Законы и бизнес в России

Постановление Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 24.11.2005 N 180 “Об утверждении Положения “Об организации образовательных услуг в Пластовском муниципальном районе“ (вместе с “Положением об организации образовательных услуг в Пластовском муниципальном районе“)

Вступил в силу с 1 января 2006 года (пункт 4 данного документа).

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ПЛАСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2005 г. N 180

Об утверждении Положения “Об организации

образовательных услуг в Пластовском муниципальном районе“

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ “Об образовании“ принят 10.07.1992, а не 13.01.1996 и имеет номер 3266-1, а не 12-ФЗ. Указанные реквизиты имеет Федеральный закон, изложивший Закон РФ “Об образовании“ в новой редакции.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ “Об образовании“, на основании Устава Пластовского муниципального района
Собрание депутатов Пластовского муниципального района

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение “Об организации образовательных услуг в Пластовском муниципальном районе“.

2. Организацию выполнения настоящего Постановления возложить на начальника управления образования Дедюхина И.Ю.

3. Контроль за исполнением Постановления возложить на постоянную комиссию по социальной политике (Кондрашкина М.В.).

4. Настоящее Постановление вступает в силу с 01.01.2006.

5. Данное положение опубликовать в газете “Знамя Октября“.

Глава Пластовского

муниципального района

Челябинской области

А.В.НЕКЛЮДОВ

Положение

об организации образовательных услуг

в Пластовском муниципальном районе

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано на основании Закона РФ “Об образовании“, Закона Челябинской области “Об образовании в Челябинской области“ и других законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы предоставления образовательных услуг.

Государственная политика в сфере образования определяется законодательством Российской Федерации и основывается на принципах, установленных Законом Российской Федерации “Об образовании“.

1.2. Система образования в Пластовском муниципальном районе представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений и организаций, расположенных на территории района, независимо от организационно-правовых форм, типов и видов;

- Управления образования и подведомственных ему учреждений.

1.3. К муниципальным образовательным учреждениям относятся:

1) дошкольные образовательные учреждения;

2) общеобразовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

3) специального (коррекционного) образования;

4) учреждения дополнительного образования для детей;

5) прочие учреждения: Межшкольный учебный комбинат.

1.4. Организация образовательных услуг включает в себя:

- предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования;

- предоставление
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам;

- предоставление специального (коррекционного) образования;

- предоставление дополнительного образования.

1.5. Основные задачи образовательных учреждений:

- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников;

- создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, ее самореализации и самоопределения;

- формирование общей культуры личности обучающихся, воспитанников на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

1.6. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, специального (коррекционного) образования, среднего (полного) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления субвенций местному бюджету.

1.7. Субвенции предоставляются местному бюджету в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местного бюджета).

1.8. Финансирование расходов на предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, специального (коррекционного) образования, среднего (полного) общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, превышающих объемы субвенций местного бюджета, просчитанного по нормам, осуществляется за счет средств местного
бюджета.

1.9. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования, дополнительного образования в муниципальных (образовательных) учреждениях осуществляется за счет средств местного бюджета.

1.10. Органы местного самоуправления обеспечивают финансирование учреждений на основе государственных и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от типа и вида учреждений, сохраняя надтарифный фонд, равный общеобразовательным учреждениям. Нормативы финансирования должны также учитывать затраты, не зависящие от количества детей. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета Учредителя.

Организация образования в Пластовском муниципальном районе

2. Организация дошкольного образования

2.1. Общие положения

2.1.1. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции в помощь семье создается сеть дошкольных образовательных учреждений.

2.1.2. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода.

2.1.3. Дошкольное образование осуществляется в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также иных образовательных учреждениях района, реализующих общеобразовательные программы данного уровня различной направленности, и в семейных (домашних) условиях.

2.1.4. Дошкольные образовательные учреждения - тип образовательного учреждения,
реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте с 2 месяцев до 8 лет.

2.1.5. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей.

2.1.6. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:

- детский сад;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра, ухода и оздоровления, с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

2.1.7. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями, распоряжениями Правительства РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, решениями Управления образования уставом учреждения, договором между учреждением и
родителями (законными представителями) и другими нормативными документами по дошкольному образованию.

