Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2004 по делу N А76-13284/04-51-600 Заявление о признании недействительными ненормативных актов налогового органа удовлетворено в связи с отсутствием законных оснований для отказа заявителю в применении упрощенной системы налогообложения.

Постановлением ФАС Уральского округа от 21.03.2005 N Ф09-885/05-АК данное решение и постановление суда апелляционной инстанции от 23.12.2004 Арбитражного суда Челябинской области по данному делу оставлены без изменения.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области от 23.12.2004 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 18 октября 2004 г. Дело N А76-13284/04-51-600

Резолютивная часть решения объявлена 6 октября 2004 г.

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2004 г.

(Извлечение)

Судья Любченко И.С.

при ведении протокола судебного заседания

судьей Любченко И.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ЗАО “БФК Налоги“ г. Челябинск

к УМНС России по Челябинской области г. Челябинск

к ИМНС России по Советскому району г. Челябинск

3-е лицо ИМНС России
по Тракторозаводскому району г. Челябинск

о признании недействительным ненормативного акта

от заявителя: У.Г.С. (паспорт) - по доверенности.

от ответчика Управления МНС России по Челябинской области:

Г.М.И. (удостоверение) - главный специалист юротдела по доверенности

от ответчика ИМНС России по Советскому району г. Челябинск: Л.О.В. (удостоверение) - заместитель начальника юротдела специалист по доверенности

от 3-его лица ИМНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинск: И.М.И. (удостоверение) - главный специалист юротдела по доверенности

установил:

Закрытое акционерное общество “БФК Налоги“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными уведомления ИМНС России по Советскому району г. Челябинска N 111 от 11.05.2004 и решения УМНС России по Челябинской области от 06.07.2004 N 07-07/001393, которыми заявителю было отказано в применении упрощенной системы налогообложения с 15 апреля 2004 года (л.д. 2 - 4).

В судебном заседании представитель заявителя вышеназванные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, считая, что оспариваемые ненормативные акты нормам Налогового Кодекса РФ не соответствуют.

Представители ИМНС России по Советскому району г. Челябинска и УМНС России по Челябинской области в судебном заседании заявленные требования не признали по мотивам, изложенным в отзывах, ссылаясь на несоблюдение заявителем порядка подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (л.д. 61 - 65).

Представитель третьего лица ИМНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска в судебном заседании высказал мнение о необоснованности заявленных требований.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Закрытое акционерное общество “БФК Налоги“ было создано путем реорганизации в форме выделения, о чем ИМНС России по Тракторозаводскому району г. Челябинска было выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица N 002137353 серии 74. Согласно данному свидетельству
в единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись 15.04.2004 за основным государственным регистрационным номером 1047424004803 (л.д. 9).

Согласно свидетельства N 062975670 серии 74 ЗАО “БФК Налоги“, местонахождение: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 41-А, было поставлено на учет в ИМНС России по Советскому району г. Челябинска 22.04.2004 (л.д. 18).

Свидетельство о постановке на учет было получено налогоплательщиком 29.04.2004, о чем свидетельствует выписка из журнала выдачи свидетельств о постановке на налоговый учет (л.д. 69).

29 апреля 2004 года ЗАО “БФК Налоги“ в ИМНС России по Советскому району г. Челябинска было подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 15.04.2004 как вновь созданной организацией (л.д. 10).

Уведомлением N 111 от 11.05.2004 ИМНС России по Советскому району было отказано обществу в применении упрощенной системы налогообложения, т.к. заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения было подано не одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый учет (л.д. 13).

ЗАО “БФК Налоги“ данное уведомление было обжаловано, решением N 07-07/001393 от 06.07.2004 заместителя руководителя Управления МНС России по Челябинской области жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, действия должностных лиц ИМНС России по Советскому району г. Челябинска по отказу в применении упрощенной системы налогообложения признаны правомерными, поскольку заявителем не соблюдены условия ст. 346.13 Налогового Кодекса РФ. (л.д. 15 - 17).

В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента
создания.

Федеральным законом “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ N 185-ФЗ внесены изменения в п. 3 ст. 83 НК РФ. Согласно указанным изменениям с 01.01.2004 постановка на учет организаций в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно п. 2.1.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного Приказом МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, налоговый орган по месту нахождения юридического лица, государственная регистрация которого осуществлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ N 129-ФЗ, осуществляет его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП), вносит сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня государственной регистрации юридического лица и в тот же срок выдает организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ МНС РФ от 03.03.2004 имеет номер БГ-3-09/178, а не БГ-3-08/178.

Таким образом, в настоящее время ранее действовавший порядок постановки на налоговый учет, в соответствии с которым организации в течение 10 дней после их государственной регистрации обязаны были подать заявление о постановке на учет, не действует. С 01.01.2004 заявление о постановке на учет не подается в налоговые органы, форма N 12-1-1 данного заявления утратила силу согласно приказу МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-08/178.

В силу п.
7 ст. 3 НК РФ противоречия между нормами п. 3 ст. 83 и п. 2 ст. 346.13 Налогового Кодекса РФ в части обязанности подачи заявления о постановке на учет толкуются в пользу налогоплательщика. Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения было подано налогоплательщиком в день получения свидетельства о постановке на учет 29.04.2004, т.е. в момент, когда ему стало известно о факте постановки на учет в налоговом органе, а поскольку право на подачу такого заявления связано законодателем именно с фактом постановки на учет, суд считает, что налоговыми органами неправомерно было отказано в применении упрощенной системы налогообложения.

Доводы налоговых органов о том, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно было быть подано одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица не основаны на нормах действующего законодательства, а потому не могут быть приняты судом во внимание. Более того, в силу ст. 346.13 НК РФ заявление о применении упрощенной системы налогообложения может быть подано уже созданным юридическим лицом, которое в силу ч. 2 ст. 51 ГК РФ считается созданным с момента его государственной регистрации, а не с момента подачи заявления о государственной регистрации.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые ЗАО “БФК Налоги“ ненормативные акты налоговых органов вышеназванным нормам действующего налогового законодательства не соответствуют, нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, а потому заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ госпошлина в сумме 2000 руб., уплаченная при подаче заявления, подлежит возврату из федерального бюджета РФ, т.к. налоговые органы от уплаты государственной пошлины освобождены.

Именем РФ, руководствуясь ст.ст. 110, 167 -
170, 176, 181, 197, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Заявленные ЗАО “БФК Налоги“ требования удовлетворить.

Признать недействительным уведомление ИМНС России по Советскому району г. Челябинска от 11.05.2004 N 111 о невозможности применения ЗАО “БФК Налоги“ с 22 апреля 2004 года упрощенной системы налогообложения как несоответствующее нормам Налогового Кодекса РФ.

Признать незаконным решение заместителя руководителя Управления МНС России по Челябинской области от 06.07.2004 N 07-07/001393 об отказе в удовлетворении жалобы как несоответствующее нормам Налогового Кодекса РФ.

Возвратить из федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2000 руб., уплаченную за ЗАО “БФК Налоги“ ЗАО “Альянс-Аудит“ платежным поручением N 120 от 16.07.2004.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционную инстанцию арбитражного суда Челябинской области и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Судья

И.С.ЛЮБЧЕНКО