Законы и бизнес в России

Дело Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей от 17.09.2002 N 27-4/02 <О нарушении Администрацией города Карталы Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“>

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 17 сентября 2002 года

Главе

Администрации

города Карталы

и Карталинского района

А.М. Сутункину

457300, г. Карталы,

ул. Ленина, 55

Комиссия Челябинского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: - Козлова А.А. - заместитель

руководителя Челябинского

территориального управления МАП

России;

Члены Комиссии: - Рассохина Н.Г. - специалист 1 категории

ОНАЗ;

- Виденеева С.В. - специалист 1 категории

ОНАЗ,

при участии в заседании:

со стороны заявителей: Шумаков В.Д., Бриденко О.Д., Щербаков

А.В., Афонькин В.А.

Со стороны Администрации г. Карталы: Басарыгина С.Ю.,

Горбачева Е.И.

рассмотрев дело N
27-4/02 по признакам нарушения Администрацией города Карталы (457300, г. Карталы, ул. Ленина, 55) п. 1 ст. 7, ст. 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства поступила коллективная жалоба от индивидуальных предпринимателей города Карталы (вх. N 1559 от 05.08.02) на действия Администрации города, выразившиеся в отказе предпринимателям осуществлять пассажирские перевозки по маршрутам Вокзал - Карталы, Вокзал - Полтавка - Копейский городок.

Исходя из представленной заявителями информации, индивидуальными предпринимателями на имя первого заместителя Главы г. Карталы были направлены заявления (вх. N 495, N 496 от 18.12.2001) с просьбой предоставить возможность осуществлять пассажирские перевозки на коммерческой основе по маршруту “Полтавка - Вокзал - Копейский городок“. Письмом, подписанным заместителем Главы г. Карталы (N 20 от 28.01.2002), Комиссия по безопасности движения при Администрации города Карталы приняла решение в просьбе отказать, мотивировав тем, что действующее на территории г. Карталы и Карталинского района Государственное Унитарное “Карталинское автотранспортное предприятие“ (далее - Карталинское АТП) обеспечивает перевозку пассажиров в необходимой потребности, а по заявленному предпринимателями маршруту Карталинским АТП с 01.02.2002 будет организован дополнительный маршрут в “час - пик“.

В связи с полученным отказом, предпринимателями в ЧТУ МАП России ранее направлялась жалоба на нарушения Администрацией г. Карталы
антимонопольного законодательства (вх. N 0451 от 26.02.2002), рассмотрение которой было прекращено в связи с проведением Комиссией по безопасности движения при Администрации города совещания по вопросу “Перевозка пассажиров частными предпринимателями по городу Карталы“, в результате чего было решено предоставить предпринимателям возможность осуществлять пассажирские перевозки по заявленным маршрутам (вх. N 0761 от 15.04.02). Однако фактически частным перевозчикам вместо заявленных маршрутов был выделен маршрут Вокзал - пос. Локомотивный (письмо Главы города исх. N 195 от 04.07.2002).

На заседании Комиссии представители Администрации мотивировали отказ частным перевозчикам в предоставлении маршрутов, а также предоставление маршрутов не соответствующих заявленным, тем, что предприниматели должны согласовывать графики маршрутов и расписание движения с Перевозчиком, обслуживающим существующие регулярные автобусные маршруты, т.е. с Карталинским АТП, на основании п. 14.5 Временных правил организации новых автобусных маршрутов в Челябинской области (утв. Постановлением Губернатора Челябинской области N 413 от 02.09.1999). Также, причиной предоставления частным перевозчикам других маршрутов является то, что маршруты, запрашиваемые предпринимателями в своем большинстве обслуживают население, пользующееся льготами на проезд в пассажирском транспорте.

Согласно представленным документам, перевозка пассажиров транспортом общего пользования в г. Карталы и Карталинском районе, осуществляется Карталинским АТП по маршрутам, утверждаемым Администрацией города, на основании заключенного между Администрацией города в лице Главы г. Карталы и Карталинским АТП в лице его директора договора N
5 от 12.07.2001. Автотранспортное предприятие действует безусловно и беспрепятственно, его присутствие на рынке поддерживается финансированием из бюджета г. Карталы. На основании п. 2.4.3 данного договора, Карталинское АТП имеет право организовывать пассажирские перевозки маршрутными такси, исходя из потребности населения в перевозках, самостоятельно определяя цены и маршруты. В соответствии с Договором N 5 от 12.07.02 Автотранспортное предприятие является исполнителем заказов Администрации на осуществление автотранспортных перевозок пассажиров. Согласно Расписанию движения автобусов городского сообщения на 2002 год, утвержденному 15.01.2002 директором Карталинского АТП Ю.Н. Бегичевым и согласованному 18.01.2002 заместителем Главы города В.Г. Вергилесом, был открыт дополнительный рейс по маршруту “Полтавка - Копейский городок“. В то же время предпринимателям письмом от 01.02.2002 в осуществлении деятельности на указанном маршруте было отказано.

