Законы и бизнес в России

Решение Собрания депутатов Увельского муниципального района Челябинской области от 27.04.2006 N 63 “Об утверждении Положения “О порядке работы с письменными и устными обращениями граждан, заявлениями и жалобами граждан в Собрании депутатов Увельского муниципального района“ (вместе с “Положением о порядке работы с письменными и устными обращениями граждан, заявлениями и жалобами граждан в Собрании депутатов Увельского муниципального района“)

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ УВЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 апреля 2006 г. N 63

Об утверждении Положения “О порядке работы

с письменными и устными обращениями граждан,

заявлениями и жалобами граждан в Собрании депутатов

Увельского муниципального района“

В соответствии с Федеральным Законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Уставом Увельского муниципального района Собрание депутатов Увельского муниципального района

РЕШАЕТ:

1. Утвердить Положение “О порядке работы с письменными и устными обращениями граждан, заявлениями и жалобами граждан в Собрании депутатов Увельского муниципального района“.

2. Опубликовать данное решение в газете “Настроение“.

Глава Увельского

муниципального района

Челябинской области

А.Г.ЛИТОВЧЕНКО

Приложение

к решению

Собрания депутатов

Увельского муниципального района

от 27 апреля 2006 г. N 63

ПОЛОЖЕНИЕ

О порядке работы с письменными и
устными

обращениями граждан, заявлениями и жалобами граждан

в Собрании депутатов Увельского муниципального района

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан Российской Федерации (далее - граждане) на обращение в органы местного самоуправления и к должностным лицам, в органы территориального общественного самоуправления, а также в организации, находящиеся на территории Увельского муниципального района, и к их руководителям (далее - органы и должностные лица) в связи с требованием признания, соблюдения, защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на следующие обращения граждан:

обращения, связанные с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок рассмотрения которых регламентируется федеральным законодательством;

обращения, рассматриваемые в порядке уголовного, гражданского, арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях;

обращения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, а законодательством Челябинской области к компетенции Уставного суда Челябинской области;

обращения, направляемые Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации;

обращения, вытекающие из отношений, складывающихся внутри коллективов организаций и общественных объединении и регулируемых федеральным законодательством, уставами и положениями данных коллективов;

обращения, связанные с запросами в архивы;

анонимные и иные обращения, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен специальный порядок рассмотрения.

3. Депутаты Собрания депутатов Увельского муниципального района рассматривают обращения граждан в порядке, установленном Законом Челябинской области “Об обращениях граждан“ и настоящим Положением. По социально значимым и поддержанным органами местного самоуправления обращениям граждан в законодательный (представительный) орган государственной власти Челябинской области разрабатываются соответствующие мероприятия, а также предусматриваются необходимые расходы в бюджете области.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

обращения граждан - индивидуальные или коллективные предложения,
заявления, жалобы, ходатайства, изложенные в письменной или устной форме;

жалобы - обращения граждан с требованием восстановления их прав, свобод или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием) и решениями органов, должностных лиц или других граждан;

заявления - обращения граждан по поводу реализации их прав и свобод, закрепленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области;

предложения - обращения граждан, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства;

ходатайства - письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическими лицами определенного статуса, прав, свобод;

анонимные обращения - обращения, не содержащие фамилии, имени, отчества, данных о месте жительства, работы или учебы, личной подписи обращающегося гражданина;

коллективные обращения граждан - обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах и собраниях;

повторные обращения граждан - обращения, поступившие от одного и того же лица (группы лиц) по одному и тому же вопросу, в случае если со времени подачи первого обращения истек срок рассмотрения данного обращения, установленный федеральным и областным законодательством, или обратившийся не согласен с принятым по его обращению решением.

Статья 3. Право граждан на обращение

1. Граждане Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом вправе лично или через своих представителей обращаться:

в органы местного самоуправления Увельского муниципального района и к их должностным лицам;

в органы территориального общественного самоуправления и к их руководителям;

в органы управления организаций и к их руководителям;

в иные органы и к их должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов.

2. Органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления обязаны
в доступной форме информировать граждан об органах и должностных лицах, рассматривающих обращения граждан, а также об их компетенции и порядке работы по обращениям граждан.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Челябинской области, пользуются правом на обращение, определенным настоящим Законом, наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Челябинской области, а также международными договорами Российской Федерации и Челябинской области.

Статья 4. Основные принципы деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан

Основными принципами деятельности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан являются:

защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка;

обязательность рассмотрения обращений граждан независимо от их пола, возраста, национальности, языка, происхождения, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям, имущественного и должностного положения, отношения к религии;

своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан.

