Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16.02.2009 по делу N 1-А/2009 <О нарушении антимонопольного законодательства>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 февраля 2009 г. по делу N 1-А/2009

о нарушении антимонопольного законодательства

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Козловой А.А. - руководителя Челябинского УФАС

Комиссии: России;

Членов Комиссии: Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя Челябинского

УФАС России;


Соболевской Т.М. - начальника отдела контроля торгов

Челябинского УФАС России;

Заводской М.А. - главного специалиста-эксперта отдела

контроля торгов Челябинского УФАС

России,


в присутствии представителя ИП М.А.В. (доверенность от 17.10.2008), рассмотрев дело N 1-А/2009 по признакам нарушения МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ (ул. Шуменская, 20-а, г. Челябинск), Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Челябинска (ул. Тимирязева, 36, г. Челябинск) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в совершении при проведении торгов по продаже нежилого помещения N 52 (лот N 2) площадью 293,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. <...>, действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление ИП М.А.В. (далее - Заявитель) на неправомерные действия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска и МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ при проведении торгов по продаже муниципального имущества - нежилого помещения по адресу: г. Челябинск, ул. <...>.

Согласно представленным документам на основании приказа Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска N 2323 от 30.10.2007 в хозяйственное ведение МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ передано муниципальное имущество, в том числе, нежилое помещение N 52, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. <...>, общей площадью 293,5 кв. м.

Первым заместителем Главы города Челябинска в соответствии со статьями 61, 62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 35 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ (далее - Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) и Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений, утвержденным Челябинской городской Думой от 24.06.2003 N 27/6 (далее - Положение), на основании представления Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска 07.12.2007 принято распоряжение N 4350-д от 07.12.2007 (далее - Распоряжение) о ликвидации МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“, ликвидатором назначен, которому переданы все права и полномочия по управлению делами ликвидируемого предприятия, в том числе по распоряжению имуществом предприятия.


Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска 8 февраля 2008 года издан приказ N 260, в соответствии с которым разрешена продажа муниципального имущества с баланса МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“, в том числе, нежилого помещения N 52, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. <...>, общей площадью 293,5 кв. м.

Извещение о проведении торгов в форме аукциона по продаже нежилого помещения N 52 (лот N 2) площадью 293,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. <...>, (далее - Аукцион) опубликовано МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ в печатном издании “Соцветие Лотос“ от 10 марта 2008 года. Согласно извещению Аукцион проводится в соответствии со статьями 447 и 448 ГК РФ.

Согласно протоколу N 1 от 08.04.2008 заседания аукционной комиссии по рассмотрению поступивших заявок и определению состава участников Аукциона, заявки на участие в Аукционе по лоту N 2 подали и ООО “Стандартстрой“.

В соответствии с протоколом N 2 от 11 апреля 2008 года определения победителя Аукциона победителем Аукциона по лоту N 2 признана.

По результатам Аукциона по лоту N 2 между МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ и 11 апреля 2008 года подписан протокол N 4/КП, который в соответствии с частью 5 статьи 448 ГК РФ имеет силу договора.


В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности на нежилое помещение N 52, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. <...>.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что ИП М.А.В., начиная с 2000 года, непрерывно арендует у муниципального образования “город Челябинск“ нежилое помещение N 52, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. <...>. В октябре 2007 года между ИП М.А.В. и Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в отношении указанного помещения заключен договор аренды N 9-5207 на период с 09.10.2007 по 09.10.2022, который прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.

В июле 2008 года в адрес Заявителя Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска направлено уведомление о прекращении указанных договорных отношений, в связи с тем, что с момента государственной регистрации права хозяйственного ведения права арендодателя по договору аренды N 9-5207 от 09.10.2007 перешли от Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска к МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“. Тогда как фактически в указанное время нежилое помещение N 52 уже принадлежало ИП.

В ноябре 2008 года в адрес Заявителя Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска направлено уведомление о расторжении договора аренды N 9-5207 от 09.10.2007.

При этом, в настоящее время договор аренды N 9-5207 от 09.10.2007 не расторгнут.


Таким образом, по мнению представителя Заявителя, ИП М.А.В. введен в заблуждение Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска относительно юридической судьбы нежилого помещения N 52.

