Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.08.2008 по делу N А76-7777/2008-50-185 Требования о признании решения и предписания государственного органа незаконными удовлетворены, поскольку недостижение согласия сторон на этапе рассмотрения протокола разногласий потребителя, которые подлежали разрешению в гражданско-правовом порядке, не является результатом недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо ущемления чьих-либо прав в том смысле, который устанавливается в ст. 10 Федерального закона “О защите конкуренции“.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008 N 18АП-7254/2008 данное решение отменено. В удовлетворении требований отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 августа 2008 г. по делу N А76-7777/2008-50-185

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2008 года

Решение в полном объеме изготовлено 28 августа 2008 года

Судья Арбитражного суда Челябинской области Ваганова В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поздняковым А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Челябинская региональная компания по реализации газа“, г. Челябинск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области

о признании решения и предписания государственного органа незаконными

с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью “Фабрика мебели и
зеркал “Мебельбыт“, г. Челябинск, открытого акционерного общества “Челябинскгоргаз“, г. Челябинск,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Т.В.Ю. удостоверение адвоката N 817, представителя по доверенности N 741 от 26 июня 2008 года;

Л.О.А. паспорт, по доверенности N 637 от 28.12.2007;

У.И.Б., паспорт, представителя по доверенности N 751 от 05.08.2008 года;

Р.Н.А., паспорт, представителя по доверенности N 752 от 5 августа 2008 года,

от ответчика: Р.Ю.М., служебное удостоверение N 1993 выдано 1 февраля 2008 года, представителя по доверенности N 22 от 26 февраля 2008 года

от третьих лиц:

ООО “Фабрика мебели и зеркал “Мебельбыт“: не явился, извещен.

ОАО “Челябинскгоргаз“: не явился, извещен.

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Челябинская региональная компания по реализации газа“ (далее ООО “Челябинскрегионгаз“, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными решения Управления антимонопольной службы по Челябинской области (далее - УФАС, антимонопольный орган, ответчик) от 13.05.2008 по делу N 9-4/08 и предписания N 11 от 13.05.2008 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства по тем основаниям, что в действиях общества отсутствовали нарушения антимонопольного законодательства; спор, возникший между заявителем и третьим лицом ООО “Фабрика мебели и зеркал “Мебельбыт“ (далее - Общество) на стадии заключения договора поставки и транспортировки газа, носит гражданско-правовой характер и подлежит рассмотрению в судебном порядке (т. 1 л.д. 2 - 3).

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении

Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (т. 1 л.д. 23 - 24), считает, что решение и предписание вынесены правомерно. Пояснила, что нарушение заявителем антимонопольного законодательства заключается в навязывании ООО “Фабрика мебели и зеркал “Мебельбыт“ путем длительного уклонения от рассмотрения
протокола разногласий к договору невыгодных, прямо не предусмотренных законом, условий договора.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены с соблюдением требований ст.ст. 121 - 123 АПК РФ. На основании ч. 5 ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 14.08.2008 до 15 часов 21.08.2008. Информация о перерыве была размещена на сайте Арбитражного суда Челябинской области (л.д. 128).

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ООО “Челябинскрегионгаз“ зарегистрировано Администрацией города Челябинска 25.09.2000 (л.д. 21). Согласно п. 2.1 Устава целью деятельности общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Челябинской области в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли (т. 1 л.д. 19).

Приказом Челябинского УФАС России N 113 от 14.08.2003 года ООО “Челябинскрегионгаз“ включено в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих на рынке определенного товара (услуг) долю более 35 процентов, по поставке природного газа на территории Челябинской области с долей на рынке более 65 процентов (т. 1 л.д. 98 - 99). Приказом Челябинского УФАС России N 43 от 02.04.2008 года ООО “Челябинскрегионгаз“ включено в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих на рынке определенного товара (услуг) долю более 35 процентов, по поставке природного газа на территории Челябинской области с долей на рынке более 50 процентов (т. 1 л.д. 101 - 102).

Таким образом, ООО “Челябинскрегионгаз“ занимает доминирующее положение на рынке реализации природного газа на территории Челябинской области.

Судом установлено и подтверждается материалами
дела, что в октябре 2007 года заявителем в адрес ООО “Фабрика мебели и зеркал “Мебельбыт“ был направлен проект трехстороннего договора на поставку и транспортировку газа N 3-13-13-1496 от 05.09.2007 с Техническим соглашением (т. 1 л.д. 45 - 62), которые Обществом были подписаны с протоколами разногласий (т. 1 л.д. 63 - 68), направленными заявителю 25.10.2007.

01.11.2007 года в УФАС поступило заявление ООО “Фабрика мебели и зеркал “Мебельбыт“ на действия Заявителя, выразившиеся в навязывании условий договора на поставку и транспортировку газа N 3-13-13-1496 от 05.09.2007, не предусмотренных действующим законодательством (т. 1 л.д. 42 - 44).

Приказом руководителя УФАС N 16А от 01.02.2008 возбуждено дело N 9-4/08 по признакам нарушения ООО “Челябинскрегионгаз“, ООО “Челябинскгоргаз“ ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, создана комиссия по рассмотрению данного дела (л.д. 69).

