Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.06.2009 по делу N А76-5252/2009-56-227 В удовлетворении требований о признании недействительным предписания судом установлено, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству (Правилам пожарной безопасности, Федеральному закону “О пожарной безопасности“) и не нарушает прав заявителя.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 июня 2009 г. по делу N А76-5252/2009-56-227

Решение в полном объеме изготовлено 23 июня 2009 года.

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2009 года.

Судья арбитражного суда челябинской области Худякова В.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев материалы дела по заявлению Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида“, г. Троицк к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, г. Челябинск

3-е лицо не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Комиссия правительства Челябинской области по предупреждению и
ликвидации ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, г. Челябинск

о признании недействительным предписания

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя: М.И.В. - директор (приказ от 20.11.2006 N 238, паспорт)

от ответчика: Ч.Д.В. - представитель ГУ МЧС по Челябинской области (доверенность от 13.04.2008 N 22082-1-20, служебное удостоверение ГПН N 35134)

от 3-его лица не явились извещены

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида“, г. Троицк (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд Челябинской области к Главному управлению МЧС по Челябинской области (далее - ответчик, Управление) с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления N 160 от 02.06.2009 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 10000 рублей и недействительным предписания N 71/64/1-11 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Определением Арбитражного суда Челябинской области в отдельное производство выделено требование о признании незаконным Постановления N 160 от 02.06.2009 года о привлечении к административной ответственности.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования заявителя уточнены.

Заявитель считает оспариваемое предписание недействительным, так как проверка, по результатам которой вынесено предписание состоялась без уведомления директора школы. Заявитель также считает, что предписание противоречит СНиП 10.01.94 п. 8.5, согласно которому на здания построенные
по ранее действующим нормативным документам вновь разрабатываемые документы не распространяются.

Представителем Управления заявленные требования отклонены, ссылаясь на соответствие оспариваемого предписания Федеральному закону “О пожарной безопасности“, отсутствие доказательств нарушения оспариваемым предписанием прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

ответственности

Заслушав представителей заявителя, административного органа, а также, исследовав все материалы дела, арбитражный суд

установил:

из материалов дела видно, что с 4 по 9 февраля 2009 года административным органом проведено внеплановое мероприятия по надзору за соблюдением заявителем требований пожарной безопасности на территории и в здании и сооружении по адресу г. Троицк ул. Крупская, 1.

Осмотром установлены следующие нарушения: подвальный этаж не отделен от первого этажа тамбур шлюзом с подпором воздуха при пожаре (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 3), у пожарных гидрантов, а также по направлению движения к ним, не установлены соответствующие показатели (объемные со светильником или плоские выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 90, СНиП 21-01-97 п. 6.32), - в спальном корпусе радиаторы отопления расположены на высоте не менее 2,2 м от уровня пола (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 3), - на 1-м этаже здания спального корпуса размещен компьютерный класс (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 3), - на 3 этаже учебного корпуса между коридором и площадкой лестничной клетки запасного
выхода имеется перепад высот (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97 п. 6.28) - люки лаза в чердачное помещение учебного корпуса не выполнены противопожарными материалами (нарушение Правил пожарной безопасности 01-03 п. 3), - внутренняя дверь запасного эвакуационного выхода из левого крыла учебного корпуса открывается по направлению выхода из здания (п. 52 Правил пожарной безопасности 01-03), - двери выхода из теплого перехода находятся в аварийном состоянии (п. 53 Правил пожарной безопасности 01-03), - не устранены перепады высот в полу на путях эвакуации в теплом переходе (п. 6.25 СНиП 21-01-97) двери запасных эвакуационных выходов не закрыты на легкооткрывающиеся запоры (п. 53 Правил пожарной безопасности 01-03), - между школой и пожарной частью отсутствует прямая телефонная связь (п. 39 Правил пожарной безопасности). По результатам проверки составлен акт N 71 от 09.02.2009.

13.02.2009 г. административным органом учреждению выдано предписание N 71/64/1-11 об устранении нарушений в III квартале 2009 года.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным названного предписания.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ (далее - Закон) предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться
или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 (Правила), собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители, должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечением пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Правилами пожарной безопасности предусмотрено:

- Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (пункт 3 Правил).

- Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа (пункт 52 Правил).

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается:

загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также
хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости);

фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг (Пункт 53 Правил).

- Организации с массовым пребыванием людей, а также потенциально опасные в пожарном отношении предприятия нефтепереработки, деревообработки, химической промышленности и др. необходимо обеспечивать прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны или центральным пунктом пожарной связи населенных пунктов (пункт 39 Правил).

- У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 90 Правил).

Пунктом 5.14 СНиП 21-01-97 установлены Противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части.

Пунктом 6.25
СНиП 21-01-97* установлено, что в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.

Пунктом 7.3 СНиП 21-01-97 установлено, что в зданиях всех классов функциональной пожарной опасности допускается по условиям технологии предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным или цокольным этажом и первым этажом. Они не учитываются при эвакуации, за исключением случая, оговоренного в п. 6.9. Пунктом 6.9 СНиП 21-01-97 установлены эвакуационные выходы.

Эти лестницы должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.

Допускается не предусматривать вышеуказанного ограждения таких лестниц в зданиях класса.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“, государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. При этом главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих
требованиям пожарной безопасности.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ “О пожарной безопасности“ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Выдача по итогам внеплановой проверки такого документа как предписание соответствует статье 6 Федерального закона N 69-ФЗ, пункту 9 Положения о государственном пожарном надзоре, пункту 55 Инструкции, утвержденной Приказом МЧС от 17.03.2003 г. N 132, и обусловлена наличием выявленных нарушений Правил пожарной безопасности.

Из анализа Положения о государственном пожарном надзоре следует, что при выявлении нарушений требований пожарной безопасности должностные лица органов государственного пожарного надзора выносят обязательные для исполнения предписания, адресованные руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам.

В пункте 10 Положения поименовано право должностных лиц пожарного надзора вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ, в то время как внесение предложений органу местного самоуправления по устранению нарушений в области пожарной безопасности нормативными актами не предусмотрено.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Полно и всесторонне исследовав все материалы дела судом установлено, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству (Правилам пожарной безопасности, Федеральному закону “О пожарной безопасности“ и не нарушает прав заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида“ государственную пошлину в размере 2000 (Две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья:

В.В.ХУДЯКОВА