Законы и бизнес в России

Решение Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа Челябинской области от 24.06.2009 N 114 “Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы“ (вместе с “Порядком проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Усть-Катавского городского округа и проектов муниципальных правовых актов Усть-Катавского городского округа“)

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ УСТЬ-КАТАВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

девятое заседание

РЕШЕНИЕ

от 24 июня 2009 г. N 114

Об утверждении Порядка проведения

антикоррупционной экспертизы

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ “О противодействии коррупции“, Законом Челябинской области от 29 января 2009 г. N 353-ЗО “О противодействии коррупции в Челябинской области“, Уставом Усть-Катавского городского округа Собрание депутатов

РЕШАЕТ:

1. Утвердить Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Усть-Катавского городского округа и проектов муниципальных правовых актов Усть-Катавского городского округа (приложение).

2. Опубликовать настоящее решение в газете “Усть-Катавская неделя“.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя комиссии по законодательству, местному самоуправлению, регламенту, депутатской этике и связям с общественностью В.Н.
Михеева.

Глава Усть-Катавского

городского округа

Челябинской области

А.С.ХУРАМОВ

Приложение

к решению

Собрания депутатов

Усть-Катавского

городского округа

Челябинской области

от 24 июня 2009 г. N 114

Порядок

проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных

правовых актов Усть-Катавского городского округа

и проектов муниципальных правовых актов

Усть-Катавского городского округа

1. Общие положения

1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Усть-Катавского городского округа и проектов муниципальных правовых актов Усть-Катавского городского округа (далее - Порядок) устанавливает процедуру проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Усть-Катавского городского округа и проектов муниципальных правовых актов Усть-Катавского городского округа (далее - правовые акты) в целях выявления в правовых актах коррупциогенных факторов, внесения предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.

2. Порядок распространяется на отношения, связанные с проведением экспертизы правовых актов Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа (далее - Собрание депутатов городского округа), главы Усть-Катавского городского округа (далее - главы городского округа), администрации Усть-Катавского городского округа (далее - администрации городского округа).

2. Процедура проведения

антикоррупционной экспертизы правовых актов

3. Антикоррупционной экспертизе (далее - экспертиза) в обязательном порядке подлежат правовые акты, регулирующие отношения в сферах:

регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина;

расходования бюджетных средств, в том числе оказания финансовой поддержки, предоставления льгот, бюджетных кредитов, муниципальных гарантий;

управления муниципальной собственностью и размещения муниципального заказа;

осуществления контрольных, разрешительных и регистрационных полномочий органов местного самоуправления Усть-Катавского городского округа;

муниципальной службы;

определения статуса депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного самоуправления.

По иным правовым актам экспертиза проводится по решению Собрания депутатов городского округа или главы городского округа в соответствии с их компетенцией.

4. Экспертиза правовых актов проводится специалистами аппарата Собрания депутатов городского округа, уполномоченными соответствующим правовым актом Собрания депутатов городского округа, функциональными (территориальными) органами администрации города, уполномоченными соответствующим правовым актом главы городского округа:

1) в ходе подготовки проектов правовых актов;

2) в ходе осуществления правовой экспертизы проектов правовых актов;

3) в случае принятия решения руководителем соответствующего органа местного самоуправления при установлении в рамках правового мониторинга необходимости внесения изменений и дополнений в действующие правовые акты;

4) в иных случаях принятия решения руководителем соответствующего органа местного самоуправления о проведении экспертизы действующего правового акта.

5. При проведении экспертизы правовых актов выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы (далее - факторы):

1) коллизии правовых норм

Не допускаются несоответствие между правовыми актами, разными по юридической силе или имеющими одинаковую юридическую силу, наличие противоречий (коллизий) между нормами одного правового акта или нормами различных правовых актов;

2) наличие юридико-лингвистической коррупциогенности

Не допускается использование в правовом акте неясных формулировок, терминов, понятий и категорий оценочного характера, двусмысленных терминов.