Представитель Заявителя отметил, что при проведении Аукциона МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ совершены действия, которые привели к тому, что ИП М.А.В. не смог принять в нем участие, что является ограничением, недопущением конкуренции. Так, извещение о проведении Аукциона опубликовано в малотиражной и малоизвестной газете “Соцветие Лотос“, которая отсутствует в сетях распространения печатных изданий, что позволяет сделать вывод о намерении МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ уменьшить круг потенциальных покупателей выставленного на Аукцион имущества.

Представитель Заявителя также указал, что согласно пункту 6 статьи 35 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия определяется ГК РФ, Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 21 Положения о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 469 “О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий“ (далее - Положение о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий), продажа имущества ликвидируемого предприятия осуществляется исключительно на аукционе, который проводится в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации.

Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества в РФ“ (далее - Закон о приватизации) информационное сообщение о продаже муниципального имущества подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определенных органами местного самоуправления.

Распоряжением Главы города Челябинска от 24.04.2007 N 1168 “Об опубликовании извещений о продаже муниципального имущества, в том числе земельных участков“ печатным изданием, в котором публикуются извещения о проведении аукционов (конкурсов) по продаже муниципального имущества в соответствии со статьей 15 Закона о приватизации является бюллетень Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска “Недвижимость Челябинска“.

Однако, извещение о проведении Аукциона в бюллетене Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска “Недвижимость Челябинска“ не публиковалось.

Более того, в извещении о проведении Аукциона отсутствовали сведения об ограничении, установленном в отношении нежилого помещения, - зарегистрированном праве аренды в пользу ИП М.А.В.

Таким образом, по мнению представителя Заявителя, Аукцион проведен с нарушением требований статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, представитель Заявителя указал на то, что ИП М.Д.В. в Арбитражный суд Челябинской области подано исковое заявление к МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ о: признании недействительными торгов, заключенного по их итогам договора купли-продажи, применении последствий недействительности сделки (дело N А76-27548/2008-6-680/30).


Представитель МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“, не согласившись с доводами Заявителя, представил письменные пояснения и устно отметил следующее.

Нежилое помещение N 52, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. <...>, общей площадью 293,5 кв. м, продано в порядке, предусмотренном статьями 63, 47 и 448 ГК РФ, статьей 90 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве“ (далее - Закон об исполнительном производстве).

Ввиду того, что указанный порядок не предусматривает определенное печатное издание, в котором ликвидатор обязан публиковать извещение о проведении торгов, извещение о проведении Аукциона опубликовано в печатном издании “Соцветие Лотос“, которое было выбрано ввиду низкой цены на печатную площадь.

Кроме того, Прокуратурой г. Челябинска в ноябре 2008 года по заявлению ИП М.А.В. проводилась проверка законности действий ликвидатора по проведению Аукциона, в ходе которой нарушений действующего законодательства выявлено не было.

Представитель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, пояснил следующее.

Приказом Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска N 260 от 8 февраля 2008 года разрешена продажа муниципального имущества с баланса МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“, в том числе, нежилого помещения N 52, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. <...>, общей площадью 293,5 кв. м.

Процедура проведения Аукциона, в том числе выбор печатного издания для опубликования извещения о проведении Аукциона, осуществлялась МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“. Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска не владеет информацией о том, в каком порядке проводился Аукцион.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В действиях Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. В соответствии с частью 3 статьи 42 Закона о защите конкуренции Комиссия определила прекратить участие в рассмотрении дела Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Челябинска, о чем вынесено соответствующее мотивированное определение.

Согласно извещению Аукцион проводился в соответствии со статьями 447 и 448 ГК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене договора.

Извещение о проведении Аукциона опубликовано МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ в печатном издании “Соцветие Лотос“ от 10 марта 2008 года.

Согласно представленным главным редактором городской газеты о здоровье “Соцветие Лотос“ по запросу Челябинского УФАС России документам (исх. N 7305/7-9 от 24.11.2008) тематикой указанной газеты является медицинская, информационная, просветительская, реклама, тираж газеты от 10.03.2008 N 6 составил 2000 экземпляров, периодичность выхода газеты - один раз в месяц, целевая аудитория - жители города Челябинска, заботящиеся о своем здоровье, желающие знать информацию о работе клиник города, способ распространения - бесплатно, по офисным центрам города Челябинска (письмо главного редактора газеты “Соцветие Лотос“ от 04.12.2008 исх. N 15).

Опубликование МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ извещения о проведении Аукциона в городской газете о здоровье “Соцветие Лотос“, с учетом ее тематики, тиража, целевой аудитории, способа распространения, могло привести к ограничению конкуренции при проведении торгов, в том числе к созданию преимущественных условий участия в торгах путем доступа к информации, поскольку такое опубликование не обеспечивает доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого на торгах имущества.

Ввиду того, что извещение о проведении торгов опубликовано в печатном издании, не рассчитанном на широкий круг читателей, в Аукционе приняло участие наименьшее количество претендентов (2 участника) по сравнению с количеством потенциальных участников, которые могли бы владеть информацией, в случае ее доступности неопределенному кругу лиц, и, следовательно, принять участие в нем.

Кроме того, Заявителю, как возможному участнику, также была недоступна информация о проведении Аукциона, ввиду ее публикации в печатном издании, не предназначенном для широкого круга лиц, что привело к ограничению, недопущению конкуренции.

По мнению Комиссии, в целях соблюдения антимонопольных требований к торгам МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ при проведении Аукциона могло руководствоваться частью 2 статьи 15 Закона о приватизации, пунктом 21 Положения о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, в соответствии с которыми информационное сообщение о продаже муниципального имущества (и установленных ограничений в отношении него) подлежит опубликованию в средствах массовой информации, определенных органами местного самоуправления. Таким изданием согласно распоряжению Главы города Челябинска от 24.04.2007 N 1168 “Об опубликовании извещений о продаже муниципального имущества, в том числе земельных участков“ является бюллетень Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска “Недвижимость Челябинска“.

Как следует из пояснений представителя МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ при проведении Аукциона предприятие руководствовалось Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом об исполнительном производстве, которыми не установлена обязанность размещения извещения о проведении торгов в официальном печатном издании.

В данном случае, даже при отсутствии законодательной обязанности опубликования извещения о проведении торгов в официальном печатном издании, МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ для обеспечения конкуренции следовало разместить его в средстве массовой информации, которое было бы доступно неопределенному кругу лиц (могло быть приобретено в розничной сети, являлось бы периодическим печатным изданием, не специализирующемся на “узкой“ тематике и т.п.).

Однако, МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ при проведении Аукциона не были предприняты возможные действия, позволяющие довести информацию до потенциальных претендентов на участие в Аукционе, в результате чего ИП М.А.В. (с учетом того, что он на протяжении нескольких лет являлся арендатором данного нежилого помещения) был лишен возможности участвовать в торгах.

В результате опубликования в городской газете о здоровье указанной информации в торгах приняли участие только два участника, один из которых выиграл в 3-х лотах, а другой - в 5-ти.

Так, согласно извещению о проведении торгов по продаже имущества МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“, опубликованному МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ в печатном издании “Соцветие Лотос“ от 10 марта 2008 года, предметом торгов являлись 8 нежилых помещений (8 лотов), в том числе нежилое помещения N 52, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. <...> (лот N 2).

В соответствии с протоколом N 1 от 08.04.2008 заседания аукционной комиссии по рассмотрению поступивших заявок и определению состава участников торгов, заявки на участие в торгах по 8 лотам подали *** и ООО “Стандартстрой“.

Победителем торгов по лотам NN 1, 5, 8 признано ООО “Стандартстрой“, по лотам NN 2, 3, 4, 6, 7 - *** (протокол N 2 ведения Аукциона и определения победителя торгов по продаже имущества МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ от 11.04.2008).

Опубликование МУП “Управление муниципальными общежитиями“ извещения о проведении Аукциона в специализированном печатном издании привело к ограничению, недопущению конкуренции и нарушению части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ по опубликованию извещения о проведении Аукциона в специализированном печатном издании, не предназначенном для широкого круга лиц, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. В связи с тем, что по результатам Аукциона между МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ и *** подписан протокол N 4/КП, который имеет силу договора, а также зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности *** на нежилое помещение N 52, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. <...>, и заявителем подано исковое заявление о признании недействительными торгов, заключенного по их итогам договора купли-продажи, применении последствий недействительности сделки, предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ не выдавать.

3. Принять участие в качестве третьего лица в судебном заседании по исковому заявлению ИП М.Д.В. к МУП “Управление муниципальными общежитиями г. Челябинска“ и *** о признании недействительными торгов, заключенного по их итогам договора купли-продажи, применении последствий недействительности сделки (дело N А76-27548/2008-6-680/30).

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии:

А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии:

Н.В.САПРЫКИНА

Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ

М.А.ЗАВОДСКАЯ