Законы и бизнес в России

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 28.10.2004 N 1489 “О принятии Концепции государственной молодежной политики в Челябинской области“ (вместе с “Концепцией государственной молодежной политики в Челябинской области“)

Утратил силу в связи с изданием Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от 24.08.2006 N 242.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2004 г. N 1489

О ПРИНЯТИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Законодательное собрание Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять Концепцию государственной молодежной политики в Челябинской области (приложение).

2. Признать утратившим силу постановление Законодательного собрания Челябинской области от 24 июня 1999 года N 578 “О Концепции государственной молодежной политики в Челябинской области“ (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 1999, вып. 1, апрель - июнь).

Председатель

Законодательного собрания

Челябинской области

В.Ф.ДАВЫДОВ

Приложение

к постановлению

Законодательного собрания

Челябинской области

от 28 октября 2004 г. N 1489

КОНЦЕПЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Государственная молодежная политика в Челябинской
области (далее - государственная молодежная политика) - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства в субъекте Российской Федерации - Челябинской области. Молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия.

Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в развитии России.

Реализация государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина в Челябинской области.

Поддержка молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства - это инвестиции в развитие стратегических ресурсов государства.

2. Концепция государственной молодежной политики в
Челябинской области (далее - Концепция) представляет собой систему положений, принципов, приоритетных направлений и основных механизмов ее реализации. Концепция учитывает потребность в активизации действий всех органов государственной власти Челябинской области, согласовании государственных и общественных интересов при обеспечении поддержки молодежи на этапе ее социального становления.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Челябинской области и законодательства Челябинской области.

Современная концепция государственной молодежной политики призвана учитывать государственную политику в сфере экономики, образования, здравоохранения, демографических процессов, науки, культуры, национальных отношений, экологии, физкультуры, спорта и отдыха.

Концепция опирается на статистические данные о молодежи в Челябинской области и опыт реализации государственной молодежной политики.

Концепция является основой деятельности для органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, участвующих в реализации государственной молодежной политики.

3. Государственная молодежная политика исходит из:

1) необходимости создания основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения достойной жизни народа, укрепления и развития генофонда, национальной безопасности государства;

2) признания исключительной роли молодежи как стратегического ресурса развивающегося общества;

3) понимания важности государственной поддержки молодых граждан в современных условиях социально-экономической трансформации общества, в обеспечении их образования, воспитания и развития на этапе социального становления, в процессе включения в социально-профессиональную деятельность, создания семьи, проявления социальных, гражданских инициатив, реализации ими своих прав и обязанностей;

4) необходимости повышения ответственности органов государственной
власти, органов местного самоуправления, активизации их взаимодействия на принципах сотрудничества и партнерства с организациями и физическими лицами по вопросам защиты прав и законных интересов молодых граждан, стимулированию их самостоятельности и созидательной активности.

4. Государственная молодежная политика проводится в отношении проживающих на территории Челябинской области:

1) граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;

2) иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет, в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности органов государственной власти;

3) молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

4) молодежных объединений.

Социальное становление, получение соответствующего образования, начало трудовой деятельности, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, создание семьи, рождение и воспитание детей, интенсивная адаптация к различным формам социальных отношений, то есть начало активной реализации молодыми гражданами своих прав и обязанностей, жизненного потенциала, приходится на указанный возрастной период. Именно в данный период исключительно важна государственная поддержка и создание условий для активного проявления созидательного потенциала молодежи во всех сферах
государственной и общественной жизни.

Резкое ухудшение положения российской молодежи в последнее десятилетие выражается в росте темпов депопуляции, снижении качества жизни и здоровья молодых граждан, ухудшении условий для получения полноценного образования, безработице, увеличении числа наркозависимых лиц, а рост правонарушений и преступности в молодежной среде осложняет процесс созидательного участия молодежи в жизни общества и требует активизации государственной молодежной политики.

5. Субъектами реализации государственной молодежной политики выступают органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

Государственная молодежная политика, реализуемая в Челябинской области, должна носить межведомственный характер и осуществляться путем координации деятельности субъектов, занимающихся проблемами молодежи.

