Информация Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от <13.11.2008> “О налогах по телефону“
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИНФОРМАЦИЯ
О налогах по телефону
В начале октября областным налоговым ведомством была организована “горячая линия“, в рамках которой представители малого и среднего бизнеса могли получить консультацию по актуальным вопросам предпринимательской деятельности. На вопросы ответил заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области Андрей Борисович Едемский. Причем, обращения поступили не только от представителей организаций и индивидуальных предпринимателей, но и от жителей нашей области. Сегодня предлагаем вашему вниманию ознакомиться с ответами на некоторые из прозвучавших вопросов.
Следует отметить, что общение в режиме реального времени станет ежемесячным. Вопросы можно направлять на электронный адрес evg@tax.chel.su или оставлять сообщения в разделе “Малый бизнес“ форума Интернет-сайта Управления www.r74.nalog.ru.
Наиболее значимые темы, поднятые во время проведения “горячих линий“, будут озвучены на заседаниях координационного совета по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства, сформированного в целях исполнения Указа Президента РФ от 15.05.2008 N 797 “О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности“.
Специальные режимы налогообложения
Вопрос: 01.10.2008 подали заявление по переходу на упрощенную систему налогообложения. Соблюдены все критерии перехода на УСН, предусмотренные НК РФ. Распространяется ли на нашу организацию запрет по применению УСН, если 100 % уставного капитала принадлежит государству?
Ответ: В соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Согласно ст. 11 Налогового кодекса для целей Налогового кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под указанное в ст. 11 Налогового кодекса определение организации в целях применения законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, участие указанных субъектов в акционерных обществах не является основанием, препятствующим применению такими акционерными обществами упрощенной системы налогообложения. (Данное разъяснение содержится в письме Минфина РФ от 07.08.2008 N 03-11-02/89).
Вопрос: Добрый день. Я держу розничную торговую точку (белье и трикотаж). Отчитываюсь по системе ЕНВД. Хочу добавить оказание услуг по приему платежей от населения за GSM-телефны с получением комиссионного вознаграждения.
1. Можно ли агентский договор по платежам населения за сотовые телефоны отнести на ЕНВД и использовать тот же ККМ, что стоит в розничном отделе. Долю комиссии в платеже выделяет фирма, через которую по договору я собираюсь проводить платежи за телефон.
2. Моим доходом будет являться сумма комиссионных. Как ее правильно отразить в отчетности, ведь в чеке ККМ будет выбиваться вся сумма. При отчетности по УСНО-6 % (по доходам) чек ККМ будет являться основанием к уплате налога со всей суммы, отбитой в чеке, хотя доходом будет являться только сумма комиссии (примерно 5 % или меньше). Так при сдаче выручки по платежам населения на расчетный счет, опять же согласно НК РФ придется уплатить налог 6 % со всей суммы сданной на счет выручки - а это уже убыток от работы, а не прибыль. Как правильно вести агентско-комиссионную деятельность по УСНО-6 % и можно ли ее отнести к ЕНВД-деятельности, объединив ее с розницей на арендуемой площади, на том же ККМ, что и в розничном отделе.
Ответ: По первому вопросу: в соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса, в частности, в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Для целей гл. 26.3 Налогового кодекса определено понятие бытовых услуг как платных услуг, оказываемых физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренных Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОКУН)). Прием платежей за услуги мобильной связи могут быть отнесены к группировке ОКУН 034000 “Услуги электронной связи“, т.е. к услугам связи, а не к бытовым услугам.
Следовательно, предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг связи не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход. Налогообложение полученных от данной предпринимательской деятельности доходов следует производить в соответствии с иными режимами налогообложения.
(Данное разъяснение содержится в письме Минфина РФ от 16.06.2008 N 03-11-04/3/282).
По второму вопросу: согласно ст. 346.15 Налогового кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Налогового кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Налогового кодекса.
Подпунктом 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
В связи с этим, организация - агент, применяющая упрощенную систему налогообложения и осуществляющая прием платежей от физических лиц за услуги сотовой связи, в Книге учета доходов и расходов, форма и Порядок ведения которой утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н, учитывает только сумму агентского вознаграждения. (Разъяснение содержится в письме Минфина РФ от 20.09.2007 N 03-11-04/2/229).
