Законы и бизнес в России

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11.11.2008 по делу N 33-9543/2008 <Об оставлении без изменения решения Советского районного суда г. Челябинска от 16.09.2008 по заявлению прокурора о признании пункта 8 Положения, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 25.03.2008 г. N 30/9 “Об утверждении Положения о переселении граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и сносе многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в городе Челябинске“ в части принятия решения “должностным лицом, в пределах своей компетенции“ недействующим и не подлежащим применению со дня издания>

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 ноября 2008 г. по делу N 33-9543/2008

Судья О.Н.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе

председательствующего Кучина М.И.

судей Савельевой Л.А., Столповских В.А.

с участием прокурора Павловой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске

гражданское дело по кассационной жалобе Администрации города Челябинска на решение Советского районного суда г. Челябинска от 16 сентября 2008 года

Заслушав доклад судьи Савельевой Л.А., судебная коллегия

установила:

решением Челябинской городской Думы от 25.03.2008 года N 30/9 утверждено Положение о переселении граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и сносе многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в городе Челябинске.

Указанное решение опубликовано
в официальном издании “Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы“.

В соответствии с пунктом 8 Положения решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о признании жилых помещений непригодными для проживания принимает Глава города или должностное лицо, в пределах своей компетенции, путем издания правового акта (далее - правовой акт о признании жилищного фонда непригодным для проживания).

Прокурор города Челябинска в порядке ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании пункта 8 Положения от 25.03.2008 г. N 30/9 “Об утверждении Положения о переселении граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и сносе многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в городе Челябинске“ в части принятия решения “должностным лицом, в пределах своей компетенции“ недействующим и не подлежащим применению со дня издания, так как данный пункт противоречит Уставу города Челябинска, ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г.

По мнению прокурора, правом на издание распоряжения по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания, признанию аварийными и подлежащими сносу обладает только высшее должностное лицо муниципального образования, действующее от имени муниципального образования Глава города Челябинска. Оспариваемая норма позволяет принимать вышеуказанное решение неуполномоченному лицу - должностному лицу в пределах своей компетенции. Статус этого должностного лица нетождественен.

Оспариваемые правовые нормы, по мнению прокурора, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку постановления, изданные неуполномоченными лицами, являются недействительными.

В обоснование заявленного требования он указал, что Уставом города не предусмотрено право Главы города делегировать свои полномочия по изданию постановлений и их подписанию иным лицам. Делегирование Главой города своих полномочий муниципальным служащим, противоречит ФЗ
“Об основах муниципальной службы“, который запрещает муниципальным служащим быть выборным должностным лицом местного самоуправления, и выполнять полномочия Главы города.

Представитель Челябинской городской Думы, действующая по доверенности, К.Л.Н., возражала против требований прокурора города Челябинска, сославшись на то, что должностные лица администрации города издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к полномочиям администрации города, в пределах их компетенции, установленной правовыми актами.

Представитель администрации города Челябинска, действующая по доверенности К.Л.Н., требования прокурора не признала, сославшись на то, что обжалуемый нормативно-правовой акт Челябинской городской Думы принят в пределах полномочий исходя из существа и особенностей деятельности органов местного самоуправления, и не противоречит действующему законодательству.

Суд постановил решение об удовлетворении требований прокурора города Челябинска: пункт 8 Решения Челябинской городской Думы N 30/9 от 25.03.2008 г. в части принятия решения “должностным лицом, в пределах своей компетенции“ признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Администрация города Челябинска просит об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания отнесено Уставом города Челябинска к полномочиям Администрации города Челябинска (п. 32 ч. 4 ст. 36). Администрацию города представляют первые заместители Главы города, заместители Главы города, структурные подразделения аппарата, отраслевые (функциональные) и территориальные (районные) органы Администрации города. Первые заместители Главы города и заместители Главы города являются должностными лицами Администрации города, наделенными, в соответствии со ст. 38 Устава города исполнительно-распорядительными и (или) административно-хозяйственными полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения в пределах их компетенции, определенной правовыми актами. Должностные лица администрации города издают распоряжения и
приказы по вопросам, отнесенным к полномочиям администрации города, в пределах их компетенции, установленной правовыми актами. Оспариваемая норма и Устава города соответствует части 7 статьи 43 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации“, которая также, по мнению представителя, предоставляет право должностным лицам местного самоуправления издавать распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Проверив материалы дела, выслушав представителя городской Думы К.Л.Н., представителя Главы города Челябинска К.Л.Н., прокурора П.А.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Удовлетворяя требование прокурора, суд исходил из того, что оспариваемая часть пункта 8 Решения, регламентирующая вопросы признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признание жилых помещений непригодными для проживания в части принятия решения “должностным лицом, в пределах своей компетенции“ противоречит пункту 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г., так как имеет неясности в части определения должностного лица и его компетенции.

Вывод суда и указанные этому мотивы основаны на законе.

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования
подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты.

Согласно статье 43 названного Закона в систему муниципальных правовых актов входят: Устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты Главы муниципального образования, постановления и распоряжения Главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Пунктами 4, 6, 7 указанной статьи предусмотрено, что Глава муниципального образования, в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации. Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 22 Устава города Челябинска подпункт 10 отсутствует, имеется в виду подпункт 10 пункта 1 статьи 35.

В силу подпункта 10 статьи 22 Устава города Челябинска к полномочиям Главы города отнесено издание постановлений в пределах своих полномочий по решению вопросов местного значения, исполнительно-распорядительной деятельности и распоряжения по вопросам организации деятельности администрации города.

В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным
для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 (в редакции от 02.08.2007 г.) на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно подпункту 32 пункта 4 статьи 36 Устава города Челябинска полномочия по признанию жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания отнесены к компетенции администрации города Челябинска - органа местного самоуправления города Челябинска, возглавляемого Главой города.

Пункт 8 оспариваемого положения предусматривает, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания, признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимает Глава города или должностное лицо, в пределах своей компетенции, путем издания правового акта.

Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что в Постановлении Правительства РФ возложена обязанность по принятию указанного решения на орган местного самоуправления, таким органом в силу Устава города Челябинска является администрация города, возглавляемая выборным должностным лицом Главой города, следовательно, только Глава города правомочен принимать решение по вопросам, касающимся признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о признании жилых помещений непригодными для проживания. Отнесение указанного вопроса к компетенции в том числе и должностного лица путем издания им правового акта противоречит пункту 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства N 47 от 28.01.2006 г., ст. 36 Устава города Челябинска.

Нельзя согласится с доводами администрации города Челябинска о том, что должностные лица местного самоуправления вправе принимать решения
путем издания правового акта о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о признании жилых помещений непригодными для проживания, в случае наделения их указанными полномочиями, так как оспариваемая норма местного закона изложена таким образом, что, в свою очередь, приводит к неопределенности в вопросе отнесения лиц в структуре администрации города к должностным лицам и не исключает возможности разного ее толкования.

Доводы кассационной жалобы не могут быть расценены в качестве оснований к отмене состоявшегося решения суда, так как они касаются обстоятельств, которые судом выяснялись с последующей правовой оценкой.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 253, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Челябинска от 16 сентября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации города Челябинска - без удовлетворения.

Председательствующий

М.И.КУЧИН

Судьи

Л.А.САВЕЛЬЕВА

В.А.СТОЛПОВСКИХ