Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24.11.2008 N 297-ж/2008 <О рассмотрении жалобы на действия заказчика (уполномоченного органа) при проведении открытого аукциона “Выполнение работ по проектированию комплекса видеофиксации нарушений Правил дорожного движения“>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 24 ноября 2008 г. N 297-ж/2008

Челябинск,

пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии: Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя

Челябинского УФАС России,

Членов комиссии: Ливончик
В.А. - начальника отдела контроля

торгов Челябинского УФАС России;

Логановой А.О. - ведущего специалиста-эксперта

отдела контроля государственного

и муниципального заказов

Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ОАО “У“ на действия заказчика (уполномоченного органа) при проведении открытого аукциона “Выполнение работ по проектированию комплекса видеофиксации нарушений Правил дорожного
движения“ (далее - Аукцион),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ОАО “У“ (далее - Заявитель) на действия уполномоченного органа при проведении открытого аукциона “Выполнение работ по проектированию комплекса видеофиксации нарушений Правил дорожного движения“.

Согласно представленным документам Отдел материальных ресурсов Администрации Златоустовского городского округа (далее - уполномоченный орган) по заявке Управления внутренних дел по Златоустовскому городскому округу Челябинской области (далее - Заказчик) от 23.10.2008 N 97 объявил о проведении Аукциона.

На основании Положения об Отделе материальных ресурсов Златоустовского городского округа Челябинской области, утвержденного Постановлением Главы Златоустовского городского округа N 289-п от 19.12.2008, на Отдел материальных ресурсов Златоустовского городского округа Челябинской области возложены функции уполномоченного органа по размещению заказов для муниципальных заказчиков за счет средств областного, местного бюджета и внебюджетных средств.

Состав аукционной комиссии утвержден Постановлением Главы Златоустовского городского округа N 17-п от 31.01.2008.

В соответствии со статьей 33 и частями 2 - 3 статьи 21 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов) извещение о проведении данного открытого Аукциона размещено на официальном сайте Администрации Златоустовского городского округа в сети “Интернет“ (www.omr.zlatadm.ru), на официальном сайте Челябинской области (www.chelgumr.ru) и в официальном печатном издании Златоустовского городского округа (газета “Златоустовский рабочий“ от 30.10.2008).

Начальная (максимальная) цена контракта - 3600000 рублей.

Источник финансирования - бюджет Златоустовского городского округа.

Срок выполнения работ - с момента подписания муниципального контракта, завершение выполнения работ - не позднее 20 декабря 2008 года.

Заявки на участие в данном Аукционе подали три участника: ООО “Группа
компаний АСК“, ОАО “У“. ЗАО “Астра СТ“.

Рассмотрение заявок на участие в данном Аукционе назначено на 20.11.2008, процедура Аукциона - на 27.11.2008.

Согласно протоколу открытого аукциона N 97 заседания комиссии N 1 по рассмотрению заявок на участие в аукционе от 20.11.2008, аукционной комиссией было принято решение о назначении даты заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе на 09 часов 30 минут 21.11.2008.

Согласно протоколу открытого аукциона N 97 заседания комиссии N 1/1 по рассмотрению заявок на участие в аукционе от 21.11.2008, аукционной комиссией было принято решение о назначении даты заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе на 13 часов 00 минут 25.11.2008.

Согласно представленной информации, муниципальный контракт по результатам Аукциона не заключен (письмо Управления внутренних дел по Златоустовскому городскому округу Челябинской области от 24.11.2008).

Заявитель считает, что Заказчиком (уполномоченным органом) нарушаются права и законные интересы ОАО “У“ как участника размещения заказа, так как в пункте 1 Обязательных требований к участникам размещения заказа участник размещения заказа должен иметь соответствующие лицензии на право занятия видами деятельности, необходимыми для участия в данных торгах.

По мнению Заказчика, для выполнения работ по проектированию комплекса видеофиксации нарушений Правил дорожного движения необходимо наличие следующих лицензий:

- на проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

- на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

- на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, включающих в себя следующие виды работ:

1) разработка защищенных технических средств обработки информации;

2) разработка защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации.