2.1.8. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса.

2.1.9. В муниципальном дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер. В дошкольном образовательном учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур, политических партий и религиозных движений и организаций.

2.1.10. Дошкольное образовательное учреждение открывается с целью удовлетворения запросов населения в получении их детьми дошкольного образования и своевременной подготовке ребенка к обучению в школе. Дошкольное образовательное учреждение создается на основании постановления главы Пластовского муниципального района (учредителя) и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.1.11. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.

2.1.12. Отношения между Учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ.

2.1.13. Права юридического лица у дошкольного образовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.

2.1.14. Право на ведение образовательной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством РФ, возникает у дошкольного
образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

2.1.15. Дошкольное образовательное учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом РФ; аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в дошкольном образовательном учреждении.

2.1.16. По итогам аттестации дошкольным образовательным учреждениям устанавливается категория в соответствии с уровнем реализации образовательных программ:

- дошкольные образовательные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования, относятся к 3-й категории;

- дошкольные образовательные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по одному или нескольким направлениям его деятельности, относятся ко 2-й категории;

- дошкольные образовательные учреждения, реализующие образовательную программу в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт дошкольного образования по всем направлениям его деятельности, относятся к 1-й категории.

2.1.17. Дошкольные образовательные учреждения первой и второй категорий по результатам государственной аккредитации получают право на дополнительное финансирование, которое может предусматривать: введение дополнительных должностей в штатное расписание; и (или) 15-процентную надбавку к заработной плате работникам (всем или нескольким); и (или) ассигнования на развитие материально-технической базы учреждения и (или) другое.

Объем дополнительного финансирования и его целевое назначение устанавливаются учредителем с учетом рекомендаций аттестационной комиссии.

Надтарифный фонд дошкольного образовательного учреждения устанавливается в соответствии с действующими нормативными документами в размере до 25 %.

2.1.18. Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в соответствии с
Законом РФ. Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое дошкольному образовательному учреждению, подтверждает государственный статус, уровень реализуемых им образовательных программ, категорию дошкольного образовательного учреждения.

2.1.19. Дошкольное образовательное учреждение может быть реорганизовано, ликвидировано в порядке, установленном законодательством РФ.

2.1.20. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется программой дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе, расстановке кадров, научно-методической, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством РФ.

2.1.21. В соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами, определяющими статус образовательных программ, с учетом потребностей семьи, на основе договора с родителями (законными представителями). Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

2.1.22. В целях реализации регионального компонента по дошкольному образованию дошкольные образовательные учреждения используют программы воспитания и развития детей дошкольного возраста, технологии, методики, учебно-методические пособия, имеющие гриф “Допущено Министерством образования и науки Челябинской области“.

2.1.23. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяется уставом дошкольного
образовательного учреждения, договором между дошкольным образовательным учреждением и учредителем.

2.1.24. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на дошкольное образовательное учреждение и организации общественного питания. В дошкольном образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания воспитанников.

2.1.25. Медицинское обслуживание детей обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за дошкольным образовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.

Работники дошкольных образовательных учреждений проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя.

2.1.26. Деятельность дошкольного образовательного учреждения финансируется в соответствии с законодательством. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных дошкольных образовательных учреждений за счет средств местного бюджета за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ в соответствии с Законом РФ “Об образовании“.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов дошкольного образовательного учреждения являются:

- собственные средства учредителя;

- бюджетные и внебюджетные средства;

- имущество, закрепленное за дошкольным образовательным учреждением собственником (уполномоченным им органом);

- средства родителей (законных представителей), добровольные пожертвования и целевые взносы других физических лиц, в том числе иностранных;

- кредиты банков и других кредиторов;

- другие источники в соответствии с законодательством РФ.

2.1.27. Привлечение дошкольными образовательными учреждениями дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных
размеров его финансирования из бюджета учредителя.

2.1.28. Денежные средства от родительской платы направляются на приобретение продуктов питания, транспортные расходы для подвоза продуктов питания.

2.2. Комплектование дошкольного образовательного учреждения

2.2.1. Порядок комплектования определяется учредителем. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и видом дошкольного образовательного учреждения.

