Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.05.2009 по делу N А76-5412/2009-49-83/-50-158 Признавая оспариваемое постановление не соответствующим ст. 48 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, суд исходил из того, что оспариваемым ненормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушены права и законные интересы заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности.

Постановлением ФАС Уральского округа от 23.11.2009 N Ф09-9156/09-С6 данное решение и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по данному делу оставлены без изменения.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 по настоящему делу данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 мая 2009 г. по делу N А76-5412/2009-49-83/-50-158

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 25 мая 2009 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Ваганова В.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фазлыевой З.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Областного государственного унитарного предприятия “Челябоблинвестстрой“, г. Челябинск

к Администрации г. Челябинска

с участием третьего лица: Комитета по
управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Челябинска

о признании недействительным Постановления Главы г. Челябинска от 27.02.2009 N 36-п

при участии в заседании:

от заявителя: К. - паспорт, по доверенности N 28 от 27.02.2009;

П. - паспорт, по доверенности N 81 от 22.12.2008.

от ответчика: Ш. - удостоверение, по доверенности от 18.03.2009 N 05-416

от третьего лица: не явились, извещены

установил:

областное государственное унитарное предприятие “Челябоблинвестстрой“ (далее - ОГУП “ЧОИС“, заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации г. Челябинска о признании недействительным Постановления Главы г. Челябинска от 27.02.2009 N 36-п “О признании утратившим силу Постановления Главы города Челябинска от 29.09.2005 N 1083-п“ (л.д. 2 - 6).

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении. Полагают, что Постановление Главы города Челябинска от 29.09.2005 N 1083-п не утратило силу до настоящего времени, является основанием для заключения договора аренды земельного участка.

Представитель ответчика требования не признал по основаниям, указанным в отзыве (л.д. 88 - 90). Полагает, что оспариваемое Постановление не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Постановление Главы города Челябинска от 29.09.2005 N 1083-п утратило силу в связи с истечением срока действия, Постановление от 27.02.2009 N 36-п принято органом местного самоуправления для констатации данного факта.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, письменное мнение по существу заявленных требований не представил, о месте и времени судебного заседания уведомлен с соблюдением требований ст.ст. 121 - 123 АПК РФ. На основании ч. 5 ст. 156 АПК РФ неявка в
судебное заседание представителя третьего лица не препятствует рассмотрению дела по существу.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Областное государственное унитарное предприятие “Челябоблинвестстрой“ зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией г. Челябинска 22.12.1997, о чем Инспекцией Министерства по налогам и сборам России по Центральному району г. Челябинска 08.01.2003 внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за ОГРН 1037403857787 (л.д. 24).

Постановлением Главы г. Челябинска от 29.09.2005 N 1083-п (л.д. 9) предписано муниципальному учреждению здравоохранения “Городская клиническая больница N 9“ в установленном порядке передать, а Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска принять земельный участок общей площадью 1,5412 га по ул. Новороссийской в Ленинском районе г. Челябинска; откорректировать землеотводные документы в установленном порядке, с уменьшением земельного участка для эксплуатации существующих объектов Городской клинической больницы N 9 до 11,5286 га (п. 1); ОГУП “ЧОИС“ предоставлен в аренду сроком на два года земельный участок из земель поселений (жилая зона) общей площадью 1,5412 га для проектирования и строительства комплекса жилых домов для работников бюджетной сферы (п. 2). Одновременно на ОГУП “ЧОИС“ возложены обязанности, в том числе, поставить земельный участок на государственный кадастровый учет и заключить договор аренды с Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (подп. 2 п. 3), зарегистрировать право аренды на земельный участок (подп. 3 п. 3).

Указанное Постановление было принято на основании ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), в порядке предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

30.09.2005 Комитетом по управлению имуществом
и земельным отношениям г. Челябинска (арендодателем) и ОГУП “ЧОИС“ (арендатором) подписан договор УЗ N 007012-К-2005 аренды земли г. Челябинска (л.д. 11 - 14).

Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 15412 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, ул. Новороссийская, кадастровый номер 74:36:03 14 003:0012, осуществлена 01.03.2007 (кадастровый выписка о земельном участке - л.д. 52 - 57).

Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области на основании абзаца 11 п. 1 ст. 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ принято решение об отказе в регистрации договора аренды указанного земельного участка по следующим причинам: имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами; в Едином государственном реестре прав имеется запись о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 130698 кв. м, кадастровый номер 74:36:03 14 003:0001, в состав которого входит земельный участок площадью 15412 кв. м с кадастровым номером 74:36:03 14 003:0012, предоставленный ОГУП “ЧОИС“ (л.д. 37).

Постановлением Главы г. Челябинска от 28.09.2007 N 345-п внесено изменение в Постановление Главы Администрации г. Челябинска от 12.04.1993 N 497 “Об отводе земельного участка и выдаче Государственного акта Ч N 001345-93 на право постоянного пользования землей городской больнице N 9“, МУЗ ГКБ N 9 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок (кадастровый номер 74:36:03 14 003:0016) общей площадью 11,5286 га (л.д. 10).

