Законы и бизнес в России

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 28.10.2004 N 1472 “О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона “О внесении изменений в статью 285-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, статью 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статью 11 Закона Российской Федерации “О милиции“ (вместе с “Проектом федерального закона о внесении изменений в статью 285-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, статью 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статью 11 Закона Российской Федерации “О милиции“)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2004 г. N 1472

О ВНЕСЕНИИ В ПОРЯДКЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 285-1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЮ 144 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЮ 11 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О МИЛИЦИИ“

В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменений в статью 285-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, статью 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статью 11 Закона Российской Федерации “О милиции“.

2. Просить депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Аристова А.М., Востротина В.А., Гартунга В.К., Гришанкова М.И., Крашенинникова П.В., Лазарева Г.Г., Панова В.В., Свечникова П.Г., Юревича М.В. поддержать указанный проект федерального закона.

3. Поручить депутату Законодательного собрания Челябинской области Вяткину Д.Ф. представлять Законодательное собрание Челябинской области при рассмотрении указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Направить настоящее Постановление и указанный законопроект в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой о поддержке законопроекта.

Председатель

Законодательного собрания

Челябинской области

В.Ф.ДАВЫДОВ

Вносится

Законодательным собранием

Челябинской области

Проект

N______

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 285-1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЮ 144 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЮ 11 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О МИЛИЦИИ“

Статья 1. Абзац первый части 1 статьи 285-1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848) изложить в следующей редакции:

“1. Расходование бюджетных средств должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, являющейся получателем бюджетных средств, на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, - “.

Статья 2. Часть 3 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, N 52 (ч. 1), ст. 4921; 2003, N 27, ст. 2706 (ч. 1) дополнить словами: “, а в исключительных случаях - до 3 месяцев“.

Статья 3. Внести в статью 11 Закона Российской Федерации “О милиции“ (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст. 503; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4847) следующие изменения:

1) абзац второй пункта
25 после слов “- на срок не более 48 часов“ дополнить словами “, а при наличии данных о влекущем уголовную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, и при назначении и проведении документальных ревизий, проверок и исследований - на срок до 30 суток, а в исключительных случаях, при проведении встречных проверок в других регионах Российской Федерации - на срок до 3 месяцев“;

2) дополнить примечанием следующего содержания:

“Примечание. Под документами на материальные ценности и денежные средства в настоящей статье понимаются: накладные, требования, лимитно-заборные карты, акты приема-передачи товарно-материальных ценностей, доверенности, приходно-расходные кассовые ордера, платежные требования, платежные поручения.“.

Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 285-1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЮ 144 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЮ 11 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О МИЛИЦИИ“

1. Действующая в настоящее время редакция статьи 285-1 “Нецелевое расходование бюджетных средств“ Уголовного кодекса Российской Федерации относит к субъектам данного преступления должностное лицо получателя бюджетных средств.

Пунктом 1 Примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации определено, что должностными лицами в статьях главы 30 “Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления“ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Таким образом, в круг субъектов данного преступления не подпадают руководители государственных и муниципальных унитарных предприятий. Действующее законодательство относит их к лицам,
выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, следовательно, привлечь к ответственности руководителей унитарных предприятий за нецелевое расходование бюджетных средств в настоящее время не представляется возможным.

Между тем статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что получателями бюджетных средств являются бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Кроме того, в соответствии с абзацем десятым статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Перечень иных организаций, имеющих право на получение бюджетных средств на основании бюджетной росписи и потому являющихся получателями бюджетных средств, не является закрытым. Инструкцией о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.2002 г. N 142н, установлено, что орган государственной власти Российской Федерации или иной прямой получатель средств федерального бюджета, определенный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов по направлениям, установленным этим федеральным законом, по распорядителям и получателям средств федерального бюджета, находящимся в его ведении, является главным распорядителем средств федерального бюджета (далее - главный распорядитель средств).

Орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя средств, получающая ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования расходов от главного (вышестоящего) распорядителя средств федерального бюджета для их распределения между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального
бюджета, находящимися в его ведении, является распорядителем средств федерального бюджета (далее - распорядитель средств).

Орган государственной власти Российской Федерации или организация, находящаяся в ведении главного распорядителя или распорядителя средств, имеющие право на получение бюджетных ассигнований и принятие денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств федерального бюджета, являются получателем средств федерального бюджета (далее - получатель средств).

