Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30.03.2007 <О нарушении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“> (вместе с “Предписанием об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов“)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 марта 2007 года

Конкурсной комиссии по отбору

страховщиков на оказание услуг

страхования гражданской

ответственности владельцев

транспортных средств для

муниципальных нужд

Отдел муниципального заказа

правового управления

администрации г. Снежинска

ул. Свердлова, д. 24,

г. Снежинск, 456770

ОВД МВД России в городе Снежинск

ул. Дзержинского, д. 26,

г. Снежинск,

Челябинская область, 456770

ООО “Р“

ул. <...>,

г. Челябинск, 454091

ООО “Страховая компания

ЮЖУРАЛ-АСКО“

ул. Красная, д. 4,

г. Челябинск, 454091

(Извлечение)

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместитель руководителя

Комиссии: Челябинского УФАС России;

Членов Ливончик В.А. - начальника отдела контроля

Комиссии: торгов Челябинского УФАС

России;

Акутиной И.Ю. - ведущего специалиста - эксперта

отдела контроля торгов

Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу ООО “Р“ на действия конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд (Заказчик - ОВД МВД России в городе Снежинск), в присутствии:

- К.Н.А. - представителя уполномоченного органа (доверенность от 06.02.2007),

- М.Т.А.
- представителя ООО “Р“ (доверенность N 13 от 30.03.2007),

- Г.А.В. - представителя ООО “Р“ (доверенность N 14 от 30.03.2007),

- Щ.И.Э. - представителя ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ (доверенность N 565 от 29.03.2007)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ООО “Р“ на действия конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд (далее - конкурсная комиссия).

Согласно представленным документам Отдел муниципального заказа правового управления администрации города Снежинска (далее - уполномоченный орган) проводил открытый конкурс “Отбор страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд“ (далее - Конкурс).

21 марта 2007 года состоялось заседание конкурсной комиссии по вскрытию конвертов, рассмотрению, оценке и сопоставлению заявок на участие в Конкурсе.

Согласно протокола заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в конкурсе N 8-3 от 21.03.2007 первое место присвоено ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“, второе место - ООО “Р“ (далее - Заявитель), третье место - филиал ЗАО “МАКС“ в г. Екатеринбурге.

По мнению Заявителя конкурсной комиссией были допущены нарушения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о размещении заказов).

В конкурсной документации установлен критерий оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе “качество услуг“, его содержание и значимость:

- наличие представительства на территории г. Снежинска - 1 балл, филиала на территории г. Снежинска - 1 балл, отделения страховой компании на территории г. Снежинска - 0,5 баллов, отсутствие - 0 баллов;

-
наличие круглосуточной диспетчерской службы по сопровождению страховых случаев на территории г. Снежинска - 1 балл, отсутствие - 0 баллов;

- наличие оценщика в штате - 1 балл, сведения о заключении соглашения об оценке - 0,5 баллов, отсутствие - 0 баллов;

- наличие сертификата качества ISO 9000 (система менеджмента качества) - 2 балла, отсутствие - 0 баллов;

- рейтинг страховщика на рынке финансовых услуг - от 0 до 3 баллов;

- наличие представителей страховщика на территории Свердловской и Челябинской области - от 0 до 3 баллов;

- иные сведения, которые могут повлиять на качество оказания услуг - 1 балл, отсутствие - 0 баллов.

Заявитель имеет филиал в г. Снежинск, что оценено конкурсной комиссией в 2 балла. У ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ находится представительство в г. Снежинск, что оценено конкурсной комиссией в 4 балла. Однако, согласно конкурсной документации данным участникам размещения заказа должно быть присвоено по одному баллу.

Кроме того, ООО “Р“ имеет многоканальный телефон, а также круглосуточную диспетчерскую службу по сопровождению договоров на территории г. Снежинск. Однако, конкурсной комиссией вместо одного присвоено 0 баллов.

ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ не имеет представительства на территории Свердловской области, поэтому, по мнению заявителя, указанный участник конкурса должен получить 6 баллов, т.е. в два раза меньше, чем заявитель. Фактически Заявителю выставлено 12 баллов, а ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ 8 баллов.

