Законы и бизнес в России

Решение Собрания депутатов города Снежинска Челябинской области от 27.12.2006 N 204 “О принятии городской Программы развития системы ипотечного жилищного кредитования в муниципальном образовании “Город Снежинск“ (вместе с “Городской Программой развития системы ипотечного жилищного кредитования в муниципальном образовании “Город Снежинск“)

Вступает в силу со дня официального опубликования в газете “Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска“ и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года (пункт 3 данного документа).

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА СНЕЖИНСКА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 декабря 2006 г. N 204

О принятии городской Программы

развития системы ипотечного жилищного кредитования

в муниципальном образовании “Город Снежинск“

Рассмотрев обращения администрации города Снежинска от 28.11.2006 N Д-1-20/937, от 18.12.2006 N Д-1-20/1014, в целях совершенствования системы ипотечного жилищного кредитования в городе Снежинске, учитывая рекомендации постоянных комиссий от 13.11.2006 по социальным вопросам, от 19.11.2006, от 28.11.2006 по промышленности и городскому хозяйству, от 21.12.2006 по бюджету и экономике, руководствуясь статьями 21, 23 Устава муниципального образования “Город Снежинск“, Собрание депутатов города Снежинска

РЕШАЕТ:

1. Принять городскую Программу развития системы ипотечного жилищного кредитования в муниципальном образовании “Город Снежинск“ в новой редакции (прилагается).


2. Со дня официального опубликования настоящего решения считать утратившими силу следующие нормативно-правовые акты Снежинского городского Совета депутатов:

1) Постановление от 24.07.2000 N 128 “Об утверждении Городской программы развития системы ипотечного жилищного кредитования в ЗАТО г. Снежинск“;

2) Постановление от 21.12.2000 N 244 “О внесении изменений и дополнений в Городскую программу развития системы ипотечного жилищного кредитования в ЗАТО г. Снежинск“;

3) Постановление от 13.11.2002 N 135 “О внесении изменений в городскую программу развития системы ипотечного жилищного кредитования в ЗАТО - г. Снежинск“;

4) Постановление от 07.05.2003 N 78 “О внесении изменения в городскую программу развития системы ипотечного жилищного кредитования в ЗАТО - г. Снежинск“, утвержденную Постановлением Снежинского городского Совета депутатов от 24.07.2000 N 128“;


5) Постановление от 07.05.2003 N 78 “О внесении дополнения в “Городскую программу развития системы ипотечного жилищного кредитования в ЗАТО - г. Снежинск“, утвержденную Постановлением Снежинского городского Совета депутатов от 24.07.2000 N 128“.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования в газете “Известия Собрания депутатов и администрации города Снежинска“ и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Глава города Снежинска

Челябинской области

М.Е.ЖЕЛЕЗНОВ


Приложение

к решению

Собрания депутатов

города Снежинска

Челябинской области


от 27 декабря 2006 г. N 204

Городская Программа

развития системы ипотечного жилищного кредитования

в муниципальном образовании “Город Снежинск“

I. Общие положения


1. Формирование системы ипотечного жилищного кредитования в настоящее время является одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики. Постановлением Правительства РФ от 11.01.2000 N 28 “О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации“ (в редакции Постановлений Правительства РФ от 12.04.2001 N 291 и от 08.05.2002 N 302) была одобрена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ, в развитие которой органам местного самоуправления рекомендовано разрабатывать региональные программы ипотечного жилищного кредитования.

Городская Программа развития системы ипотечного жилищного кредитования в муниципальном образовании “Город Снежинск“ (далее по тексту - Программа) разработана на основании и в развитие Концепции развития системы ипотечного кредитования в ЗАТО г. Снежинск, одобренной Постановлением главы администрации города Снежинска от 07.04.2000 N 321, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)“ (в редакции от 04.12.2006), Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (в редакции от 04.12.2006), Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ (в редакции от 27.07.2006), Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 (в редакции от 30.06.2006), Законом Российской Федерации от 29.05.1992 N 2872-1 “О залоге“ (в редакции от 26.07.2006), Законом Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ (в редакции от 29.12.2004 с изменениями от 15.06.2006).

2. Основные понятия и термины, используемые в настоящей Программе:

Ипотечный жилищный кредит - долгосрочный кредит (заем), предоставляемый гражданам для приобретения или строительства жилого помещения.

Заемщик - гражданин, постоянно проживающий в муниципальном образовании “Город Снежинск“ (зарегистрированный по месту жительства), отнесенный к одной из категорий, определяемых разделом V Программы, и заключивший кредитный договор с банком - участником настоящей Программы на приобретение жилого помещения.