При этом техническим заданием на рабочее проектирование системы комплексов видеофиксации нарушений Правил дорожного
движения в г. Златоусте выполнение каких-либо работ, связанных с созданием средств защиты информации, разработкой защищенных технических средств обработки информации и разработкой защищенных программ (программно-технических) средств обработки информации, не предусмотрено.

ОАО “У“ был представлен весь пакет документов, необходимый для участия в Аукционе, в том числе были предоставлены лицензии:

- на проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом от 14.12.2004;

- на деятельность по технической защите конфиденциальной информации от 14.10.2004.

По мнению заявителя, включение в условия участия в аукционе требования об обязательном наличии у участников проводимого аукциона лицензии на выполнение работ, связанных с созданием средств защиты информации, (далее - Лицензия) заведомо ограничивает количество участников аукциона путем создания преимущественных условий одному из участников, имеющему возможность стать единственным при проведении аукциона.

13.11.2008 ОАО “У“ в адрес Уполномоченного органа направлен запрос на разъяснение положений документации, в котором указывалось на неправомерность требования о наличии лицензии на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, так как в соответствии с техническим заданием Аукциона предполагается выполнение только проектных работ. При этом, согласно техническому заданию, требования к информационной безопасности обеспечиваются штатными сертифицированными средствами оборудования СПД Cisco System серии Catalyst 3750. В ответ на указанное обращение 14.11.2008 N 44/11764 в адрес ОАО “У“ поступили разъяснения, в которых указано, что одной из задач, решаемых в ходе проектирования комплекса, является разработка необходимых технических решений для обеспечения информационной безопасности системы. Для комплексного подхода к решению данной задачи необходимо обеспечить информационную безопасность не только линий связи между постами видеонаблюдения и центром видеомониторинга, но и исключить несанкционированный доступ к архивам баз данных нарушений
Правил дорожного движения, принадлежности автотранспорта, содержащих личные данные граждан, что может быть обеспечено только использованием соответствующих защищенных технических средств передачи информации и защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации. Наличие всех трех лицензий подтверждает наличие у участника размещения заказа квалифицированного персонала, способного разработать необходимые технические решения в области защиты информации необходимого уровня доступности, целостности и конфиденциальности компонентов комплекса.

По мнению Заявителя, исходя из положений технического задания, разработка каких-либо дополнительных средств защиты информации при исполнении контракта не предполагается. Кроме того, не ясно, какого рода информация (конфиденциальная или государственная тайна) должна быть защищена, нет никаких требований, предъявляемых к средствам защиты информации. Соответственно, лицензии, предъявляемой ОАО “У“, достаточно для осуществления работ по проектированию комплекса видеофиксации нарушений Правил дорожного движения в г. Златоусте.

Так же, ссылаясь на Закон о размещении заказов, Заявитель пояснил, что разъяснение положений документации об аукционе не должно изменять ее суть.

При этом 14.11.2008 ОАО “У“ был направлен запрос N 041-13/598 о разъяснении требований законодательства в адрес Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Уральскому Федеральному округу (далее - УФСТЭК по Уральскому округу). В ответ на данный запрос поступили разъяснения, в соответствии с которыми лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с созданием средств защиты информации, предусмотрено статьей 27 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 “О государственной тайне“. Кроме того, из содержания приложенного технического задания на проведение открытого Аукциона УФСТЭК по Уральскому федеральному округу не возможно было сделать вывод о том, является ли информация, обрабатываемая и хранимая в системе комплексов видеофиксации нарушений Правил дорожного движения в
г. Златоусте, информацией, составляющей государственную тайну, или иной информацией ограниченного доступа.

Представители Заказчика, уполномоченного органа и члены аукционной комиссии с доводами жалобы Заявителя не согласились, в своих письменных возражениях (от 18.11.2008 исх. N 208) и на заседании Комиссии пояснили следующее.

