Законы и бизнес в России

Информация Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от <30.01.2006> “Об основных направлениях совершенствования законодательства о налогах и сборах, мерах по совершенствованию налогового администрирования и улучшению инвестиционного климата“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О НАЛОГАХ И СБОРАХ, МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАЛОГОВОГО

АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И УЛУЧШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

В целях создания эффективной налоговой системы в стране завершается реализация мероприятий, определенных программными документами Правительства Российской Федерации.

Предпринимаются конкретные меры по совершенствованию законодательства о налогах и сборах с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков за счет реформирования отдельных видов налогов, сокращения числа налогов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, пересмотра и отмены большинства налоговых льгот.

В рамках реализации мероприятий по налоговой реформе помимо совершенствования отдельных налогов,
достигнуто сокращение количества налогов и сборов, действующих в Российской Федерации.

С 1 января 2005 года, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, действует: 10 федеральных налогов и сборов, 3 региональных и 2 местных налога.

Реализация мероприятий по совершенствованию законодательства о налогах и сборах за последние три года позволила существенно снизить ставки практически по всем основным налогам:

- по налогу на прибыль организаций - с 35 % до 24 %;

- по налогу на добавленную стоимость - с 20 % до 18 %;

- по единому социальному налогу - с 35,6 % до 26 %.

По налогу на доходы физических лиц действует плоская шкала налогообложения - 13 %.

Введение плоской шкалы и реформирование единого социального налога позволило повысить экономические стимулы для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении налоговой нагрузки на бизнес.

Кроме того, установлены специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, которые также предусматривают пониженные налоговые ставки, что стимулирует развитие предпринимательской деятельности. Однако такие специальные налоговые режимы не могут применяться в отношении представительств иностранных организаций на территории Российской Федерации.

Предпринятые меры способствовали улучшению инвестиционного климата в России.

Одним из механизмов стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков является новый порядок амортизационных отчислений, определенный в главе 25 “Налог на прибыль организаций“ Налогового кодекса Российской Федерации.

В рамках данного порядка предусмотрена возможность выбора налогоплательщиком способа начисления амортизации - линейный и нелинейный способы.

Одновременно предусмотрены возможности для налогоплательщиков применения повышающих коэффициентов к основной норме амортизационных отчислений в определенных случаях.

С целью стимулирования инвестиций при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций не учитываются, в частности, средства целевого финансирования в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения.

Кроме того, по налогу на прибыль организаций законодательством Российской Федерации предусмотрено право субъектов Российской Федерации понижения для отдельных категорий налогоплательщиков налоговой ставки в отношении сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации на 4 процентных пункта.

Процесс совершенствования законодательства о налогах и сборах динамичен.

В 2005 году принят ряд федеральных законов, реализация которых позволит обеспечить совершенствование налогового администрирования с одной стороны, а также снижение налоговой нагрузки и, следовательно, стимулирование создания условий для притока инвестиций в реальный сектор экономики, с другой стороны.

Так, по налогу на прибыль организаций с 2006 года вводится новый порядок налогового учета определенных видов расходов. В частности, разрешено единовременно признавать расходами в целях налогообложения 10 % стоимости введенных в эксплуатацию объектов основных средств.

Начиная с 2006 года в составе расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в полной сумме будут учитываться затраты на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (НИОКР), не давших положительного результата. Одновременно срок, в течение которого относятся на расходы затраты на НИОКР, результаты которых используются в производственной деятельности, уменьшится с 3 до 2 лет.

Кроме того, убытки прошлых налоговых периодов могут быть приняты в уменьшение налоговой базы текущего налогового периода в 2006 году в размере не выше 50 % налоговой базы (до 2006 года применялось ограничение в 30 %). Начиная с 2007 года указанное ограничение снимается полностью.

Весьма актуальным является вопрос совершенствования администрирования налога на
добавленную стоимость.

Внесены существенные изменения в порядок исчисления и уплаты НДС. Так, в частности, с 1 января 2006 года отменяется налогообложение авансовых платежей по экспортным поставкам, осуществляется переход на метод отгрузки и т.д.

С 1 января 2006 года ЕСН, зачисляемого в ФСС, уменьшается на 0,3 %, а в ФОМС увеличивается на эту же величину. Таким образом, ставка ЕСН, зачисляемого в ФСС, снизится с 3,2 до 2,9 в ФОМС - увеличивается с 0,8 до 1,1 %. Такое перераспределение финансовых ресурсов направлено на покрытие недостатка средств ФОМС (фонда обязательного медицинского страхования).

Важнейшим шагом на пути создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования развития высокотехнологичных отраслей производства является принятие в 2005 году Федерального закона о создании в Российской Федерации свободных экономических зон.

Законодательно определен правовой режим особых экономических зон на территории Российской Федерации, порядок их создания и прекращения, а также особенности ведения предпринимательской деятельности. Установлен ряд существенных налоговых льгот и преференций для резидентов особых экономических зон.

Среди наиболее важных направлений дальнейшего совершенствования российской налоговой системы, определенных в проекте Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 - 2008 годы), является совершенствование налогового администрирования.

В качестве основного перспективного направления функционирования и развития ФНС России определяет совершенствование работы налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе предоставление качественных услуг налогоплательщикам. Применение стандартов обслуживания налогоплательщиков налоговыми органами является новым прогрессивным шагом в работе с налогоплательщиками.

Однако, несмотря на некоторое повышение уровня соблюдения налоговой дисциплины, число налогоплательщиков, нарушающих (или не соблюдающих) налоговое законодательство, еще достаточно велико и этот факт говорит о необходимости продолжать и совершенствовать налоговый контроль по отношению к недобросовестным налогоплательщикам.

В настоящее время подготовлен
и внесен на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона “О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“, предусматривающий изменение процедуры налогового контроля, упорядочения налоговых проверок, в том числе повторных, документооборота в налоговой сфере, расширение прав налогоплательщиков и другие меры.

Сохраняется курс на совершенствование налогового администрирования с одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщиков, оптимизацию процедур регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков, повышение стабильности и прозрачности налоговой системы в целом.