Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18.12.2008 по делу N 107-2008 <О нарушении части 4 статьи 10 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 декабря 2008 г. по делу N 107-2008

Открытое акционерное

общество “ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ“

454090, г. Челябинск,

пр. Ленина, 35

Т.А.В.

454048, г. Челябинск,

ул. <...>


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председатель Комиссии: - А.А. Козлова, руководитель Управления;

члены Комиссии: - Л.Н. Галичина, начальник отдела контроля за

рекламой и недобросовестной конкуренцией;

- К.И. Верлова, ведущий специалист-эксперт отдела


контроля за рекламой и недобросовестной

конкуренцией;

- Н.С. Лупанова, специалист-эксперт отдела

контроля за рекламой и недобросовестной

конкуренцией,


рассмотрев дело N 107-2008 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - дело) по факту размещения открытым акционерным обществом “ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ“ (далее - ОАО “ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ“) в г. Челябинске социальной рекламы, содержащей упоминание о депутате Челябинской городской Думы С.О., с признаками нарушения части 4 статьи 10 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, в присутствии представителя:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ОАО “ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ“ (454090, г. Челябинск, пр. Ленина, 35), К.О.А.,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление гр. Т.А.В. о распространении в г. Челябинске наружной рекламы, содержащей упоминание о депутате Челябинской городской Думы С.О., что, по мнению заявителя, противоречит требованиям рекламного законодательства.

В результате рассмотрения заявления выявлено, что в г. Челябинске с использованием рекламной конструкции, установленной около дома <....> по ул. <...>, в августе - ноябре 2008 года поочередно размещалась реклама, содержащая сведения: “С Днем знаний! Депутат Сергей Овчинников“, “Депутат Сергей Овчинников. С Днем пожилого человека! Здоровья и благополучия!“, “Депутат Сергей Овчинников. С Днем матери! Здоровья и благополучия!“.


В рекламе содержится упоминание о депутате Челябинской городской Думы Сергее Овчинникове, не входящем в перечень органов и лиц, упоминание о которых допускается в социальной рекламе частью 4 статьи 10 Федерального закона “О рекламе“.

Рекламодателем данной рекламы является ОАО “ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ“ согласно договору от 11 февраля 2008 года N 136-08, заключенному между ООО “Карус“ и ОАО “ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ“.

Из письменных объяснений ОАО “ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ“, а также из объяснений представителя ОАО “ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ“ К.О.А. при рассмотрении дела следует, что информация, содержащаяся на рекламной конструкции, не является социальной рекламой, а представляет собой городскую информацию. К данной информации в силу пункта 13 Положения о порядке распространения наружной рекламы и информации в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 10 июля 2008 г. N 33/2, относится, в том числе, праздничное оформление города. По мнению К.О.А., информация, содержащаяся на рекламной конструкции, является поздравлением и относится к праздничному оформлению города. Также по мнению К.О.А., депутат Челябинской городской Думы представляет собой орган местного самоуправления, в связи с чем упоминание о нем в социальной рекламе, размещенной ОАО “ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ“, не противоречит требованиям рекламного законодательства. При рассмотрении дела К.О.А. не представила документы, подтверждающие прекращение распространения данной рекламы.

Изучив материалы дела и заслушав мнение представителя ОАО “ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ“, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 11 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ “О рекламе“ социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.


Информация, содержащаяся на рекламной конструкции, а именно: “С Днем знаний! Депутат Сергей Овчинников“, “Депутат Сергей Овчинников. С Днем пожилого человека! Здоровья и благополучия!“, “Депутат Сергей Овчинников. С Днем матери! Здоровья и благополучия!“, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на достижение общественно полезных целей, а именно - содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, содействие защите материнства и детства, содействие деятельности в сфере образования. В силу пункта 11 статьи 3 Федерального закона “О рекламе“ данная информация является социальной рекламой.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона “О рекламе“ в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах.

В силу пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ депутатом является лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования.

На основании пункта 1 статьи 25 Устава города Челябинская Городская Дума является представительным органом местного самоуправления.

Упоминание о депутате представительного органа муниципального образования не входит в перечень упоминаний, содержащийся в части 4 статьи 10 Федерального закона “О рекламе“.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона “О рекламе“ спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Депутат Челябинской городской Думы С.О. не является спонсором мероприятий, связанных с празднованием Дня знаний, Дня пожилого человека, Дня матери.

С учетом изложенного упоминание в социальной рекламе о депутате Челябинской городской Думы Сергее Овчинникове противоречит требованиям части 4 статьи 10 Федерального закона “О рекламе“.

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона “О рекламе“ реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона “О рекламе“ ответственность за нарушение требований части 4 статьи 10 Федерального закона “О рекламе“ несет рекламодатель.


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 5 статьи 3, а не статьи 2 Федерального закона “О рекламе“.

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона “О рекламе“ рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы, лицо.

Рекламодателем социальной рекламы, распространенной в г. Челябинске около дома N 21 по ул. Воровского с использованием рекламной конструкции, является ОАО “ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ“ как заказчик данной рекламы, определивший объект рекламирования.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей социальную рекламу, распространенную с использованием рекламной конструкции, установленной в г. Челябинске около дома N 21 по ул. Воровского, содержащую сведения: “С Днем знаний! Депутат Сергей Овчинников“, “Депутат Сергей Овчинников. С Днем пожилого человека! Здоровья и благополучия!“, “Депутат Сергей Овчинников. С Днем матери! Здоровья и благополучия!“, поскольку в ней нарушены требования части 4 статьи 10 Федерального закона “О рекламе“.

2. Выдать ОАО “ЧЕЛЯБГИПРОМЕЗ“ предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 11 января 2009 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии

А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии

Л.Н.ГАЛИЧИНА

К.И.ВЕРЛОВА

Н.С.ЛУПАНОВА