Законы и бизнес в России

Информация Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от <26.08.2008> <Вопросы и ответы о налогах>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

Вопрос: Я осуществляю свою деятельность в качестве предпринимателя без привлечения наемных работников, не зарегистрирован в налоговых органах и в Пенсионном фонде в качестве работодателя. Обязан ли я при этом представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности наемных работников?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о представлении налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без привлечения наемных работников, в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников сообщает следующее.

Согласно абзацу третьему п. 3 ст. 80 Налогового кодекса сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиками в налоговый орган не позднее 20 января текущего года,
а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной ФНС России, в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ утверждена форма “Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год“.

Исходя из п. 3 ст. 80 Налогового кодекса и Приказа ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@ следует, что все налогоплательщики - индивидуальные предприниматели обязаны представлять в налоговый орган в установленный срок сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

(Письмо Минфина РФ от 21 июля 2008 N 03-02-08-13).

Прибыль

ЗАО просит разъяснить порядок налогообложения дивидендов при исчислении налога на прибыль организаций.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о порядке налогообложения дивидендов сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 43 Налогового кодекса дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Таким образом, часть чистой прибыли общества, распределенная между его участниками непропорционально их долям в уставном капитале общества, по мнению Департамента не признается для целей налогообложения дивидендами, а рассматривается как выплата за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов. Следовательно, для целей налогообложения указанные выплаты в части превышения суммы дивидендов, определенной с учетом положений п. 1 ст. 43 Налогового кодекса, облагаются по ставке, установленной п. 1 ст. 284 Налогового кодекса, в размере 24 процента.

(Письмо Минфина РФ от 24 июня 2008 N
03-03-06/1/366).

Вопрос: В каком порядке должен осуществляться учет в целях налогообложения расходов в виде процентов за кредит и комиссионного вознаграждение за предоставление кредита, размер которого установлен в процентах от фактических ежедневных остатков средств на ссудных счетах?

Ответ: Согласно п. 3 ст. 43 Налогового кодекса в целях налогообложения процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.

Следовательно, если в кредитном договоре размер комиссии за услуги банка выражен в процентном отношении от фактических ежедневных остатков средств на ссудных счетах, то расходы организации в виде указанной комиссии в целях налогообложения прибыли приравниваются к процентам.

Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлены ст. 269 Налогового кодекса.

Учитывая это, расчет расходов в виде процентов производится ежемесячно с учетом положений ст. 328 Налогового кодекса исходя из совокупной суммы процентов.

(Письмо Минфина РФ от 22 июля 2008 N 03-03-06/1/418).

НДФЛ

Вопрос: Я, как физическое лицо, подала в суд исковое заявление на возмещение морального вреда. В случае удовлетворения судом моего иска подлежит ли сумма морального вреда обложению налогом на доходы физических лиц?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу налогообложения доходов физического лица в виде возмещения причиненного организацией морального вреда, производимого на основании решения суда, разъясняет следующее.

Пунктом 3 ст. 217 Налогового кодекса предусмотрено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в
соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с положениями ст. 151 и 1101 Гражданского кодекса обязанность возмещения морального вреда и его размер определяются судом.

Таким образом, сумма денежных средств, выплачиваемая на основании судебного решения в возмещение вреда, причиненного организацией физическому лицу, является компенсационной выплатой, предусмотренной п. 3 ст. 217 Налогового кодекса, и на этом основании не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.

(Письмо Минфина РФ от 21 июля 2008 N 03-04-05-01/270).

Вопрос: 1 января 2008 года вступила в силу новая редакция п. 3 ст. 213 Налогового кодекса. Означает ли это, что с 1 января 2008 года при определении налоговой базы по НДФЛ не учитываются суммы страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования, оплаченные организацией не только за своих сотрудников, но и членов их семей?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу налогообложения суммы страховых взносов по договору добровольного медицинского страхования разъясняет следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 213 Налогового кодекса с 1 января 2008 г. при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.

Из положения данного пункта ст.
213 Налогового кодекса следует, что суммы страховых взносов по договорам добровольного личного страхования, включая договоры добровольного медицинского страхования, уплаченные из средств работодателей за своих работников и членов их семьи, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

(Письмо Минфина РФ от 23 июля 2008 N 03-04-06-01/226).

Вопрос: Могу ли я получить в 2007 году социальный налоговый вычет в размере следующих фактически произведенных расходов (но не более 50000 руб.):

1) расходов на обучение моего ребенка в платном детском саду;

2) расходов на обучение моего ребенка на платных курсах иностранного языка?

Какие документы необходимо будет приложить к декларации по форме 3-НДФЛ для сдачи в ИФНС?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу предоставления социального налогового вычета разъясняет следующее.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса предусмотрено право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

Определение и перечень образовательных учреждений содержится в ст. 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ (далее - Закон).

Согласно пп. 1 и 8 п. 4 ст. 12 Закона дошкольные учреждения (детский сад) и учреждения дополнительного образования (курсы иностранного языка) относятся к образовательным учреждениям.

Таким образом, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик-родитель вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом в сумме, уплаченной им за обучение своего ребенка в указанных образовательных учреждениях.

При этом в соответствии с пп. 2 п. 1 ст.
219 Налогового кодекса указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

То есть, условием предоставления налогоплательщику-родителю указанного вычета является наличие платежных документов, свидетельствующих о том, что расходы на обучение ребенка были понесены именно им.

(Письмо Минфина РФ от 17 июля 2008 N 03-04-05-01/266).

УСН

Вопрос: Организация работает на упрощенной системе налогообложения (УСН). Работникам выплачивается заработная плата на пластиковые карты. Банку перечисляется комиссия за обработку платежных документов по зачислению денежных средств на счета сотрудников. Облагается ли сумма комиссии страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование?

Ответ: В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Налогового кодекса.

Статьей 236 Налогового кодекса установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 237 Налогового кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 Налогового кодекса), вне
зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника.

Согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса к прочим расходам налогоплательщика для целей налогообложения прибыли относятся расходы на оплату услуг банков, если такие расходы связаны с производством и (или) реализацией. В остальных случаях согласно пп. 15 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам.

Статьей 5 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 “О банках и банковской деятельности“ определено, что к числу банковских операций относятся операции, в частности, по открытию и ведению банковских счетов организаций и физических лиц, осуществлению расчетов по поручению организаций и физических лиц, включая осуществление расчетов платежными поручениями, пластиковыми карточками и др.

Таким образом, расходы в виде комиссии, взимаемой кредитной организацией - банком с клиента за обработку платежных документов по зачислению денежных средств на счета сотрудников, являются формой организации расчетов с работником, не могут рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника, и будут считаться обычными производственными расходами организации и, следовательно, данные расходы не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 236 и 237 Налогового кодекса.

(Письмо Минфина РФ от 4 августа 2008 N 03-04-06-02/88).