Количество групп определяется в зависимости от санитарных норм и условий образовательного процесса, предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. Наполняемость групп детьми: от 2-х месяцев до 1 года - 10 детей, от 1 до 3 лет - 15 детей, от 3 до 8 лет - 20 детей. Предельная наполняемость групп в учреждении устанавливается в соответствии с нормативами, определенными Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении. За счет средств учредителя наполняемость групп может быть сокращена.

Наполняемость в разновозрастных группах:

- при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;

- при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;

- при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.

В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего назначения могут открываться группы различной направленности, наполняемость в которых устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно:

- для детей с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и до 10 детей;

- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, только в возрасте старше 3 лет - до 12 детей;

- для глухих детей - до 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабослышащих детей - до 6 и до 8 детей;

- для слепых детей - до 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - до 6 и до 10 детей;

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - до 6 и до 8 детей;

- для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 6 и до 10 детей;

- для детей с задержкой психического развития - до 6 и до 10 детей;

- для детей с глубокой умственной отсталостью, только в возрасте старше 3 лет - до 8 детей;

- для детей с туберкулезной интоксикацией - до 10 и до 15 детей;

- для детей, часто болеющих, - до 10 и до 15 детей;

- для детей со сложными дефектами (2 и более дефекта) - до 5 для обеих возрастных групп;

- для детей с иными отклонениями в развитии - до 10 и до 15 детей.

В учреждение принимаются дети в возрасте с 2 месяцев до 8 лет в соответствии с Законом РФ “Об образовании“.

Кроме того, в дошкольные образовательные учреждения могут приниматься дети в возрасте 7 лет в исключительных случаях; дети, не принятые в первый класс по медицинским или другим показаниям, могут посещать санаторные, специализированные группы или группы общего назначения до 8 лет.

2.2.2. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в дошкольных образовательных учреждениях либо общего типа, либо в специализированных группах.

2.2.3. Допускается функционирование дошкольного образовательного учреждения (группы) в дневное, ночное время, круглосуточно, в выходные, праздничные дни, а также свободное посещение детьми дошкольного образовательного учреждения. Наполняемость групп:

- группы продленного дня:

при наличии в группе детей двух возрастов до 3 лет - 8 детей,

при наличии в группе детей любых трех возрастов от 3 до 7 лет - 10 детей,

при наличии в группе детей двух возрастов от 3 до 7 лет - 15 детей;

- группы выходного дня (суббота, воскресенье) с режимом работы 10,5 часа:

от 2 месяцев до 1 года - 8 детей,

от 1 года до 3 лет - 12 - 15 детей,

от 3 до 7 лет - 15 - 20 детей.

2.2.4. Прием детей в дошкольные образовательные учреждения осуществляется по путевкам Управления образования и медицинскому заключению о состоянии здоровья детей. Путевка на право зачисления ребенка в дошкольное образовательное учреждение действительна с момента ее получения в течение 2 недель. В случае неявки ребенка без уважительной причины место в дошкольном образовательном учреждении передается другому ребенку.

2.2.5. Родители (законные представители) имеют право выбора дошкольного образовательного учреждения с учетом индивидуальных способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития, возможностей семьи.

2.2.6. Родители обязаны ежедневно приводить и забирать ребенка в соответствии с режимом работы дошкольного образовательного учреждения.

2.2.7. Пропуски детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, допускаются в случае болезни, санаторно-курортного лечения, карантина, отпуска и временного отсутствия родителя (законного представителя) по уважительным причинам.

2.2.8. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 3 дней, детей принимают в дошкольные учреждения только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму ребенка первые 10 - 14 дней.

2.2.9. Управление образования на основе банка данных о наличии свободных мест в дошкольном образовательном учреждении информирует родителей о формах, содержании и методах работы различных дошкольных образовательных учреждений и максимально обеспечивает удовлетворение их образовательных потребностей, исходя из имеющихся условий и учета места жительства ребенка.

2.2.10. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы, только с согласия родителей (законных представителей), по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

2.2.11. При организации групп круглосуточного пребывания дети в них находятся в детском саду в течение всей недели. Родители (законные представители) приводят ребенка в дошкольное учреждение в понедельник, а забирают в пятницу или субботу в соответствии с 5- или 6-дневным режимом работы детского сада.

