Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.01.2009 по делу N А76-26494/2008-59-670/9 В удовлетворении иска о признании недействительным распоряжения Главы города, отказано, поскольку истцом на момент обращения в суд о признании оспариваемого распоряжения недействительным срок подачи иска был пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 января 2009 г. по делу N А76-26494/2008-59-670/9

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 января 2009 года.

Судья арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мердановой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Лера“ г. Златоуст

к Администрации Златоустовского городского округа г. Златоуст,

о признании недействительным и отмене распоряжения Главы Златоустовского городского округа N 426-р от 19.03.2008 “О внесении изменений в распоряжение Главы г. Златоуста от 19.03.2008 N 2426-р“,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Ш.О.В., доверенность от
04.03.2008, паспорт,

от ответчика: Б.М.В. - главного специалиста, доверенность N 6628 от 03.03.2008, служебное удостоверение N 163 от 03.03.2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Лера“ (далее по тексту - ООО “Лера“, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Златоустовского городского округа (далее по тексту - Администрация ЗГО, ответчик) о признании недействительным и отмене распоряжения Главы Златоустовского городского округа N 426-р от 19.03.2008 “О внесении изменений в распоряжение Главы г. Златоуста от 19.03.2008 N 2426-р“.

Свои требования заявитель мотивирует следующим. Распоряжение Главы Златоустовского городского округа N 426-р от 19.03.2008 издано в отсутствие правовых норм, дозволяющих Администрации ЗГО, вносить изменения в распоряжение Главы города N 2811-р от 16.10.2003. Условиями отмены ненормативного акта, которым ранее были предоставлены права, служит изменение фактических обстоятельств, послуживших основанием для издания первичного акта, либо изменение законодательства, во исполнение которого выносится первичный акт.

Оспариваемое распоряжение Главы Златоустовского городского округа создает препятствия для осуществления экономической деятельности, нарушает право ООО “Лера“ на использование земельного участка в соответствии с первоначально предоставленными правами, создает неопределенность в планировании решений, которые необходимо принимать, в связи с использованием предоставленного земельного участка.

Ответчик - Администрация Златоустовского городского округа в отзыве на заявление против заявленных требований возражает, считает, что указание в распоряжении Главы г. Златоуста от 19.03.2008 N 2426-р
в составе земельного участка площади 128 кв. м под размещение торгово-остановочного комплекса противоречит требованиям Постановления правительства РФ от 20.11.2000. N 878 “Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей“. Поэтому исключение из распоряжения Главы г. Златоуста от 16.01.2003 N 2811-р слов “в том числе, площадь под торгово-остановочным комплексом 128 кв. м, площадь под благоустройство 362 кв. м“ является мерой устранения противоречия данного распоряжения положениям действующего законодательства. В соответствии с распоряжением Главы г. Златоуста от 30.07.2003 N 1940-р, земельный участок предоставлен заявителю для проектирования и строительства трамвайной остановки, права размещения иных объектов на участке заявителю не предоставлялось, в связи с чем доводы заявителя о том, что оспариваемое распоряжение создает препятствия для осуществления экономической деятельности, нарушает право на использование земельного участка в соответствии с первоначально предоставленными правами необоснованны. Кроме того, со стороны заявителя имеет место пропуск процессуального срока, предусмотренного для обращения в суд по спорам, возникающим из публичных правоотношений (л.д. 70 - 71).

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик в судебном заседании против требований заявителя возражает, по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав объяснения сторон, третьих лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Общество с ограниченной ответственностью “Лера“, расположенное по адресу: 456200,
г. Златоуст, ул. Таганайская, 204, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 102740058006, о чем ИМНС РФ по городу Златоусту Челябинской области выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 74 N 001014669 от 12.11.2002. (л.д. 28).

Как видно из материалов дела, на заседании Комиссии по землеотводам, созданной Златоустовским Городским Собранием депутатов Златоустовского Городского Собрания депутатов для решения вопросов по отводу земельных участков для строительства, состоявшегося 06.06.2003, была рассмотрена заявка ООО “Лера“ о переносе трамвайной остановки “Швейная фабрика“ на 150 в сторону выставочного зала. Комиссией по землеотводам принято решение о разрешении заявителю произвести перенос трамвайной остановки и получить акт предварительного согласования места размещения объекта (л.д. 72).