Вопрос: Возможно ли применение УСНО в случае такого вида деятельности как установка натяжных потолков?
Ответ: Статьей 346.12 Налогового кодекса определены условия, при которых налогоплательщики могут применять упрощенную систему налогообложения. При соблюдении условий, указанных в вышеуказанной статье, налогоплательщики, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность по установке натяжных потолков, могут применять упрощенную систему налогообложения.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса, в частности, в отношении оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.
Статьей 346.27 Налогового кодекса к бытовым услугам отнесены платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению (далее - ОКУН).
Услуги по изготовлению натяжных потолков по заказам физических лиц могут быть отнесены к услугам по подшивке потолков древесноволокнистой плитой и другими материалами (код ОКУН 016212).
Учитывая изложенное, оказываемые физическим лицам услуги по изготовлению натяжных потолков подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
Применение ККТ
Вопрос: Здравствуйте! Я зарегистрировался в качестве ИП. Занимаюсь изготовлением и размещением рекламной продукции, сервис-центром по ремонту и обслуживанию офисных машин и оборудованием и реализацией офисных машин и оборудования.
1. Необходимо ли покупать отдельные ККМ на изготовление рекламы и на обслуживание, так как реализация находится совершенно в другом месте и отбивать оттуда чек просто нереально, так как ехать на другую часть города за чеком сами понимаете нереально, или я слышал, что я могу взять бланки (приходные) строгой отчетности в налоговом органе.
2. Так как работали месяц, то у нас заказы были, но так как у нас не было ни ККМ, ни бланков строгой отчетности, выписывали приходники из программы “БизнесПак“. Начали делать декларации, бухгалтер говорит, что эти доходы не доказуемы и что налоговая может попросить доказать совершение сделок. А у нас только приходники. А все-таки скрывать налоги не хочется, да и ни к чему это. Лучше оплачивать налоги в сто процентной достоверности, что впоследствии обеспечит банковскую рентабельность для получения кредитных средств. Что нам делать?
Ответ: По первому вопросу: в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон о ККТ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 2 ст. 2 Закона о ККТ организациям и индивидуальным предпринимателям в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, разрешено осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, которым утверждено новое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение), формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 N 171, могут применяться до 1 декабря 2008 года, если иное не предусмотрено абз. 3 п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33 утверждены формы бланков строгой отчетности, используемые при оказании бытовых услуг, к которым относятся услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры (код 013100) согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, принятому Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
Таким образом, при оказании платных услуг населению по ремонту и техническому обслуживанию офисных машин и оборудования организации и индивидуальные предприниматели вправе до 01.12.2008 использовать утвержденные Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-35 формы бланков строгой отчетности при оформлении наличных денежных расчетов с заказчиком без применения контрольно-кассовой техники. При реализации офисных машин и оборудования необходимо применять контрольно-кассовую технику.
Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 установлено, что оказание услуг в области рекламы (код 806000) относится к прочим услугам населению (код 800000). Формы бланков строгой отчетности для оказания данных услуг Минфином России не утверждались. Информационным письмом Минфина РФ от 22.08.2008 разъяснено, что организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, вправе использовать самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 данного Положения, если иное не предусмотрено п. 5 и 6. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.
Таким образом, при изготовлении и размещении рекламной продукции на основании п. 1 ст. 2 Федерального закона о ККТ организации или индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику и выдавать в соответствии со ст. 5 Федерального закона о ККТ заказчику отпечатанный контрольно-кассовой техникой чек, либо применять самостоятельно разработанный бланк строгой отчетности.
По второму вопросу: при работе без контрольно-кассовой техники Вами была нарушена ст. 2 Закона о ККТ. Рекомендуем на всю сумму наработанной выручки, не прошедшую через ККТ, пробить кассовый чек.
