Законы и бизнес в России

Постановление Президиума Челябинского областного суда от 31.07.2002 <Об отмене решения Усть-Катавского городского суда от 15 октября 2001 года. Надзорное производство по делу N 4Г-2002-1026>

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2002 года

Надзорное производство N 4г-2002-1026

Судья: Бальцер А.Г.

Президиум Челябинского областного суда в составе: председательствующего Вяткина Ф.М., членов Президиума Кунышева А.Г., Морозова Б.В., Балакиной Н.В., Сыскова В.Л., с участием прокурора области Брагина А.И. рассмотрел в заседании дело по протесту председателя Челябинского областного суда на решение Усть - Катавского городского суда от 15 октября 2001 года.

Заслушав доклад судьи Кашириной Е.П., заключение прокурора, полагавшего протест обоснованным, Президиум

УСТАНОВИЛ:

С. обратился в суд с жалобой на решение Управления социальной защиты населения г. Усть - Катава от 7 августа 2001 года, которым заявителю отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью по тому основанию, что стаж педагогической деятельности составляет у него менее 25 лет.

В обоснование жалобы заявитель ссылался на то, что в назначении пенсии ему отказано необоснованно.

Решением городского суда в удовлетворении жалобы отказано. В кассационном порядке дело не рассматривалось.

В протесте поставлен вопрос об отмене решения в связи с нарушением норм материального права.

Обсудив доводы протеста, проверив материалы дела, Президиум считает, что протест следует удовлетворить.

В соответствии со ст. 77 действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений Закона РФ от 20 ноября 1990 года “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ (в редакции от 16 апреля 2001 года) пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.

В соответствии со ст. 80 того же Закона пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

В силу ст. 83 этого же Закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством РФ по согласованию с Пенсионным Фондом РФ.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 (в редакции от 22 сентября 1993 года) был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР “О государственных пенсиях“.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 с дальнейшими изменениями утверждены Списки
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Отказывая в удовлетворении заявленного С. требования, суд указал, что стаж его педагогической деятельности составляет 23 года 9 месяцев 12 дней, при этом в стаж педагогической деятельности, дающий право на пенсию за выслугу лет, правильно не включен стаж работы заявителя с 01.11.1999 по 31.12.2000, поскольку тип учреждения, в котором работал заявитель, не соответствует перечню наименований учреждений, работа в которых засчитывается в требуемый заявителем стаж.

А именно: согласно п. 15 раздела учреждений Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 в редакции от 1 февраля 2001 года N 79, требуется “Учреждение дополнительного образования детей детская музыкальная школа“. Учреждение, в котором работал заявитель в спорный период, называлось: на основании Устава от 26 июня 1995 года “Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа N 2 г. Усть - Катава“, а на основании Устава от 8 августа 2000 года “Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа N 2 г. Усть - Катава“.

Однако суд не учел, что ст. 80 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации“ предусматривала назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. То есть юридическое значение имеет установление обстоятельств: имеет ли такой стаж заявитель, работал ли он в
учреждении для детей на должности, предусмотренной утвержденным Правительством РФ Списком. Как следует из материалов дела, заявитель работал в спорный период в детской музыкальной школе преподавателем, то есть на должности, включаемой в педагогический стаж, однако суд в нарушение ст. 197 ГПК РСФСР не дал этому обстоятельству никакой оценки.

Суду следовало учесть, что ст. 83 данного Закона определила полномочия Правительства РФ по согласованию с Пенсионным Фондом РФ утверждать списки лишь соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а не учреждений для детей, работа в которых дает право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

По той же причине нельзя согласиться с выводами суда и в части невключения заявителю в требуемый им стаж работу в должности преподавателя в том же учреждении в период с 1 по 31 января 2001 года.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное, правильно определить юридически значимые обстоятельства, в том числе имел ли заявитель на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет стаж педагогической деятельности 25 лет, работал ли он в учреждении для детей на должности, предусмотренной утвержденным Правительством РФ Списком.

Руководствуясь ст. 329 ГПК РСФСР, Президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Отменить решение Усть - Катавского городского суда от 15 октября 2001 года, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий: Ф.М.ВЯТКИН