Заявитель также считает, что его заявка по такому критерию как “иные сведения, которые могут повлиять на качество оказания услуг“ не уступает ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“. Вместе с тем, конкурсной комиссией принято решение присвоить ООО “Р“ 0 баллов, а ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ 4 балла.

В подтверждение
заявитель указал на то, что в своей заявке предоставил: справку о наличии членства в Российском Союзе Автостраховщиков, справку о наличии службы аварийных комиссаров, копию диплома победителя конкурса поставщиков, копию Распоряжения Президента РФ О поощрении коллектива открытого акционерного общества “Российская государственная страховая компания“, справку о продолжительности работы на рынке страховых услуг, справку о наличии структурных подразделений на территории РФ.

С учетом изложенного, заявитель считает, что конкурсная комиссия провела оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе с нарушениями требований Закона о размещении заказов. Кроме того, заявитель обратил внимание Комиссии на то, что цена контракта, предложенная ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ на 2000 рублей ниже цены других участников размещения заказа. Тогда как размер страховой премии подлежит государственному регулированию, соответственно цена контракта должна быть одинаковой у всех участников размещения заказа.

Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, представленной ООО “Р“, на территории г. Снежинска нет представительства или филиала. На территории г. Снежинска функционирует отделение ООО “Р“. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на территории г. Снежинска зарегистрировано представительство ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“.

Круглосуточная диспетчерская служба создана и функционирует в ООО “Р“ на территории РФ. Однако на территории г. Снежинска указанная служба отсутствует, что подтвердил представитель ООО “Р“. В конкурсной заявке ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ указано, что данный участник конкурса имеет круглосуточную диспетчерскую службу, функционирующую на территории обслуживания, в том числе на территории г. Снежинска, а также указан телефон диспетчера, находящегося на территории г. Снежинска.

По мнению членов конкурсной комиссии ООО “Р“ не предоставило
дополнительных сведений, которые могли бы повлиять на качество оказываемых услуг, тогда как ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ представило в составе документов сведения о стандарте качества обслуживания клиентов, сведения о юридической поддержке клиента при обращении в ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ при сборе документов для получения страховой выплаты, сведения об организации страхового возмещения и дополнительные показатели качества страховой защиты ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“.

Кроме того, представитель уполномоченного органа пояснил, что начальная цена контракта конкурсной документацией не устанавливалась и критерием оценки не являлась, поскольку урегулирована Постановлением Правительства РФ N 739 от 08.12.2005.

Представитель ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ на вопрос членов Комиссии о причинах отличия его цены контракта от цены контракта остальных участников конкурса пояснил, что более низкая цена контракта вызвана отсутствием в конкурсной документации сведений о категории отдельных транспортных средств. Поскольку начальная цена в конкурсной документации не определена, при заключении контракта ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ имеет возможность изменить цену, указанную в заявке на участие в конкурсе, установив цену контракта с учетом категорий транспортных средств.

Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителей Заявителя, уполномоченного органа, представителя победителя Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

Пунктом 16 конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. В соответствии с данным порядком оценка заявок на участие в конкурсе производится каждым членом конкурсной комиссии на основании представленных участником конкурса сведений, путем проставления значения критерия в баллах. Представленные баллы суммируются каждым
членом комиссии, затем суммируется общее количество баллов по каждому участнику конкурса. Победителем признается участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов.

Согласно пункту 15 конкурсной документации наличие представительства или филиала на территории г. Снежинска оценивается конкурсной комиссией в 1 балл, наличие отделения - 0,5 баллов, отсутствие - 0 баллов.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, представленной ООО “Р“, на территории г. Снежинска функционирует отделение ООО “Р“. Кроме того, данный факт был подтвержден представителем заявителя на заседании комиссии.

Таким образом, каждым членом конкурсной комиссии было присвоено ООО “Р“ по 0,5 баллов. В результате заявитель по данной позиции получил 2 балла.

Пунктом 15 конкурсной документации установлено, что наличие круглосуточной диспетчерской службы по сопровождению страховых случаев на территории г. Снежинска оценивается конкурсной комиссией в 1 балл, отсутствие - 0 баллов.

Поскольку ООО “Р“ не имеет круглосуточной диспетчерской службы на территории г. Снежинска, что подтверждено представителем ООО “Р“, конкурсная комиссия правомерно присвоила данному участнику размещения заказа 0 баллов.