Кредитор - банк или иная кредитная организация, имеющие соответствующие лицензии, расположенные в муниципальном образовании “Город Снежинск“, располагающие денежными ресурсами для участия в Программе и готовые участвовать в ней на условиях, предусмотренных настоящей Программой.

Андеррайтинг кредита - проведение оценки вероятности погашения кредита потенциальным заемщиком.

Процедура андеррайтинга осуществляется банками или иными кредитными организациями и включает комплекс мероприятий, направленных на изучение платежеспособного спроса заемщика, его кредитной истории и др.

Договор ипотеки (залога) жилого помещения - договор о залоге приобретаемого жилого помещения в обеспечение обязательств по кредитному договору.

Сущность договора ипотеки (залога) жилого помещения заключается в том, что кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства (залогодателем) получить удовлетворение из стоимости заложенного последним жилого помещения преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.


Залогодатель - заемщик, передающий приобретенное жилое помещение в залог, то есть являющийся должником и несущий юридические обязанности.

Залогодержатель - кредитор, тот, кому принадлежит право требования. Первоначальным залогодержателем в рамках настоящей Программы является банк или иная кредитная организация.

Закладная - именная ценная бумага, удостоверяющая право ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой (залогом) имущества, указанного в договоре об ипотеке (залоге) жилого помещения, без предоставления других доказательств существования этого обязательства. Обязанными по закладной лицами являются должник (заемщик) по обеспеченному ипотекой (залогом) обязательству и залогодатель.

Первичный рынок ипотечных жилищных кредитов - рынок, на котором банки и иные кредитные организации выдают гражданам - участникам настоящей Программы - ипотечные жилищные кредиты и обслуживают их.

Вторичный рынок ипотечных жилищных кредитов - рынок, на котором продаются и покупаются уже выданные ипотечные жилищные кредиты. При создании вторичного рынка в числе важнейших стоит задача обеспечения защиты прав не только должника и кредитора в кредитном договоре и договоре залога, но и вторичных инвесторов, т.е. лиц, приобретающих закладные на вторичном рынке.

Общая площадь квартиры определяется как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых - 1,0.

3. По каждому жилому помещению (квартире) Снежинским филиалом областного Центра технической инвентаризации производится подсчет общей площади квартиры.

Общие правила, предусмотренные Программой, могут уточняться или дополняться в зависимости от изменений и дополнений в законодательстве, имеющихся средств местного бюджета, состояния городского рынка жилья, количества граждан, желающих участвовать в Программе, и других факторов, связанных с рынком ипотечных жилищных кредитов.

Информация о финансировании, о требованиях к участникам Программы, об основных стандартах и требованиях к ипотечным жилищным кредитам, о порядке оформления и предоставления кредитов для покупки жилого помещения, о порядке предоставления безвозмездных субсидий участникам Программы своевременно доводится Комитетом по управлению имуществом города Снежинска до горожан через средства массовой информации.

II. Содержание проблемы и необходимость

ее решения программными методами

Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в муниципальном образовании “Город Снежинск“ позволит:

- увеличить платежеспособный спрос горожан и сделать приобретение жилья доступным для большей части жителей города, получающих доходы;

- улучшить жилищные условия значительной части населения города;

- активизировать рынок жилья в городе;

- привлечь в жилищное строительство сбережения населения и другие внебюджетные финансовые ресурсы, что обеспечит увеличение объемов жилищного строительства.

Настоящая Программа определяет основные направления ипотечного жилищного кредитования, устанавливает кредитно-финансовый механизм ипотечного кредитования, гарантии социальной защиты со стороны органов местного самоуправления гражданам - участникам Программы, формирует общие правила для участников Программы - субъектов рынка ипотечных жилищных кредитов.

III. Основные цели и сроки реализации Программы

1. Основными целями Программы являются улучшение жилищных условий жителей, увеличение объемов жилищного строительства на территории муниципального образования, развитие рынка ипотечных жилищных кредитов, доступных для заемщиков, и создание системы ипотечного жилищного кредитования.

Для достижения намеченных целей в рамках настоящей Программы предусматривается:

1) создание благоприятных условий для развития системы ипотечного жилищного кредитования, а также формирования первичного и вторичного рынков ипотечных жилищных кредитов;

2) проведение постоянной работы по совершенствованию общих правил для участников Программы - субъектов рынка ипотечных жилищных кредитов и оперативное принятие соответствующих нормативных актов;

3) привлечение дополнительных финансовых ресурсов в сферу жилищного строительства и рынка ипотечных кредитов за счет привлеченных бюджетных и внебюджетных средств, средств банков и граждан, страховых компаний, а также других организаций;

4) использование средств местного бюджета для предоставления гражданам безвозмездных субсидий и компенсаций, предусмотренных настоящей Программой;

5) формирование специализированного муниципального фонда временного проживания;

6) возможность использования средств местного бюджета для выкупа у банков закладных, оформляемых в обеспечение кредитов;

7) создание иных механизмов социальной поддержки граждан.

