Законы и бизнес в России

Решение Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа Челябинской области от 18.08.2006 N 42 “Об утверждении Положения о муниципальном унитарном предприятии“ (вместе с “Положением о муниципальном унитарном предприятии“)

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ УСТЬ-КАТАВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 августа 2006 г. N 42

Об утверждении Положения о муниципальном

унитарном предприятии

Руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных муниципальных и унитарных предприятиях“ и Уставом Усть-Катавского городского округа, Собрание депутатов

РЕШАЕТ:

1. Утвердить Положение о муниципальном унитарном предприятии.

2. Организацию исполнения данного решения возложить на заместителя главы администрации Усть-Катавского городского округа А.Е. Варламова.

3. Опубликовать данное решение в газете “Усть-Катавская неделя“.

4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на председателя комиссии по законодательству, местному самоуправлению, регламенту, депутатской этике и связям с
общественностью В.Н. Михеева.

Глава Усть-Катавского

городского округа

Челябинской области

А.С.ХУРАМОВ

Положение

о муниципальном унитарном предприятии

Настоящее Положение разработано в целях упорядочения управления муниципальными унитарными предприятиями и повышения их рентабельности.

1. Общие положения

1.1. Муниципальное унитарное предприятие (далее по тексту - предприятие) - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

1.2. Имущество предприятия является муниципальной собственностью и закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения. Оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками предприятия.

1.3. Предприятие создается для производства продукции (товаров), выполнения услуг в целях удовлетворения потребностей Усть-Катавского городского округа и получения прибыли.

1.4. Предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации, имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы, обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде.

1.5. Полное фирменное наименование муниципального предприятия должно содержать слова “муниципальное предприятие“ и указание на собственника его имущества.

1.6. Предприятие имеет печать со своим полным наименованием, штампы, бланки, эмблемы, товарный знак, другие реквизиты, регистрируемые (присваиваемые) в установленном порядке.

Предприятие обязано планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для их ликвидации.

1.7. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества муниципального предприятия не отвечает по обязательствам данного предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В
указанных случаях на собственника при недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

1.8. Решение об учреждении муниципального предприятия принимается Собранием депутатов Усть-Катавского городского округа. Учредителем муниципального предприятия является муниципальное образование “Усть-Катавский городской округ“ в лице администрации Усть-Катавского городского округа либо иного уполномоченного юридического лица.

2. Порядок создания и регистрации

муниципального унитарного предприятия

2.1. Инициатор создания предприятия представляет главе Усть-Катавского городского округа проект устава (примерный Устав прилагается - не приводится) и технико-экономическое обоснование.

2.2. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

2.3. Предприятие создается на основании решения Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа.

Учредительными документами муниципального унитарного предприятия являются решение Собрания депутатов Усть-Катавского городского округа “Об учреждении муниципального унитарного предприятия“, Устав, утвержденный главой Усть-Катавского городского округа.

2.4. Устав унитарного предприятия должен содержать:

- полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

- указание на место нахождения унитарного предприятия;

- цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

- сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

- наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

- порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора;

- перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;

- сведения о размере уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли;

- иные, предусмотренные федеральными законами, сведения.

Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ наименование Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ изложено в следующей редакции: “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

2.5. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в
единый государственный реестр юридических лиц. Устав муниципального унитарного предприятия подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц“.

2.6. Муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением муниципального предприятия.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

2.7. Изменения в устав унитарного предприятия вносятся по решению главы Усть-Катавского городского округа.

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Данные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных федеральными законами, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

2.8. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.

3. Имущество и источники финансирования

Управление экономических, имущественных и земельных отношений закрепляет за предприятием муниципальное имущество на праве хозяйственного ведения.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.2. Источники финансирования:

- средства местного бюджета;

- кредиты банков и других кредитных учреждений;

- вклады учредителя;

- прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;

- благотворительные, спонсорские взносы и пожертвования в соответствии с действующим законодательством РФ;

- тарифы на услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием, утверждаются решением Собрания депутатов.

