Законы и бизнес в России

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 24.04.2008 N 1131 “О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (вместе с “Проектом федерального закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации“)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2008 г. N 1131

О внесении в порядке законодательной инициативы

в Государственную Думу Федерального Собрания

Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении

изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации

и некоторые законодательные акты Российской Федерации“

В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации“.

2. Просить депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранных от Челябинской области, поддержать указанный проект федерального закона.

3. Поручить депутату Законодательного Собрания Челябинской области Мякушу
В.В. представлять Законодательное Собрание Челябинской области при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Направить настоящее Постановление и указанный законопроект в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой о поддержке законопроекта.

Председатель

Законодательного Собрания

Челябинской области

В.В.МЯКУШ

Вносится

Законодательным Собранием

Челябинской области

Проект

N ______

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации

и некоторые законодательные акты Российской Федерации

Статья 1. Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134; 2003, N 27, ст. 2700; N 52, ст. 5037; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 31) следующие изменения:

1) пункт 1 статьи 23 дополнить подпунктом 8-1 следующего содержания:

“8-1) предъявлять в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения документы об уплате транспортного налога при изменении регистрационных данных, снятии с регистрационного учета и прохождении государственного технического осмотра транспортных средств;“;

2) статью 36 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

“3. Органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения проверяют наличие документов об уплате транспортного налога у лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, при изменении регистрационных данных, снятии с регистрационного учета и прохождении государственного технического осмотра транспортных средств.“.

Статья 2. Внести в статью 363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3027; 2005, N 25, ст. 2427; N 43, ст. 4350) изменение, дополнив ее пунктом 4 следующего содержания:

“4. Налогоплательщики предъявляют в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения документы об уплате транспортного налога за налоговый период, по которому наступил срок уплаты налога, при изменении регистрационных данных, снятии с регистрационного учета
и прохождении государственного технического осмотра транспортных средств.

В случае, если в течение трех лет налогоплательщики не представляли транспортные средства для прохождения государственного технического осмотра, то они обязаны предъявить в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения документы об уплате транспортного налога за соответствующие налоговые периоды при прохождении государственного технического осмотра транспортных средств в текущем году.

Налогоплательщики вправе предъявить в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения справку налогового органа, подтверждающую отсутствие задолженности по транспортному налогу.“.

Статья 3. Внести в статью 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2002, N 18, ст. 1721) изменение, дополнив ее пунктом 4 следующего содержания:

“4. Лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, должны уплачивать транспортный налог. В отношении транспортных средств, зарегистрированных за лицами, не исполнившими обязанность по уплате транспортного налога, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета и государственный технический осмотр транспортных средств не проводятся.“.

Статья 4. Внести в Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 “О милиции“ (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360; N 32, ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1666; N 49, ст. 5905; 2000, N 46, ст. 4537; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847; 2004, N 30, ст. 3087; 2005, N 13, ст. 1078; N 19, ст. 1752; 2006, N
31, ст. 3420; N 52, ст. 5498; 2007, N 41, ст. 4845) следующие изменения:

1) пункт 9 статьи 10 дополнить словами “проверять наличие документов об уплате транспортного налога у лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, при изменении регистрационных данных, снятии с регистрационного учета и прохождении государственного технического осмотра транспортных средств;“;

2) пункт 23 статьи 11 дополнить словами “не производить изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета и государственный технический осмотр транспортных средств у лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, без предъявления указанными лицами документов об уплате транспортного налога;“.

Статья 5. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по транспортному налогу.

Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

“О внесении изменений в Налоговый кодекс

Российской Федерации и некоторые законодательные акты

Российской Федерации“

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ в период 1992 - 2002 годов регистрация, перерегистрация и технический осмотр транспортных средств без предъявления документов об уплате налога с владельцев транспортных средств не производились, в результате чего в 2001 - 2002 годах собираемость указанного налога по Челябинской области составляла 98 процентов.

Со вступлением в силу главы 28 “Транспортный налог“ Налогового кодекса Российской Федерации указанная норма Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ признана утратившей силу, в связи с чем транспортный налог стал одним из самых трудно администрируемых налогов. Так, в 2007 году собираемость налога в целом с учетом организаций и физических лиц составила 85 процентов, а по физическим лицам
- 74 процента.

Наблюдается также рост задолженности по указанному налогу. Так, на 1 января 2008 года она составила 381,7 млн. рублей, на 1 января 2007 года - 372,7 млн. рублей, на 1 января 2006 года - 296,4 млн. рублей.

Сложившаяся ситуация связана с тем, что осуществлять только налоговый контроль за уплатой транспортного налога недостаточно. Необходимо вернуться к прежнему порядку, предусматривающему предъявление документов об уплате налога при совершении регистрационных действий в отношении транспортных средств.

Предлагаемый законопроект предусматривает внесение изменений в:

1) Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления:

обязанности налогоплательщиков представлять документы об уплате транспортного налога в органы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) при изменении регистрационных данных, снятии с регистрационного учета и прохождении государственного технического осмотра транспортных средств;

полномочий органов ГИБДД по проверке документов об уплате транспортного налога у налогоплательщиков при совершении ими указанных действий с транспортными средствами;

2) Федеральный закон “О безопасности дорожного движения“ в части запрещения эксплуатации транспортных средств, зарегистрированных за лицами, не исполнившими обязанность по уплате транспортного налога;

3) Закон Российской Федерации “О милиции“ в части установления обязанности милиции проверять наличие документов об уплате транспортного налога у лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, при изменении регистрационных данных, снятии с регистрационного учета и прохождении государственного технического осмотра, а также в части установления права милиции не производить указанные действия с транспортными средствами без предъявления документов по уплате транспортного налога.

Данный законопроект не возлагает на органы ГИБДД функции налогового контроля, а только устанавливает их обязанность по проверке наличия документов об уплате транспортного налога у лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства. Наделение органов ГИБДД указанными полномочиями не приведет
к увеличению численности органов ГИБДД, так как законопроект не предусматривает наделение указанных органов полномочиями по проверке правильности исчисления налога, ведения форм учета по налогу, электронных баз данных, сбор копий документов по уплате налога и т.п.

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ на органы милиции возложены дополнительные функции по контролю за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию при организации государственного технического осмотра транспортных средств. Таким образом, законодательством Российской Федерации защищены интересы страховых компаний, являющихся коммерческими организациями.

В связи с тем, что содержание органов милиции осуществляется за счет средств бюджетов, в том числе и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, возложение на органы милиции обязанности по проверке наличия документов об уплате транспортного налога у лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, является обоснованным.

Принятие данного законопроекта позволит увеличить поступления транспортного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации и, соответственно, расходы, осуществляемые из этих бюджетов.

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию

утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию

в связи с принятием проекта федерального закона “О внесении

изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации

и некоторые законодательные акты Российской Федерации“

Принятие Федерального закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации“ потребует внесения изменений в:

подпункт “е“ пункта 6 Положения о проведении государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 880 “О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации“ в части представления документов об уплате транспортного налога;

пункт 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации“ в части представления документов об уплате транспортного налога.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона “О внесении изменений

в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые

законодательные акты Российской Федерации“

Введение в действие федерального закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации“ не потребует изменения финансовых обязательств Российской Федерации, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О проекте федерального закона N...

“О внесении изменений в Налоговый кодекс

Российской Федерации и некоторые законодательные акты

Российской Федерации“

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять в первом чтении проект федерального закона N... “О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации“, внесенный Законодательным Собранием Челябинской области.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего Постановления.

3. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации