Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2006 по делу N А76-29201/2006-43-1290 Заявление о признании недействительными решений налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, удовлетворено, поскольку налоговым органом нарушен порядок привлечения к налоговой ответственности, так как истребуемые документы касаются взаимоотношений банка с иными лицами, а не проверяемым налогоплательщиком, что исключает ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ.

Определением ВАС РФ от 06.08.2007 N 9450/07 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения, постановления ФАС Уральского округа от 15.05.2007 N Ф09-3543/07-С3 и постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2007 по данному делу.

Постановлением ФАС Уральского округа от 15.05.2007 N Ф09-3543/07-С3 данное решение и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2007 по данному делу оставлены без изменения.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2007 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 11 декабря 2006 г. Дело N А76-29201/2006-43-1290

(Извлечение)

Судья Грошенко Е.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Карандашевой К.А., рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению

ОАО “Банк “Снежинский“, г. Челябинск,

к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Челябинской области, г. Челябинск,

о признании ненормативных правовых актов недействительными,

при участии в заседании:

от заявителя: У.А.Г. - гл. юриск. юр. отдела, дов. от 05.01.05 N 12,

от ответчика: С.М.П. - гл. спец. юр. отдела, дов. от 24.04.06 N 04-07/3763.

Рассмотрение дела по существу назначено определением от 09.11.2006.

ОАО “Банк “Снежинский“, г. Челябинск, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Челябинской области от 26.09.06 N 1 и требования об уплате налоговой санкции в сумме 5000 руб. от 05.10.06 N 8140.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 НК РФ, банк сведений о проверяемом налогоплательщике - ОАО “ЧЭМК“ не имеет, вексельные операции с его участием не оформлял.

Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве от 09.11.06 N 04-14/10807. Полагает, что банк в нарушение п. 2 ст. 31, ст. 87 НК РФ и п. 3 ст. 7 Закона “О налоговых органах“ не выполнил требование о предоставлении документов, за что правомерно привлечен к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ и взысканию штрафа в размере 5000 руб.

Исследовав доказательства по делу, арбитражный суд,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС РФ N 1 по Челябинской области направила 10.05.06 ОАО “Банк “Снежинский“ запрос о предоставлении документов в соответствии со ст.ст. 86, 87, 93, 135.1 НК РФ в связи с проведением выездной проверки ОАО “Челябинский электрометаллургический комбинат“ о движении векселей (NN 30979, 30919, 32580, 32581), выданных заявителем в ноябре, феврале
2004 г.

Письмом от 17.05.06 N 02/2438 заявитель сообщил, что в соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы вправе истребовать у иных лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. У банка, как специального субъекта налоговых правоотношений, налоговый орган может запросить справки по операциям и счетам налогоплательщика в силу п. 2 ст. 86 НК РФ и ст. 5 Закона РФ “О банках и банковской деятельности“, куда документы по вексельным операциям не входят. Кроме того, письмом от 30.03.06 N 02/1497 заявитель сообщил (в ответ на требование от 23.03.06 N 819 ДСП), что указанные векселя ОАО “ЧЭМК“ не оплачивались.

В заседании представитель банка пояснил дополнительно, что векселя ОАО “ЧЭМК“ с такими реквизитами банком и не выдавались, ссылается на банковскую тайну и защиту интересов клиента.

Законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению налоговым органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции Российской Федерации целей, включая публичные интересы и интересы других лиц. В частности, согласно Федеральному закону “О банках и банковской деятельности“ справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией налоговым органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности (часть вторая статьи 26).

В подпункте 11 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляется право налоговых органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
сумм налогов и пени. В пункте 2 той же статьи предусмотрено, что налоговые органы могут осуществлять и другие права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. К числу таких прав может быть отнесено и предусмотренное пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации право требовать от банков справки по операциям и счетам. Ответственность за неисполнение данной обязанности наступает в соответствии с положениями статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из пункта 2 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы осуществляют права, предусмотренные и другими помимо пункта 1 данной статьи нормами Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, в пункте 2 его статьи 86 закреплено право налоговых органов требовать от банка справки по операциям и счетам в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в абзаце первом пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоговых органах Российской Федерации“, наделяющем налоговые органы правом получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения. В силу требований Налогового кодекса Российской Федерации указанная норма должна пониматься и применяться как не противоречащая Налоговому кодексу Российской Федерации и, следовательно, не налагающая дополнительные, сверх установленных им, обязанности на налогоплательщиков, - в противном случае она не подлежит применению.

Порядок представления банками справок по операциям и счетам организаций законодательством Российской Федерации - вопреки предписанию статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации - до настоящего времени не определен. В его отсутствие Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, разъясняя порядок направления налоговыми органами мотивированных запросов в адрес
кредитных организаций, в письме от 27 мая 2004 года N 24-2-02/410 уточнило, что при отсутствии в запросе налогового органа мотивировки необходимости предоставления соответствующей информации либо при наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на конкретный период, за который запрашивается информация, данные запросы исполнению банками не подлежат.

Иными словами, не исключается право банка отказаться от исполнения требования налогового органа о представлении справок по операциям и счетам, если их необходимость не подтверждается целями и задачами налогового контроля. В этом случае отказ банка не может повлечь ответственность, предусмотренную статьей 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Споры же банка и налогового органа по вопросу законности и обоснованности истребования соответствующих справок подлежат рассмотрению судами в установленном законом порядке.

Что касается пункта 1 статьи 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего санкцию за нарушение банком требования, закрепленного пунктом 2 статьи 86 данного Кодекса, то ни содержание, ни название статьи 135.1 (Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка) не свидетельствуют о том, что ею устанавливается ответственность банка за действия, которые не вменяются ему в обязанность.

Ответственность за непредставление в соответствии со ст. 93 НК РФ налоговому органу в установленный срок других документов, содержащих иные необходимые для осуществления налогового контроля сведения, предусмотрена п. 2 ст. 126 НК РФ и влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

Истребованные у банка документы касаются его взаимоотношений с иными лицами, а не ОАО “ЧЭМК“.

В силу пп. 11 ст. 21 НК РФ предусмотрено право организации не выполнять требования налоговых органов, не соответствующие Кодексу или
иным федеральным законам.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования заявителя основаны на вышеназванных нормах законов и подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 110, 168 - 171, 201 АПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Челябинской области, г. Челябинск, от 26.09.06 N 1 и требование об уплате налоговой санкции от 05.10.06 N 8140.

В порядке возмещения судебных расходов возвратить из федерального бюджета ОАО “Банк “Снежинский“ госпошлину по основному требованию и обеспечительным мерам в сумме 3000 руб., уплаченную по платежным поручениям от 16.10.06 N 1531 и от 16.10.06 N 1532.

Решение суда может быть обжаловано в 18 апелляционный суд в месячный срок.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Судья

Е.А.ГРОШЕНКО