Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2007 по делу N А76-29108/2006-7-619/17 Исковые требования о взыскании задолженности по возврату бюджетных средств удовлетворены частично, поскольку в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ прекращены начисление и выплата процентов за обслуживание государственного долга Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 февраля 2007 г. по делу N А76-29108/2006-7-619/17

Резолютивная часть решения объявлена 7 февраля 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 9 февраля 2007 года.

Судья Зайцева В.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Зайцевой В.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Минфина России в лице агента Правительства РФ - ОАО “Россельхозбанк“ г. Москва

к СПК “Арсинский“, п. Арсинский Нагайбакского района,

3-и лица: ЗАО “Челябинский коммерческий Земельный банк“, г. Челябинск, Министерство финансов Челябинской области, г. Челябинск

о взыскании 1022084 руб. 01 коп.,

при участии в заседании:

от истца: не явился

от ответчика: не явился

от 3-их лиц: не явились

установил:

Минфин России в лице агента Правительства РФ - ОАО “Россельхозбанк“,
г. Москва, обратился в Арбитражный суд Челябинской области к СПК “Арсинский“ с. Арсинский Нагайбакского района Челябинской области с иском о взысканий задолженности по возврату средств в сумме 611415 руб. 02 коп., процентов за пользование средствами 290464 руб. 02 коп., пени за несвоевременную уплату процентов 108357 руб. 14 коп. и пени за несвоевременный возврат основного долга 11847 руб. 83 коп.

В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ЗАО “Челябинский коммерческий Земельный банк“ и Министерство финансов Челябинской области (ст. 51 АПК РФ).

Ответчик в судебное заседание не явился, отзыва и документы в обоснование своих доводов не представил. О времени и месте рассмотрения спора ответчик извещался надлежащим образом, о других адресах ответчика суду неизвестно, в связи с чем спор рассмотрен в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствии ответчика по документам, представленным истцом.

Министерство финансов Челябинской области, представив в арбитражный суд мнение по делу от 30.01.2007 N 10/30, считает, что требования предъявлены неправомерно, поскольку пропущен трехгодичный срок исковой давности. Также сослался на то, что в соответствии со ст. 66 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ установлена отсрочка погашения задолженности федеральному бюджету ежегодно равными долями с 01.01.2005 до 01.12.2010, а с 01.01.2002 начисление процентов за обслуживание государственного долга прекращено (ст. 87 ФЗ от 30.12.2001 N 194-ФЗ). Министерство финансов Челябинской области просит в удовлетворении исковых требований отказать.

ЗАО “Челябинский коммерческий Земельный банк“ расчетов по кредитным договорам не представил. Существенных возражений по заявленному иску не заявил.

Изучив письменные доказательства, арбитражный суд
считает требования истца подлежащими удовлетворению частично.

Как следует из материалов дела, между Челябинским коммерческим земельным банком и ТОО “Арсинское“ заключены договоры кредита NN 11 от 11.05.1994, 13 от 03.06.1994, 14 от 12.07.1994, 15 от 12.07.1994, 16 от 05.09.1994, 17 от 22.09.1994, 20 от 01.11.1994, 9 от 05.05.1994 (л.д. 15 - 24).

На основании вышеуказанных кредитных договоров Челябинский коммерческий Земельный банк предоставил обществу кредит в сумме 333300000 руб. (неденоминированных) со сроком возврата суммы по последнему кредиту 25.04.1997 с условием ежемесячной уплаты процентов за пользование кредитом. Кредит в указанной сумме банком предоставлен, что подтверждается материалами дела.

Общество сумму кредита в установленные договорами сроки не возвратило.

Задолженность организаций агропромышленного комплекса, в том числе Челябинской области, по централизованным кредитам, предоставленным в 1992 - 1994 годах, и процентам по ним по состоянию на 01.04.1995 переоформлена в задолженность этих организаций Министерству финансов Российской Федерации со сроком погашения в течение 10 лет, начиная с 1998 года ежегодно равными долями с уплатой расходов на обслуживание государственного долга в размере 10 % годовых (ст. 1, 2 ФЗ “О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности“ от 24.12.1995 N 46-ФЗ, Постановление Главы администрации Челябинской области от 27 июня 1995 г. N 298 “О переоформлении задолженности сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности и других организаций агропромышленного комплекса, организаций потребительской кооперации по централизованным кредитам и начисленным процентам“).