Заслушав доводы и объяснения сторон, изучив представленные документы и информацию, Комиссия установила, что Администрация города Карталы своими действиями нарушает антимонопольное законодательство.

К данному выводу Комиссия пришла, исходя из следующего:

Согласно ст. 23, 49 Гражданского Кодекса РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется п. 1 ст. 17 Федерального Закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Перевозки пассажиров автомобильным транспортом является видом деятельности, подлежащим лицензированию.
Заявители имеют действующие лицензии на право осуществлять транспортные перевозки пассажиров на коммерческой основе, следовательно, Администрация города Карталы не вправе ограничивать самостоятельность предпринимателей и необоснованно препятствовать деятельности на рынке пассажирских перевозок. Решение вопросов местного значения, к которым относится организация транспортного обслуживания населения не могут быть независимыми от федерального законодательства. Акты и действия органов местного самоуправления в этой сфере не должны предполагать произвольное ограничение гражданских прав и свобод частных перевозчиков.

Кроме того, при решении вопроса о целесообразности использования автобусов на том или ином маршруте, Администрация не вправе руководствоваться п. 14.5 Временных Правил организации новых автобусных маршрутов в Челябинской области (утв. Постановлением Губернатора Челябинской области N 413 от 02.09.1999) для отказа в удовлетворении заявления частного перевозчика, т.к. изменениями от 07.03.2002 указанный пункт был изложен в новой редакции, отменяющей обязанность перевозчиков согласовывать маршруты и расписания с Перевозчиком, обслуживающим существующие регулярные маршруты. В соответствии с указанными Правилами решения об организации коммерческих перевозок по регулярным маршрутам и перевозок маршрутными такси принимают органы самоуправления. Осуществление автотранспортным предприятием пассажирских перевозок по маршруту, заявленному частными перевозками, не является для Администрации основанием отказа предпринимателям в допуске на рынок перевозок пассажиров автотранспортными средствами.

Пунктом 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ запрещается органам местного самоуправления необоснованно
препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, отказ индивидуальным предпринимателям в праве осуществлять пассажирские перевозки на территории г. Карталы и Карталинского района, отказ в согласовании маршрутов движения и расписании работы маршрутных такси является нарушением п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Наличие между Администрацией г. Карталы и Карталинским автотранспортным предприятием договора N 5 от 12.07.2002 на размещение муниципального заказа, заключенного без проведения конкурса между хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на рынке автотранспортных перевозок, позволяет Комиссии сделать вывод о наличии согласованных действий между Администрацией города Карталы и автотранспортным предприятием, что является нарушением п. 1 ст. 7 и ст. 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, в соответствии с которыми запрещается создание благоприятствующих условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, а также достигнутые в любой форме соглашения между органами исполнительной власти и хозяйствующим субъектом, которые имеют или могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе согласованные действия, направленные на ограничение доступа на рынок или устранение с него хозяйствующих субъектов.

Таким образом, действия Администрации города Карталы противоречат п. 1 ст. 7, ст. 8 Закона РФ “О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и п. 2.12 “Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства“, утв. Приказом ГКАП от 25.07.96 N 91, регистрационный N 1143 (с изм. от 11.03.99), Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Администрации г. Карталы, нарушающими п. 1 ст. 7, ст. 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать Администрации г. Карталы предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии: Н.Г.РАССОХИНА

С.В.ВИДЕНЕЕВА

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 17 сентября 2002 г. N 10

Комиссия Челябинского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: А.А. Козлова, Н.Г. Рассохина, С.В. Виденеева на основании своего решения от 17.09.2002 по делу 27-4/02 о нарушении Администрацией города Карталы (457350, г. Карталы, ул. Ленина, 1) п. 1 ст. 7, ст. 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации города Карталы в срок до 10.10.2002 устранить нарушение антимонопольного законодательства, а именно:

Согласовать с индивидуальными предпринимателями, имеющими действующую лицензию на право осуществлять пассажирские перевозки на коммерческой основе, заявленные ими маршруты движения и график работы такси на территории г.
Карталы и Карталинского района.

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 17.10.2002 в Челябинское территориальное управление МАП России.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За неисполнение в срок предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа - от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии: Н.Г.РАССОХИНА

С.В.ВИДЕНЕЕВА