Законы и бизнес в России

Информация Управления МНС РФ по Челябинской области от <21.05.2004> “Упрощенная система налогообложения“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 21 мая 2004 года

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов. При этом наряду с федеральными налогами могут устанавливаться также региональные и местные налоги. Совокупность налогов и сборов, подлежащих уплате организациями и физическими лицами, следует считать общим режимом налогообложения.

В то же время наряду с общим режимом налогообложения существуют особые, отличающиеся от общей системы налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам отнесена упрощенная система налогообложения, имеющая целью поддержку и развитие малого предпринимательства в России, а также снижение налогового бремени для субъектов малого бизнеса.

Идея появления такого специального налогового режима не нова. Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“ определил правовые основы ведения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.

Налоговая политика во многом определяет ход и направления хозяйственно-финансовых процессов, поэтому государство, учитывая реакцию экономических институтов на те или иные налоговые воздействия, с целью стимулирования определенных экономических тенденций, развития различных отраслей хозяйства или отдельных товаропроизводителей, постоянно совершенствует систему налогов и налоговых льгот.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: глава 26.2 Налогового кодекса РФ вступила в силу с 01.01.2004, а не с 01.01.2003.

Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения и дополнения. Так, с 1 января 2003 года вступила в силу глава 26.2 “Упрощенная система налогообложения. Сущность действующей упрощенной системы налогообложения заключается в том, что уплата ряда налогов заменяется уплатой единого налога, что, в свою очередь, упрощает процесс исчисления налогов для налогоплательщиков.


В соответствии с ранее действовавшим федеральным законом у организаций применение упрощенной системы предусматривало замену уплаты совокупности всех установленных законодательством федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и единого социального налога, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

А для физических лиц упрощенная система налогообложения предусматривала только замену уплаты подоходного налога на доход от предпринимательской деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. При этом право применения упрощенной системы для всех субъектов малого предпринимательства удостоверялось патентом, выдаваемым сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.

В отличие от ранее действовавшей системы, новая упрощенная система налогообложения предусматривает унифицированный подход к налогообложению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: у тех и других уплата ряда налогов заменяется уплатой так называемого единого налога, приобретение патента при этом вообще не предусмотрено.

В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации по новым правилам единым налогом заменяется уплата для организаций - налога на прибыль, для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), и, кроме того, для тех и других - налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (для предпринимателей только в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога. При этом индивидуальные предприниматели не уплачивают единый социальный налог как с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, так и с выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.

Значительные изменения коснулись также и требований к субъектам малого предпринимательства, которые вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.


Так, изменены ограничения по размеру численности работающих, в силу статей 346.12 и 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации средняя численность работников организации или индивидуального предпринимателя за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом РФ, не должна превышать 100 человек, доход налогоплательщика по итогам налогового (отчетного) периода не должен превышать 15 млн. руб.

Упорядочен переход на упрощенную систему налогообложения для юридических лиц - по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, ее доход от реализации не должен превышать 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж) Для индивидуальных предпринимателей подобные ограничения сняты.

Изменения претерпел порядок перехода на упрощенную систему налогообложения. Теперь переход на упрощенную систему возможен не с начала любого квартала, а только с начала года. При этом соответствующее заявление должно быть подано в период с 1 октября по 30 ноября. Однако, применение упрощенной системы возможно с момента создания организации (регистрации индивидуального предпринимателя). В этом случае заявление подается одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Необходимо отметить, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения подается однократно, в начале ее применения, а не ежегодно, как было предусмотрено до 2003 года.

Налогоплательщикам позволено изменить объект налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Если налогоплательщик, применяющий упрощенную систему, по тем или иным основаниям утратил право на ее применение, то вернуться к упрощенной системе он вправе по прошествии одного года.


Механизм действующей в настоящее время упрощенной системы постоянно совершенствуется. В перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, дополнительно включены:

- суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством;

- суммы налогов и сборов;

- расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

Вместе с тем, исключены такие ранее существовавшие требования к переходу на упрощенную систему, как отсутствие у налогоплательщика просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период и своевременная сдача необходимых расчетов по налогам и бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.


Малое предпринимательство сегодня - это одно из приоритетных направлений государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации в этой области.

Преимущество замены совокупности уплачиваемых налогов, единым налогом в размере будь-то 6 или 15 процентов очевидны как для налогоплательщиков, так и для консолидированного бюджета области. Уменьшение налогового бремени позволяет, за счет увеличения количества налогоплательщиков, направлять больше средств на развитие области. За период 2002 года в бюджет области в результате применения 3,2 тысячами налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения поступило 114,8 млн. рублей.

По состоянию на 01.10.2003 9,6 тысяч налогоплательщиков, применяли упрощенную систему налогообложения. От них в 2003 году в консолидированный бюджет области поступило более 293 млн. рублей.

Введение в Налоговый кодекс Российской Федерации главы 26.2 “Упрощенная система налогообложения“, существенно отличающейся от действовавшего прежде Федерального закона, является шагом на пути совершенствования налоговой системы, к экономическому и социальному процветанию общества.

Начальник


отдела налогообложения

физических лиц

Управления МНС РФ

по Челябинской области

П.БАЙДЕРИН