Координация деятельности органов исполнительной власти Челябинской области по реализации государственной молодежной политики осуществляется органом исполнительной власти Челябинской области, реализующим государственную молодежную политику на территории Челябинской области на основании межведомственного подхода.

Исключительное значение имеет участие самих молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики.

Глава II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

6. Государственная молодежная политика основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на следующих принципах:

1) ответственность государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;

2) приоритетность государственной поддержки молодежи на
этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив молодых граждан; деятельности молодежных и детских общественных объединений;

3) ответственность молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах государственной и общественной жизни;

4) единство государственной молодежной политики на федеральном, областном и местном уровнях;

5) обеспечение предоставления молодому гражданину гарантированного государством необходимого объема социальных услуг в сфере образования, воспитания, культурного, духовного и физического развития, здоровья, трудоустройства, их дополнение и развитие на уровне муниципальных образований;

6) осуществление поддержки, координации и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления, общественных организаций, иных юридических и физических лиц в реализации государственной молодежной политики;

7) преемственность, стабильность и совершенствование мер по формированию и реализации государственной молодежной политики.

Глава III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

7. Государственная молодежная политика осуществляется в целях:

1) развития России как государства, обеспечивающего достойную жизнь своих граждан;

2) создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, их социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;

3) содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

4) воспитания и образования молодежи;

5) реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и
детских общественных объединений;

6) использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;

7) создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

8) недопущения дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.

Глава IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

8. Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации государственной молодежной политики строится с учетом реальных возможностей государства, результатов, достигнутых в осуществлении государственной молодежной политики Российской Федерации.

Приоритетами государственных интересов в отношении молодежи являются:

1) воспитание патриота - гражданина, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей;

2) воспитание гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру, вносящего вклад в экономику, науку, литературу и искусство, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;

3) воспитание гражданина - труженика, имеющего образование, соответствующее потребностям современного производства, обладающего качествами предприимчивости, добросовестности, ответственности, способного проявить себя квалифицированным специалистом, предпринимателем, грамотным потребителем;

4) воспитание нравственного и физически развитого гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений.

9. В формировании и реализации государственной молодежной политики выделяются следующие основные направления и механизмы:

1)
государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития:

создание условий для недопущения ущемления прав и возможностей в получении полноценного образования молодыми гражданами из малоимущих, многодетных семей, молодыми гражданами, проживающими в городских населенных пунктах с численностью до 50 тысяч человек, сельских населенных пунктах, молодыми гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе молодыми гражданами из числа детей с ограниченными возможностями развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодыми гражданами из числа военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, уволенных в запас, и ветеранов боевых действий, а также особо одаренных молодых граждан;

формирование и реализация мер по созданию благоприятных условий для получения образования молодыми гражданами, поступившими в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на бюджетной основе и на основании договоров с оплатой ими стоимости обучения;

разработка и осуществление долгосрочных мер по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений, по поддержке их стабильной, полноценной трудовой деятельности;

реализация системы мер по государственной поддержке воспитанников и обучающихся в образовательных учреждениях;

разработка и реализация целевых программ (проектов) гражданского становления молодежи, ее культурного и физического развития, патриотического и духовно-нравственного воспитания, поддержки общественных объединений;

разработка и реализация мер по поддержке и поощрению талантливых молодых граждан в области образования, науки и техники и культуры;

координация и поддержка деятельности молодежных и
детских общественных объединений в области военно-патриотического, духовно-нравственного, экологического воспитания, профориентационной работы, введение в практику конкурсов программ и проектов в данной области;

формирование и реализация системы мер по повышению правовой культуры молодых граждан;

формирование и реализация мер по поддержке различных форм интеллектуального, нравственного, физического развития молодых граждан для их приобщения к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, для активизации их участия в культурной жизни общества;

проведение конкурсов, олимпиад и фестивалей по различным направлениям творческой реализации детей и молодежи, организация досуга молодежи;

поддержка и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства;