Указанным Постановлением Главы администрации Челябинской области было решено переоформить задолженность у не имеющих источников возврата организаций агропромышленного
комплекса по централизованным кредитам, предоставленным в 1992 - 1994 годах и процентов по ним, образовавшейся по состоянию на 1 апреля 1995 года в результате погашения долга с корреспондентских счетов коммерческих банков без уплаты средств заемщиками, в сумме не более 98,4 млрд. рублей. Таким образом, задолженность сельскохозяйственных предприятий в размере 98,40 млрд. рублей переоформлена ЗАО “Челябинский коммерческий Земельный банк“ в задолженность Минфину России на государственный внутренний долг Российской Федерации и рассрочена на 8 лет, начиная с 1998 года с уплатой 10 процентов годовых под долговые обязательства самих заемщиков. В приложении к Постановлению приведен список сельхозтоваропроизводителей, получающих указанную рассрочку и имеющих задолженность на общую сумму 98,4 млрд., среди которых указан ТОО “Арсинское“ с суммой задолженности 1356174806 неденоминированных рублей.

Во исполнение Закона о переоформлении задолженности и с учетом Постановления Главы администрации Челябинской области от 14.09.1995 N 449 между Министерством финансов Российской Федерации и Челябинским коммерческим Земельным Банком заключен договор от 30 ноября 1995 года, предметом которого (п. 1.1) является переоформление задолженности организаций агропромышленного комплекса Челябинской области, сложившейся по состоянию на 1 апреля 1995 года в сумме 98400000000 неденоминированных рублей по централизованным кредитам и процентам по ним, предоставленным Заемщикам в 1992 - 1994 годах банком в соответствии с кредитными договорами, заключенными между ЗАО “Челябинский коммерческий Земельный банк“ и заемщиками, в суммах согласно списку (реестру долговых обязательств), являющемуся приложением к данному договору.

Постановлением Главы администрации Нагайбакского района от 30.06.1998 N 371 ТОО “Арсинское“ перерегистрировано в Сельскохозяйственное производственное кооперативное хозяйство “Арсинский“, Устав которого впоследствии был приведен в соответствие с Законом РФ “О сельскохозяйственной кооперации“ и Постановлением Главы Нагайбакского
района от 15.05.2001 N 347 хозяйство было перерегистрировано в Сельскохозяйственный производственный кооператив “Арсинский“. Таким образом, СПК “Арсинский“ является правопреемником прав и обязанностей ТОО “Арсинское“.

В соответствии с вышеуказанным списком (реестром долговых обязательств) по Нагайбакскому району ТОО “Арсинское“ указано в качестве должника по централизованному кредиту в сумме 611615021 руб. (неденоминированных). Общество включено в число сельхозтоваропроизводителей Челябинской области, получающих рассрочку на 10 лет как не имеющему источников для возврата задолженности, сложившейся по состоянию на 1 апреля 1995 года по централизованным кредитам, предоставленным в 1992 - 1994 годах, процентов по ним в сумме, зафиксированной в указанных реестре и обязательстве, и погашенных с корреспондентских счетов коммерческих банков без уплаты средств заемщиками.

29.06.1995 ТОО “Арсинское“ составлено обязательство по уплате долга по кредитным договорам, образовавшемуся на 29.06.1995, в сумме 611615021 руб. в рассрочку до 2005 года с уплатой расходов на обслуживание государственного долга размере 10 % годовых (л.д. 26).

Однако данное обязательство сторонами не исполнено. Доказательств перечисления денежных средств не представлено.

Статьей 165 Бюджетного кодекса РФ в редакции, действовавшей на день подачи иска, Министерству финансов РФ предоставляется право взыскивать со счетов получателей бюджетных средств бюджетные средства, выданные в форме бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты за пользование бюджетными денежными средствами.

Право Минфина РФ требовать от имени Российской Федерации возврата задолженности с юридических лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией установлено и ст. 61, 66 ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 г.“.

Задолженность по договорам кредита переоформлена с Челябкомзембанка на Минфин России в государственный внутренний долг Российской Федерации. Это подтверждается, помимо доказательств, имеющихся в деле, Постановлением Главы Администрации Челябинской
области N 449 от 14 сентября 1995 года и договором от 30 ноября 1995 года, подписанным Минфином России и Челябинским коммерческим Земельным Банком, с приложенным к нему реестром сельхозтоваропроизводителей Челябинской области.

Учитывая, что Минфин России на основании договора от 30 ноября 1995 года и Постановления Главы Администрации Челябинской области от 14 сентября 1995 г. N 449 включил указанную задолженность перед Банком в сумму выданных Центральным Банком Российской Федерации векселей в размере 98400000 рублей, задолженность ответчика по сумме основного долга не может быть пересчитана и пересмотрена истцом в силу состоявшегося факта переоформления этой задолженности Минфину России во внутренний государственный долг Российской Федерации. Ответчик же, подписав обязательство и акт сверки на 01.02.2004, подтвердил наличие задолженности и ее переоформление в долг перед государством.

