Законы и бизнес в России

Информация Отделения Пенсионного фонда РФ по Челябинской области от <28.04.2008> “На отдых по железнодорожному графику“

ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

НА ОТДЫХ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ГРАФИКУ

Сегодня на некоторые вопросы, связанные с особенностями досрочного пенсионного обеспечения железнодорожников, ответит ведущий специалист-эксперт ОПФР по Челябинской области Надежда Андреева.

Вопрос: Какие основания предусмотрены действующим законодательством для установления досрочных трудовых пенсий по старости?

Ответ: В зависимости от характера выполняемых работ общеустановленный пенсионный возраст (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) снижается на 5 или 10 лет. Так, при выполнении вредных работ (список N 1) общеустановленный пенсионный возраст снижается на 10 лет при условии, если отработан полный стаж (не менее 10 лет у мужчин и не менее 7 лет 6 месяцев у женщин).

Таким правом на железнодорожном транспорте пользуются заливщики свинцово-оловянистых сплавов, слесари по ремонту подвижного состава, занятые на ремонте цистерн из-под этиловой жидкости. При этом продолжительность страхового стажа указанных категорий работников должна составлять не менее 20 лет у мужчин и 15 лет у женщин.

Выполнение тяжелых работ (список N 2) дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при условии, если отработан полный стаж (не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 10 лет у женщин).

По этому основанию пенсия назначается аппаратчикам приготовления химических растворов, кочегарам паровозов в депо и некоторым другим работникам. Продолжительность страхового стажа указанных лиц должна составлять не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Большая часть работников железнодорожного транспорта имеют право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при условии, если отработали полный стаж (не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 10 лет у женщин) в должностях, предусмотренных специальным списком работников железнодорожного транспорта, и имеют страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. Среди них кочегары паровозов, машинисты и помощники машинистов паровозов, тепловозов, электровозов, монтеры пути, осмотрщики вагонов, слесари по ремонту подвижного состава, составители (помощники составителей) поездов и другие.


Вопрос: Допускается ли назначение пенсии работникам железнодорожного транспорта со снижением общеустановленного пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу, то есть при наличии неполного стажа с особыми условиями труда?

Ответ: В соответствии с действующим законодательством назначение досрочной пенсии рабочим, профессии которых предусмотрены специальным списком работников железнодорожного транспорта, производится только при наличии полного стажа на соответствующих видах работ (не менее 12 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 10 лет у женщин).

Вместе с тем, если работа на железнодорожном транспорте проходила в профессиях, предусмотренных списком N 1 или N 2, то возможно снижение общеустановленного пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу.

При наличии стажа работы по списку N 1 не менее 5 лет у мужчин и не менее 3 лет 9 месяцев у женщин возраст выхода на пенсию снижается на 1 год за каждый полный год работы по списку N 1. При наличии стажа работы по списку N 2 не менее 6 лет 3 месяцев у мужчин и не менее 5 лет у женщин возраст выхода на пенсию снижается на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев работы по списку N 2. При этом требования к продолжительности страхового стажа сохраняются по каждой категории.

Вопрос: Учитывается ли при назначении досрочной пенсии работникам железнодорожного транспорта стаж, отработанный по списку N 1 или N 2 в других производствах, не относящихся к железнодорожному транспорту?


Ответ: Да, учитывается. Например, заявитель отработал 10 лет помощником машиниста тепловоза на ЮУЖД и 3 года электросварщиком ручной сварки на заводе имени Колющенко (список N 2). В этом случае применяются правила суммирования стажа работы с различными условиями труда. К работе помощника машиниста тепловоза прибавляется стаж по списку N 2, и весь стаж считается железнодорожным стажем. Право на пенсию при соблюдении иных условий, предусмотренных законом, будет по достижении возраста 55 лет.

Особо следует отметить, что такой порядок суммирования стажа с различными условиями труда допускается только в случае, если в результате суммирования продолжительность стажа на соответствующих видах работ составит не менее полного требуемого стажа (12 лет 6 месяцев у мужчин и 10 лет у женщин).

Вопрос: Есть ли дополнительные условия для назначения пенсии лицам, предусмотренным специальным списком работников железнодорожного транспорта?

Ответ: Отдельные категории работников, предусмотренные названным списком, пользуются правом на досрочную пенсию независимо от отрасли экономики и ведомственной подчиненности. Например, кочегары паровозов, машинисты и помощники машинистов паровозов, тепловозов, электровозов, составители поездов и некоторые другие профессии пользуются правом на досрочную пенсию как на магистральных железных дорогах, так и в цехах железнодорожного транспорта предприятий и организаций. Электромеханики, электромонтеры контактной сети будут иметь право на пенсионные льготы, если заняты обслуживанием контактной сети магистральных железных дорог.

Такие профессии, как осмотрщики вагонов, осмотрщики-ремонтники вагонов, слесари по ремонту подвижного состава, могут претендовать на досрочную пенсию, если заняты на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог. Монтерам пути пенсия в связи с особыми условиями труда назначается, если они заняты ремонтом и содержанием искусственных сооружений на магистральных железных дорогах и на участках с интенсивным движением поездов.