В разработанной Уполномоченным органом документации открытого аукциона к участникам размещения заказа были выдвинуты обязательные требования, где участник размещения заказа должен иметь соответствующие лицензии на право занятия видами деятельности, необходимыми для участия в данном открытом аукционе, а именно были запрошены лицензии:

1) на проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

2) на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации;

3) на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

По словам Заказчика, данные требования были выставлены в ходе проведения трех аналогичных конкурсов на проектирование и монтаж системы видеонаблюдения и видеофиксации ПДД в г. Челябинске в 2006 - 2008 годах, а так же в связи с тем, что при разработке проекта должны быть обеспечены нормативные требования, предъявляемые к автоматизированным системам, обрабатывающим конфиденциальную информацию, утвержденные приказом Гостехкомиссии N 2282 от 30.08.2002, а именно:

- применение сертифицированных по требованиям обеспечения безопасности информации программных и аппаратных средств технической защиты конфиденциальной информации;

- применение сертифицированных по требованиям обеспечения защиты информации средств криптографической защиты информации на каналах передачи данных;

- организация антивирусной защиты;

- комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение требований по защите информации.

Таким образом, для комплексного подхода к решению данной задачи необходимо не только обеспечить информационную безопасность, но и исключить несанкционированный доступ к архивам баз данных нарушений ПДД, принадлежности автотранспорта, базам розыска автомототранспорта и т.д. Указанные базы содержат личные данные граждан,
что в соответствии с законодательством Российской Федерации является конфиденциальной информацией.

Так же видеокамеры системы видеофиксации в г. Златоусте, располагающие возможностями распознавания номеров транспортных средств и лиц людей, фиксации их передвижений, планируется использовать при ведении оперативно-розыскной деятельности и проведении оперативно-розыскных мероприятий, а информация, поступающая с камер, распознанная, проанализированная и структурированная специально разработанными программно-техническими средствами, будет использоваться для пополнения соответствующих баз данных ограниченного доступа, а также непосредственно может являться предметом анализа при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон 149-ФЗ принят 27.07.2006, а не 27.07.2008.

Как пояснил представитель Заказчика, в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2008 “Об информации, информационных технологиях и защите информации“ по защитой информации принято понимать принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а так же от иных неправомерных действий в отношении такой информации, соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа, реализацию права доступа к информации.

Для выполнения указанных требований в ходе проектирования комплекса требуется разработка необходимых технических решений и организационных мер обеспечения информационной безопасности системы. С этой целью для обработки информации в центре видеомониторинга необходимо разработать защищенные технические и программные (программно-технические) средства обработки информации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“, деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации отнесена к лицензируемым видам деятельности.

В соответствии с пунктом 3.3.1.2.4 технического задания Аукциона информационная безопасность комплекса должна обеспечиваться штатными средствами активного оборудования системы передачи данных и организационными мерами. Использование оборудования системы передачи
данных Cisco Systems и Catalist 3750 не исчерпывает штатные средства активного оборудования системы передачи данных.

Таким образом, по мнению представителя Заказчика, наличие лицензии на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты информации не только подтверждает право участника размещения заказа на выполнение данного вида работ, но и подтверждает уровень квалификации персонала, способного разработать необходимые технические решения в области защиты конфиденциальной информации, необходимого уровня доступности, целостности и конфиденциальности компонентов комплекса.

Представитель Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Челябинской области на заседании Комиссии пояснил, что требование Заказчика к участникам размещения заказа лицензии на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, необоснованно в связи с тем, что данного вида лицензия распространяет свое действие только на защиту сведений, составляющих государственную тайну. Исходя из представленной документации об Аукционе, в содержании технического задания сведений, составляющих государственную тайну, нет. Какая информация будет циркулировать на видеокамерах, серверах не известно. Будет ли проводится аттестация или оценка соответствия выполненных работ, необходимых при проведении работ, связанных с защитой информации, из положений технического задания не понятно. Уровень конфиденциальности информации определяет Заказчик, и в соответствии с этим, а так же нормативно-правовыми актами Российской Федерации предъявляются требования к участникам размещения заказа.

Заслушав пояснения Заявителя, членов аукционной комиссии и представителя членов аукционной комиссии, а также изучив представленные документы, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, Комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации
к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В соответствии с пунктом 1 Обязательных требований участник размещения заказа должен иметь соответствующие лицензии

на проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации;

на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

В настоящее время деятельность по проведению работ, связанных с созданием средств защиты информации лицензируется только применительно к государственной тайне.

В документации об аукционе не установлено требований о необходимости обеспечения защиты государственной тайны.

Таким образом, требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, неправомерно.

В настоящее время в соответствии с пунктом 10 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“, деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации отнесена к лицензируемым видам деятельности.

