Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.02.2008 по делу N А76-13787/2007-54-603/25 Имущество учреждения, находящееся в федеральной собственности и принадлежащее ему на праве оперативного управления, в силу подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не является объектом обложения налогом на имущество.

Постановлением ФАС Уральского округа от 20.05.2008 N Ф09-3541/08-С3 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 февраля 2008 г. по делу N А76-13787/2007-54-603/25

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 11 февраля 2008 г.

Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Потаповой Т.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Богатыревой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела

по заявлению Межрайонной ИФНС РФ N 3 по Челябинской области

к ГУ “Санаторий “Лесное озеро“ МВД РФ


о взыскании 388424 рублей.

при участии в судебном заседании:

от заявителя - А.О.В. по доверенности от 25.01.2008 г., паспорт

от ответчика - А.О.А. по доверенности N 59 от 03.12.2007 г.

установил:


заявитель Межрайонной ИФНС РФ N 3 по Челябинской области обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ГУ “Санаторий “Лесное озеро“ МВД РФ о взыскании 388424 рублей.

В судебном заседании представитель налогового органа заявленные требования поддержал в полном объеме, просит взыскать с учреждения налог на имущество в сумме 369054 рубля, соответствующие пени - 19370 рублей.

Представитель ответчика просит прекратить производство в соответствии с нормами ст. 150 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, ответчик ГУ “Санаторий “Лесное озеро“ МВД РФ зарегистрирован в качестве юридического лица Администрацией г. Кыштыма Челябинской области 28.08.1995 г., основной государственный регистрационный номер 1027400828751 (л.д. 6 - 15).

Судом установлено, что инспекцией 04.05.2007 г. выставлено требование N 444 об уплате налога на имущество организаций в сумме 369054 рубля и пени 19370,39 рубля с добровольным сроком уплаты до 26.05.2007 г. (л.д. 16). До настоящего времени сумма недоимки и пени в бюджет не уплачены, инспекция просит взыскать их в судебном порядке.


Основанием для начисления налога на имущество послужил вывод налогового органа о том, что в соответствии с Уставом ГУ “Санаторий “Лесное озеро“ МВД РФ является некоммерческой организацией - федеральным государственным учреждением, находится в подчинении Медицинского управления Службы тыла МВД России, является - самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, самостоятельно уплачивает налоги.

Согласно информационному письму министерства Финансов РФ от 05.08.2004 г. N 01-02-01/03-1625 “...подведомственные Минобороны России учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являются самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны уплачивать налог на имущество организаций, принадлежащее им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения имущества в порядке, предусмотренном главой 30 НК РФ“.

Заслушав доводы представителей заявителя, ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, арбитражный суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Не согласившись с доводами инспекции учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным, в том числе и требования налогового органа N 444 от 04.05.2007 г. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.09.2007 г. по делу N А76-9266/2007-47-547 требования заявителя удовлетворены в данной части, суд первой инстанции признал незаконным отказ от освобождения от уплаты налога на имущество и пени (л.д. 73 - 75). Указанным судебным актом установлено следующее.

В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.


В силу пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Конституции РФ исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ, в состав которого входит Министр внутренних дел РФ (ч. 2 ст. 110 Конституции РФ) - руководитель одноименного министерства, и, соответственно, всех органов внутренних дел.

При этом федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации).

В Указе Президента РФ от 09.03.2004 года N 314 “О системе и структуре органов исполнительной власти“ установлено, что “...в систему органов исполнительной власти входят федеральные министерства...“ (п. 1 Указа N 314), а также определены функции Министерства внутренних дел Российской Федерации (абзац 1 пункта 2 Указа N 314).

Состав органов внутренних дел и их функций, определены Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927 “Вопросы Министерства внутренних дел РФ“ и Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 “Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти“ (с изм. и доп. на 12 марта 2007 г.), которые устанавливает структуру органов внутренних дел (органов исполнительной власти) исполняющих государственные функции в области внутренних дел.


В соответствии с пунктом 1 Положения о МВД РФ, утвержденного Указом президента РФ от 19.07.2004 N 927 Министерство внутренних дел РФ (далее - МВД) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свои функции в сфере внутренних дел.

Одной из основных задач МВД РФ является “управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - внутренние войска), организация их деятельности“ (подпункт 9 пункта 3 Положения о МВД РФ), которые для реализации данной задачи, должны представлять собой систему органов и войск, возглавляемую МВД РФ.

Такая система органов установлена в пункте 5 Положения о МВД РФ, в соответствии с которым “МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему..“, и далее идет перечисление органов внутренних дел и подразделений внутренних войск, входящих в систему МВД России:... “главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска“.

То есть иные организации и подразделения, являются органами внутренних дел или подразделений внутренних войск и, соответственно, относятся к органам исполнительной власти, в случае если они созданы “...установленным законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска“.

“Санаторий “Лесное озеро“ МВД России является такой иной некоммерческой организацией - федеральным государственным учреждением в системе медицинских учреждений МВД России входящим в систему исполнительной власти органов внутренних дел. Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ к военной службе как особому виду федеральной государственной службы приравнивается служба во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Перечень оснований установленных п. 4 ст. 374, пп. 6 п. 2 т. 358 НК РФ для непризнания объектами налогообложения имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, является исчерпывающим. При этом в статье не предусмотрено оснований, связанных с наличием либо отсутствием у органа исполнительной власти статуса юридического лица.

Применительно к учреждениям системы МВД России, законом предусмотрены следующие основания непризнания транспортных средств объектами налогообложения: имущество должно использоваться органами исполнительной власти для нужд обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Как следует из материалов дела по делу N А76-9266/2007-47-547, согласно Устава, утв. Приказом МВД России от 08.08.02 N 752, Государственное учреждение “Санаторий “Лесное озеро“ МВД РФ создано Министерством внутренних дел РФ. Учредителем является МВД России. Учреждение является государственным учреждением, входит в систему медицинских учреждений МВД России и находится в непосредственном подчинении Медицинского управления Службы тыла МВД России.

За ГУ “Санаторий “Лесное озеро“ МВД РФ в установленном порядке закрепляется государственное федеральное имущество на праве оперативного управления.

Согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества (реестровый номер 07400425 от 11.04.00), а также распоряжению Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом от 11.04.2000 г. N 667, имущество учреждения находится в федеральной собственности, принадлежит заявителю на праве оперативного управления и отражается на его самостоятельном балансе, используется в соответствии с предназначением имущества, целями и задачами своей деятельности. В материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления ГУ “Санаторий “Лесное озеро“ МВД РФ от 31.12.04.


Поскольку ГУ “Санаторий “Лесное озеро“ МВД РФ входит в систему федеральных государственных органов исполнительной власти и выполняет функции в области обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, имущество, находящееся у санатория и используемое им для нужд обеспечения безопасности и охраны правопорядка, в силу п. 4 ст. 374, пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ не является объектом налогообложения налогом на имущество и транспортным налогом.

Таким образом, у инспекции не было оснований для начисления пеней по налогу на имущество и самого налога.

В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Суд считает, что указанный судебный акт имеет преюдициальное значение по настоящему делу, в связи с чем, в требованиях заявителя следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 104, 167 - 170, 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований заявителя Межрайонной ИФНС РФ N 3 по Челябинской области к ГУ “Санаторий “Лесное озеро“ МВД РФ о взыскании 388424 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Получить информацию о движении дела возможно на официальном сайте арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет по веб-адресу: www.chelarbitr.ru.

Судья

Т.Г.ПОТАПОВА