Глава II. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Статья 5. Обязанности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан и принятию по ним решения

1. Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в обращениях граждан вопросов, обязаны в соответствии с установленным в учреждении, организации порядком ведения делопроизводства регистрировать обращения в день их поступления с указанием регистрационного номера, письменно сообщать автору по его просьбе номер и дату регистрации, а также своевременно и по существу рассматривать обращения и принимать по ним обоснованные решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Челябинской области.

2. Органы и должностные лица при рассмотрении обращений граждан обязаны:

в случае необходимости предлагать обратившемуся лицу представить дополнительные документы, а также обязаны принимать другие меры в пределах
своей компетенции для объективного разрешения вопроса;

систематически контролировать состояние дел по рассмотрению обращений граждан, принимать меры по устранению причин, вызывающих поступление повторных обращений граждан;

сообщать гражданам, подавшим письменные обращения в письменной, а гражданам, обратившимся устно, как правило, в устной форме о решениях, принятых по обращениям. В случае отклонения обращений указать мотивы;

обеспечивать своевременное и правильное исполнение принятых по обращениям граждан решений;

разъяснять порядок обжалования принятых решений;

систематически обобщать обращения граждан с целью изучения общественного мнения, совершенствования работы органов и должностных лиц, своевременного выявления и устранения причин нарушения прав и законных интересов граждан.

Статья 6. Подведомственность дел об обращениях граждан и адресаты обращений граждан

1. Граждане подают свои обращения в органы и должностным лицам в соответствии с их компетенцией.

2. Обращения, поступившие в орган или должностному лицу и касающиеся вопросов, не входящих в его компетенцию, переадресуются в орган или должностному лицу по подведомственности данных вопросов в пятидневный срок со дня их поступления. Обратившимся гражданам в трехдневный срок со дня передачи обращения по подведомственности сообщается письменно о том, кому направлено на рассмотрение их обращение.

На личном приеме гражданам разъясняется, куда им следует обратиться.

3. В целях своевременного рассмотрения обращений граждан предусматривается следующая подведомственность дел:

предложения, заявления, ходатайства подаются в те органы и тем должностным лицам, в непосредственном ведении которых находится их рассмотрение;

жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия или решения обжалуются;

жалобы на действия (бездействие) и решения органов управления организаций и их должностных лиц, не имеющих своих вышестоящих органов и должностных лиц, подаются в органы местного самоуправления;

жалобы на действия (бездействие) и решения органов
территориального общественного самоуправления и их должностных лиц подаются в органы или должностным лицам местного самоуправления Челябинской области в соответствии с их компетенцией;

ходатайства подаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

4. Запрещается направлять жалобы на рассмотрение тем органам и должностным лицам, действия (бездействие) и решения которых обжалуются.

5. Споры о подведомственности дел об обращениях граждан разрешаются вышестоящим органом, должностным лицом либо в судебном порядке.

Статья 7. Представление доказательств при подаче обращений граждан

1. При подаче обращений гражданами, в случае необходимости, должны быть представлены доказательства или указано место их нахождения.

2. Доказательствами являются любые достоверные фактические данные, на основании которых орган либо должностное лицо, рассматривающее обращения граждан, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования, содержащиеся в обращении, и иных обстоятельств, имеющих значение для разрешения соответствующего обращения.

3. Доказательства представляются гражданами, подавшими обращение. Доказательства могут представляться также и иными лицами, заинтересованными в принятии решения по обращению.

4. Если представленные доказательства недостаточны, органы или должностные лица, рассматривающие обращение, предлагают гражданам представить дополнительные доказательства или собирают их по собственной инициативе в соответствии со своей компетенцией.

5. Обстоятельства, которые признаны общеизвестными, не доказываются.

6. Факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, не подлежат повторному доказыванию.

Статья 8. Обязанности органов и должностных лиц по представлению письменных доказательств

Органы, организации и их должностные лица обязаны в 10-дневный срок по официальным запросам представлять документы и другие материалы, имеющие значение в качестве доказательств при рассмотрении обращений граждан, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Статья 9. Основания для оставления обращений граждан без рассмотрения и последствия этого

1. Органы и должностные лица вправе оставить обращения граждан
без рассмотрения в случаях:

подачи анонимных обращений;

обращений граждан с просьбой о толковании законодательства Российской Федерации и Челябинской области;

подачи обращений, на которые не распространяется действие настоящего Положения.

2. В случае оставления обращений граждан без рассмотрения, в порядке, определяемом настоящим Положением, обратившиеся граждане извещаются об органе или должностном лице, в компетенцию которого входит рассмотрение данного обращения.

