Законы и бизнес в России

Решение Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей от 21.02.2003 <О нарушении ООО ИК “Медиа-Центр“ законодательства Российской Федерации о рекламе>

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 21 февраля 2003 года

Директору

ООО ИК “Медиа - Центр“

В.Р. Шагиеву

454000 г. Челябинск,

ул. Ст. Разина, 1

Руководителю

ООО Консультационная

компания “Советник“

454901 г. Челябинск,

пр. Ленина, 83, оф. 219

Комиссия Челябинского территориального управления МАП России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председателя Комиссии: Козловой А.А. - заместителя

руководителя управления;

Членов
Комиссии: Галичиной Л.Н. - консультанта

управления;

Грязновой О.О. - специалиста I

категории ОЗПП и КР;

Соболевской Т.М., специалиста I

категории ОЗПП и КР,

в отсутствие представителей ООО ИК “Медиа - Центр“, ООО КК “Советник“, которые были извещены надлежащим образом и от которых не поступило ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие,

рассмотрев дело N 7-2003 по признакам нарушения ООО ИК “Медиа - Центр“ законодательства Российской Федерации о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

27 января 2003 года на телеканале “Югра“ в информационно - аналитической программе “Деловой Урал“ ООО ИК “Медиа - Центр“ был распространен рекламный
видеосюжет об ООО “МАВТ“ и реализуемой им алкогольной продукции.

Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона “О рекламе“, реклама алкогольных напитков в телепрограммах с 1 января 1996 года не допускается.

Реклама ООО “МАВТ“ распространялась в форме информационного материала, предварительное сообщение о рекламном характере информации, в частности пометка “на правах рекламы“, отсутствовала. Данное действие противоречит п. 1 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“.

Кроме того, телепрограмма “Деловой Урал“ совмещалась с рекламой способом наложения чаще, чем через каждые 15 минут. Данное действие противоречит п. 1 ст. 11 Федерального закона “О рекламе“.

По запросу Челябинского территориального управления МАП России ООО ИК “Медиа - Центр“ представило договор подряда на изготовление телепрограммы (телепередачи) “Деловой Урал“, заключенный между ООО ИК “Медиа - Центр“ и ООО Консультационная компания “Советник“.

Исследовав материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Видеоряд сюжета содержит демонстрацию ассортимента алкогольной продукции, реализуемой ООО “МАВТ“, визуальную информацию о происхождении товара, в частности указатель “вина Армении“, элементы художественного оформления фасада магазина N 1 “Мавт“ этой фирмы, где реализуются алкогольные напитки. Кроме того, в дикторском тексте, а также в прямой речи исполнительного директора ООО “МАВТ“ присутствуют следующие сведения: “самая крупная фирма в регионе“, “оптово - розничная сеть“, “приобретать напитки“, “высококачественные товары“ “открытие элитного винного зала“, “попробовать виски, коньяки“, “алкоголь“, “настоящее вино“ и т.д.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона “О рекламе“, рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и
начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Программа “Деловой Урал“ на телеканале “Югра“ распространяется на территории г. Челябинска. Следовательно, информация о фирме “МАВТ“ и реализуемой ею алкогольной продукции предназначена для неопределенного круга лиц.

Данный видеосюжет информирует зрителей телеканала “Югра“ о сети магазинов фирмы “МАВТ“ на территории Челябинской области, об ассортименте реализуемой алкогольной продукции, ее отдельных видах, ее качестве, месте ее реализации. Указанные сведения призваны формировать или поддерживать интерес к ООО “МАВТ“ и способствовать реализации алкогольной продукции.

Таким образом, видеосюжет об ООО “МАВТ“ является как рекламой ООО “Мавт“, так и рекламы алкогольной продукции, реализуемой фирмой “Мавт“.

Действия по распространению на телеканале “Югра“ рекламы алкогольной продукции, реализуемой ООО “Мавт“, противоречат п. 2 ст. 33 Федерального закона “О рекламе“.

Рекламный сюжет информационно - аналитической программы “Деловой Урал“ целенаправленно обращает внимание телезрителей на ООО “Мавт“ для формирования и поддержания интереса к нему. Однако надлежащее предварительное сообщение об этом в сюжете отсутствует.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“, использование в телепродукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки “на правах рекламы“) не допускается.