2.2.12. В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации“, Законом РФ “Об образовании“, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в целях обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в детских садах допускается функционирование групп кратковременного пребывания по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей (законных представителей). Группы могут открываться в течение учебного года по мере комплектования.

2.2.13. Количество групп кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении устанавливается учредителем в зависимости от потребностей населения и условий, созданных для обеспечения образовательного процесса.

2.2.14. Комплектование групп кратковременного пребывания осуществляется как по одновозрастному, так и по разновозрастному принципу и регулируется Положением о группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

2.2.15. Прием детей в группы кратковременного пребывания осуществляется на основании заявлений родителей (законных представителей) и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка.

2.2.16. Отношения между образовательным учреждением, имеющим группы кратковременного пребывания, и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.

2.2.17. Группы кратковременного пребывания могут функционировать с организацией питания воспитанников 1 раз в день (завтрак, обед или полдник) по меню и денежным нормам питания для дошкольных образовательных учреждений в зависимости от режима работы группы и пожелания родителей; без организации питания при длительности пребывания ребенка в группе до 3,5 часа.

2.2.18. Дошкольное образовательное учреждение, имеющее в своем составе группы кратковременного пребывания, несет ответственность во время образовательного процесса за жизнь и здоровье детей, за соответствие форм, методов и средств его организации возрастным и психофизиологическим возможностям детей.

2.2.19. В дошкольных образовательных учреждениях могут функционировать следующие группы кратковременного пребывания:

- “Адаптационная группа“- для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Создается в целях обеспечения ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в дошкольные образовательные учреждения;

- “Группа развития“ - для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Создается с целью всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;

- “Будущий первоклассник“ - для детей в возрасте 5 - 7 лет. Создается с целью подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

- “Группа для детей, у которых русский язык не является родным“ - для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Создается с целью обеспечения адаптации ребенка в русскоязычной среде, овладения навыками русской речи, формирования основ готовности к школьному обучению;

- “Группа для детей с отклонениями в развитии“ - для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Создается с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методической поддержки родителей;

- “Особый ребенок“ - для детей-инвалидов в возрасте от 2 до 7 лет. Создается с целью оказания систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирования у них предпосылок к учебной деятельности, социальной адаптации, содействия родителям в организации и воспитания, и обучения детей;

- “Играя - обучаюсь“ - для детей от 1,5 года до 7 лет. Создается для обеспечения освоения ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирования основ готовности к школьному обучению.

3. Порядок организации предоставления общего образования

3.1. Общие положения

3.1.1. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

3.1.2. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням общеобразовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

3.1.3. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

3.1.4. Общеобразовательные учреждения обеспечивают прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

3.1.5. Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.

3.1.6. Первая ступень обучения (начальное общее образование).

В соответствии с Законом РФ “Об образовании“ обучение детей в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими на 1 сентября соответствующего года возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста 8 лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель общеобразовательного учреждения вправе разрешить прием детей в общеобразовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Начальная общеобразовательная школа реализует общеобразовательную программу начального общего образования.

Нормативный срок освоения общеобразовательной программы 4 года (1 - 4-й классы).

3.1.7. Вторая ступень. Основное общее образование

Нормативный срок освоения программы 5 - 6 лет (5 - 9-й классы).

Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования по очной форме обучения - 18 лет.

С учетом потребностей и возможностей личности, общеобразовательные программы в общеобразовательном учреждении осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Общеобразовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном законодательством РФ.

Выпускникам общеобразовательного учреждения, освоившим программу основного общего образования, прошедшим успешно государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца - аттестат об основном общем образовании.

Лицам, не завершившим основное общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца.

Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

По согласию родителей (законных представителей) в исключительных случаях обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования для получения образования в учебных учреждениях других ведомств или для устройства на работу. Решение принимается только по согласованию с управлением образования и на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав.

За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения допускается исключение из данного общеобразовательного учреждения обучающихся, достигших возраста 14 лет, на основании решения управления образования и постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

3.1.8. Третья ступень обучения. Среднее (полное) общее образование. Нормативный срок освоения 2 года (10 - 11-й классы). Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям. В школе III ступени дополнительно к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Общеобразовательное учреждение при наличии лицензии может по договорам с организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе и за плату.