В правовом акте не допускается установление норм с нечетким указанием условий, при которых субъект правоприменения правомочен принимать определенные решения, норм, содержащих отсылку к несуществующим нормам права, а также установление и использование
норм, допускающих расширительное толкование;

3) наличие в правовом акте пробела в правовом регулировании отношений, которые данный правовой акт призван регулировать, а также пробела в установлении полномочий органов местного самоуправления, должностных лиц или иных субъектов правоприменения

Если реализация этого требования в правовом акте невозможна или нецелесообразна, то в нем должны содержаться положения, указывающие на правовые акты, которые содержат соответствующие нормы.

В правовом акте недопустима подмена терминов, обозначающих одновременно возможность и обязательность действий субъекта правоприменения (“осуществляет“, “рассматривает“, “принимает“ и т.п.), терминами, отражающими одну лишь возможность решения или действия (“может“, “вправе“ и т.д.). В правовом акте должна быть установлена связь между зафиксированными в нем правами гражданина, правами организаций и соответствующими обязанностями органа местного самоуправления;

4) широкие дискреционные (реализуемые по собственному усмотрению) полномочия должностных лиц или иных субъектов правоприменения в связи с реализацией ими своих полномочий

Не допускается установление в правовом акте нескольких возможных вариантов решений (действий) без точного определения основания для принятия одного из них. Пределы свободного усмотрения субъектов правоприменения должны быть ограничены.

В правовом акте, по возможности, следует устанавливать сроки для совершения должностными лицами обязательных действий в отношении граждан и организаций, исключать оценочные формулировки обстоятельств, являющихся основанием для совершения таких действий, исключать возможность должностного лица по своему усмотрению начинать и завершать юридические процедуры;

5) необоснованно завышенные требования к лицу,
предъявляемые для реализации его права

Не допускается в правовом акте устанавливать требования, которые выходят за разумно допустимый уровень, в том числе излишне большой перечень документов, которые необходимо представить для реализации прав, необходимость получения большого числа согласований, экономически необоснованные размеры платы за оказание муниципальных услуг, установление большого числа специальных признаков, которыми должен обладать гражданин или организация для занятия определенным видом деятельности или получения муниципальной поддержки;

6) отсутствие или дефекты конкурсных процедур при предоставлении какого-либо права или преимущества, выделении гражданам и организациям средств из бюджета города, в том числе отсутствие механизма обеспечения достаточного количества участников конкурса, низкая информированность потенциальных участников конкурса о его проведении, недостаточный период времени между объявлением конкурса и окончанием приема заявок участников, необоснованное применение закрытого конкурса, отсутствие четких критериев конкурсного отбора

7) отсутствие положений об ответственности должностных лиц, иных субъектов правоприменения

В случае, если в правовом акте содержатся предписания, устанавливающие обязанности должностных лиц или муниципальных служащих, то в нем должны быть указаны санкции за их неисполнение (при условии, что такие санкции отсутствуют в действующем законодательстве). Если же соответствующие санкции или вид ответственности (уголовная, административная, иные виды ответственности) предусмотрены нормативными правовыми актами, необходимо отразить это обстоятельство;

8) иные факторы, способствующие созданию условий для проявления коррупции

6. Экспертиза правовых актов проводится в сроки, установленные для проведения правовой
экспертизы.

7. Результаты проведения экспертизы отражаются в соответствующем заключении с указанием на отсутствие или наличие в правовом акте факторов.

8. При выявлении факторов в заключении проводится их описание, в том числе с подготовкой предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.

9. Заключение, составленное по результатам проведения экспертизы правового акта, вместе с рассмотренным правовым актом направляются разработчику проекта правового акта либо руководителю органа местного самоуправления в соответствии с его компетенцией в случае рассмотрения действующего правового акта.

10. Заключение является основанием для внесения изменений в правовой акт.

11. В случае отсутствия в правовом акте факторов правовой акт направляется руководителю соответствующего органа местного самоуправления для рассмотрения и принятия в установленном порядке.

При возникновении разногласий в процессе устранения из правового акта факторов решение о внесении изменений в правовой акт принимается руководителем органа местного самоуправления в соответствии с его компетенцией.

12. Методики проведения экспертизы, отражающие алгоритм действий специалистов, осуществляющих экспертизу, порядок взаимодействия специалистов аппарата Собрания депутатов городского округа, депутатских комиссий, функциональных (территориальных) органов администрации городского округа, возможность привлечения независимых экспертов утверждаются Собранием депутатов городского округа или главой городского округа в соответствии с их компетенцией.