Законы и бизнес в России

Информация Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от <28.09.2007> “Освоение денежных средств, направленных на проведение процедур банкротства отсутствующих должников в 2007 году“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

Освоение денежных средств, направленных на проведение

процедур банкротства отсутствующих должников в 2007 году

По данным статистической отчетности налоговых органов по состоянию на 1 июля 2007 года в Челябинской области имеется около двадцати двух с половиной тысяч организаций, не представляющих отчетность в налоговые органы более года, с задолженностью почти 3 млрд. рублей.

Согласно действующему законодательству, если юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации по налогам и сборам, и не осуществляло операций по банковским счетам, признается фактически прекратившим свою деятельность, то есть недействующим юридическим лицом.

Такое лицо исключается из государственного реестра юридических лиц по
решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

В то же время, если у юридического лица (в том числе недействующего), имеется задолженность по обязательным платежам, а стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации такое юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, установленном Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)“.

При этом, Закон о несостоятельности (банкротстве) предусматривает особенности банкротства отсутствующих должников. Так, заявление уполномоченного органа о банкротстве отсутствующего должника может быть подано в арбитражный суд только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства.

В конце 2004 года Правительством Российской Федерации утверждается порядок финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, а также устанавливается размер вознаграждения конкурсному управляющему за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника - 10 тысяч рублей, который является единовременным. В федеральный бюджет на 2005 год закладываются средства на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства, и с этого года налоговые органы начинают работу по инициированию процедур банкротства отсутствующих должников за счет средств федерального бюджета.

При этом от года к году увеличивается размер финансирования, выделяемый Челябинской области на эти цели. Так, в 2005 году налоговым органам выделяется бюджетное финансирование на проведение процедур банкротства отсутствующих должников в размере немногим более 1 млн. рублей, в 2006 году сумма финансирования увеличивается в несколько раз и составляет более 10 млн. рублей, а в 2007 году выделено уже свыше 13 млн. рублей.

С одной стороны, значительное увеличение размера финансирования повлекло и существенное увеличение объема работы, которую должны были провести налоговые органы по банкротству отсутствующих
должников с целью освоения выделенных бюджетных средств. С другой стороны, это позволило провести процедуру ликвидации хотя бы части недействующих в области предприятий.

Следует отметить, что от года к году увеличивается не только масштаб финансирования, но и показатели освоения выделенных финансовых средств. Так, в 2005 году освоено менее половины выделенных бюджетных средств, за счет которых ликвидировано 37 отсутствующих должников, в 2006 году - освоено уже более 80 процентов финансирования и ликвидировано около 600 отсутствующих должников. На текущий год запланировано ликвидировать 900 отсутствующих организаций.

В целях освоения в полном объеме бюджетного финансирования налоговыми органами области проводится большая работа, заключающаяся в подготовке документов для арбитражного суда, участии в судебных процессах по делам о банкротстве отсутствующих должников, работе с арбитражными управляющими.

На текущий момент большинством налоговых органов направлено в арбитражный суд запланированное количество заявлений о признании отсутствующих должников банкротами, но некоторыми инспекциями работа проведена не в полном объеме, поэтому в целом по области плановое задание выполнено на 90 процентов.

Арбитражным судом Челябинской области принято к производству почти 700 заявлений, что составляет 80 процентов от плана. Введена процедура конкурсного производства в отношении 400 отсутствующих предприятий, и это почти половина от планового задания.

В настоящее время завершена процедура конкурсного производства только по 46 отсутствующим должникам, из них произведены выплаты компенсации расходов на проведение процедур банкротства и вознаграждение 29 конкурсным управляющим. Общая сумма выплаченных средств составила 0,5 миллиона рублей или 3,7 процента выделенных на текущий год бюджетных средств.

Пока эффективность освоения бюджетного финансирования невысока. Но следует учесть, что основная масса завершенных процедур банкротства и, следовательно, выплат денежных средств конкурсным управляющим придется на 4
квартал текущего года.

Несмотря на то, что налоговыми органами еще в конце прошлого года была начата работа по подготовке документов на банкротство отсутствующих предприятий с тем, чтобы как можно раньше в 2007 году направить заявления в арбитражный суд, основная часть поданных заявлений пришлась только на 2 и 3 кварталы. Затягивание сроков инициирования банкротства вызвано возникшими у налоговых органов проблемами в связи с выходом Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 20.12.2006 N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“. Так, указанным Постановлением предусмотрен ряд дополнительных условий для возбуждения производства по делу о банкротстве отсутствующего должника, в том числе перечисленные ниже, которые и вызвали наибольшие трудности у налоговых органов:

- представление доказательств наличия имущества у должника в размере достаточном для покрытия расходов по делу о банкротстве и полностью или частичном погашении задолженности по обязательным платежам (на основании ответов компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, иных документов, полученных в ходе проведения налоговыми органами или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника);

- представлением доказательств невозможности ликвидации юридического лица в административном порядке, с обоснованием, почему факт наличия задолженности у предприятия не позволяет ликвидировать должника в административном порядке и является основанием для обращения в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).

Для решения возникших проблем Управлением ФНС России в Челябинской области проведены совещания с четвертым судебным составом Арбитражного суда Челябинской области. В результате достигнутой договоренности с судом разработан образец заявления уполномоченного органа в арбитражный суд о признании отсутствующего
должника банкротом и определен перечень документов, которые могут являться доказательствами наличия имущества у должника.

Проведение комплекса мероприятий по сбору налоговыми органами доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность, привело к затягиванию сроков направления заявлений в арбитражный суд о признании отсутствующих должников банкротами.

Тем не менее, взаимодействие с Арбитражным судом Челябинской области позволило в основном решить возникшие проблемы с инициированием процедур банкротства отсутствующих должников.

В то же время, проведенная налоговыми органами работа по возбуждению дел о банкротстве отсутствующих должников может быть не результативной, если со стороны конкурсных управляющих не будут предприняты все меры по завершению процедур банкротства в текущем году. Поэтому налоговые органы ведут непосредственную работу с арбитражными управляющими, оказывают им помощь в сборе необходимой информации об имуществе должников.

Сложившаяся за эти годы пусть и небольшая практика показала, что освоение в полном объеме денежных средств, направленных на проведение процедур банкротства отсутствующих должников, в текущем году может быть достигнуто только в результате осуществления в совокупности таких действий как своевременного принятия налоговыми органами мер по инициированию процедур банкротства отсутствующих должников, эффективного взаимодействия налоговых органов с Арбитражным судом и конкурсными управляющими.

Начальник отдела

урегулирования

задолженности и обеспечения

процедур банкротства

Управления ФНС РФ

по Челябинской области

А.В.ВЕРГИЛЕС