2. Программа является постоянно действующей и реализуется по мере поступления финансирования из местного бюджета и финансовых возможностей банков и других кредитных организаций, расположенных на территории муниципального образования “Город Снежинск“.

IV. Субъекты городского рынка ипотечных

жилищных кредитов и их основные функции

1. Субъектами городского рынка ипотечных жилищных кредитов в рамках настоящей Программы являются граждане - заемщики (покупатели жилого помещения), кредиторы (банки, иные кредитные организации), продавцы (физические или юридические лица, продающие жилые помещения, находящиеся в их собственности, либо осуществляющие строительство жилья), Комитет по управлению имуществом города Снежинска и др.

2. Комитет по управлению имуществом города Снежинска (далее - Комитет) - орган управления администрации города Снежинска - осуществляет организационную и координационную деятельность между субъектами рынка ипотечных жилищных кредитов, оказывает социальную поддержку гражданам - участникам Программы. На Комитет могут быть возложены и иные функции для реализации целей настоящей Программы.

Заемщиками в рамках настоящей Программы становятся только граждане, постоянно проживающие в муниципальном образовании “Город Снежинск“ и отнесенные к одной из категорий, определяемых разделом V Программы, после заключения кредитного договора, как правило, с банком - участником настоящей Программы, на приобретение или строительство жилого помещения.

Кредиторами в рамках настоящей Программы могут быть банки или иные кредитные организации (далее - Банк), имеющие соответствующие лицензии, расположенные в муниципальном образовании “Город Снежинск“, располагающие денежными ресурсами для участия в Программе и готовые участвовать в ней на условиях, предусмотренных настоящей Программой.

Продавцами могут быть как юридические, так и физические лица, продающие жилые помещения, находящиеся в их собственности, а также осуществляющие жилищное строительство на территории муниципального образования “Город Снежинск“.

3. В рамках настоящей Программы в качестве субъекта может выступить страховая компания, которая будет осуществлять страхование заложенного имущества, страхование жизни заемщиков и их трудоспособности. Решение об уполномоченной страховой компании в рамках настоящей Программы может принять глава города Снежинска.

4. Для обслуживания субъектов городского рынка ипотечных жилищных кредитов в рамках настоящей Программы привлекаются:

1) отдел по Снежинскому городскому округу Главного управления Федеральной регистрационной службы Челябинской области - орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество, который обеспечивает государственную регистрацию сделок купли-продажи жилых помещений, договоров долевого участия в строительстве жилья, договоров ипотеки и права ипотеки;

2) Снежинский филиал областного Центра технической инвентаризации;

3) нотариусы, осуществляющие нотариальные действия с ипотечными документами;

4) отделение Управления Федеральной миграционной службы России по Челябинской области в городе Снежинске, осуществляющее регистрацию граждан в жилых помещениях, находящихся в залоге;

5) органы опеки и попечительства Управления социальной защиты населения, которые дают согласие (или отказывают в даче такого согласия) на отчуждение жилых помещений, оформление ипотечных жилищных кредитов с залогом приобретаемого жилого помещения, если в составе семьи заемщика имеются несовершеннолетние и (или) недееспособные граждане.

V. Участники Программы - заемщики

1. Участниками настоящей Программы - заемщиками - могут быть только граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в муниципальном образовании “Город Снежинск“, отвечающие основным требованиям Банка к заемщику и относящиеся к одной из следующих категорий:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в муниципальном образовании “Город Снежинск“;

2) граждане, имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения по социальной норме или ниже социальной нормы:

- 33 и менее 33 кв. м на семью из одного человека;

- 42 и менее 42 кв. м на семью из двух человек;

- 8 и менее 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;

3) граждане, имеющие право на дополнительную жилую площадь в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования Банков к гражданам, желающим получить жилищный ипотечный кредит в рамках настоящей Программы, формулируются Банками на основаниях, предусмотренных нормативными документами этих кредитных организаций, а также в соответствии с основными стандартами и требованиями к ипотечным жилищным кредитам, которые установлены в разделе VI настоящей Программы.

3. Участие в настоящей Программе и получение ипотечного жилищного кредита основывается на добровольном решении граждан (будущих заемщиков).