Распоряжением главы города Златоуста N 1940-р от 30.07.2003 “О предоставлении земельного участка в аренду из земель поселений для проектирования и строительства трамвайной остановки на пр. им. Ю.А. Гагарина, напротив входа в торговый комплекс, размещенный в бывшем здании швейной фабрики (перенос трамвайной остановки (“Швейная фабрика“) обществу с ограниченной ответственностью “Лера“ (л.д. 73 - 74) утвержден акт N 13 соц. от 29.04.2003 предварительного согласования места размещения объекта (л.д. 75).

Указанным распоряжением Обществу предписано произвести работы по формированию земельного участка, необходимого для функционирования трамвайной остановки, заключить с МУ “Комитет по управлению имуществом“ договор аренды на данный земельный
участок под проектно-изыскательские и строительные работы, а также разрешено выполнять проектирование и строительство трамвайной остановки.

Из текста акта N 13 соц. от 29.04.2003 предварительного согласования места размещения объекта следует, что Комиссией произведен выбор земельного участка для переноса трамвайной остановки “Швейная фабрика“ на 150 в сторону следующей трамвайной остановки “Выставочный зал“ по проспекту Гагарина. При этом перенос остановки обусловлен ее приближением к входам в рынки, расположенные в здании швейной фабрики (л.д. 75).

На основании распоряжения Главы города Златоуста N 1940-р от 30.07.2003, Общество обратилось в Управление архитектуры и градостроительства г. Златоуста с просьбой выдать архитектурно-планировочное задание на проектирование остановочного комплекса на остановке “Швейная фабрика“ (л.д. 80).

В августе 2003 года Обществу выдано архитектурно-планировочное задание N 93 на разработку проекта трамвайной остановки “Швейная фабрика“ на пр. Гагарина, утвержденное начальником Управления архитектуры и градостроительства г. Златоуста (л.д. 81 - 87).

На основании заявления ООО “Лера“ от 08.08.2003 о проведении землеустроительных работ и изготовлении кадастрового плана земельного участка (л.д. 98), землеустроительной организацией - ООО “Гео“ изготовлено землеустроительное дело N 3455 по установлению границ земельного участка, утвержденное Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 22.09.2003. (л.д. 90 - 104).

На основании изготовленного землеустроительного дела N 3455, распоряжением исполняющего обязанности Главы г. Златоуста N 2811-р от 16.10.2003 “Об утверждении материалов инвентаризации (проекта
границ) земельного участка“ (л.д. 10) утвержден проект границ земельного участка ООО “Лера“, находящегося по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, пр. им. Ю.А. Гагарина, напротив входа в торговый комплекс, расположенный в бывшем здании швейной фабрики, общей площадью 490 кв. м, в том числе, площадь под торгово-остановочным комплексом 128 кв. м, площадь под благоустройство 362 кв. м.

На земельный участок, площадью 490 кв. м, расположенный по адресу: г. Златоуст, пр. им Ю.А. Гагарина напротив входа в торговый комплекс, размещенный в бывшем здании швейной фабрики Территориальным отделом N 8 Управления Роснедвижимости по Челябинской области изготовлен кадастровый план, участку присвоен кадастровый номер 74:25:03 050 06:0008, о чем свидетельствует выписка из государственного земельного кадастра N 25/07-4-4747 от 11.10.2007 (л.д. 25 - 27), при этом разрешенным использованием земельного участка является проектирование и строительство трамвайной остановки.

После постановки земельного участка на кадастровый учет, распоряжением Главы Златоустовского городского округа N 700-р от 06.03.2006 “О предоставлении в аренду земельного участка“ (л.д. 8) Обществу предоставлен в аренду (с предварительным согласованием места размещения объекта) земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 74:25:03 050 06:0008 площадью 490 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, пр. им. Ю.А. Гагарина, напротив входа в торговый комплекс, размещенный в бывшем здании швейной фабрики для проектирования
и строительства трамвайной остановки.

На основании указанного распоряжения между Муниципальным учреждением “Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа“ (арендодатель) и ООО “Лера“ (арендатор) заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды N 4495 от 21.06.2006 (л.д. 18 - 20) на срок с 16.10.2003 по 01.07.2006, который дополнительным соглашением к договору от 15.10.2007 продлен до 29.06.2007 (л.д. 21), а дополнительным соглашением к договору от 31.10.2007 - до 30.10.2008 (л.д. 22 - 23).