3. Извещение граждан об оставлении их обращений без рассмотрения осуществляется в трехдневный срок со дня регистрации обращений.

После устранения условий, послуживших основанием для оставления обращений граждан без рассмотрения, заинтересованные граждане вправе вновь обратиться в органы или к должностным лицам.

Статья 10. Устные обращения граждан

1. Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны или установлены.

2. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

3. В отдельных случаях, ввиду сложного характера вопросов, поставленных в устных обращениях, либо необходимости дополнительной проверки изложенных в них фактов, должностные лица дают соответствующие распоряжения в порядке подчиненности.

4. Устные обращения граждан регистрируются немедленно по поступлении и в случае необходимости ставятся на контроль органом или должностным лицом, принявшим дело по обращению к производству.

5. Результаты рассмотренных по существу устных обращений граждан доводятся до сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном настоящим Положением и Законом Челябинской области.

Статья 11. Письменные обращения граждан

1. Письменные обращения граждан должны содержать, как правило, наименование и адрес органа или должностного лица, которому они адресованы, изложение существа обращения, сведения, по которым можно установить личность (личности) обратившихся граждан, дату составления обращения и личную подпись (подписи) обратившихся.

2. Результаты рассмотрения письменных обращений граждан доводятся до
сведения заинтересованных лиц в порядке, установленном Законом Челябинской области и настоящим Положением.

Статья 12. Сроки рассмотрения обращений граждан

1. Заявления и жалобы граждан рассматриваются в срок не более одного месяца со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их регистрации. В случае необходимости проведения специальной проверки, востребования дополнительных материалов либо принятия других мер, срок рассмотрения заявлений и жалоб может быть в порядке исключения продлен, но не более чем на один месяц.

2. Предложения и ходатайства граждан рассматриваются в срок не более одного месяца со дня регистрации. В случае необходимости дополнительного изучения предложений или ходатайств, срок их рассмотрения может быть в порядке исключения продлен до трех месяцев.

3. В случае продления сроков рассмотрения обращений граждан орган или должностное лицо, принявшее решение о продлении сроков, извещает об этом обратившихся граждан в пятидневный срок.

Статья 13. Особенности рассмотрения некоторых видов обращений граждан

1. Органы и должностные лица могут устанавливать сокращенные сроки рассмотрения заявлений, жалоб и ходатайств отдельных категорий граждан.

2. Рассмотрение заявлений, жалоб и ходатайств, касающихся вопросов защиты прав ребенка, а также предложений по предотвращению возможных аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, начинается безотлагательно и должно быть завершено в сроки, установленные Законом Челябинской области.

3. Обращения, свидетельствующие о многочисленных грубых нарушениях законодательства, о систематическом ущемлении прав граждан и не получившие соответствующей оценки со стороны органов местного самоуправления и их должностных лиц, подлежат проверке органами государственной власти Челябинской области, как правило, с выездом на место. Результаты проверок, представляющие общественный интерес, должны освещаться в средствах массовой информации.

4. Обращения граждан, содержащие одновременно
признаки предложения, жалобы, заявления, а также касающиеся двух и более вопросов, могут направляться органами и должностными лицами, принявшими их к рассмотрению в пределах своей компетенции, другим органам и должностным лицам в соответствии с их компетенцией и подведомственностью и рассматриваются в сроки, установленные для соответствующего вида обращений.

5. При рассмотрении повторных обращений граждан к данным обращениям прилагаются материалы предыдущего рассмотрения.

6. Рассмотрение повторных, а также коллективных обращений граждан в обязательном порядке ставится на контроль.

7. Обращения граждан, поступившие от депутатов и из редакций средств массовой информации, рассматриваются в порядке и в сроки, установленные Законом Челябинской области.

8. Обращения военнослужащих и членов их семей рассматриваются в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Статья 14. Личный прием граждан должностными лицами органов местного самоуправления

1. Должностные лица органов местного самоуправления обязаны проводить личный прием граждан.

2. Личный прием граждан проводится в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы и в установленном месте, а в необходимых случаях - в вечерние часы по месту работы или жительства граждан.

3. Порядок личного приема граждан регулируется положениями, утверждаемыми органами государственной власти Челябинской области, органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления.

4. Должностные лица органов местного самоуправления несут в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области персональную ответственность за организацию личного приема граждан и организацию работы с письменными обращениями.

Статья 15. Рассмотрение обращений граждан в организациях

Рассмотрение обращений и прием граждан в организациях осуществляются руководителями организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим Положением и обязательным порядком, установленным локальными нормативными актами организаций, и независимо от форм собственности данных
организаций.

