Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.06.2009 по делу N А76-7444/2009-61-102 Установление в документации об аукционе требований к участникам размещения заказа о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность, включая оптовую торговлю при отсутствии сведений о возможности предприятий-производителей лекарственных средств принимать участие в аукционе противоречит Закону о размещении заказов и Закону о защите конкуренции, поскольку ограничивает круг хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в аукционе, лишает возможности производителей лекарственных средств участвовать в нем, а потому требования заявителя не подлежат удовлетворению.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 июня 2009 г. по делу N А76-7444/2009-61-102

Резолютивная часть решения объявлена 25.06.2009.

Решение в полном объеме изготовлено 29.06.2009.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Тиунова Т.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Закрытое акционерное общество “Биокад“

о признании незаконными п.п. 2, 3 решения от 27.03.2009 года N 0988/09

от заявителя: К.Я.С. по доверенности от 29.12.2008 N 31;

от ответчика: И.Т.В. - специалиста-эксперта по доверенности от 13.01.2009 N 9;

от
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Закрытого акционерного общества “Биокад“: К.А.В. по доверенности от 01.10.2008 N 18;

установил:

Челябинский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее по тексту - Фонд, заявитель, ЧОФОМС) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее по тексту - ответчик, УФАС по Челябинской области) о признании незаконным п. 2 решения от 27.03.2009 N 0988/09.

Впоследствии заявитель уточнил предмет требований. Просил суд признать незаконными п.п. 2, 3 решения от 27.03.2009 N 0988/09.

Уточнения предмета требований судом приняты в порядке ст. 49 АПК РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях в объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признал по основаниям, указанным в отзыве.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании требования не поддержал по основаниям, указанным во мнении.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 16.06.2009 до 25.06.2009 16.30 часов, о чем информация была размещена в сети Интернет на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства дела.

Челябинский областной фонд обязательного медицинского страхования (зарегистрирован в качестве юридического лица Администрацией г. Челябинска 24.01.1994, основной государственный регистрационный номер 1027403869327 (л.д. 6)).

Как следует из материалов
дела, 12.03.2009 г. состоялось заседание аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на 2 квартал 2009 по 98 лотам. Результаты рассмотрения заявок оформлены протоколом N 02-29/1 от 12.03.2009.

Из содержания пункта 8 информационной карты документации об аукционе видно, что заявка на участие в открытом аукционе должна содержать копию действующей лицензии на фармацевтическую деятельность, включая оптовую торговлю (л.д. 49).

По лоту N 79 комиссией были рассмотрены заявки участников ЗАО Биокад и ОГУП “Областной аптечный склад“. ЗАО Биокад не был допущен к участию в аукционе, в связи с отсутствием в числе приложений к заявке на участие в аукционе лицензии на оптовую торговлю.

Названное обстоятельство обращение ЗАО “Биокад“ с жалобой в УФАС по Челябинской области повлекло на действия Фонда при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на 2 квартал 2009 года.

27.03.2003 УФАС по Челябинской области рассмотрена жалоба ЗАО “Биокад“ на действия Фонда при проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств и изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Челябинской области на 2 квартал 2009 года и вынесено решение N
63ж/2009, пунктом вторым которого признаны обоснованными доводы жалобы ЗАО “Биокад“ на действия заказчика в части неправомерного ограничения участия в аукционе путем установления документации об аукционе требований к участникам размещения заказа о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность, включая оптовую торговлю при отсутствии сведений о возможности предприятий - производителей лекарственных средств принимать участие в аукционе, а пунктом третьим в действиях заказчика признано нарушение положений ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 11, п. 10 ч. 4 ст. 22, ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее по тексту - Закон о размещении заказов), ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее по тексту - Закон о защите конкуренции (л.д. 19 - 20)).

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает
на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ“, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования заявителей не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

Указанным Законом установлен единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения
заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ч. 1 ст. 8 Закона о размещении заказов).

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о размещении заказов участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса и аукциона.

Согласно п. 1 ст. 25 Закона о размещении заказа для участия в конкурсе участник подает заявку в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О
защите конкуренции“ не допускается ограничение доступа к участию в торгах, в том числе путем требований к участникам размещения заказа, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (п. 2.1 ст. 34 Закона).

В силу ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Согласно п. 10 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать: требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4, 4.2 - 5, 6, 7 и 10 части 4 статьи 22 настоящего Федерального закона, должна содержать следующие сведения:

в соответствии с частями 2 - 3 статьи 35 настоящего Федерального закона требования к содержанию, составу, оформлению и форме заявки на участие в аукционе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, и инструкцию по ее заполнению;

изображение товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении в случае, если в документации об
аукционе содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении;

изображение товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении, а также место, даты начала и окончания, порядок и график осмотра участниками размещения заказа образца или макета товара, на поставку которого размещается заказ, в случае, если в документации об аукционе содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого размещается заказ, и такой образец или макет не может быть приложен к документации об аукционе;

порядок, место, дату начала и дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. При этом датой начала срока подачи заявок на участие в аукционе является день, следующий за днем опубликования в официальном печатном издании или размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона. Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе устанавливается в соответствии с частью 6 статьи 35 настоящего Федерального закона;

порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе. При этом срок отзыва заявок на участие в аукционе устанавливается в соответствии с частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона;

формы, порядок, даты начала и окончания предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений документации об аукционе в соответствии с частью 8 настоящей статьи;

начальная (максимальная) цена контракта (цена
лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию (с указанием начальной (максимальной) цены каждой запасной части) и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг;

величина понижения начальной цены контракта (“шаг аукциона“);

место, день и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе;

место, дата и время проведения аукциона;

перечень запасных частей к технике, к оборудованию в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ;

срок, в течение которого победитель аукциона должен подписать проект государственного или муниципального
контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 40 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона;

возможность заказчика изменить количество поставляемых по контракту товаров в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона;

размер обеспечения заявки на участие в аукционе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в аукционе;

размер обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса;

возможность заказчика увеличить количество поставляемого товара при заключении контракта в соответствии с частью 6.5 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ организации - производители лекарственных средств могут продавать лекарственные средства или передавать в распоряжение других организаций - для целей производства, организаций оптовой торговли лекарственных средств, аптечных учреждений. Принимая во внимание объем предоставленных названной нормой полномочий и тождественность установленного ст. 28 названного Закона круга субъектов, кругу субъектов, которым лекарственные средства могут передаваться лицами, имеющими лицензию на оптовую торговлю (ст. 29 Закона), суд считает требование о предоставлении лицензии на оптовую торговлю ограничивающим участие в аукционе производителей лекарственных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в порядке, предусмотренном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии в судебном порядке.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, установление в документации об аукционе требований к участникам размещения заказа о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность, включая оптовую торговлю при отсутствии сведений о возможности предприятий-производителей лекарственных средств принимать участие в аукционе противоречит ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 34 Закона о размещении заказов и ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, поскольку ограничивает круг хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в аукционе, т.к. лишает возможности производителей лекарственных средств участвовать в нем, а потому требования заявителя не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что доводы заявителей основаны на ошибочном толковании норм материального права и не нарушают прав и законных интересов заявителем в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что п. п. 2, 3 решения УФАС по Челябинской области от 27.03.2009 являются законными, обоснованными, а потому оснований для удовлетворения требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области о признании незаконными п.п. 2, 3 решения N 0988/09 от 27.03.2009, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aaa.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья

Т.В.ТИУНОВА