Созданное получателем средств обособленное подразделение, указанное в его учредительных документах, действующее на основании утвержденного получателем средств положения, наделенное имуществом, находящимся в оперативном управлении получателя средств, является обособленным подразделением получателя средств. На обособленное подразделение, наделенное получателем средств обязанностью ведения бухгалтерского учета (далее - обособленное подразделение), в целях настоящей инструкции распространяется понятие - “получатель средств“.

Получатель средств, осуществляющий на основании разрешения министра финансов Российской Федерации операции со средствами федерального бюджета на счете, открытом ему в учреждении Банка России или кредитной организации, является иным получателем средств федерального бюджета (далее - иной получатель средств).

Таким образом, существует ряд организаций, которые в качестве исключения из общего правила можно квалифицировать как получателей бюджетных средств только по признаку открытия ими лицевого счета получателя средств федерального бюджета в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что к ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств могут быть привлечены лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, которые в соответствии в действующим бюджетным законодательством являются получателями бюджетных средств.

Действующая в настоящее время редакция статьи 285-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за нецелевое расходование “бюджетных средств, существенно сужает круг лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности за совершение данного преступления, что не соответствует положениям бюджетного законодательства и не способствует защите экономических интересов
государства. Предложенное изменение редакции статьи 285-1 Уголовного кодекса Российской Федерации позволит обоснованно расширить круг субъектов, подлежащих привлечению к ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств.

2. Действующая редакция части 3 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает возможность продления срока, отпущенного для принятия решения по результатам рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий - до 30 суток.

Для объективного и всестороннего рассмотрения заявлений, сообщений и материалов, например, по экономическим и налоговым преступлениям и сбора доказательств по ним очень часто возникает необходимость в проведении комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в том числе связанных с получением большого количества документов и проведением документальных проверок, ревизий, исследований этих документов, а также получение необходимых сведений, документов, объяснений из других регионов Российской Федерации путем направления и исполнения запросов. Для выполнения данных мероприятий срок, не превышающий согласно статье 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации один месяц, в некоторых случаях явно не достаточен, в связи с чем принимаются решения, не отвечающие принципам объективности, полноты и всесторонности. Поэтому внесение дополнения в часть 3 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части продления срока, необходимого для принятия решения, позволит положительно повлиять на качество проводимых сотрудниками органов дознания, следствия проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях.

3. Действующая в настоящее время редакция абзаца второго пункта 25 статьи 11 Закона Российской Федерации “О милиции“ предоставляет сотрудникам милиции право временно изымать документы организаций и граждан на материальные ценности и денежные средства с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов на срок не более семи суток. С учетом того, что
во многих случаях возникает необходимость в проведении сложных документальных ревизий и исследований большого количества документов, срок нахождения документов в органах милиции, ограниченный семью сутками, является недостаточным для полного, всестороннего и объективного изучения данных документов. Сотрудники милиции по истечении семи суток вынуждены возвращать документы, которые во многих случаях или уничтожаются, или укрываются заинтересованными лицами. Кроме того, в указанной норме не разъяснено, какие конкретно документы относятся к документам на материальные ценности и денежные средства.

ПЕРЕЧЕНЬ

АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ

ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ

ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 285-1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЮ 144 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЮ 11 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О МИЛИЦИИ“

В случае принятия Федерального закона “О внесении изменений в статью 285-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, статью 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статью 11 Закона Российской Федерации “О милиции“ не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬЮ 285-1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

СТАТЬЮ 144 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЮ 11 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О МИЛИЦИИ“

Реализация Федерального закона “О внесении изменений в статью 285-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, статью 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, статью 11 Закона Российской Федерации “О милиции“ не потребует дополнительных расходов из средств бюджета.

Вносится

Законодательным собранием

Челябинской области

Проект

N ____________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 285-1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЮ 144 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СТАТЬЮ 11 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О МИЛИЦИИ“

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений в статью 285-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, статью 144 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации, статью 11 Закона Российской Федерации “О милиции“, внесенный Законодательным собранием Челябинской области.

2. Направить указанный законопроект Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссию Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Установить, что поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по государственному строительству.

3. Комитету Государственной Думы по государственному строительству доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Государственной Думы

Федерального Собрания

Российской Федерации