Налогообложение физических лиц
Вопрос: Я купила у своей мамы квартиру, мы вместе с ней проживали. Взяла ипотечный кредит. В Налоговом кодексе прочитала, что возврат 13 процентов подоходного налога мне не положен, так как это сделка между близкими родственниками. Но ведь у меня есть документы, подтверждающие, что сделка не фиктивна (кредитный договор, сберкнижка с перечисленными деньгами, мама выписалась из квартиры). Прошу вас разъяснить, правильно ли я поняла Налоговый кодекс.
Ответ: Согласно пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, направленной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них в размере фактически произведенных расходов, но не более 1000000 руб., а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Имущественный налоговый вычет, предусмотренный указанным подпунктом, не применяется, в том числе, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 20 Налогового кодекса.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 20 Налогового кодекса взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно лица, которые состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Таким образом, согласно пп. 3 п. 1 ст. 20 Налогового кодекса Вы являетесь взаимозависимыми лицами, а, следовательно, не имеете права на имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса.
Вопрос: Работник организации оформлен на работу вахтовым методом в одном из обособленных подразделений, где и находится его трудовая книжка. С ним следующее может быть:
1. В течение налогового периода работник вахтовым методом работает в разных административно-территориальных округах, где нет стационарных рабочих мест. Зарплата работника начисляется по месту нахождения и регистрации обособленного подразделения. В какой бюджет подлежит уплата НДФЛ, исчисленный с доходов работника, работавшего в разных административно-территориальных округах?
2. В течение налогового периода работник работает в разных обособленных подразделениях организации, которые находятся и зарегистрированы в разных округах. Зарплата начисляется в одном из подразделений. В какой бюджет подлежит перечисление НДФЛ?
3. Организация находится и зарегистрирована в городе N, имеет рабочие места в городе А, где и работают постоянно работники предприятия. Работники оформлены на работу на предприятии по месту его нахождения и регистрации в городе N, там же и ведется расчет зарплаты. В какой бюджет подлежит перечисление НДФЛ?
Разъясните все, пожалуйста, и, если можно, то со ссылками на нормативно-правовые документы. Заранее спасибо!
Ответ: Пунктом 7 статьи 226 НК РФ на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Если территориально обособленный производственный участок организации служит местом работы более одного месяца, такой участок считается обособленным подразделением организации.
Если производственные участки организации признаны обособленными подразделениями, организация, как налоговый агент, обязана выполнять установленные п. 7 ст. 226 Налогового кодекса требования по перечислению удержанных сумм налога на доходы физических лиц.
Поскольку обособленные подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного счета, то с доходов работников обособленных подразделений удержание налога на доходы физических лиц должна осуществлять головная организация, перечисление осуществляется по месту нахождения этих обособленных подразделений.
В связи с этим головная организация должна вести учет выплаченных доходов, исчисленного и удержанного налога отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению.
На основании ст. 226 Налогового кодекса головной организации следует перечислять налог, исчисленный и удержанный с доходов работников обособленных подразделений, по месту нахождения этих обособленных подразделений.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащей налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
По первому вопросу: если по месту выполнения работы имеются стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более одного месяца, налог на доходы физических лиц должен быть перечислен в бюджет того административно-территориального округа, в котором данные рабочие места оборудованы. В случае отсутствия стационарных рабочих мест, налог на доходы физических лиц подлежит перечислению в бюджет по месту регистрации организации, направившей работника на выполнение работы.
По второму вопросу: головная организация должна вести учет выплаченных доходов, исчисленного и удержанного налога отдельно по головной организации и отдельно по каждому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащей налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. Если сотрудник организации в течение налогового периода работает в нескольких обособленных подразделениях, то налог на доходы физических лиц с доходов такого сотрудника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения с учетом отработанного времени в каждом обособленном подразделении.
По третьему вопросу: с доходов работников обособленных подразделений удержание налога на доходы физических лиц осуществляет головная организация, перечисление налога в бюджет осуществляется по месту нахождения этих обособленных подразделений.