4. Граждане, которые не отвечают требованиям Банка, не могут быть участниками настоящей Программы.

5. Получение гражданами безвозмездных субсидий для строительства (приобретения) жилых помещений из бюджетов разных уровней препятствием для участия в настоящей Программе не является.

VI. Основные стандарты и требования

к ипотечным жилищным кредитам

1. Ипотечный жилищный кредит (далее по тексту - кредит) предоставляется гражданам на приобретение или строительство в пределах муниципального образования “Город Снежинск“ жилых помещений, которые закладываются в обеспечение обязательств по кредитному договору. Кредит может быть предоставлен гражданам для долевого участия в строительстве жилых помещений.

2. Размер собственных средств у гражданина (покупателя жилого помещения) должен составлять не менее 10 % стоимости приобретаемого жилого помещения. При предоставлении кредита для долевого участия в строительстве жилых помещений гарантией возврата кредита является оформление договора залога права (требования) по договору долевого участия в строительстве. При государственной регистрации права собственности заемщиков на жилое помещение, построенное при долевом участии в строительстве, одновременно осуществляется государственная регистрация ипотеки в силу закона.

3. Кредиты в рамках настоящей Программы предоставляются гражданам на срок до 27 лет, при этом размер кредита не должен превышать 90 % стоимости приобретаемого жилого помещения.

4. Величина ежемесячного платежа по кредиту не должна превышать 35 % совокупного дохода заемщика и членов его семьи за соответствующий расчетный период.

5. Передаваемые Банку по договору об ипотеке (договору о залоге недвижимости) жилые помещения должны быть свободными от каких-либо обременений, не должны быть заложены в обеспечение других обязательств или находиться под арестом.

6. При наличии у залогодателя в семье несовершеннолетних детей и (или) недееспособных граждан залогодатель предоставляет документ о согласии органа опеки и попечительства на ипотеку жилого помещения в обеспечение возврата кредита, полученного на приобретение жилого помещения.

7. При заключении договора об ипотеке в рамках настоящей Программы заемщик-залогодатель и совершеннолетние члены его семьи, постоянно проживающие с ним, обязаны предоставить кредитору-залогодержателю нотариально заверенное обязательство в течение месяца освободить заложенное жилое помещение в случае обращения на него взыскания и реализации жилого помещения.

8. В договоре об ипотеке должно содержаться обязательство залогодателя предоставить залогодержателю нотариально удостоверенное обязательство граждан, вселяемых после заключения договора ипотеки в качестве постоянно проживающих членов семьи, об освобождении в течение месяца заложенного жилого помещения в случае обращения на него взыскания и реализации этого имущества.

9. Жилое помещение, на которое установлена ипотека, является собственностью заемщика-залогодателя и находится во время залога в его владении и пользовании.

10. Указанные стандарты и требования направлены на снижение рисков для кредитора и заемщика, а также развитие системы ипотечного жилищного кредитования в городе Снежинске.

VII. Основные этапы и процедуры

системы жилищного ипотечного кредитования

1. Прежде чем принять решение о подаче заявления в Банк на ипотечный жилищный кредит в рамках настоящей Программы, следует оценить свое соответствие требованиям Программы, изложенным в разделах V и VI.

2. После принятия решения на первом этапе следует обратиться с заявлением в любой Банк на территории города.

В Банках гражданин имеет возможность ознакомиться с основными требованиями Банка к заемщикам, в Комитете - получить информацию о жилых помещениях и ценах на них.

В течение одного месяца Банк рассматривает заявление гражданина и на его основании проводит андеррайтинг кредита. По итогам андеррайтинга Банк готовит заключение о возможности предоставления кредита.

При положительном решении Банк выдает гражданину справку установленной формы, как потенциальному заемщику.

3. На втором этапе гражданин - потенциальный заемщик - обращается к продавцу жилого помещения и договаривается о заключении предварительного договора купли-продажи (далее - Предварительный договор). Одновременно гражданин - потенциальный заемщик - обращается в Комитет с заявлением об участии в настоящей Программе, подписанным всеми совершеннолетними членами семьи и несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Вместе с заявлением гражданин обязан представить в Комитет следующие документы:

1) паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (на всех членов семьи);

2) справку Банка о возможности получения кредита;

3) справку о составе семьи;

4) справку Снежинского филиала областного Центра технической инвентаризации;

5) справку отдела по Снежинскому городскому округу Главного управления Федеральной регистрационной службы Челябинской области о наличии жилья на праве частной собственности;

6) договор найма или иной правоустанавливающий документ на занимаемое жилое помещение;

7) документы, подтверждающие право заемщика или членов его семьи в установленном законом порядке на дополнительную площадь.

