Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.06.2009 по делу N А76-5442/2009-58-118 Отказ обществу в приобретении патронов в запрашиваемом количестве для торговли в течение шести месяцев (срок действия лицензии) по основаниям несоответствия места хранения оружия и патронов противоречит ст. 9 и 18 Закона об оружии и подлежит признанию незаконным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 июня 2009 г. по делу N А76-5442/2009-58-118

Судья Арбитражного суда Челябинской области Карпачева М.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якуповой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества “Ново-Интэк“, г. Челябинск

к Главному Управлению Внутренних Дел по Челябинской области

о признании решения об отказе в выдаче лицензии незаконным

При участии в судебном заседании:

от заявителя: Д., паспорт РФ, полномочия генерального директора подтверждены решением акционера ЗАО “Ново-Интэк“ N 7 от 01.06.08 (л.д. 14);

от ответчика: К., удостоверение N 030761 от 22.01.07, личный N Б-053937, доверенность от 11.01.2009 N 3; Л., удостоверение ЧЕЛ N 048044 личный N А-593722,
доверенность (л.д. 84)

установил:

закрытое акционерное общество “Ново-Интэк“ (далее: заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании отказа Главного Управления Внутренних Дел по Челябинской области от 02.03.2009 (уведомление серии 216/12-287) в выдаче лицензии незаконным и обязании Главного Управления Внутренних Дел по Челябинской области выдать Закрытому акционерному обществу “Ново-Интэк“ лицензии на приобретение требуемого количества патронов в соответствии с заявлением общества от 04.02.2009.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2 - 4), считает, что отказ ответчика в выдаче разрешения на приобретение 134000 патронов необоснован и нарушает права заявителя. В обоснование доводов ссылается на нарушения ответчиком ст. 9 и 10 Закона РФ “Об оружии“. В ст.ст. 9, 18 ФЗ “Об оружии“ основания отказа ГУВД по Челябинской области в получении лицензии по причине несоответствия места хранения оружия и патронов запрашиваемому количеству патронов (134000) не предусмотрены. Пункт 55 главы 11 “Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ“ Постановления Правительства РФ N 814 от 21.07.98 не устанавливает дополнительные условия для получения лицензии на приобретение патронов в количестве 134000. ЗАО “Ново-Интэк“ намерено приобретать патроны по частям. Отказом ответчика в выдаче разрешения на приобретение 134000 патронов нарушается право заявителя на осуществление предпринимательской деятельности, ограничивается товарооборот общества.

Представитель Главного Управления Внутренних Дел по Челябинской области (далее: ответчик, лицензирующий орган) в судебном заседании требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве по делу (л.д. 25 - 26), ссылаясь на то, что основанием отказа в выдаче лицензии ЗАО “Ново-Интэк“ на приобретение патронов в количестве 134000 является невозможность обеспечения учета
и сохранности оружия. Приказом МВД от 12.04.99 N 288, Постановлением Правительства РФ N 814 установлены повышенные требования к условиям хранения патронов и оружия в большом количестве. Заявитель не имеет надлежащих условий хранения. Хранилище ЗАО “Ново-Интэк“ предназначено для хранения не более 50000 патронов. Считает заявленные требования необоснованными.

Заслушав представителей сторон, изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Закрытое акционерное общество “НОВО-ИНТЭК“ зарегистрировано в качестве юридического лица 01.03.1994 года под основным государственным регистрационным номером 1027403779512, о чем выдано свидетельство серии 74 N 002125369 (л.д. 13).

Как видно из материалов дела, одним из видов деятельности Общества является оптовая и розничная торговля гражданским и служебным оружием (л.д. 11). Торговля оружием и патронами осуществляется через магазин “Активный отдых“, расположенный по адресу: город Челябинск, ул. Чайковского, 183. В целях осуществления указанной деятельности Обществом получена лицензия от 09.10.2008 серии ЛТО N 0002493 на осуществление торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему в количестве 50000 штук сроком до 09.10.2013 г. (л.д. 9).

