Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.10.2004 по делу N А76-14850/04-3-349 Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, предъявляются в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Постановлением ФАС Уральского округа от N 14.03.2005 N Ф09-500/05-АК данное решение и постановление апелляционной инстанции от 23.12.2004 Арбитражного суда Челябинской области по данному делу оставлены без изменения.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2004 данное решение в части взыскания штрафа изменено, в остальной части решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 октября 2004 г. Дело N А76-14850/04-3-349

(Извлечение)

Судья Махрова Н.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Махровой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО “Гайский ГОК“, г. Гай Оренбургской области к ОАО “РЖД“, г. Москва о взыскании 91892 руб. 49 коп.

при участии в заседании:

от истца:

от ответчика: Е.С.В.;

Истец заявил требования о взыскании
91892 руб. 49 коп. штрафа за невыполнение заявки на перевозку грузов и за просрочку доставки грузов.

Ответчик исковые требования не признал, сославшись на пропуск срока исковой давности за июль 2003 г., на отсутствие дополнительной заявки на август 2003 г., на перечисление суммы штрафа за сентябрь 2003 г. и на признание претензии о взыскании пени за просрочку в доставке грузов.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 791 ГК РФ, перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Учеты выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляются в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой
погрузки (ст. 11 Устава железнодорожного транспорта РФ, п.п. 2, 3 Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом (Утверждены Приказом МГТС России от 16 июня 2003 г. N 20, зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г. N 4761).

В соответствии со ст. 94 УЖТ РФ, основанием для возникновения ответственности перевозчика за невыполнение принятой заявки является неподача грузоотправителю под погрузку вагонов, контейнеров в установленное время или подача под погрузку вагонов, контейнеров, не пригодных для перевозок грузов.

Грузоотправитель и перевозчик несут ответственность за невыполнение принятой заявки в виде штрафа в следующих размерах:

В отношении грузов, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах, - 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза;

Истец считает, что в июле 2003 г. перевозчик не выполнил принятую заявку на перевозку грузов, и обратился с заявлением в суд 29 июля 2004 г.

Действительно, 29 и 30 июля 2003 г. было погружено 2330,9 тн и 2073,7 тн из 2420 тн и 2418 тн по плану соответственно.

31 июля 2003 г. перегруз составил 6247, 5 тн, что восполнило недогруз 29 и 30 июля 2003 г.

При таких обстоятельствах штраф за 29, 30 и 31 июля 2003 г. взысканию не подлежит.

Также не взыскивается штраф за 1 - 28 июля 2003 г.,
в связи с пропуском срока исковой давности.

Согласно п. 1 ст. 197 ГК РФ, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности.

Статьей 797 ГК РФ предусмотрено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию не ранее истечения срока, установленного статьей 124 УЖТ РФ или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока.

Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью, подсудностью в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий (ст. 125 УЖТ РФ).

Невыполнение заявки на перевозку грузов имело место в июле 2003 г.

Истец обратился в суд 29.07.2004, т.е. с пропуском установленного законом срока по требованиям о взыскании штрафа за 1 - 28 июля 2003 г.

Поскольку учет выполнения заявки ведется за каждые сутки, то срок давности по искам о просроченных повременных обязательствах исчисляется отдельно по каждому факту просрочки, за каждый день невыполнения заявки на перевозку грузов, в данном случае.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной
в сборе, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Штраф за невыполнение заявки в августе 2003 г. не подлежит взысканию, т.к. дополнительная заявка истцом не представлена, отсутствие заявки не позволяет сопоставить фактическое количество неподанных вагонов с запланированным.

За невыполнение заявки на перевозку грузов в сентябре 2003 г. начислен штраф в размере 4140 руб., из них 603 руб. перечислено истцу платежным поручением от 31.03.04 N 1373 (не предъявляется истцом в рамках данного дела) и 3537 руб. - платежным поручением от 03.08.04 N 15514.

Поскольку данная сумма перечислена после обращения истца с заявлением в арбитражный суд, то в удовлетворении требований истца в этой части следует отказать, с отнесением судебных расходов на ответчика.

Кроме того, в соответствии со ст. 792 ГК РФ, ст. 33 Устава железнодорожного транспорта, железные дороги обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Сроки доставки грузов железнодорожным транспортом и правила их исчисления утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 27 (зарегистрированы Министерством юстиции РФ от 23.06.2003 N 4816).

По железнодорожным накладным NN 75834315, 75834336, 912314 груз доставлен с просрочкой.

В соответствии со ст. 97 Устава ж.д. транспорта, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз)
уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

Сумма пени составляет 2525 руб. 49 коп. и подлежит взысканию с ответчика на основании ст. 793 ГК РФ, ст. 97 УЖТ РФ.

Доводы ответчика во внимание не принимаются, т.к. согласно ст. 124 УЖТ РФ железная дорога обязана рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.

Если претензия признана, то железная дорога обязана перечислить признанную сумму заявителю претензии.

Фактического перечисления признанной железной дорогой суммы предъявителю претензии не состоялось.

Когда железная дорога признала претензию, но не перечислила признанную сумму, как в данном случае, то заявитель претензии вправе обратиться в арбитражный суд с иском к железной дороге о взыскании соответствующей суммы в судебном порядке.

Судебные расходы в этой части относятся на ответчика по правилам ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167, 168, п. 2 ст. 176 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Взыскать с ОАО “Российские железные дороги“, г. Москва (филиал ЮУЖД г. Челябинск) в
пользу ОАО “Гайский горнообогатительный комбинат“, г. Гай Оренбургской области 6062 руб. 49 коп., в том числе 3537 руб. штрафа и 2525 руб. 49 коп. пени, а в возмещение расходов по госпошлине 221 руб. 46 коп.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Челябинской области.

Судья

Н.В.МАХРОВА