Позднее, распоряжением Главы Златоустовского городского округа N 426-р от 19.03.2008 “О внесении изменений в распоряжение Главы г. Златоуста от 16.10.2003 N 2811-р“ (л.д. 7) в распоряжении Главы города Златоуста от 16.10.2003 N 2811-р “Об утверждении материалов инвентаризации (проекта границ) земельного участка“ исключены слова: “в том числе, площадь под торгово-остановочным комплексом 128 кв. м, площадь под благоустройство 362 кв. м“.

Заявитель, полагая, что распоряжение Главы Златоустовского городского округа N 426-р от 19.03.2008 “О внесении изменений в распоряжение главы г. Златоуста от 16.10.2003 N 2811-р“ не соответствует действующему законодательству, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному
закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 43 указанного Федерального закона, Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения.

На основании ст. 48 указанного Федерального закона, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт, с целью устранения ранее допущенных нарушений либо приведения этих решений в соответствие с требованиями действующего законодательства, но с соблюдением ранее принятых этим органом соответствующих закону решений.

Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, внесение оспариваемым распоряжением изменений в распоряжение главы г. Златоуста от 16.10.2003 N 2811-р было вызвано допущенной технической ошибкой в части слов: “в том числе, площадь под торгово-остановочным комплексом 128 кв. м, площадь под благоустройство 362 кв. м“,
которая подлежала исправлению для приведения всех ненормативных актов, касающихся предоставления указанного земельного участка в аренду к единообразному состоянию.

Проведенным судом исследованием процедуры предоставления в аренду ООО “Лера“ земельного участка площадью 490 кв. м, для проектирования и строительства трамвайной остановки установлено следующее.

Предоставление земельного участка в аренду для строительства осуществлялось Администрацией Златоустовского городского округа по процедуре предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, для чего в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ, получена заявка ООО “Лера“ о предоставлении земельного участка для строительства, проведена процедура выбора земельного участка, о чем составлен акт выбора акт N 13 соц. от 29.04.2003 предварительного согласования места размещения объекта (л.д. 75), который утвержден распоряжением главы города Златоуста N 1940-р от 30.07.2003 (л.д. 73 - 74). Земельный участок поставлен на кадастровый учет, о чем свидетельствует выписка из государственного земельного кадастра N 25/07-4-4747 от 11.10.2007. (л.д. 25 - 27).

На основании указанных документов, в соответствии со ст. 32 Земельного кодекса РФ, Главой Златоустовского городского округа вынесено распоряжение N 700-р от 06.03.2006 “О предоставлении в аренду земельного участка“ (л.д. 8), после чего заключен договор аренды земельного участка N 4495 от 21.06.2006 (л.д. 18 - 20).

Кроме того, Обществу выдано архитектурно-планировочное задание N 93 (л.д. 81 - 87) и разработан проект трамвайного
остановочного комплекса (л.д. 105 - 112).

Во всех указанных документах отсутствуют сведения о том, что на земельном участке планируется строительство торгово-остановочного комплекса, также площадь земельного участка не делится на площадь под торгово-остановочным комплексом и площадь под благоустройство.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что внесение указанных сведений в распоряжение главы г. Златоуста от 16.10.2003 N 2811-р действительно является технической ошибкой, которую орган местного самоуправления вправе исправить самостоятельно.

Вместе с тем, распоряжение Главы города Златоуста от 16.10.2003 N 2811-р “Об утверждении материалов инвентаризации (проекта границ) земельного участка“ не предоставляет ООО “Лера“ право строительства на земельном участке торгово-остановочного комплекса, указанным распоряжением лишь утверждаются границы предоставляемого для строительства земельного участка, а также предписывается поставить земельный участок на кадастровый учет и обратиться с заключением договора аренды. При этом, первоначально, объект, для строительства которого предоставлялся земельный участок был определен распоряжением Главы города Златоуста N 1940-р от 30.07.2003, утверждающим акт выбора земельного участка для строительства трамвайной остановки, а не торгово-остановочного комплекса. Также, и в акте N 13 соц. от 29.04.2003 предварительного согласования места размещения объекта, и в распоряжении Главы города Златоуста N 1940-р от 30.07.2003 идет речь именно о переносе трамвайной остановки, а не строительстве нового торгово-остановочного комплекса.