13.05.2008 года Комиссией Челябинского УФАС России по рассмотрению дел по нарушению антимонопольного законодательства в отношении заявителя принято решение о признании действий ОАО “Челябинскрегионгаз“, выразившихся в навязывании контрагенту - ООО “Фабрика мебели и зеркал “Мебельбыт“ невыгодных условий договора на поставку и транспортировку газа от 05.09.2007 (пункты 3.3, 3.6, 4.6, 5.5.2) и Технического соглашения к нему (пункты 7.2, 7.3), нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (т. 1 л.д. 2 - 9). Выдано предписание N 11 от 13.05.2008 о прекращении заявителем до 9 июня 2008 года нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ путем исключения вышеуказанных пунктов из текста проекта Договора и Технического соглашения к нему или согласования их
в редакции ООО “Фабрика мебели и зеркал “Мебельбыт“ (т. 1 л.д. 10).

Пунктом 3.3 Договора предусмотрена неустойка в виде стоимости невыбранного газа в случае выборки Покупателем в течение месяца поставки объема газа менее договорного месячного объема газа (за исключением случаев недопоставки газа Поставщиком или наступлений обстоятельств непреодолимой силы).

Пунктом 3.6 Договора предусмотрено применение штрафных коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с Поставщиком. Штрафные коэффициенты за превышение договорного месячного объема за месяц поставки устанавливаются: в период с 15 апреля по 15 сентября в размере 1,5, в период с 16 сентября по 14 апреля - в размере 3,0 к стоимости газа, выбранного сверх договорного месячного объема. Штрафные коэффициенты за превышение договорного суточного объема за отдельные сутки устанавливаются: в период с 15 апреля по 15 сентября в размере 1,09 к стоимости газа, выбранного сверх суточного договорного объема. Штрафные коэффициенты устанавливаются к стоимости газа, выбранного сверх договорного месячного (суточного) объема, рассчитанной по регулируемой оптовой цене на газ после перерасчета с учетом коэффициентов, установленных п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.5.2 Договора оплата штрафных санкций, рассчитанных в соответствии с пунктами 3.3, 3.5, 3.6, 3.9 и 3.15 Договора, осуществляется до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки.

Согласно п. 4.6 Договора Покупатель предоставляет Поставщику и ГРО ежесуточные, а при наличии технической возможности и часовые сведения о количестве поданного-принятого газа в соответствии с согласованным Сторонами порядком, установленном в Техническом соглашении (пункты 7.2, 7.3).

Согласно тексту оспариваемого решения Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Федеральным законом “О газоснабжении в Российской Федерации“, иными нормативными актами
не установлена ответственность потребителя газа за неисполнение условий договора о количестве газа; п. 4.6 Договора не соответствует п. 28 Правил поставки газа в Российской Федерации, согласно которому сторона, ведущая учет газа, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа. По мнению УФАС указанные действия поставщика газа являются навязыванием потребителю газа условий договора, прямо не предусмотренным действующим законодательством и невыгодных для потребителя, что запрещено действующим антимонопольным законодательством.

Одновременно Комиссией Челябинского УФАС России принято решение о признании нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ действий ОАО “Челябинскгоргаз“ (п. 2 Решения).

Не согласившись с принятым решением Комиссии Челябинского УФАС и выданным антимонопольным органом предписанием, ООО “Челябинскрегионгаз“ обратилось в арбитражный суд.

На основании ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании
осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также внебюджетные фонды (ч. 1 ст. 3 Закона).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 данного Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в
него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“, поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, при этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).

Порядок поставки газа кроме Гражданского кодекса РФ регулируется также Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа в РФ)

Согласно п. 5 Правил поставки газа в РФ поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п. 30 Правил поставки газа в РФ поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. При этом, порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно п. 41 Правил поставки газа в РФ поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии
с законодательством Российской Федерации и договором.

Действующее законодательство, декларируя принцип свободы договора, допускает самостоятельное определение в договоре поставки газа условий, касающихся порядка поставки газа покупателю, порядка расчетов за поставленный газ и сроки платежей, а также мер ответственности сторон за нарушение обязательств по договору.

Статьями 445, 446 ГК РФ, разделом 3 Правил поставки газа в РФ предусмотрен порядок разрешения спорных ситуаций, в том числе и тогда, когда стороной по договору выступает хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке.

В соответствии с п. 11 Правил поставки газа в РФ согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.

При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.

Материалами дела установлено, что в установленный 30-дневный срок составленный ООО “Фабрика мебели и зеркал “Мебельбыт“ протокол разногласий ООО “Челябинскрегионгаз“ не подписан.

Недостижение согласия сторон на этапе рассмотрения протокола разногласий потребителя, которые подлежали разрешению в гражданско-правовом порядке, не является результатом недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо ущемления чьих-либо прав в том смысле, который устанавливается в статье 10 Федерального закона “О защите конкуренции“.

Поскольку требования, заявленные ООО “Челябинскрегионгаз“, судом удовлетворены, судебные расходы заявителя подлежат возмещению ответчиком в соответствии с требованиями, установленными ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170,
201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования общества с ограниченной ответственностью “Челябинская региональная компания по реализации газа“ удовлетворить.

Признать незаконными и отменить решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13.05.2008 по делу N 9-4/08 в части пунктов 1 и 3, и предписание N 11 от 13.05.2008.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью “Челябинская региональная компания по реализации газа“ в возмещение судебных расходов денежные средства в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья:

В.В.ВАГАНОВА