Конкурсной документацией предусмотрено, что наличие представителей страховщика на территории Свердловской и Челябинской области оценивается конкурсной комиссией в размере от 0 до 3 баллов.

Соответственно, каждый член конкурсной комиссии самостоятельно определяет какое количество баллов нужно присвоить участнику размещения заказа (0, 1, 2, 3 балла).

Таким образом, конкурсной комиссией по данной позиции количество баллов присвоено в соответствии с требованиями конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 15 конкурсной документации иные сведения, которые могут повлиять на качество оказания услуг оцениваются конкурсной комиссией в 1 балл, отсутствие таких сведений - 0 баллов.

ООО “Р“ представило справку о наличии членства в Российском Союзе Автостраховщиков, справку о наличии службы аварийных комиссаров,
копию диплома победителя конкурса поставщиков, копию Распоряжения Президента РФ о поощрении коллектива ОАО “Российская государственная страховая компания“, справку о продолжительности работы на рынке страховых услуг, справку о наличии структурных подразделений на территории РФ. Документы, подтверждающие качество оказания услуг ООО “Р“ представлены не были.

Тогда как, ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ представило в составе документов сведения о стандарте качества обслуживания клиентов, сведения о юридической поддержке клиента при обращении в ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ при сборе документов для получения страховой выплаты, сведения об организации страхового возмещения и дополнительные показатели качества страховой защиты ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“.

Согласно указанным документам ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ предлагает сокращенные сроки выплаты возмещения - не более 5 дней, обслуживание клиентов за один визит в компанию, ремонт автомобиля и др.

Таким образом, сведения, представленные заявителем не могут повлиять на качество оказания услуг, поэтому конкурсная комиссия присвоила ООО “Р“ 0 баллов в соответствии с требованиями конкурсной документацией.

Помимо этого, комиссией при рассмотрении жалобы ООО “Р“ был выявлен ряд нарушений Закона о размещении заказов.

Согласно пункту 7 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого конкурса должна быть указана начальная цена контракта.

Однако, извещение о проведении открытого конкурса в нарушение части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов указанные сведения не содержит.

Часть 4 статьи 28 Закона о размещении заказов содержит исчерпывающий перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

Согласно части 5 указанной статьи конкурсная комиссия вправе учитывать такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе как квалификация участников конкурса лишь в том случае, если проводится конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических
работ.

Согласно части 6 статьи 28 Закона о размещении заказов не допускается использование иных, за исключением предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи, критериев оценки заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с частью 7 статьи 65 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать значение критериев оценки конкурсных заявок.

В пункте 15 конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе установлено “качество услуг“, определены его содержание и значимость, а именно:

- наличие представительства, филиала, отделения на территории г. Снежинска;

- наличие круглосуточной диспетчерской службы по сопровождению страховых случаев на территории г. Снежинска;

- наличие оценщика в штате либо соглашения об оценке;

- рейтинг страховщика на рынке финансовых услуг;

- наличие представителей страховщика на территории Свердловской и Челябинской области.

Критерий оценки “качество услуг“ установлен в соответствии с требованиями статьи 22, части 4 статьи 28, части 7 статьи 65 Закона о размещении заказов. Однако значение указанного критерия, установленное в конкурсной документации, фактически предусматривает оценку заявок исходя из наличия кадрового состава, представительств и служб, договорных связей, что не соответствует частям 4, 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.

Поэтому, при оформлении значения критерия оценки конкурсных заявок заказчик вправе указать:

- проведение оценки транспортного средства при наступлении страхового случая,

- сопровождение страховых случаев,

- оказание диспетчерских услуг 24 часа в сутки и т.д.

Таким образом, конкурсная документация не соответствует частям 4, 6 статьи 28 Закона о размещении заказов, поскольку предполагает квалификацию участников конкурса.

Кроме того, в пункте 15 конкурсной документации установлен критерий “иные сведения, которые могут повлиять на качество оказания услуг“. Указанный критерий не позволяет обеспечить прозрачность процедуры оценки заявок на участие в конкурсе, что
запрещено Законом о размещении заказов.