При заключении обязательств стороны руководствовались Федеральным законом N 46-ФЗ от 24.04.1995 и 39-ФЗ от 31.03.1995 “О федеральном бюджете на 1995 год“ по рассрочке платежа до 2005 года и возмещении расходов на обслуживание государственного долга в размере 10 % годовых.

В дальнейшем статьей 71 Федерального закона от 26.03.1998 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год“ устанавливалась с 1 января 1998 г. плата за обслуживание государственного долга в размере 5 процентов годовых и предусматривалось погашение задолженности по кредитам и выплаты процентов за обслуживание государственного долга ежегодно равными долями с 1 января 2000 г. до 1 декабря 2005 г. Указанным законом признавалась утратившей силу ст. 2 Федерального закона от 24.04.1995 N 46-ФЗ (в части сроков возврата задолженности).

Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ (ст. 66) установлена отсрочка погашения задолженности по
кредитам федеральному бюджету ежегодно равными долями с 01.01.2005 до 01.12.2010 и погашение задолженности по выплате процентов (начисленных за период с 01.04.1995 по 2001 год за обслуживание государственного внутреннего долга) с 01.01.2002 до 01.12.2005 ежегодно равными долями. Кроме того, установлен срок выплаты процентов за обслуживание долга с 01.01.2002 по 01.12.2010 ежегодно в размере 5 %.

Указанным законом признавалась утратившей силу ст. 71 Федерального закона от 26.03.1998 N 42-ФЗ (в части сроков возврата задолженности, а также в части установления размера платы за обслуживание государственного долга).

Статьей 87 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ уменьшена задолженность перед федеральным бюджетом на сумму начисленных по состоянию на 1 января 2002 г. процентов за обслуживание государственного долга. Указанной статьей устанавливалось, что с 1 января 2002 г. прекращается начисление платы за обслуживание государственного долга. Законом признаны утратившими силу: ст. 2 Федерального закона от 24.04.1995 N 46-ФЗ (в части начисления и выплаты процентов за обслуживание долга), ст. 71 Федерального закона от 26.03.1998 N 42-ФЗ и ст. 66 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ (в части начисления и выплаты процентов за обслуживание государственного долга).

В связи с принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ прекращены начисление и выплата процентов за обслуживание государственного долга Российской Федерации.

При таких условиях требования истца о взыскании расходов на обслуживание государственного долга в размере 10 % годовых предъявлены неправомерно.

Статьи 290 и 291 Бюджетного кодекса РФ предусматривают ответственность за невозврат бюджетных средств и не перечисление процентов за пользование бюджетными средствами в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Данные нормы являются
императивными и не предусматривают какого-либо изменения договором сторон.

Согласно ст. 66 Федерального закона РФ N 150-ФЗ изменен срок возврата задолженности с 01.01.2005 до 01.12.2010 равными долями.

На момент рассмотрения спора срок возврата долга наступил за 2005 - 2006 гг., в части 2/6 от суммы обязательства, что составляет 203805 руб.

В остальной части взыскания долга следует отказать, так как сроки возврата денежных средств по обязательству в установленном порядке законом не отменены, сторонами не изменены.

Ответчик не представил суду доказательств уплаты части долга за 2005 год в связи с чем требования о взыскании пени по ст. 290 БК РФ следует удовлетворить в сумме 11406 руб. 28 коп. за период с 01.12.2005 по 18.09.2006 (как определено истцом) с учетом ставки рефинансирования 11,5 % годовых на день предъявления иска в арбитражный суд.

На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению в сумме задолженности по бюджету за 2005 - 2006 гг. в размере 203805 руб. 00 коп. и 11406 руб. 28 коп. пени.

В остальной части иска требования следует отклонить, так как отсутствуют правовые основания на взыскание процентов за обслуживание государственного внутреннего долга, а также и пени за нарушение сроков уплаты указанных процентов по ст. 291 БК РФ.

Расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям (ст. 110 АПК РФ).

Поскольку Министерство РФ освобождено от уплаты госпошлины, с СПК “Арсинский“ в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 3497 руб. 51 коп.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

взыскать с СПК “Арсинский“ в пользу Министерства финансов РФ в доход федерального бюджета 203805 руб. 00 коп. задолженности по обязательству от 29.06.1995
за 2005 - 2006 гг. и 11406 руб. 28 коп. пени за период с 01.12.2005 по 18.09.2006, всего 215211 (двести пятнадцать тысяч двести одиннадцать) руб. 28 коп.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с СПК “Арсинский“, с. Арсинский, в доход федерального бюджета госпошлину 3497 руб. 51 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд или в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию через Арбитражный суд Челябинской области.

Судья

В.И.ЗАЙЦЕВА