Заявление регистрируется в Комитете по управлению имуществом.

После проверки представленных документов и определения оснований для участия гражданина в Программе Комитет в течение двух недель, с учетом имеющегося финансирования на эти цели, дает заключение о возможности участия заявителя в Программе. При положительном заключении Комитет оформляет свидетельство, подтверждающее право участия гражданина в Программе (далее - Свидетельство). Форма Свидетельства утверждается приказом председателя Комитета. Срок действия Свидетельства - 6 месяцев с момента его оформления. После истечения срока действия Свидетельство утрачивает свою силу и не принимается Банками.

При отсутствии необходимых документов, которые представляет заявитель, или в случаях, когда заявитель не отвечает требованиям настоящей Программы, Комитет дает заключение о невозможности его участия в Программе. В этом случае Комитет в течение одного месяца с момента регистрации заявления обязан дать гражданину мотивированный письменный ответ.

4. На третьем этапе гражданин - участник Программы - обращается в Банк, признавший его потенциальным заемщиком, и представляет Свидетельство, а также Предварительный договор.

С участником Программы Банк заключает кредитный договор. Процедура оформления кредитного договора, выдача и оформление кредитов осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренном нормативными документами Банка. После подписания кредитного договора сторонами Банк сообщает об этом в Комитет. Основным обеспечением возвратности кредитных средств в этом случае служит договор залога (ипотеки) приобретаемого за счет этих средств жилого помещения. Права кредитора-залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке (залоге) жилого помещения могут быть удостоверены закладной.

5. На четвертом этапе заемщик оформляет договорные отношения с продавцом жилого помещения, заключает договор купли-продажи (договор долевого участия в строительстве) и регистрирует его в отделе по Снежинскому городскому округу Главного управления Федеральной регистрационной службы Челябинской области в установленном порядке. После регистрации договора заемщик совместно с Банком может оформить договор ипотеки, в котором предусматривается, что права залогодержателя удостоверяются закладной. Государственная регистрация ипотеки осуществляется в установленном законом порядке.

6. На пятом этапе заемщик имеет право обратиться в Комитет с заявлением о предоставлении безвозмездной субсидии на погашение доли ежемесячного платежа по процентным ставкам Банка за пользование кредитом и компенсации расходов, связанных с оформлением ипотеки, предусмотренных разделом XI настоящей Программы.

На этом же этапе заключается трехсторонний договор между Комитетом, Банком и заемщиком о специальном режиме счета заемщика.

7. Шестой этап, как правило, включает осуществление Банком обслуживания ипотечных жилищных кредитов, в процессе которого Банк получает от заемщика платежи в счет погашения основного долга и уплаты процентов за пользование кредитом с учетом договора о специальном режиме счета заемщика, контролирует выполнение заемщиком графика внесения платежей по кредиту, принимает соответствующие меры при нарушении сроков осуществления платежей и т.д. Банки осуществляют обслуживание ипотечных жилищных кредитов, как оставленных в собственном портфеле, так и проданных. Все основные условия обслуживания оговариваются в кредитном договоре, заключаемом между Банком и заемщиком, а также в договоре о специальном режиме счета заемщика, других договорах и соглашениях.

8. Комитет в рамках настоящей Программы на любом этапе может заключать соглашения с Банками, заемщиками и другими субъектами городского рынка ипотечных жилищных кредитов для совершенствования процедуры системы жилищного ипотечного кредитования.

9. Количество этапов и их объем могут изменяться по мере развития системы ипотечного жилищного кредитования.

VIII. Порядок оформления и регистрации ипотеки (залога)

1. При приобретении заемщиками жилого помещения по договору купли-продажи с использованием кредитных средств Банков, такие жилые помещения считаются находящимися в залоге в силу закона с момента государственной регистрации договора купли-продажи.

2. При предоставлении кредита для долевого участия в строительстве жилых помещений оформляется договор залога права (требования) по договору долевого участия в строительстве. При государственной регистрации права собственности заемщика на жилое помещение, построенное при долевом участии в строительстве, одновременно осуществляется государственная регистрация ипотеки в силу закона.

3. Государственная регистрация ипотеки, которая возникла в силу закона, производится без оплаты и осуществляется одновременно с государственной регистрацией права покупателя.

4. Право залогодержателя на жилое помещение, заложенное по договору ипотеки, возникает с момента заключения договора ипотеки. Отделом по Снежинскому городскому округу Главного управления Федеральной регистрационной службы Челябинской области в Единый государственный реестр прав одновременно вносится регистрационная запись о договоре ипотеки и об обременении права залогодателя.