Судом по материалам дела установлено, что приобретаемые Обществом оружие и патроны хранятся в оборудованном в соответствии с требованиями действующего законодательства помещении по адресу: г. Челябинск, ул. Чайковского, 183. Хранение боеприпасов для служебного и гражданского оружия и оружия в указанном помещении осуществляется на основании Разрешения на хранение оружия и патронов к нему от 09.10.2008 года серии РХТ N 0005795 сроком до 09.10.2013 г. (л.д. 9).

Общество 04.02.2009 обратилось к начальнику ГУВД по Челябинской области с заявлением о выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов в количестве 140000 штук для целей торговли. Уведомлением от 02.03.2009 лицензирующий орган
отказал Обществу в выдаче 134000 патронов из 140000 испрашиваемых в заявлении со ссылкой на статьи 9, 18 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ “Об оружии“, пункт 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 и утвержденную приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288 Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Не согласившись с отказом ответчика в выдаче лицензии на приобретение 134000 патронов, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса Российской федерации, части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения
либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.

При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений, действий (бездействий) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Отношения по обороту гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ регулируются нормами Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ “Об оружии“, Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 (далее - Правила) и утвержденной приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288 Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).

В качестве оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче лицензии ответчик указал на невозможность обеспечения Обществом учета сохранности запрашиваемого количества патронов в соответствии с требованиями, установленными МВД РФ.

Статьей 22 Закона об оружии предусмотрена возможность хранения оружия и боеприпасов к нему при соответствующем разрешении.

Пунктом 55 Правил предусмотрена обязанность юридических лиц хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Пунктом 170 Инструкции регламентированы требования, предъявляемые к помещениям, предназначенным для хранения
оружия и боеприпасов.

Судом по материалам дела установлено и не оспаривается УВД, что используемое Обществом помещение для хранения оружия и боеприпасов отвечает установленным нормативной базой условиям для хранения 50000 патронов (акты от 18.02.2009, от 10.02.2009 г., от 11.02.2009 л.д. 28, 32, 38). Сведения о том, что ответчиком выявлены нарушения требований законодательства в области хранения оружия и боеприпасов, послужившие основанием для отказа в выдаче лицензии, суду не представлены.

В судебном заседании представителем ответчика не оспаривается, что основанием для издания оспариваемого ненормативного правового акта являлась только невозможность обеспечения Обществом учета сохранности запрашиваемого количества патронов.

Из представленного в материалы дела заявления общества от 04.02.2009 года следует, что общество намерено получить разрешение на приобретение патронов с целью торговли указанными боеприпасами.

Согласно ст. 9 Закона об оружии приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями.

Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Срок действия лицензии на приобретение оружия и патронов к нему - шесть месяцев со дня выдачи лицензии.

Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений;

невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение
этих условий;

другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.

В случае отказа в выдаче лицензии указанные органы обязаны в письменной форме проинформировать об этом заявителя с указанием причин отказа. Отказ в выдаче лицензии и нарушение сроков рассмотрения заявления могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.

Статьей 18 Закона об оружии установлено, что торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

Юридические лица, имеющие право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, обязаны:

иметь соответствующие учредительные и регистрационные документы, лицензии на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему или торговлю ими;

иметь сертификат на продаваемые гражданское и служебное оружие и патроны к нему, разрешение органов внутренних дел на хранение указанного оружия;

требовать от покупателя предъявления лицензии на приобретение данного вида оружия, за исключением оружия, на приобретение которого лицензия не требуется;

обеспечивать учет приобретаемого и продаваемого оружия, а также хранение учетной документации в течение 10 лет;

представлять в органы внутренних дел ежемесячно сведения о проданных гражданском и служебном оружии и патронах к нему, об их покупателях по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

регистрировать в лицензии покупателя продаваемые газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами
народов Российской Федерации или казачьей формой, а также регистрировать в охотничьем билете, в членском охотничьем билете охотничье холодное клинковое оружие;

обеспечивать сохранность оружия и безопасность его хранения;

представлять в федеральную пулегильзотеку пули и гильзы, отстрелянные из продаваемого служебного и нарезного гражданского оружия, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Из системного толкования приведенных выше норм следует, что юридическое лицо, занимающееся торговлей оружия, получив в установленном порядке лицензию на приобретение оружия и патронов к нему в течение всего срока действия лицензии (шесть месяцев) имеет право приобретать указанное в лицензии наименование и количество видов оружия и боеприпасов. При этом наличие такой лицензии не свидетельствует в безусловном порядке об обязанности такого лица закупить указанное в лицензии количество товара один раз. С целью соблюдения предусмотренной законом обязанности обеспечивать сохранность оружия и безопасность его хранения (ст. 18 Закона об оружии) общество должно регулировать объемы приобретения таким образом, чтобы ежедневные объемы хранения и реализации оружия и боеприпасов в течение всего времени действия лицензии не превышали предельных объемов, разрешенных обществу лицензиями на торговлю и хранение (50000 ед.).

Арбитражный суд полагает, что лицензирующим органом неверно применены нормы права, в частности ст. 9 и 18 Закона об оружии. Довод ответчика о невозможности обеспечения Обществом учета сохранности запрашиваемого количества патронов в соответствии с требованиями, установленными МВД РФ судом не принимается, поскольку общество обратилось с заявлением о выдаче лицензии на приобретение оружия и патронов, а не на его хранение.

Согласно п. 91 Инструкции контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами
внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.

В силу п.п. 92, 92.4, 92.6 Инструкции сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия и патронов имеют право при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации, должностными лицами и работниками юридических лиц письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока, правовых норм и правил, которые нарушены или не исполнены. По фактам нарушений установленных правил оборота оружия лицами, ответственными за его сохранность и безопасность использования, либо гражданами выносить письменные предупреждения либо составлять протоколы об административных правонарушениях.

Арбитражный суд полагает, что установление лицензирующим органом в ходе проводимых им плановых и внеплановых проверок нарушений обществом условий хранения оружия и боеприпасов, в том числе, выявление фактов хранения патронов свыше установленной нормы - 50000 штук, может являться основанием для применения адекватных мер государственного реагирования с целью восстановления публичного порядка, в том числе приостановления или прекращения действия ранее выданных лицензий.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает отказ обществу в приобретении патронов в запрашиваемом количестве для торговли в течение шести месяцев (срок действия лицензии) по основаниям несоответствия места хранения оружия и патронов необоснованным, противоречащим ст. 9 и 18 Закона об оружии, и подлежащим признанию его незаконным. Иных оснований для отказа в выдаче лицензии в оспариваемом отказе, выраженном в письме от 02.03.2009 года серии УО N 216/12-287, не указано.

Изучив представленные в материалы дела документы, арбитражный
суд полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт ответчика нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ограничивается право заявителя на организацию товарооборота в соответствии с установленным действующим законодательством порядком.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно подпункту 3 пункта 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Учитывая фактические обстоятельства дела, арбитражный суд считает необходимым в качестве восстановления нарушенных прав заявителя указать на обязанность Главного управления внутренних дел по Челябинской области в месячный срок со дня вступления в силу настоящего решения выдать заявителю лицензию на приобретение 134000 патронов на основании заявления от 04.02.2009 года.

При обращении в суд заявителем уплачена госпошлина в размере 2000 руб. платежными поручениями N 592 от 23.03.2009 года и N 642 от 06.04.2009 г. (л.д. 18 и 23).

В связи с удовлетворением требований заявителя, расходы по уплате госпошлины - 2000 рублей подлежат взысканию с противоположной стороны - Главного управления внутренних дел по Челябинской области в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. 102, 110, 167 - 170, 176, 198 - 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования Закрытого акционерного общества “Ново-Интэк“ удовлетворить.

Признать незаконным, как противоречащий ст. 9, 18 Федерального закона от 13.12.1996 г. N 150-ФЗ “Об оружии“ отказ Главного Управления Внутренних Дел по Челябинской области от 02.03.2009 (уведомление серии 216/12-287) в выдаче лицензии и обязать Главное Управление Внутренних Дел по Челябинской области в месячный срок с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу выдать Закрытому акционерному обществу “Ново-Интэк“ лицензию на приобретение 134000 патронов в соответствии с заявлением общества от 04.02.2009.

Взыскать с Главного Управления Внутренних Дел по Челябинской области в пользу закрытого акционерного общества “Ново-Интэк“ расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб., уплаченных по платежным поручениям N 592 от 23.03.2009 г. и N 642 от 06.04.2009 года.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

М.И.КАРПАЧЕВА