3.3. Прибыль муниципального унитарного предприятия, полученная в результате хозяйственной деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе отчислений собственнику, поступает в распоряжение предприятия и используется им самостоятельно в соответствии с Уставом предприятия.

3.4. Уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Уставный фонд муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных
прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее, чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

3.5. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд муниципального предприятия.

3.6. Уставный фонд муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

3.7. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

3.8. Увеличение уставного фонда муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.

3.9. Увеличение уставного фонда муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.

3.10. Решение об увеличении уставного фонда муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

3.11. Размер уставного фонда муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.

3.12. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда муниципального предприятия собственник его имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.

3.13. Собственник имущества муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных
законом, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.

Уставный фонд муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с действующим законодательством минимального размера уставного фонда.

3.14. В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества такого предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном законом порядке.

3.15. В случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного федеральным законом на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3.16. Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.

Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

4. Функции учредителя

4.1. В состав функций учредителя входит:

- определение целей, предмета, видов деятельности унитарного предприятия;

- утверждение устава
муниципального унитарного предприятия, внесение в него изменений, утверждение устава унитарного предприятия в новой редакции;

- наделение предприятия уставным фондом;

- передача в пользование муниципального имущества, контроль за его использованием и сохранностью на основании договора “О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения“, согласование на распоряжение недвижимым имуществом;

- проведение инвентаризации имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, и анализ финансовых результатов;

- совместно с руководством предприятия разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- реорганизация, ликвидация предприятия в соответствии с действующим законодательством, а также назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов унитарного предприятия;

- назначение на должность руководителя унитарного предприятия, заключение, изменение и прекращение с ним трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными, содержащими нормы трудового права, нормативными правовыми актами;

- согласование приема на работу главного бухгалтера унитарного предприятия;

- утверждение себестоимости производимых работ (оказываемых услуг);

- утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроль за их выполнением;

- согласование создания филиалов и открытие представительств унитарного предприятия, а также совершения крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

- координация производственной (хозяйственной) деятельности предприятий в целях улучшения качества и увеличения объема работ (услуг);

- распределение между предприятиями размера дотаций (ассигнований) в соответствии с действующими нормативами;

- принятие решения о проведении аудиторских проверок;

- иные функции, определенные законодательством Российской Федерации.

5. Управление муниципальным унитарным предприятием

5.1. Единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор).

5.2. Назначение и освобождение от должности руководителя муниципального предприятия осуществляется распоряжением главы Усть-Катавского городского округа.

5.3. Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном
порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

5.4. В пределах полномочий, представленных ему законодательством и учредителем, руководитель осуществляет иные действия, не противоречащие действующему законодательству, Уставу предприятия, контракту и договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.

5.5. Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

5.6. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

5.7. Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

5.8. Руководитель муниципального унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия не реже одного раза в год на заседании Собрания депутатов и не реже одного раза в квартал перед администрацией Усть-Катавского городского округа.

5.9. Руководитель самостоятельно определяет структуру органов управления. Заместители руководителя, главный бухгалтер, иные должностные лица назначаются приказом руководителя, кандидатура главного бухгалтера подлежит согласованию с главой Усть-Катавского городского округа.

5.10. Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно.

5.11. Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе
в случае утраты имущества унитарного предприятия.

5.12. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

5.13. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.

5.14. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

5.15. Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается приказом руководителя унитарного предприятия и действует на основании его доверенности.

5.16. Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.

5.17. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

5.18. Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

5.19. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

6. Учет, отчетность, контроль деятельности предприятия

6.1. Предприятие осуществляет оперативный, бухгалтерский учет, ведет статистическую отчетность в установленном порядке.

6.2. Предприятие ежегодно представляет управлению экономических, имущественных и земельных отношений и ежеквартально отраслевому структурному подразделению администрации Усть-Катавского городского округа отчет о результатах своей деятельности за истекший период.