Как следует из Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2008 N Ф09-8381/08-С6 (л.д. 81 - 87), право постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком площадью 115286 кв. м, расположенным по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, ул. 5-я
Электровозная, кадастровый номер 74:36:03 14 003:0016, зарегистрировано за городской клинической больницей N 9 в установленном порядке 19.12.2007. Комитет по управлению имуществом в письме от 11.09.2007 N 8298 сообщил Управлению архитектуры и градостроительства, городской клинической больнице N 9 и предприятию “Челябоблинвестстрой“ о том, что в связи с приостановлением регистрации договора аренды земли от 30.09.2005 УЗ N 007012-К-200 продление незарегистрированного в установленном порядке договора аренды земли не представляется возможным. Кроме того, Комитет по управлению имуществом указал, что срок действия договора аренды земли, заключенного с предприятием “Челябоблинвестстрой“, заканчивается 29.09.2007 и откорректировать для городской клинической больницы N 9 участок в новых границах в срок до 29.09.2007 невозможно. Письмом от 07.11.2007 N 7614/оз Управление архитектуры и градостроительства сообщило предприятию “Челябоблинвестстрой“ о том, что повторное предоставление земельного участка в аренду невозможно, так как с 01.10.2005 предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). В этом же письме Управление архитектуры и градостроительства указало, что в настоящее время основания для предоставления предприятию “Челябоблинвестстрой“ земельного участка на основании предварительного согласования места размещения объекта отсутствуют.

Предприятие “Челябоблинвестстрой“, полагая, что имеет право на заключение договора аренды, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском о понуждении Комитета по управлению имуществом заключить договор аренды спорного земельного участка, предоставленного для строительства домов для работников бюджетной сферы.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2008 исковые требования удовлетворены, на Комитет по управлению имуществом возложена обязанность заключить с истцом договор аренды земельного участка площадью 1,5412 га с кадастровым номером 74:36:03 14 003:0012 по ул. Новороссийской в Ленинском районе г. Челябинска для проектирования и строительства
комплекса жилых домов для работников бюджетной сферы, в том числе 0,3961 га - жилой дом (стр. N 1), 0,3435 га - жилой дом (стр. N 2), 0,4287 га - жилой дом (стр. N 3), 0,3729 га - жилой дом (л.д. 58 - 72).

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 73 - 80).

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2008 N Ф09-8381/08-С6 решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.04.2008 по делу N А76-25368/2007-1-757/101 и Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2008 по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.12.2008 исковое заявление ОГУП “ЧОИС“ принято к новому рассмотрению (л.д. 94 - 96).

В процессе рассмотрения дела N А76-25368/2007-1-757/101 заявителю стало известно о существовании Постановления Главы г. Челябинска от 27.02.2009 N 36-п “О признании утратившим силу Постановления Главы города Челябинска от 29.09.2005 N 1083-п“. Посчитав указанное Постановление незаконным, нарушающим права и интересы заявителя, ОГУП “ЧОИС“ обратилось в арбитражный суд.

На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Любые действия и акты органа местного самоуправления не могут противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В качестве правового основания в оспариваемом Постановлении содержится ссылка на ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Устав г. Челябинска.

Статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусмотрено право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на отмену принятых ими муниципальных правовых актов. Отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций.

Между тем, оспариваемым Постановлением не отменено Постановление Главы города Челябинска от 29.09.2005 N 1083-п, а признано утратившим силу с 29.09.2007 в связи с истечением срока действия.

Устав г. Челябинска не содержит положений, предусматривающих возможность и порядок признания утратившими силу ненормативных правовых актов
органов местного самоуправления.

По истечении срока действия, указанного в ненормативном правовом акте, данный акт утрачивает силу, издания дополнительного акта, констатирующего данный факт, не требуется.

Ответчиком не было представлено доказательств необходимости издания Постановления от 27.02.2009 N 36-п.

О нарушении оспариваемым ненормативным правовым актом органа местного самоуправления прав и законных интересов заявителя при осуществлении предпринимательской деятельности свидетельствует то обстоятельство, что определением арбитражного суда от 01.04.2009 (л.д. 97 - 100) производство по делу N А76-25368/2007-1-757/101 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости признать оспариваемое Постановление недействительным, как не соответствующее требованиям ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Доводы представителей сторон о том, утратило или не утратило силу Постановление Главы города Челябинска от 29.09.2005 N 1083-п, судом отклоняются, судебной оценке при рассмотрении настоящего дела не подлежат, поскольку указанное обстоятельство относится к предмету спора при рассмотрении дела N А76-25368/2007-1-757/101.

Поскольку заявленные требования судом удовлетворены, судебные расходы подлежат распределению в соответствии с требованиями, установленными ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования Областного государственного унитарного предприятия “Челябоблинвестстрой“ удовлетворить.

Признать Постановление Главы города Челябинска от 27.02.2009 N 36-п “О признании утратившим силу Постановления Главы города Челябинска от 29.09.2005 N 1083-п“ недействительным, не соответствующим ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Взыскать с Администрации г. Челябинска в пользу Областного государственного унитарного предприятия “Челябоблинвестстрой“ в возмещение судебных расходов 2000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со
дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья

В.В.ВАГАНОВА