению не подлежат земельные участки общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие), а также участки в составе земель, предусмотренных генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе земель общего пользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ).

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370.

В силу ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Собранием депутатов Копейского городского округа от 23.08.2006 принято решение “О порядке подготовки и оформления документов при продаже земельных участков приватизированным предприятиям, иным собственникам недвижимости (гражданам и юридическим лицам) на территории Копейского городского округа“ (далее - Порядок). Согласно п. 3, п. 4 Порядка продавцом земельных участков выступает Управление имуществом Копейского городского округа; продажа земельного участка осуществляется Продавцом на основании распоряжения Управления имуществом Копейского городского округа “О предоставлении в собственность земельного участка“, в соответствии с которым заключается договор купли-продажи земельного участка“. Положения п. 4.1 Порядка о том, что основанием для принятия распоряжения Управления имуществом Копейского городского округа является решение (протокол) Комиссии по продаже земельных участков не соответствует вышеуказанным нормам Земельного кодекса РФ.

Указанное положение данного нормативного правового акта органа местного самоуправления не может быть применено судом как несоответствующее положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу - Земельному кодексу РФ.

В силу ч. 2 ст. 13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.

Подача заявления о предоставлении земельного участка в собственность порождает обязанность органа местного самоуправления рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка и принять законное решение.


Из материалов дела следует, что ООО “Прораб“ обратилось с заявлением в порядке ст. 36 ЗК РФ к Управлению имуществом Копейского городского округа за выкупом земельного участка с кадастровым номером 74:30:01 04 008:0082, расположенного по адресу г. Копейск, ул. Темникова, 18, поскольку на данном земельном участке Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости нежилое здание, общей площадью 601,3 кв. м. Данный факт не оспаривался ответчиком в судебном заседании. Заявителем 30.12.2008 подана заявка о выкупе данного земельного участка в Управление имуществом Копейского городского округа с приложением всех необходимых документов.

Возражения ответчика о том, что испрашиваемый обществом земельный участок не может быть предоставлен, поскольку расположен в административно-деловой зоне и частично в зоне 2-, 3-этажной застройки. Производственная деятельность не является разрешительным видом использования земельного участка в данной зоне. Запрашиваемая площадь земельного участка в 6,5 раза превышает площадь, занятую нежилым зданием, отклоняется судом на основании следующего.

Указанный довод ответчика судом отклоняется как не основанный на законе, поскольку действующим законодательством не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Ответчиком не представлены суду генеральный план г. Копейска и доказательства утверждения генерального плана г. Копейска представительным органом местного самоуправления в соответствии с ч. 1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, а также того обстоятельства, что земельный участок расположен в административно-деловой зоне и частично в зоне 2-, 3-этажной застройки.

Решение об отказе в предоставлении заявителю земельного участка противоречит нормам земельного законодательства и нарушает законные права общества на получение участка в собственность. Доказательств наличия законных оснований для непредоставления спорного земельного участка в собственность заявителю ответчиком суду не представлено.

Доводы о том, что запрашиваемая площадь земельного участка превышает площадь, занятую нежилым зданием, судом отклоняется, поскольку согласно ч. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

В соответствии со ст. 201 АПК РФ, суд по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц при принятии решения о признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными, разрешает также вопрос об устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем обязания соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителей, суд полагает возможным обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении ООО “Прораб“ на праве собственности указанного земельного участка, подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка и направления его заявителю с предложением о заключении в установленные законом (ст. 36 Земельного кодекса РФ) сроки.

Поскольку требования, заявленные обществом, судом удовлетворены, судебные расходы подлежат распределению в соответствии с требованиями, установленными ст. 110 АПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.


Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 197, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования общества с ограниченной ответственностью “Прораб“, г. Копейск, удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления имуществом Копейского городского округа на заявку общества с ограниченной ответственностью “Прораб“ об отказе в выкупе земельного участка, общей площадью 3876 кв. м, по адресу: г. Копейск, ул. Темникова, 18, кадастровый номер 74:30:0104008:82, противоречащим статьям 27, 28, 36 Земельного кодекса РФ.

Обязать Управление имуществом Копейского городского округа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью “Прораб“ путем принятия решения о предоставлении земельного участка, общей площадью 3876 кв. м, расположенного по адресу: г. Копейск, ул. Темникова, 18, кадастровый номер 74:30:0104008:82, на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществить подготовку проекта договора купли-продажи и направить его обществу с ограниченной ответственностью “Прораб“ с предложением о заключении соответствующего договора.

Взыскать с Управления имуществом Копейского городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью “Прораб“ государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 47 от 30.03.2009.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о Бремени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья

Т.В.ТИУНОВА