Однако в Документации об Аукционе, в частности в техническом задании, не содержаться требования к средствам защиты информации, в том числе о классе средства защиты информации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 504 от 15.08.2006 “О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации“ деятельность по выполнению работ, связанных с технической защитой информации, подлежит обязательному наличию лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.

Исходя из пояснений Заказчика, при проведении работ по проектированию комплекса видеофиксации нарушений Правил дорожного движения необходимо обеспечить техническую защиту информации, которая будет обрабатываться в ходе работы комплекса.

Однако в Документации об Аукционе, в частности в техническом задании, не одержаться сведения о необходимости проектирования систем, содержащих или использующих информацию ограниченного доступа, а так же сведений о типе (конфиденциальная информация и сведения о государственной тайне).

Согласно законодательству о лицензировании, пояснений Управления ФСБ по Челябинской области и УФСТЭК по Уральскому федеральному округу, ближайшей лицензией, подходящей по смыслу к лицензии на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации, указанной в Документации об Аукционе, является лицензия на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации. Данная лицензия в соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а так же осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333, предоставляется только в целях проведения мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну. Однако в Документации об Аукционе отсутствуют сведения о наличии информации, составляющей государственную тайну, в связи с чем сделать однозначный вывод об обязательности наличия у участников размещения заказа лицензии на данный вид деятельности не представляется возможным.

Соответственно, для исполнения условий контракта, указанных в Документации об Аукционе, наличие у участников размещения заказа лицензий на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации не требуется.

Заявки на участие в Аукционе подали три участника размещения заказа, при этом только один из участников размещения заказа - ОАО “Астра СТ“ представил лицензию на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации.

Однако позволяет ли указанная лицензия осуществлять деятельность по защите конфиденциальной информации на заседании Комиссии не установлено.

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов Заказчиком, уполномоченным органом были установлены требования о наличии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа на выполнение работ, не соответствующих предмету Аукциона.

Комиссия, руководствуясь частью 1, 2, 4 статьи 57, и на основании пункта 1 части 9 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ОАО “У“ на действия заказчика (уполномоченного органа) при проведении открытого аукциона “Выполнение работ по проектированию комплекса видеофиксации нарушений Правил дорожного движения“ обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого аукциона “Выполнение работ по проектированию комплекса видеофиксации нарушений Правил дорожного движения“ нарушения части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать Управлению внутренних дел по Златоустовскому городскому округу Челябинской области, отделу материальных ресурсов Администрации Златоустовского городского округа предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Обжалование решения и предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действие указанных ненормативных актов.

Председатель комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены комиссии

В.А.ЛИВОНЧИК

А.О.ЛОГАНОВА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 24 ноября 2008 года

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии: Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя

Челябинского УФАС России,

Членов комиссии: Ливончик В.А. - начальника отдела контроля

торгов Челябинского УФАС России;

Логановой А.О. - ведущего специалиста-эксперта

отдела контроля государственного

и муниципального заказов

Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ОАО “У“ на действия заказчика (уполномоченного органа) при проведении открытого аукциона “Выполнение работ по проектированию комплекса видеофиксации нарушений Правил дорожного движения“ (далее - Аукцион),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Отделу материальных ресурсов Администрации Златоустовского городского округа, Управлению внутренних дел по Златоустовскому городскому округу Челябинской области в целях устранения нарушений части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов:

- установить требования к участникам размещения заказа, предъявляемые законодательством Российской Федерации, в соответствии с предметом Аукциона;

- продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее чем на 15 дней с момента размещения изменений в документацию об аукционе на официальном сайте муниципального образования и сайте Челябинской области в сети “Интернет“ и в печатных СМИ;

- вернуть заявки, поданные участниками Аукциона.

2. Отделу материальных ресурсов Администрации Златоустовского городского округа, Управлению внутренних дел по Златоустовскому городскому округу Челябинской области в срок до 8 декабря 2008 года направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в том числе:

- надлежаще заверенную копию Документации об аукционе.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование решения и предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действие предписания.

За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц (часть 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Председатель комиссии

Н.В.САПРЫКИНА

Члены комиссии

В.А.ЛИВОНЧИК

А.О.ЛОГАНОВА