Законы и бизнес в России

Информация Управления МНС РФ по Челябинской области от <02.08.2004> “О применении ККТ“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 2 августа 2004 года

О ПРИМЕНЕНИИ ККТ

Вопрос: Имеет ли право индивидуальный предприниматель осуществлять деятельность без применения контрольно-кассовой техники при реализации непродовольственных товаров на некрытом рынке со столиков и этажерок, установленных на территории, прилегающей к контейнеру, при этом сохранность товара торгового места не обеспечена (контейнер оборудован для складирования и хранения товаров и торгового оборудования, непосредственная же продажа товаров осуществляется со столика и этажерок, что подтверждается договором аренды торгового места)?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов
с использованием платежных карт“ (далее - Закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Контейнер и столик с этажерками представляют единый торговый объект. Вынесение товара из контейнера и реализация его с установленного рядом столика, лотка и т.п. не может служить основанием для освобождения от применения контрольно-кассовой техники. В данном случае, вне зависимости от установленного рядом столика с этажерками, торговля непродовольственными товарами осуществляется из контейнера.

Таким образом, наличные денежные расчеты при осуществлении торговли из контейнера должны осуществляться с обязательным применением контрольно-кассовой техники.

(Аналогичная позиция изложена в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 26.11.2003 N 33-0-11/236-АС718).

Вопрос: Организация занимается сдачей в аренду торговых мест. Должна ли организация-арендодатель при получении наличных денежных средств от арендаторов применять контрольно-кассовую технику?

Ответ: В
соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии с разделом “К“ Общероссийского классификатора видов экономической деятельности сдача в аренду торговых мест относится к оказанию услуг, поэтому применение контрольно-кассовой техники в данном случае обязательно.

Вопрос: Освобождается ли индивидуальный предприниматель, осуществляющий торговлю мороженым, от применения контрольно-кассовой техники, если место продажи находится в помещении вещевой ярмарки, расположенной в стационарном торговом комплексе?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт“ индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров обязаны применять контрольно-кассовую технику.

Пунктом 3 ст. 2 Закона предусмотрены виды деятельности, при которых индивидуальные предприниматели могут не применять контрольно-кассовую технику. В частности, торговля в киосках мороженым может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники. Данный перечень носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию, поэтому торговля мороженым в помещении вещевой ярмарки, расположенной в стационарном торговом комплексе, должна осуществляться с применением контрольно-кассовой техники.

Вопрос: Следует ли индивидуальному предпринимателю, осуществляющему торговлю видеокассетами со сборно-разборного столика, ежедневно устанавливаемого на улице, применять контрольно-кассовую технику?

Ответ: Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ
“О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт“ предусмотрено, что контрольно-кассовая техника может не применяться при разносной мелкорозничной торговле продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом). При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 90 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (в ред. от 12.07.2003 N 421), не допускается продажа экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм при осуществлении розничной торговли с использованием лотков и палаток.

Исходя из изложенного, торговля видеокассетами должна осуществляться через торговую сеть, расположенную в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях с обязательным применением контрольно-кассовой техники.

Вопрос: Обязана ли организация применять контрольно-кассовую технику в случае, если продажа электробытовых приборов (миксеров, кофемолок, фенов, чайников и т.п.), а также мобильных телефонов осуществляется с лотка на улице?

Ответ: Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт“ организации в случаях продажи товаров за наличный расчет обязаны применять контрольно-кассовую технику.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона освобождается от применения контрольно-кассовой техники разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой,
парусиной, брезентом).

Электробытовые приборы и средства связи (телефоны) относятся к технически сложным товарам на основании п. 47 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.

Исходя из изложенного, продажа электробытовых приборов и средств связи с лотка должна осуществляться организацией с применением контрольно-кассовой техники.

Вопрос: Является ли обязательным применение контрольно-кассовой техники при оказании услуг населению по ксерокопированию различных видов документов или можно использовать бланки строгой отчетности?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

При этом на основании пункта 2 этой же статьи организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

До утверждения указанного Порядка организации могут осуществлять наличные денежные расчеты при оказании определенных видов услуг без применения ККМ при условии выдачи ими документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ (ГМЭК по ККМ).

Однако бланков строгой отчетности, утвержденных
Минфином России и согласованных с ГМЭК по ККМ, для использования при наличных денежных расчетах за оказание платных услуг по ксерокопированию нет.

Учитывая вышеизложенное, наличные денежные расчеты с населением за оказание услуг по ксерокопированию следует осуществлять с применением контрольно-кассовой техники.

Вопрос: Организация занимается обслуживанием и текущим ремонтом переговорно-замочных устройств, домофонов, а также монтажом домофонов и систем видеонаблюдения в жилом фонде. Может ли наша организация при расчетах с физическими лицами применять бланки строгой отчетности?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт“ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и(или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Согласно “Общероссийскому классификатору услуг населению“ ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163, производимые вашей организацией работы по обслуживанию и текущему ремонту переговорно-замочных устройств, домофонов в жилом фонде к услугам населению не относятся, следовательно, наличные денежные расчеты с населением за выполнение такого рода работы следует производить с применением контрольно-кассовой техники либо в безналичной форме через кредитные организации.

Вопрос: При проверке налоговыми органами торговой точки, принадлежащей нашей организации, было установлено, что за покупку стоимостью 40 руб. продавцом-кассиром был выдан кассовый чек с итоговой суммой 4 руб. Какими нормативными актами руководствуются налоговые органы при привлечении к административной ответственности за выдачу чека с суммой покупки менее уплаченной - как за неприменение контрольно-кассовой техники?

Ответ: Проверки
выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков налоговые органы проводят на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт“.

Отсутствие на чеке стоимости покупки в сумме 40 руб. как раз и подтверждает тот факт, что при продаже конкретного товара по указанной цене контрольно-кассовая машина не применялась.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 1 постановления от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“ разъяснил, что пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом) следует понимать как неприменение контрольно-кассовой машины.

В соответствии со ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовой машины предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа.

Вопрос: Налоговым органом в ходе проверки торговой точки организации факт осуществления наличных денежных расчетов при продаже товара без применения контрольно-кассовой техники зафиксирован в акте от 19.01.2004. По результатам проверки инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 22.01.2004, на основании которого вынесено постановление о привлечении организации к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа. Организация считает, что привлечена к ответственности с нарушением процессуальных требований, вызванных несоблюдением установленных сроков составления протокола об административном правонарушении.

Ответ: Само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, а также если
протокол об административном правонарушении в отношении организации составлен и постановление налогового органа о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Такой вывод сделан в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2003 N 10964/03.