Обучение в школе III ступени завершается государственной (итоговой) аттестацией. Выпускникам школы III ступени выдается документ государственного образца - аттестат о среднем (полном) общем образовании. Лицам, не завершившим среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца.

3.1.9. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.

В следующий класс могут быть условно переведены обуча“щиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету.

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, остаются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования по усмотрению родителей (законных представителей).

Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

3.1.10. Образовательный процесс в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе учебного плана. Учебный план разрабатывается общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с федеральным базисным учебным планом, на основании областного базисного учебного плана, регламентируется расписанием занятий.

Режим работы общеобразовательного учреждения по пятидневной или шестидневной неделе определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

3.1.11. Учебный год в общеобразовательных учреждениях начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года на I, II, III ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в первом классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением самостоятельно.

3.1.12. Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.

При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно в исключительных случаях комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения по согласованию с учредителем.

Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения, расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

3.1.13. В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения наполняемостью 20 человек, специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии наполняемостью до 12 человек.

Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется управлением образования только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей и учащихся могут открываться:

- лицейские классы (реализуют общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся);

- гимназические классы (реализуют общеобразовательные программы (основного) общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся);

- классы с углубленным изучением отдельных предметов (реализуют общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам).

Зачисление в классы (лицейские, гимназические, углубленного изучения отдельных предметов) производится по заявлению родителей (законных представителей) с учетом интересов и возможностей детей. Наполняемость классов 25 человек. Возможно в исключительном случае при наличии финансовых средств открытие классов с меньшей наполняемостью, но не менее 20.

Общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий.

3.1.14. При проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 и более учащихся, в сельских - 20 и более человек.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3.1.16. Общеобразовательные учреждения могут оказывать в соответствии с Законодательством РФ платные услуги по реализации дополнительных образовательных программ, не предусмотренных соответствующими общеобразовательными программами и государственными образовательными стандартами.

3.2. Порядок приема обучающихся в муниципальные общеобразовательные учреждения

3.2.1. При приеме детей общеобразовательное учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3.2.2. Определен следующий порядок приема обучающихся. Для зачисления обучающегося родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение следующие документы:

- заявление родителей (законных представителей) на имя директора школы;

- копию свидетельства о рождении ребенка;

- медицинскую карту ребенка;

- паспорт одного из родителей (законного представителя), с указанием его места жительства.

При приеме обучающегося в общеобразовательное учреждение в порядке перевода представляется документ об уровне образования или уровне освоения обучающимся соответствующей общеобразовательной программы.

Требование с родителей (законных представителей) других документов не допускается.

В соответствии с представленными документами зачисление осуществляется приказом директора школы.

3.2.3. Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Прием детей в 1 классы общеобразовательных учреждений на конкурсной основе является нарушением Закона “Об образовании“. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению носит рекомендательный характер.

3.2.4. При наличии противопоказаний по состоянию здоровья детей, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии возможна отсрочка от обучения на срок, определенный в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, соответственно зачисление ребенка в 1-й класс в более позднем возрасте, но не позднее 8 лет.

3.2.5. Каждое лицо, не достигшее 18 лет и не имеющее среднего (полного) общего образования, имеет право быть принятым в любое общеобразовательное учреждение:

- в порядке перевода из другого образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу соответствующего уровня;

- в случае если данное лицо ранее получило общее образование в формах, установленных Законом РФ “Об образовании“.

3.2.6. В целях обеспечения обязательного, своевременного образования лицам, подлежащим обучению, за общеобразовательными учреждениями закреплены микрорайоны.

Общеобразовательное учреждение осуществляет учет детей в микрорайоне, относящемся к школе, от 0 до 18 лет; проводит сверку списочного состава детей, подлежащих обучению не реже 2 раз в год (на начало и конец учебного года).

3.2.7. Общеобразовательное учреждение прогнозирует комплектование на ближайшие 5 - 6 лет. При организации образовательной деятельности соблюдает лицензионные условия.

Не проживающим на территории, закрепленной за общеобразовательным учреждением, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

4. Порядок организации

предоставления специального (коррекционного) образования

4.1. Общие положения

4.1.1. Для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения и специальные (коррекционные) классы (группы) при общеобразовательных учреждениях.