Налог на прибыль и НДС
Вопрос: Предприятие-поставщик выставляет нам: счет-фактуру, в котором отражается стоимость товара и отдельной строкой стоимость ж/д тарифа; товарную накладную, в которой отражается только стоимость товара; ж/д квитанцию. Акт на ж/д тариф поставщик не составляет, объясняя это тем, что является Агентом Принципала по агентскому договору на реализацию товаров, самостоятельно не производит отгрузку реализуемого товара покупателям и самостоятельно не оказывает услуги по доставке, перевозке отгруженных (реализованных) товаров. Просим разъяснить вопрос касательно как сделок внутреннего российского рынка, так и экспортного, вправе ли наше предприятие:
1. Учитывать в составе расходов при расчете прибыли услуги по доставке, перевозке товаров на основании железнодорожной накладной, оформленной перевозчиком (РЖД), с указанием стоимости ж/д тарифа?
2. Принимать к вычету при расчете НДС стоимость ж/д услуг на основании железнодорожной накладной и счета-фактуры, выставленного поставщиком товара, ж/д тариф, в котором выделен отдельной строкой?
Ответ: По первому вопросу: в соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса к материальным расходам относятся, в частности, транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 “О первичных учетных документах“ были возложены на Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
Учитывая изложенное, затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной товарно-транспортной (или как указано в запросе - железнодорожной) накладной по утвержденной форме (указанная позиция изложена в письме МФ РФ от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333).
По второму вопросу в отношении сделок на внутрироссийском рынке: в соответствии с п. 1 ст. 172 Налогового кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Согласно п. 1 ст. 169 Налогового кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном 21 главой Налогового кодекса.
На основании положений п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В связи с тем, что в рассматриваемой ситуации поставщик самостоятельно не оказывает транспортных услуг покупателю, услуги по перевозке оказывает перевозчик РЖД, то он не имеет права оформлять от своего имени документы на оказание услуг по перевозке товаров и выставлять счета-фактуры, в которых отдельной строкой будет отражена стоимость ж/д тарифа.
В таком случае, покупатель товаров не вправе применить по данному счету-фактуре налоговый вычет в отношении транспортных расходов.
В случае оформления взаимоотношений в части организации доставки товаров до склада покупателя, как посреднической сделки или агентского договора, то поставщик, организуя доставку товаров до склада покупателя, фактически оказывает ему агентские услуги. Доставив товары до склада покупателя (путем привлечения специализированного перевозчика), поставщик как посредник (агент) составляет акт оказания посреднических (агентских) услуг и указывает в нем сумму посреднического вознаграждения и сумму расходов на транспортировку товаров, которые должен возместить покупатель (принципал). К данному акту прилагаются копии транспортных документов, полученных поставщиком товаров от перевозчика.
Таким образом, право на вычет возникает у покупателя в зависимости от условий заключения договора на оказание транспортных услуг и оформления документов.
Что касается экспортных операций: согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Подпунктом 3 ст. 172 Налогового кодекса установлено, что вычеты сумм налога, предусмотренных п. 1 - 8 ст. 171 Налогового кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, то есть на момент собрания полного пакета документов, в соответствии со ст. 165 Налогового кодекса.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса.
Положение данного пункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров.
Следовательно, при выполнении работ (оказании услуг), подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов, в случае указания в счет-фактуре налоговой ставки не соответствующей размеру налоговой ставки, установленной пп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса, данный счет-фактура является не соответствующий требованиям ст. 169 Налогового кодекса, и, следовательно, не может являться основанием для принятия предъявленных сумм к вычету.
Применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке (транспортировке) товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, является не только правом налогоплательщика при условии документального подтверждения, но и обязанностью, установленной ст. 164 Налогового кодекса.
Обороты по реализации услуг по транспортировке экспортируемых товаров могут облагаться налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке только в случае невыполнения требований ст. 165 Налогового кодекса. При этом сумма налога должна быть уплачена за счет собственных средств, так как у налогоплательщика не возникает права на предъявление соответствующей суммы налога на добавленную стоимость потребителям услуг.
Таким образом, учитывая изложенное, стоимость ж/д услуг, связанная с транспортировкой экспортного груза, облагается по налоговой ставке 0, в случае предъявления счета-фактуры по данным услугам по ставке 18 процентов налогоплательщик обязан возместить данный налог за счет собственных средств.
Аналогичное разъяснение содержится в письме ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/186.