Статья 16. Проведение проверок по обращениям граждан

1. Для объективности и полноты рассмотрения обращений граждан органы и должностные лица могут принимать решение о проведении проверок и привлечении к их проведению специалистов.

2. По окончании проверок обратившимся гражданам, а в случае проверок по жалобам также лицам, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются, по их требованию предоставляется возможность знакомиться с проверочными материалами в той мере, в какой это не затрагивает прав других граждан и не противоречит законодательству Российской Федерации и Челябинской области.

Статья 17. Права граждан при рассмотрении обращений

1. Граждане при рассмотрении их обращений имеют право:

требовать письменного сообщения о дате и номере регистрации их обращения;

лично изложить доводы лицу, рассматривающему обращение;

знакомиться с итоговыми материалами изучения обращений и проверок по ним;

представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их востребовании органом или должностным лицом, рассматривающим обращение;

требовать получения в установленный срок письменного ответа о результатах рассмотрения письменного обращения;

обжаловать принятое решение в вышестоящих органах;

пользоваться услугами представителя;

осуществлять иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

2. Лица, действия (бездействие) или решения которых обжалуются, пользуются правами, перечисленными в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 18. Решения по обращениям граждан

1. В результате рассмотрения обращений граждан орган или должностное лицо принимает одно из следующих решений:

о полном или частичном удовлетворении обращения, об отказе в удовлетворении обращения;

о разъяснении по вопросам, поставленным в обращении, или об информировании о результатах рассмотрения обращения.

2. Решения по предложениям, заявлениям и ходатайствам должны быть мотивированными.

3. Решения по жалобе должны быть мотивированными со ссылками на конкретные статьи федеральных законов и законов Челябинской области, содержать информацию о конкретных мерах по восстановлению прав или законных интересов граждан, нарушенных действиями (бездействием) решениями органов или должностных лиц.

Статья 19. Исполнение решений по обращениям граждан

1. Орган или должностное лицо, принявшее решение по обращениям граждан, самостоятельно исполняет их, а в случае необходимости направляет поручения исполнителям.

2. Жалоба не считается разрешенной до момента исполнения принятого по ней решения. Если решение не может быть исполнено в установленные сроки, исполнитель дает письменный ответ органу или должностному лицу, принявшему решение по жалобе, с указанием причины задержки и срока окончательного исполнения решения. Ответ исполнителя ставится на контроль до полного осуществления намеченных мер.

3. В случае если органом или должностным лицом принято решение удовлетворить жалобу полностью или частично, то орган или должностное лицо в соответствии со своей компетенцией обязано принять необходимые меры по восстановлению нарушенных прав граждан, включая меры по принесению им извинения в письменном виде, а также по просьбе граждан проинформировать об этом заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

4. Решения по обращениям граждан не могут считаться исполненными только на основании документа, в котором сообщается о предполагаемых мерах по их реализации.

Статья 20. Неразглашение должностными лицами сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращений граждан

1. При рассмотрении обращений граждан запрещается использование и распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия.

2. По мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению следующие сведения: фамилия, имя, отчество, домашний адрес.

3. Должностные лица, виновные в разглашении сведений, полученных при рассмотрении обращений граждан и не подлежащих разглашению, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН

Статья 21. Ответственность должностных лиц за нарушение Закона Челябинской области “Об обращениях граждан“

Нарушение порядка рассмотрения обращений, принятие заведомо незаконного решения, уклонение от предоставления информации по официальным запросам или предоставление недостоверной информации, разглашение сведений, ставших известными в связи с рассмотрением обращений граждан, а также иные нарушения Закона Челябинской области “Об обращениях граждан“ влекут ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Статья 22. Ответственность органов, организаций и их должностных лиц за неисполнение решений по обращениям граждан

Должностные лица органов местного самоуправления, руководители органов территориального общественного самоуправления, а также руководители организаций, находящихся на территории Челябинской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области несут ответственность за неисполнение или надлежащее исполнение решений по обращениям граждан.

Статья 23. Ответственность за преследование граждан в связи с их обращениями

Преследование граждан в связи с их обращениями влечет ответственность, которая определяется законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Статья 24. Ответственность граждан за содержание их обращений

1. Граждане, чьи обращения содержат материалы клеветнического характера и выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, привлекаются к ответственности, определяемой законодательством Российской Федерации.

2. Граждане, чьи обращения содержат заведомо ложные сведения, которые приводят к значительным материальным затратам, связанным с рассмотрением данных обращений, могут быть привлечены к ответственности, определяемой законодательством Российской Федерации.