5. По заявлению залогодержателя ему может быть выдано органами регистрации Свидетельство о государственной регистрации права залога в порядке, установленном Правилами и Инструкцией о порядке заполнения и выдачи Свидетельства.

Если права залогодержателя удостоверяются закладной, на это должно быть указано в договоре ипотеки. Закладная составляется залогодателем и выдается Отделом по Снежинскому городскому округу Главного управления Федеральной регистрационной службы Челябинской области залогодержателю после проведения государственной регистрации ипотеки.

Если залогодержатель переуступает свои права по закладной другим лицам, то такое право должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре.

6. Государственная регистрация смены залогодержателя осуществляется по совместному заявлению бывшего и нового залогодержателей.

Новый залогодержатель обязан уведомить в письменном виде залогодателя о произведенной смене залогодержателя путем предоставления залогодателю заверенной выписки из Единого государственного реестра.

7. Регистрационная запись об ипотеке погашается на основании:

1) совместного заявления залогодержателя и залогодателя о прекращении залога;

2) заявления законного владельца закладной;

3) решения суда, арбитражного суда или третейского суда.

IX. Порядок регистрации граждан в жилых помещениях,

находящихся в ипотеке (залоге)

1. Регистрацию граждан по месту жительства (по месту пребывания) осуществляет отделение Управления Федеральной миграционной службы России по Челябинской области в городе Снежинске.

2. Жилое помещение, на которое установлена ипотека (залог), остается у залогодателя и находится в его владении и пользовании. Залогодатель и совершеннолетние члены его семьи подают заявление в отделение Управления Федеральной миграционной службы России по Челябинской области в городе Снежинске о регистрации их по месту жительства. К заявлению прилагается нотариально удостоверенная копия договора купли-продажи и ипотеки жилого помещения, зарегистрированного в Отделе по Снежинскому городскому округу Федеральной регистрационной службы Челябинской области.

В поквартирной карточке на жилое помещение и карточке регистрации указывается следующее:

1) дата заключения договора купли-продажи и ипотеки жилого помещения, его регистрационный номер в Отделе по Снежинскому городскому округу Федеральной регистрационной службы Челябинской области;

2) срок залога;

3) адрес залогодержателя.

3. При поступлении от собственника жилого помещения, находящегося в залоге, заявления о регистрации в данном жилом помещении иных граждан в качестве постоянно проживающих членов семьи, отделение Управления Федеральной миграционной службы России по Челябинской области в городе Снежинске сообщает об этом залогодержателю в течение трех дней с момента поступления заявления.

X. Защита прав несовершеннолетних и недееспособных

граждан - членов семьи заемщика

1. Передача заемщиком - участником Программы - приобретаемого жилого помещения в ипотеку (залог) осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства, если в составе семьи заемщика имеются несовершеннолетние и (или) недееспособные граждане, имеющие право собственности на жилое помещение или право пользования этим помещением.

2. Органы опеки и попечительства дают разрешение на ипотеку (залог) приобретаемого жилого помещения только при одновременном выполнении следующих условий:

1) если не ухудшаются и сохраняются имущественные и жилищные права несовершеннолетних и (или) недееспособных граждан;

2) если у залогодателя или членов его семьи имеется нотариально удостоверенное обязательство о приобретении иного жилого помещения на средства, полученные от реализации заложенного жилого помещения, в случае обращения взыскания на него, а также о предоставлении несовершеннолетним и (или) недееспособным гражданам права собственности или права пользования вновь приобретаемым жилым помещением.

3. В обязательстве должны быть указаны сроки покупки жилого помещения (но не позднее 6 месяцев со дня получения средств от реализации заложенного жилого помещения), а также то, что площадь приобретаемого жилого помещения будет не меньше площади, которая имелась у заемщика-залогодателя на момент получения ипотечного кредита. Могут быть представлены и иные, нотариально удостоверенные, обязательства, где отражены гарантии сохранения прав пользования или собственности несовершеннолетних и (или) недееспособных граждан, в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение.

В этом случае залогодатель представляет в органы опеки и попечительства соответствующие документы. Перечень документов, которые необходимы для принятия решения о передаче в ипотеку (залог) жилого помещения, устанавливается соответствующими органами опеки и попечительства и должен быть доступен для граждан.

4. Обращение взыскания на заложенное жилое помещение, права пользования или права собственности на которое имеют несовершеннолетние и (или) недееспособные граждане, осуществляется только в судебном порядке с обязательным участием органов опеки и попечительства и Комитета.

5. Реализация права залогодержателя происходит в два этапа: обращение взыскания на заложенное имущество и реализация его с торгов.