Кроме того, строительство торгово-остановочного комплекса на указанном земельном участке противоречило бы действующему законодательству, в связи с чем, суд приходит к выводу, что путем внесения оспариваемых изменений орган местного самоуправления приводил ранее изданный ненормативный акт в соответствие с требованиями законодательства.

Так, полученное заявителем архитектурно-планировочное задание N 93 (л.д. 81 - 87), свидетельствует о то, что при проектировании трамвайной остановки необходимо учитывать наличие на земельном участке газопроводов низкого и среднего давления. При этом, любая деятельность на данном участке должна осуществляться с соблюдением охранных зон газораспределительных сетей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 878 от 20.11.2000 “Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей“.

Согласно пункту 7 указанного Постановления, для газораспределительных сетей устанавливаются, в том числе, охранные зоны вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и 2 метров - с противоположной стороны.

В соответствии с пунктом 14 указанного Постановления, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается, в частности, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.

Администрацией округа 29.10.2008 в Златоустовский филиал открытого акционерного общества “Челябинская региональная газораспределительная компания“ направлен запрос N 5431 о правомерности размещения торгового павильона на спорном земельном участке (л.д. 135), на который получен ответ N 687 от 30.10.2008, о том, что торговые павильоны установлены в нарушение требований правил охраны газораспределительных сетей, что препятствует техническому обслуживанию существующих подземных газопроводов среднего и низкого давлений (л.д. 136).

Таким образом, указание в распоряжении Главы г. Златоуста от 16.10.2003 N 2811-р в составе земельного участка площади 128 кв. м под размещение торгово-остановочного комплекса противоречит требованиям Постановления правительства РФ N 878 от 20.11.2000 “Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей“, а потому исключение из указанного распоряжения слов “в том числе площадь под торгово-остановочным комплексом 128 кв. м, площадь под благоустройство 362 кв. м“ является мерой устранения противоречия данного распоряжения действующему законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых ненормативных правовых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.

Оспариваемое распоряжение Главы Златоустовского городского округа N 426-р от 19.03.2008 “О внесении изменений в Распоряжение главы г. Златоуста от 16.10.2003 N 2811-р“ является обоснованным и вынесенным в рамках действующего земельного законодательства, а потому не может незаконно возлагать на заявителя какие-либо обязанности, а также создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах суд считает требования, заявленные ООО “Лера“, не подлежащими удовлетворению.

Также, суд находит заслуживающими внимания доводы ответчика о пропуске заявителем срока подачи заявления в суд, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ, заявление о признании незаконными действий, решений государственных органов, органов местного самоуправления может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Указанный срок является процессуальным, установлен для оспаривания ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц по заявлению лица, чьи права нарушены принятием такого акта, совершением действий (бездействием). Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, следует исчислять с того момента, когда об имеющемся или предполагаемом нарушении права стало известно заявителю.

Как следует из материалов дела, информация о том, что распоряжением Главы Златоустовского городского округа N 426-р от 19.03.2008 из распоряжения Главы Златоустовского городского округа N 2811-р от 16.10.2003 исключены слова “в том числе площадь под торгово-остановочным комплексом 128 кв. м, площадь под благоустройство 362 кв. м“ была доведена до сведения заявителя 02.04.2008, о чем свидетельствует письмо Главы Златоустовского городского округа N 1136 от 19.03.2008, а также уведомление о вручении заказного письма 02.04.2008 (л.д. 143 - 144).

Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении ООО “Лера“ установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока, так как заявление о признании недействительным распоряжения Главы Златоустовского городского округа N 426-р от 19.03.2008 “О внесении изменений и распоряжение главы г. Златоуста от 19.03.2008 N 2426-р“ могло быть направлено ООО “Лера“ в арбитражный суд не позднее 03.07.2008, при этом ходатайства о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин пропуска срока подачи заявления в суд заявителем представлено не было.

Согласно позиции президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 16228/05 от 19.04.2006, пропуск срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Следовательно, данное основание также является причиной для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью “Лера“ о признании недействительным и отмене распоряжения Главы Златоустовского городского округа N 426-р от 19.03.2008 “О внесении изменений в Распоряжение главы г. Златоуста от 16.10.2003 N 2811-р“, - отказать.

2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья

С.В.ЗАЙЦЕВ