Таким образом, распространение рекламы ООО “Мавт“ под видом информационного материала без надлежащего предварительного сообщения об этом противоречит п. 1 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“.

Телепрограмма “Деловой Урал“, продолжительность трансляции которой составляет 30 минут, совмещалась с рекламой способом наложения чаще, чем через каждые пятнадцать минут.

Согласно абз. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона “О рекламе“, передачи, продолжительность которых
составляет более чем 15 минут, не могут совмещаться с рекламой чаще, чем через каждые 15 минут.

Таким образом, действия по совмещению телепрограммы “Деловой Урал“ с рекламой способом наложения чаще, чем через каждые пятнадцать минут, противоречит абз. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона “О рекламе“.

Субъектами отношений по производству, размещению и распространению рекламы, в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

Из договора подряда на изготовление информационно - аналитической телепередачи “Деловой Урал“, представленного ООО ИК “Медиа - Центр“, следует, что изготовителем программы “Деловой Урал“, содержащей рекламный сюжет о фирме “МАВТ“, является ООО Консультационная компания “Советник“. Названное общество не имеет собственного времени вещания на телеканале “Югра“. Эфирное время на телеканале “Югра“ для распространения телепрограммы “Деловой Урал“ представило ООО ИК “Медиа - Центр“. При этом ООО ИК “Медиа - Центр“ своими силами осуществило наложение титров.

Согласно ст. 2 Федерального закона “О рекламе“, рекламопроизводитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме; рекламораспространитель - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.

ООО Консультационная компания “Советник“ изготовило рекламный сюжет о фирме “МАВТ“, то есть осуществило приведение рекламной информации к готовой для распространения форме. Таким образом, ООО Консультационная компания “Советник“ является рекламопроизводителем рекламного сюжета о фирме “МАВТ“, а также рекламы, распространенной в передаче “Деловой Урал“ способом наложения.

ООО ИК “Медиа - Центр“ осуществило распространение указанной рекламной информации путем предоставления ООО
Консультационная компания “Советник“ эфирного времени.

Следовательно, ООО ИК “Медиа - Центр“ является рекламораспространителем рекламы фирмы “МАВТ“, а также распространенной в передаче “Деловой Урал“ рекламы способом наложения.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона “О рекламе“, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

ООО ИК “Медиа - Центр“ распространил рекламную информацию об ООО “Мавт“ под видом информационного материала с нарушением требований к способу ее распространения, рекламу реализуемой ООО “Мавт“ алкогольной продукции - с нарушением к месту ее распространения, а рекламу способом наложения - с нарушением требований ко времени ее распространения.

Следовательно, ООО ИК “Медиа - Центр“ несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе.

Согласно ст. 2 Федерального закона “О рекламе“, реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

Реклама, распространенная ООО ИК “Медиа - Центр“ в передаче “Деловой Урал“, является ненадлежащей.

В соответствии со ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

ООО ИК “Медиа - Центр“ не представило доказательств устранения нарушения законодательства РФ о рекламе.

Руководствуясь п. 1 ст. 26 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с п. 3.9 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО ИК “Медиа - Центр“ по распространению на телеканале “Югра“ в программе “Деловой Урал“ рекламы алкогольной продукции, реализуемой
ООО “Мавт“, нарушением п. 2 ст. 33 Федерального закона “О рекламе“.

2. Признать действия ООО ИК “Медиа - Центр“ по распространению рекламы об ООО “Мавт“ в виде информационного сюжета информационно - аналитической программы “Деловой Урал“ без надлежащего предварительного сообщения об этом, в частности путем пометки “на правах рекламы“, нарушением п. 1 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“.

3. Признать действия ООО ИК “Медиа - Центр“ по совмещению программы “Деловой Урал“ с рекламой способом наложения чаще, чем через каждые пятнадцать минут, нарушением абз. 6 п. 1 ст. 11 Федерального закона “О рекламе“.

4. Выдать ООО ИК “Медиа - Центр“ предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

5. Возбудить по факту распространения ООО ИК “Медиа - Центр“ ненадлежащей рекламы административное производство.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в месячный срок с момента вынесения решения.

Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии: Л.Н.ГАЛИЧИНА

О.О.ГРЯЗНОВА

Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