В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать порядок формирования цены контракта.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ (далее - Закон об обязательном страховании) страховые тарифы по обязательному страхованию, структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства N 739).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона об обязательном страховании страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, размеры которых также определены в Постановлении Правительства N 739.

Страховые премии (цена контракта) по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов (коэффициента страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства; в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством; в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством; в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля; в зависимости от периода использования транспортного средства; в зависимости от срока страхования). При этом, базовые ставки зависят от типа (категории) и назначения транспортного средства.

В пункте 2 конкурсной документации указаны следующие сведения:

- марка транспортного средства,

- год выпуска транспортного средства,

- мощность, л/с,

- дата страхования транспортного средства.

Таким образом, в конкурсной документации в нарушение части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов не содержатся сведения, позволяющие участникам размещения заказа определить базовую ставку, необходимую для расчета страховой премии.

Часть 5 статьи 9 Закона о размещении заказов предусматривает, что при заключении и исполнении государственного и муниципального контракта изменение условий контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

Согласно части 3 статьи 29 Закона о размещении заказов государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации, с учетом положений части 6 статьи 9 Закона о размещении заказов.

Таким образом, при заключении контракта ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ не вправе изменить условие о цене контракта.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Комиссия, руководствуясь частью 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО “Р“ на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса по отбору страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд необоснованной.

2. Признать в действиях Администрации г. Снежинска в лице Отдела муниципального заказа правового управления г. Снежинска нарушение пункта 7 части 4 статьи 21, части 4 статьи 22, части 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.

3. Выдать Администрации г. Снежинска в лице Отдела муниципального заказа правового управления г. Снежинска предписание об устранении нарушений пункта 7 части 4 статьи 21, части 4 статьи 22, части 6 статьи 28 Закона о размещении заказов.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии:

Н.В.САПРЫКИНА

Члены комиссии:

В.А.ЛИВОНЧИК

И.Ю.АКУТИНА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 30 марта 2007 года

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ

Конкурсной комиссии по отбору

страховщиков на оказание услуг

страхования гражданской

ответственности владельцев

транспортных средств для

муниципальных нужд

Отдел муниципального заказа

правового управления

администрации г. Снежинска

ул. Свердлова, д. 24,

г. Снежинск, 456770

(Извлечение)

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Сапрыкиной Н.В. - заместитель руководителя

Комиссии: Челябинского УФАС России;

Членов Ливончик В.А. - начальника отдела контроля

Комиссии: торгов Челябинского УФАС

России;

Акутиной И.Ю. - ведущего специалиста - эксперта

отдела контроля торгов

Челябинского УФАС России;

на основании решения от 30 марта 2007 года по результатам рассмотрения жалобы ООО “Р“ на действия конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд, в присутствии:

- К.Н.А. - представителя уполномоченного органа (доверенность от 06.02.2007),

- М.Т.А. - представителя ООО “Р“ (доверенность N 13 от 30.03.2007),

- Г.А.В. - представителя ООО “Росгострах-Урал“ (доверенность N 14 от 30.03.2007),

- Щ.И.Э. - представителя ООО “Страховая компания ЮЖУРАЛ-АСКО“ (доверенность N 565 от 29.03.2007)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. В срок до 16 апреля 2007 года конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд устранить нарушение пункта 7 части 4 статьи 21, части 4 статьи 22, части 6 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, а именно:

- отменить результаты конкурса “Отбор страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд“;

- разместить сведения об отмене результатов конкурса “Отбор страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд“ на официальном сайте г. Снежинска в сети Интернет;

2. В срок до 20 апреля 2007 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, а именно, надлежаще заверенную копию протокола об отмене результатов конкурса “Отбор страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд“.

3. В срок до 30 апреля 2007 года представить в Челябинское УФАС России сведения о размещении заказа “Отбор страховщиков на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для муниципальных нужд“ в соответствии с Законом о размещении заказов.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В случае неисполнения настоящего предписания, Челябинское УФАС России на основании части 13 статьи 17 Закона о размещении заказов вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии:

Н.В.САПРЫКИНА

Члены комиссии:

В.А.ЛИВОНЧИК

И.Ю.АКУТИНА