Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.06.2009 по делу N А76-3946/2009-9-261 Поскольку сторонами не достигнуто соглашение по существенным условиям договора, то государственный контракт на оказание услуг по проведению предпроектного обследования автоматизированной системы и проектных работ по созданию комплексной защиты конфиденциальной информации в автоматизированной системе на базе программного комплекса существующей сети является незаключенным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 июня 2009 г. по делу N А76-3946/2009-9-261

Судья Арбитражного суда Челябинской области С.М. Скрыль,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования.

к ЗАО “Гранит-Информ“, г. Челябинск

о расторжении государственного контракта.

в заседании приняли участие:

от истца: О. - представитель, действующий по доверенности N 61 от 04.05.2009, удостоверение N 7 от 06.04.2005, К. - представитель по доверенности N 31 от 29.12.2008, удостоверение N 143 от 02.04.2008.

от ответчика: П. - представитель, действующий по доверенности б/н от 30.04.2009,
установил:

истец обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском о расторжении государственного
контракта N 1609-ОМС от 06.11.2008 на оказание услуг по проведению предпроектного обследования Автоматизированной системы ЧОФОМС и проектных работ по созданию комплексной защиты конфиденциальной информации в Автоматизированной системе ЧОФОМС на базе программного комплекса ViPNet CUSTOM существующей сети ViPNet.

Ответчик иск отклонил, представил в материалы дела отзыв (л.д. 104 - 107). Ответчиком приведены доводы о том, что истец препятствовал выполнению работ, отказывал в предоставлении необходимой информации. Кроме того, ответчик полагает, что спорный государственный контракт является договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, и поскольку сторонами не согласованы такие существенные условия договора подряда, как сроки выполнения работ. Соответственно, по мнению ответчика, государственный контракт N 1609-ОМС от 06.11.2008 является незаключенным.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд считает иск не подлежащим удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, Челябинским областным фондом обязательного медицинского страхования по результатам открытого аукциона (Протокол N 02-21/2 от 21.10.2008) с победителем - ЗАО “Гранит Информ“ был подписан государственный контракт N 1609-ОМС от 06.11.2008 на оказание услуг по проведению предпроектного обследования Автоматизированной системы ЧОФОМС и проектных работ по созданию комплексной защиты конфиденциальной информации в Автоматизированной системе ЧОФОМС на базе программного комплекса ViPNet CUSTOM существующей сети ViPNet.

Согласно п. 3.1.1 контракта исполнитель обязался своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить заказчику отчетную документацию. Срок полного оказания услуг - не позднее 25.12.2008. Перечень услуг предусмотрен Приложением N 1 к Контракту (л.д. 20 - 23).

Указанный перечень услуг, предусматривает поэтапное выполнения определенных действий направленных на создание комплексной защиты конфиденциальной информации в Автоматизированной системе ЧОФОМС.

В соответствии с п. 1 ст.
8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Судом установлено, что возникшие между сторонами правоотношения регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде, в которой помимо общих положений о подряде (ст.ст. 702 - 729) в параграфе 5 для данного вида договора, а именно государственного и муниципального контракта предусмотрены специальные нормы (ст.ст. 763 - 768).

Договор подряда отличается от договора на возмездное оказание услуг тем, что результат деятельности подрядчика имеет овеществленный характер и выражается в создании вещи по заданию заказчика или ее трансформации (реконструкции, ремонте и т.д.), в отличие от деятельности услугодателя, не приводящей к созданию вещественного результата; по договору подряда ценность для заказчика представляет результат работ, в договоре на оказание услуг ценностью для заказчика являются сами действия исполнителя. Отличительные черты строительного подряда - сфера применения, особый характер предмета, то есть специфика самих работ и их результата.

В связи с тем, что предметом государственного контракта N 1609-ОМС от 06.11.2008 является выполнение работ по проектированию и созданию комплексной защиты информации, результатом которых является овеществленный результат, данный договор квалифицируются судом как договор подряда.

В соответствии со ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядные строительные работы (статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации), проектные и изыскательские работы (статья 758 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального
контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Иными словами, согласно ст.ст. 702, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации к государственному (муниципальному) контракту на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд применяются нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Таким образом, существенными условиями для муниципального контракта являются, в силу ст. 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Статья 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет
ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Исходя из смысла указанной выше нормы права, сроки в договоре подряда являются существенным условием данного вида договоров.

В соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Между тем, исходя из условий контракта, сроки, которые в соответствии с общими и специальными нормами гражданского законодательства о подряде, являются существенными условиями договора, сторонами не согласованы, а именно сторонами не согласован срок начала выполнения работ. Исходя из условий контракта, работы должны выполняться поэтапно, сторонами не согласованы и сроки каждого этапа работ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что поскольку сторонами не достигнуто соглашение по существенным условиям договора, то государственный контракт N 1609-ОМС от 06.11.2008 на оказание услуг по проведению предпроектного обследования Автоматизированной системы ЧОФОМС и проектных работ по созданию комплексной защиты конфиденциальной информации в Автоматизированной системе ЧОФОМС на базе программного комплекса ViPNet CUSTOM существующей сети ViPNet является незаключенным.

Незаключенный контракт не порождает между сторонами правоотношений, что соответственно исключает возможность расторжения указанного контракта.

Таким образом, исследовав представленные сторонами доказательства в совокупности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца о расторжении государственного контракта. Соответственно в иске следует отказать.

Госпошлина по настоящему делу составляет 2000 руб. 00 коп.

При обращении истца с настоящим иском, им была оплачена госпошлина в указанной выше сумме, что подтверждается платежным поручением N 285 от 10.02.2009 (л.д. 8). Поскольку
требования истца удовлетворению не подлежат, то в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина относится на истца.

Между тем, в соответствии с подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты госпошлины (Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ “О внесении изменений в отдельные, законодательные акты Российской Федерации“). Поскольку иск датирован 25.02.2009, поступил в суд 03.03.2009, то есть после вступления в силу указанного Закона, то госпошлина подлежит возврату, так как истец освобожден от ее уплаты.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья

С.М.СКРЫЛЬ