6.3. Ревизия деятельности предприятия производится
ревизионной комиссией, назначаемой учредителем или органом, уполномоченным им, а также контролером-ревизором Собрания депутатов. Орган, назначивший ревизионную комиссию, определяет порядок ее деятельности.

6.4. Ревизия и иные проверки не должны нарушать нормальную производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

6.5. Ревизия (проверка) деятельности предприятия может быть осуществлена аудиторской службой на основе договора.

6.6. Контроль за производственной деятельностью предприятия осуществляет уполномоченный учредителем орган.

Контроль за деятельностью предприятия и исполнения полномочий должностными лицами предприятия осуществляет Собрание депутатов.

6.7. Управление экономических, имущественных и земельных отношений осуществляет контроль за эффективным использованием и сохранностью имущества.

6.8. В случае выявления в результате проверки и анализа данных неудовлетворительных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия учредитель вправе осуществить следующие мероприятия по оздоровлению предприятия:

- наложение дисциплинарного взыскания на руководителя предприятия;

- изъятие излишнего, а также неэффективно используемого имущества;

- иные мероприятия, направленные на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

6.9. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором, в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ.

6.10. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется данным органом.

6.11. Унитарное предприятие обязано хранить следующие документы:

- учредительные документы унитарного предприятия, а также изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы унитарного предприятия и зарегистрированные в установленном порядке;

- решения собственника имущества унитарного предприятия о создании унитарного предприятия и об утверждении перечня имущества, передаваемого унитарному предприятию в хозяйственное ведение, а также иные решения, связанные с созданием унитарного предприятия;

- документ, подтверждающий государственную регистрацию унитарного предприятия;

- документы, подтверждающие права унитарного предприятия на имущество, находящееся на его балансе;

- внутренние документы унитарного предприятия;

- положения о филиалах и представительствах унитарного предприятия;

- решения собственника имущества унитарного предприятия, касающиеся деятельности унитарного предприятия;

- аудиторские заключения, заключения органов финансового контроля;

- иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия, внутренними документами унитарного предприятия, решениями собственника имущества унитарного предприятия и руководителя унитарного предприятия.

6.12. При ликвидации унитарного предприятия документы, предусмотренные пунктом 6.11, передаются на хранение в архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Реорганизация и ликвидация предприятия

7.1. Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в виде реорганизации или ликвидации предприятия по решению Собрания депутатов.

7.2. Ликвидация также может быть осуществлена по решению суда в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

7.3. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

7.4. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

- слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

- присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

- разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

- выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

- преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных федеральными законами случаях.

7.5. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

7.6. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

7.7. При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.

7.8. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.

7.9. Слиянием унитарных предприятий признается создание нового унитарного предприятия с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких унитарных предприятий и прекращением последних.

При слиянии унитарных предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему унитарному предприятию в соответствии с передаточным актом.

7.10. Присоединением к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.

При присоединении одного или нескольких унитарных предприятий к другому унитарному предприятию к последнему переходят права и обязанности присоединенных унитарных предприятий в соответствии с передаточным актом.

7.11. Разделением унитарного предприятия признается прекращение унитарного предприятия с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным унитарным предприятиям.

При разделении унитарного предприятия его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным предприятиям в соответствии с разделительным балансом.

7.12. Выделением из унитарного предприятия признается создание одного или нескольких унитарных предприятий с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия без прекращения последнего.

При выделении из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия в соответствии с разделительным балансом.

7.13. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

7.14. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

7.15. Ликвидация муниципального унитарного предприятия осуществляется ликвидационной комиссией.

7.16. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.

Ликвидационная комиссия определяет дебиторов и кредиторов муниципального унитарного предприятия и рассчитывается с ним, составляет ликвидационный баланс.

7.17. В случае, если при проведении ликвидации муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании муниципального предприятия банкротом.

7.18. Денежные средства и иное имущество предприятия, включая выручку от реализации его имущества при ликвидации, после расчетов с бюджетом, банками, иными кредиторами переходят к Учредителю.