2) содействие молодым гражданам в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и в формировании здорового образа жизни:

совершенствование мер государственной поддержки молодых граждан, в том числе оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение здорового образа жизни молодых граждан, обеспечение безопасного материнства, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;

активизация мер по профилактике наркомании и зависимости от наркотических средств и психотропных веществ, по лечению и реабилитации молодых граждан, больных наркоманией, по сохранению психического здоровья молодежи;

активизация мер по профилактической работе с молодыми гражданами группы социального риска, по предупреждению негативного поведения в молодежной среде;

стимулирование мер по пропаганде здорового образа жизни, по развитию у молодых граждан потребности в активных занятиях физической
культурой и спортом;

проведение всероссийских, межрегиональных и региональных спортивных соревнований, турниров молодежи по массовым видам спорта;

формирование и развитие системы учреждений социального обслуживания для молодежи, создание условий для медико-психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации несовершеннолетних граждан;

создание условий для развития массовых видов молодежного туризма, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в указанной сфере;

осуществление мер поддержки деятельности детских оздоровительных, образовательных учреждений, экспериментальных площадок в целях внедрения инновационных технологий и методик в области формирования здорового образа жизни, полноценного детского, молодежного, семейного отдыха, досуга, творческого развития;

3) развитие гражданственности и патриотизма:

формирование уважительного отношения молодых людей к истории России и ее историческим традициям;

привлечение ветеранских организаций к воспитанию подрастающего поколения;

проведение экспедиций и походов поисковых отрядов, увековечивание памяти защитников Родины, организация оборонно-спортивных и военно-технических лагерей, проведение оборонно-спортивных мероприятий;

разработка и реализация мер по распространению в молодежной среде идей духовного единства, чувства российского патриотизма, дружбы народов, межнационального согласия;

4) содействие в обеспечении экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей:

создание условий для занятости молодежи, в том числе разработка и принятие мер по квотированию рабочих мест для молодежи;

поддержка специализированных организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан, центров временной и сезонной занятости молодежи, молодежных бирж труда, студенческих трудовых отрядов, молодежных объединений (реализующих программы в сфере занятости и профориентации молодежи, несовершеннолетних в сфере развития современной культуры предпринимательства, привития культуры и навыков правильного поведения потребителей, просвещения по вопросам защиты прав потребителей);

разработка и реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда;

обеспечение финансовой поддержки мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, в первую очередь для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), и молодых граждан из числа бывших военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации - ветеранов боевых действий, а также молодежи, проживающей в сельской местности;

формирование и реализация системы государственных мер по материально-технической и финансовой поддержке деятельности молодежных учебных предприятий, бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров, коммерческих организаций, более 75 процентов численности работников которых составляют молодые граждане;

формирование государственных механизмов поддержки молодежного предпринимательства;

5) государственная поддержка молодых семей:

разработка и принятие целевых программ (проектов) государственной поддержки молодых семей, в первую очередь малоимущих, оказания им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, обеспечения занятости молодых родителей, формирования здорового образа жизни;

организация просветительской работы с молодыми гражданами по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития детей, организации семейного и детского отдыха;

совершенствование законодательства по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и других), улучшения жилищных условий для молодых малоимущих семей;

разработка и реализация мер по поддержке инициатив молодых граждан, молодежных объединений и иных организаций по строительству доступного жилья для молодежи;

формирование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

6) государственная поддержка в социальном обслуживании, социальной реабилитации и адаптации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

разработка и реализация мер государственной поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (молодые граждане с недостатками физического и (или) психического развития; молодые граждане - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, оказавшиеся в экстремальных условиях; молодые граждане из числа беженцев и вынужденных переселенцев; молодые граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в том числе в воспитательных колониях; молодые граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; молодые граждане, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть их самостоятельно или с помощью семьи);

совершенствование нормативно-правовых оснований для обеспечения необходимой помощи и социально-правовой защиты молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

разработка и реализация мер по активизации социально-правовой, психолого-педагогической, информационной и консультативной помощи молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по вопросам выбора направлений и форм образования, профессиональной ориентации, трудоустройства, организации предпринимательской деятельности и другие виды помощи;