4.1.2. Коррекционное учреждение и специальные (коррекционные) классы (группы) при общеобразовательных учреждениях обеспечивают обучающимся, воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

4.1.3. Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, а так же уровень реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения определяются Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ.

4.1.4. Коррекционное учреждение несет ответственность за жизнь обучающихся, воспитанников, реализацию конституционного права граждан на получение бесплатного образования в пределах специального государственного образовательного стандарта.

4.2. Образовательный процесс

4.2.1. Содержание образования в коррекционном учреждении и специальных (коррекционных) классах (группах) при общеобразовательных учреждениях определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, воспитанников.

4.2.2. Трудовое обучение в коррекционном учреждении осуществляется исходя из региональных местных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, а также интересов обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей).

4.2.3. Организация образовательного процесса в коррекционном учреждении и специальных (коррекционных) классах регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий.

4.2.4. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.

4.2.5. Участниками образовательного процесса являются педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, обучающиеся, воспитанники и их родители (законные представители).

4.2.6. Направление детей в коррекционное учреждение и специальные (коррекционные) классы, (группы) осуществляется управлением образования только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

4.2.7. Во вспомогательный класс (группу) коррекционного учреждения обучающиеся, воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии только после первого года обучения в коррекционном учреждении.

4.2.8. Классы (группы) для обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта комплектуются в коррекционном учреждении по мере выявления таких обучающихся, воспитанников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в условиях образовательного процесса.

4.2.9. Перевод обучающегося, воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется управлением образования с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

4.2.10. Образовательный процесс в коррекционном учреждении осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

4.2.11. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за коррекционным или общеобразовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией отвечает за охрану здоровья обучающихся, воспитанников и укрепление их психофизического состояния.

5. Организация дополнительного образования детей

5.1. Общие положения

5.1.1. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется Учреждение) - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

5.1.2. Учреждение является муниципальным, светским, гражданским некоммерческим образовательным учреждением дополнительного образования.

5.1.3. Учреждение дополнительного образования самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, особенностей социально-экономического развития округа, национально-культурных традиций по согласованию с Учредителем.

5.1.4. По инициативе детей в Учреждении могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация Учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций.

5.1.5. В Учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

5.1.6. Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами. Платная образовательная деятельность Учреждения не относится к предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование.

5.1.7. Учреждение несет в установленном Законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами; качество реализуемых образовательных программ; соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса, нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения; иное, предусмотренное законодательством РФ.

5.1.8. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством РФ, возникают у Учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

5.2. Образовательная деятельность Учреждения дополнительного образования

5.2.1. Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время Учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянным и (или) переменным составом детей в других учреждениях, на своей базе, а также по месту жительства детей.

5.2.2. Режим работы учреждений, численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом Учреждения. Деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.

5.2.3. Число и направление деятельности объединений в Учреждении зависит от количества обучающихся, социального заказа и условий, созданных для осуществления образовательного процесса. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях и менять их. С детьми-инвалидами может проводиться индивидуальная работа по месту жительства (на дому).

5.2.4. Возможна организация индивидуальной работы с особо одаренными детьми по индивидуальным программам, разработанным Учреждением и согласованным с Учредителем.

5.2.5. В Учреждении могут заниматься дети с 6 до 18 лет, в детской юношеской спортивной школе, в группах совершенствования могут обучаться спортсмены в возрасте до 23-х лет, если это предусмотрено Уставом Учреждения.

5.2.6. Определен следующий порядок приема:

- зачисление в объединения по интересам производится на основании заявления родителей (законных представителен) с учетом интереса ребенка, приказом руководителя Учреждения дополнительного образования;

- при приеме в спортивные, спортивно-технические, туристические, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

5.2.7. Учреждение организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).

5.2.8. Учреждение по договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями, организациями может проводить профессиональную подготовку детей, в том числе за плату, при наличии лицензии на данный вид деятельности. Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, выдается свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии.

5.2.9. Порядок комплектования персонала учреждения регламентируется его Уставом. Для работников Учреждения работодателем является данное учреждение.

5.2.10. К педагогической деятельности в Учреждении допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

5.2.11. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств.