Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.01.2009 по делу N А76-27274/2008-50-671/31 В удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, отказано, поскольку нарушение в части размещения и хранения отходов в местах, не предусмотренных проектом нормативов образования отходов и лимитов на них, обществом не устранено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 января 2009 г. по делу N А76-27274/2008-50-671/31

Резолютивная часть решения оглашена 12 января 2009 года

Решение в полном объеме изготовлено 19 января 2009 года.

Судья Арбитражного суда Челябинской области Ваганова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фазлыевой З.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “Равис-птицефабрика Сосновская“, Челябинская область, Сосновский район, п. Рощино

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: В.П.В. - ан отделом УФМС России по Челябинской области в
Курчатовском районе г. Челябинска 25.04.2008 г., доверенность от 11.01.2009 г. N 7/09

от ответчика: С.А.А. - удостоверение от 12.03.2008 г. N 45, доверенность от 11.01.2009 г. N 1,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Равис-птицефабрика Сосновская“, п. Рощино (далее - ООО “Равис - птицефабрика Сосновская“, общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления от 24.11.2008, вынесенного заместителем начальника отдела экологического контроля Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области (далее - Управление Росприроднадзора по Челябинской области, Управление, административный орган) по делу об административном правонарушении, которым общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 15000 руб. (т. 1 л.д. 2 - 4).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Считает, что оспариваемое постановление вынесено по материалам внеплановой проверки, оснований для проведения которой не было; кроме того, к Обществу ранее были применены меры административной и гражданской ответственности за совершение правонарушения предусмотренного в ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем имеет место быть повторное привлечение к административной ответственности за одно и тоже правонарушение.

Представитель административного органа в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (т. 1 л.д. 59 - 63).

Считает, что постановление вынесено законно и обоснованно.

Заслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

ООО “Равис - птицефабрика Сосновская“ зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Сосновскому району Челябинской области 30.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027401864258, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 74 N 002775051 (т. 1 л.д.
19).

В соответствии с Уставом общества основными видами деятельности являются, в том числе производство всех видов сельскохозяйственной продукции - выращивание бройлеров, уток, свиней, молодняка крупного рогатого скота, лошадей, зверей и других видов животных и птиц, а также покупка, переработка и продажа мяса всех видов животных и птицы (т. 1 л.д. 23).

26.09.2008 года в адрес руководителя Управления Росприроднадзора по Челябинской области руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступило поручение N ВК-09-36/7682 от 12.09.2008 г. о проведении проверки в отношении юридического лица ООО “Равис-птицефабрика Сосновская“ по фактам изложенных в обращении гражданина Ф.В.В. (т. 1 л.д. 64).

Руководителем Управления 01.10.2008 издано распоряжение N 264 о проведении внеплановой проверки в период с 03.10.2008 по 10.10.2008 ООО “Равис-птицефабрика Сосновская“ в целях контроля соблюдения земельного законодательства, требований охраны и использования земель, соблюдения законодательства в области обращения с отходами (т. 1 л.д. 65).

По результатам проведенной внеплановой проверки составлен акт N 264 от 10.10.2008 года, с актом ознакомлена представитель ООО “Равис-птицефабрика Сосновская“ по доверенности У.Н.Ф., копию акта получила, что подтверждается соответствующей отметкой и подписью на акте (т. 1 л.д. 107 - 113).

10.10.2008 года старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Челябинской области Обществу выдано предписание N 264 (т. 1 л.д. 114 - 115).

10.11.2008 начальником отдела контроля по обращению с опасными отходами Управления Росприроднадзора Челябинской области вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1 л.д. 121 - 122).

10.11.2008 государственным инспектором Управления Росприроднадзора по охране природы по Челябинской области, ведущим специалистом-экспертом отдела экологического контроля В.В.В. в присутствии представителя Общества С.Е.В. составлен протокол об административном правонарушении,
предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ. Одновременно, представитель общества был извещен о том, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено 24.11.2008 (т. л.д. 9 - 10).

24.11.2008 заместителем начальника отдела экологического контроля Управление Росприроднадзора по Челябинской области в присутствии представителя общества В.П.В. вынесено Постановление по делу об административном правонарушении, которым общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 15000 руб. (т. 1 л.д. 5 - 8).

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии со ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в редакции действовавшей до 30.12.2008 года).

Поскольку указанная норма расположена в главе 8 Особенной части КоАП РФ, следовательно, данное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция),
утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон об отходах).

Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (ст. 1 Закона об отходах).

Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (хранение - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, и захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду) (ст. 1 Закона об отходах).

Деятельность по обращению с отходами осуществляется Обществом на основании лицензии АВ N 070844, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 27.06.2008 года сроком до 27.06.2013 года (т. 2 л.д. 1) и лимитов на размещение отходов, утвержденных Управлением Ростехнадзора по Челябинской области 12.05.2008, со сроком действия с 08.08.2008 года по 01.01.2010 года (т. 2 л.д. 7).

При осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами, в том числе и их хранением, должны соблюдаться экологические и иные требования, установленные санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При проверке выявлены нарушения требований законодательства в области обращения с отходами, выразившиеся в том, что ООО “Равис-птицефабрика “Сосновская“:

- допускает хранение в местах, не предусмотренных проектом нормативов образования отходов и лимитами на
размещение отходов (на территории, прилегающей к пометохранилищу, площадью около 4 га с правой стороны дороги по ходу движения к пометохранилищу с буртами перепревшего куриного помета N 4 в границах муниципального образования Рощинское сельское поселение в 3 км Юго-восточнее п. Рощино).

- не соблюдаются условия эксплуатации объекта размещения отходов - территория пометохранилища (в границах муниципального образования Рощинское сельское поселение, в 3 км Юго-восточнее п. Рощино) с западной стороны не огорожена, доступ свободный, обваловка нарушена.

Согласно ст. 11 Закона об отходах юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Как следует из содержания ст. 18 Закона об отходах нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются
в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. В случае нарушения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 39 Закона “Об охране окружающей среды“ N 7-ФЗ от 10.01.2002 года юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. Заявителем факт совершения правонарушения не оспаривается.

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ч. 6). При рассмотрении дела об оспаривании решения административного
органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7).

Согласно ст. 7 Закона “О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля“ N 134-ФЗ от 08.08.2001, устанавливающей порядок проведения мероприятий по государственному контролю, в целях проверки выполнения юридическими лицами обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции могут проводиться плановые мероприятия по контролю, не чаще чем один раз в два года; а также внеплановые проверки.

Внеплановые мероприятия проводятся для контроля исполнения предписаний об устранении выявленных в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований; а также в случаях получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений (ч. 5 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).

Как следует из текста распоряжения от 01.10.2008 года N 264 (т. 1 л.д. 65) основанием проведения контрольной проверки послужило поручение руководителя Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования от 12.09.2008 года (т. 1 л.д. 64), направленное в Управление Росприроднадзора по Челябинской области, в связи с обращением гр-на Ф.В.В. по вопросу нарушения законодательства обществом с ограниченной ответственности “Равис-птицефабрика “Сосновская“ (т. 2 л.д. 36). На основании вышеизложенного, довод заявителя об отсутствии у административного органа оснований для проведения внеплановой проверки, судом отклоняется.

также суд считает не состоятельным и довод заявителя о повторности привлечения к административной ответственности за одно и тоже правонарушение.

Из материалов дела следует, что 24.07.2007 года обществу с ограниченной ответственностью “Равис-птицефабрика “Сосновская“ Управлением Ростехнадзора по Челябинской области было выдано предписание N 05/24-1666 (т. 1 л.д. 16), которым было предписано в срок до 01.08.2007 года устранить нарушение ст. 11, 18 Закона об отходах в части размещения и хранения отходов в местах, не зарегистрированных как объект размещения отходов (п. 1.5 предписания).

Согласно протоколу Управления Ростехнадзора по Челябинской области об административном правонарушении от 23.10.2007 года, составленного по материалам проверки выполнения предприятием ранее выданного предписания N 05/24-166 от 27.07.2007 года, обществом с ограниченной ответственностью “Равис-птицефабрика “Сосновская“ не выполнены пункты 1.5 - 1.6 предписания от 24.07.2007 года (т. 2 л.д. 62 - 64). Таким образом нарушение в части размещения и хранения отходов в местах, не предусмотренных проектом нормативов образования отходов и лимитов на них Обществом было не устранено.

Пунктом 1.1 предписания Управления Ростехнадзора по Челябинской области N 05/24-96-А от 23.10.2007 (т. 2 л.д. 69) установлен срок устранения указанного правонарушения - до 01.02.2008 года.

Как следует из протокола об административном правонарушении Управления Ростехнадзора по Челябинской области от 28.03.2008 года (т. 2 л.д. 70 - 72) в
указанный срок предписание не исполнено, нарушение не устранено.

также из материалов дела следует, что выявленное в ходе проверки проводимой Управлением Росприроднадзора по Челябинской области в период с 03.10.2008 по 10.10.2008, выявлено также нарушение в части несоблюдения условий эксплуатации объектов размещения отходов, что является самостоятельным основанием для привлечения к административной ответственности.

С учетом обстоятельств дела, степени вины Общества административный орган пришел к выводу о необходимости назначения Обществу наказания в виде штрафа в размере 15000 руб.

Принимая во внимание вышеназванные нормы, суд приходит к выводу, что оспариваемое Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением ст.ст. 23.5, 28.2, 28.5, 29.6, 29.7, 29.10 КоАП РФ, а потому оснований к его отмене не имеется

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью “Равис-птицефабрика Сосновская“ о признании незаконным и отмене Постановления от 24.11.2008, вынесенного старшим государственным инспектором Российской Федерации по охране природы Челябинской области - заместителем начальника отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Челябинской области, о привлечении ООО “Равис-птицефабрика Сосновская“ к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья

В.В.ВАГАНОВА