активизация мер по обеспечению медицинской, социально-психологической, социальной реабилитации и адаптации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

совершенствование нормативно-правовых оснований поддержки общественных объединений, иных юридических и физических лиц, осуществляющих поддержку молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

адресная социальная помощь наименее защищенным категориям молодежи;

организация бесплатных или льготных посещений детьми и молодежью музеев, театров и других учреждений культуры;

организация летнего отдыха, лагерей для детей из малообеспеченных, неполных семей, семей безработных, подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел;

7) поддержка общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений:

активизация мер по поддержке общественных инициатив молодежных и детских общественных объединений, общественно полезной деятельности молодых граждан, их общественных объединений, по созданию условий для реализации созидательного потенциала молодых граждан во всех сферах общественной жизни;

дальнейшее совершенствование практики по информационному, научно-методическому, кадровому обеспечению деятельности молодежных и детских общественных объединений, развитие практики взаимодействия органов исполнительной власти Челябинской области с детскими и молодежными общественными организациями по реализации программ и мероприятий в сфере государственной молодежной политики;

стимулирование мер по поддержке на федеральном и региональном уровнях общественных инициатив по привлечению молодежи к консультативной деятельности органов законодательной и исполнительной власти в области государственной молодежной политики, по распространению практики создания и деятельности консультативных органов по проблемам молодежи при указанных органах власти;

привлечение молодежных объединений к обсуждению проектов нормативных правовых актов по вопросам осуществления законных прав и интересов молодежи;

8) развитие инфраструктуры сферы государственной молодежной политики:

разработка системы мер по совершенствованию нормативной правовой базы государственной поддержки и защиты прав и интересов молодых граждан;

расширение практики социологических исследований и мониторингов положения молодежи, подготовки ежегодного доклада о положении молодежи и реализации молодежной политики, регулярное проведение научно-практических, учебно-методических конференций, семинаров по проблемам реализации государственной молодежной политики;

формирование и реализация мер по улучшению кадрового потенциала, по обеспечению системы подготовки специалистов по направлениям и технологиям реализации государственной молодежной политики;

формирование и развитие системы информационной помощи молодежи, обеспечение деятельности информационно-аналитических, учебно-технических центров по вопросам государственной молодежной политики;

осуществление информационной поддержки молодежи в сферах труда, образования, культуры, здоровья, семьи, отдыха и спорта;

взаимодействие со средствами массовой информации, освещающими пути решения проблем молодежи: газетами, издающимися детскими и молодежными общественными организациями; молодежными редакциями теле- и радиокомпаний, действующими на территории Челябинской области.

Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

10. Финансовое обеспечение государственной молодежной политики осуществляется за счет областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели, и иных источников, не запрещенных законодательством, посредством исполнения плана мероприятий по реализации государственной молодежной политики на территории Челябинской области.

11. Орган исполнительной власти Челябинской области, реализующий государственную молодежную политику на территории Челябинской области, ежегодно разрабатывает план мероприятий по реализации государственной молодежной политики на территории Челябинской области (далее - план мероприятий). План мероприятий утверждается постановлением Губернатора Челябинской области.

План мероприятий разрабатывается с учетом:

приоритетности направлений государственной молодежной политики, определенных Правительством Челябинской области и Губернатором Челябинской области;

результатов реализации государственной молодежной политики в предыдущие отчетные периоды;

результатов исполнения областных целевых программ, мероприятий, договоров (соглашений) в сфере государственной молодежной политики;

источников и потребностей в финансовом обеспечении государственной молодежной политики;

предложений и рекомендаций молодежных и детских объединений.

12. Так как государственная молодежная политика имеет межведомственный характер, финансирование молодежной политики может осуществляться через орган исполнительной власти, реализующей государственную молодежную политику на территории Челябинской области, и иные органы исполнительной власти Челябинской области, являющиеся главными распределителями средств областного бюджета в соответствии с законодательством Челябинской области.

Контроль за целевым использованием указанных средств областного бюджета осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.