В отдельных случаях, до возникновения оснований для обращения взыскания на заложенное имущество, заемщик с согласия залогодержателя может реализовать заложенное недвижимое имущество с целью уплаты залогодержателю основной суммы долга, процентов за пользование кредитом и других сум“, причитающихся залогодержателю, предусмотренных договором об ипотеке. Для этого залогодатель и члены его семьи обязаны получить разрешение органов опеки и попечительства и представить его залогодержателю. В этом случае порядок получения разрешения устанавливается органами опеки и попечительства самостоятельно.

6. Комитет в каждом конкретном случае может оказывать содействие в приобретении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, гражданам, которые утратили жилые помещения, находящиеся в ипотеке (залоге).

XI. Социальная поддержка участников Программы

1. Социальная поддержка участников Программы выражается в предоставлении:

1) безвозмездных субсидий заемщикам на погашение доли ежемесячного платежа по процентным ставкам Банков за пользование кредитом. Размер субсидии составляет:

- для семей, имеющих ребенка (детей), не достигшего совершеннолетия либо находящегося на иждивении на основаниях, предусмотренных законодательством, банковский процент уменьшается на 5 %;

- для других участников Программы - на 3 %.

Для участников программы, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо имеющих обеспеченность общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, банковский процент дополнительно уменьшается на 2 %;

2) жилого помещения в специализированном муниципальном фонде временного проживания в случае обращения взыскания на заложенное жилое помещение, когда заемщик - участник Программы - при реализации заложенного жилого помещения не в состоянии приобрести иное жилое помещение;

3) компенсаций заемщикам - участникам Программы - на расходы, связанные с оформлением договора ипотеки (залога) жилого помещения, в размере 30 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Семьей, имеющей ребенка (детей), считаются проживающие в зарегистрированном браке супруги либо неполная семья, состоящая из одного родителя и ребенка (детей).

2. С целью стимулирования операций на вторичном рынке ипотечных жилищных кредитов Комитет или специально созданный органами местного самоуправления уполномоченный орган может осуществлять выкуп закладных у Банков-кредиторов. Комитет может осуществлять выкуп закладных за счет средств местного бюджета только в соответствии с Положением, которое утверждается Собранием депутатов города Снежинска.

3. Порядок предоставления безвозмездных субсидий и выкупа закладных осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в разделе XII настоящей Программы.

4. В целях соблюдения конституционных прав граждан на жилье, при решении споров, связанных с возвратом ипотечного кредита и выселением залогодателя и членов его семьи из заложенного жилого помещения, Комитетом создается специализированный, не подлежащий приватизации, муниципальный маневренный жилищный фонд временного проживания.

XII. Порядок предоставления безвозмездных субсидий,

компенсаций и выкупа закладных

1. Предоставление гражданам безвозмездных субсидий, предусмотренных разделом XI настоящей Программы, осуществляется Комитетом после проведения экспертизы кредитных документов.

2. Безвозмездные субсидии перечисляются банку ежемесячно на специальный накопительный счет на основании трехстороннего договора о специальном режиме счета заемщика, заключенного между заемщиком, Банком и Комитетом. Порядок списания средств со счета определяется указанным договором. При этом сумма субсидий списывается только после поступления на этот счет заемщика собственных средств, необходимых для полного погашения суммы штрафных платежей, процентов за пользование кредитом и платежей в счет погашения основного долга.

3. Компенсации заемщикам предоставляются Комитетом на основании заявления и предоставления в Комитет договоров купли-продажи и ипотеки, оформленных и зарегистрированных в установленном порядке.

4. В случае регистрации ипотеки в силу закона в порядке п. 5 ст. 13 Федерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости)“ субсидии заемщикам предоставляются Комитетом на основании заявления и предоставления в Комитет договоров купли-продажи кредитного договора и закладной или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оформленных и зарегистрированных в установленном порядке.

5. При предоставлении кредита для долевого участия в строительстве жилых помещений субсидия заемщикам предоставляется на основании заявления заемщика и представления в Комитет следующих документов:

1) кредитный договор;

2) договор долевого участия в строительстве;

3) договор залога права (требования) по договору долевого участия в строительстве;

4) обязательство о подтверждении регистрации Банка в качестве залогодержателя жилого помещения, построенного по договору долевого участия в строительстве (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или закладная) - в срок не позднее 15 календарных дней с момента государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение. В случае неисполнения заемщиком обязательства Комитет прекращает предоставление безвозмездных субсидий и имеет право потребовать возмещения выплаченных субсидий.

6. Закладные выкупаются Комитетом или уполномоченным органом на основании двустороннего договора с Банком.

7. Если закладные выкупаются Комитетом, за Банком остается обязанность по обслуживанию кредита и перечислению на счет Комитета части выручаемых средств по ценным бумагам (закладным). Получаемые по ценным бумагам Комитетом средства ежемесячно перечисляются в бюджет.

XIII. Фонд временного проживания

1. Жилые помещения, входящие в муниципальный маневренный жилищный фонд временного проживания (разновидность специализированного жилищного фонда) (далее - фонд временного проживания) должны быть благоустроенными и отвечать санитарным и техническим требованиям.

2. Жилые помещения включаются в состав фонда временного проживания постановлением главы города Снежинска.

Жилые помещения, входящие в фонд временного проживания, учитываются Комитетом в реестре муниципальной собственности и не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем.

3. Жилые помещения фонда временного проживания предназначаются для заселения гражданами, зарегистрированными по месту жительства в муниципальном образовании “Город Снежинск“, не имеющими иного жилья для постоянного проживания в городе, в случаях выселения их по решению суда из заложенных жилых помещений при обращении взыскания за неисполнение обеспеченного ипотекой обязательства по кредитному договору или добровольного удовлетворения ими требований залогодержателя об освобождении заложенного жилого помещения.

4. Жилые помещения фонда временного проживания предоставляются Комитетом на основании соответствующего решения суда либо постановления главы города Снежинска в порядке, установленном жилищным законодательством. Основанием для вселения и пользования жилым помещением является договор найма специализированного жилого помещения.

5. Жилые помещения фонда временного проживания предоставляются гражданам по нормам общежития - не менее 6 квадратных метров жилой площади на человека, за исключением тех случаев, когда в семье имеются несовершеннолетние дети и (или) недееспособные граждане. В этих случаях площадь предоставляемых жилых помещений не может быть менее той площади, которая имелась у семьи на момент получения ипотечного кредита.

6. Права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения, срок временного проживания определяются договором найма жилого помещения жилищного фонда временного проживания.

XIV. Финансирование Программы

1. Финансирование Программы осуществляется за счет средств местного бюджета и внебюджетных средств.

2. К внебюджетным средствам относятся средства Банков-кредиторов, привлеченные средства городского внебюджетного Фонда развития и поддержки жилищного строительства, средства юридических лиц, способных оказывать финансовую поддержку с целью развития системы ипотечного жилищного кредитования, а также личные средства граждан.

3. В местном бюджете отдельной защищенной статьей ежегодно предусматриваются средства безвозмездных субсидий заемщикам на погашение доли текущих ежемесячных платежей по процентным ставкам Банков за пользование кредитами по заключенным в предыдущие годы договорам ипотечного жилищного кредитования. Объем средств определяется, исходя из объемов текущих платежей, достигнутых в предыдущие годы, с учетом изменения процентной ставки за пользование кредитами.

Объем средств, направляемых на предоставление субсидий заемщикам на погашение доли ежемесячных платежей по процентным ставкам Банков по вновь заключаемым договорам ипотечного жилищного кредитования, определяется в бюджете, исходя из финансовых возможностей городского бюджета.

4. В случае отсутствия свободных жилых помещений в фонде временного проживания, Комитетом приобретаются жилые помещения на свободном рынке с использованием средств от продажи жилых помещений, находившихся в залоге, либо резервных средств городского бюджета.

5. Для стимулирования операций на вторичном рынке ипотечных жилищных кредитов в местном бюджете могут предусматриваться отдельной строкой на очередной финансовый год средства, на которые Комитет будет осуществлять выкуп закладных у Банков-кредиторов.

XV. Организация управления

Программой и механизм ее реализации

1. Настоящая Программа является нормативным документом, изменения и дополнения в который могут быть внесены в установленном порядке Собранием депутатов города Снежинска в связи с изменениями законодательства и возможностей городского бюджета, совершенствованием системы ипотечного жилищного кредитования в муниципальном образовании “Город Снежинск“.

2. Управление Программой и ее реализация осуществляются Комитетом.

Комитет взаимодействует на договорной основе с Банками и другими субъектами настоящей Программы, осуществляет методическое обеспечение реализации Программы.

Комитет обеспечивает эффективное расходование средств местного бюджета, направляемых на финансирование Программы.

3. Основным механизмом реализации Программы является поэтапное выполнение программных мероприятий, связанных с развитием ипотечного жилищного кредитования в муниципальном образовании “Город Снежинск“.

4. Контроль за исполнением настоящей Программы осуществляют органы местного самоуправления города Снежинска, которые получают от Комитета полную информацию о ходе реализации Программы не реже двух раз в год.