Законы и бизнес в России

Дело Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей от 07.08.2001 N 13-4/01 <О нарушении ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ пункта 1 статьи 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“>

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 7 августа 2001 года

Комиссия Челябинского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии - Козлова А.А. - заместитель

руководителя Челябинского

территориального управления МАП

России;

Члены Комиссии: - Лимаренко В.С. - начальник Отдела по надзору

за соблюдением антимонопольного

законодательства (ОНАЗ);

- Гонтаренко В.А. - специалист 1 категории

ОНАЗ;

- Долгова Н.В. - специалист 1 категории ОНАЗ;

в присутствии представителей:

от ОАО “Магнитогорскгражданпроект“: заместитель генерального директора Мухамедов Ф.Г. (на основании доверенности от 06.08.2001 года);

в отсутствие представителей Прокуратуры Правобережного района г. Магнитогорска, ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“, надлежащим образом извещены (уведомления о вручении N 595, N 596 от 20.07.2001 г.);

рассмотрев дело N 13-4/01 о нарушении
ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ (адрес: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Советская, 70) п. 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

УСТАНОВИЛА:

ОАО “Магнитогорскгражданпроект“ обратилось с жалобой на действия ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ в прокуратуру Правобережного района г. Магнитогорска. Заявление было передано ЧТУ МАП России прокурором Правобережного района г. Магнитогорска. По результатам рассмотрения данного заявления ЧТУ МАП России возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, основанием для чего послужило следующее.

Приказом генерального директора ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ N 233 от 25.05.2000 г. установлено, что в технических условиях на проектирование газопроводов (на газоснабжение) (далее - технические условия) предусматривать осуществление проектных работ следующими организациями: ПКБ ОАО “Челябинскоблгаз“ или проектной группой ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“. После издания упомянутого приказа в технические условия были включены обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами, осуществляющими строительство объектов газоснабжения, положения, указывающие на то, что договор на выполнение проектных работ заключается только с указанными в приказе организациями. Несоблюдение данного требования технических условий влечет за собой отказ в их согласовании со ссылкой на их нарушение в части авторства проекта. В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о фактах таких отказов со стороны ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ (письмо ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ N 579 от 27.02.2001 г.).

По запросу ЧТУ МАП России ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ были представлены выдаваемые организацией технические условия в двух вариантах: без положений о конкретных организациях, выполняющих работы по проектированию и содержащие такие условия. Кроме того, в обоснование своих действий ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ ссылается на предусмотренную п. 2.1 указанного приказа возможность разработки проектной документации сторонними организациями, поэтому не происходит понуждения со стороны ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ к заключению договора на проектирование с конкретной организацией
(письмо ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ N 1669 от 20.06.2001 г.). Ссылка на это не может быть принята Комиссией ЧТУ МАП России во внимание и учтена при вынесении решения по следующим основаниям. Пункт 2.1 приказа действительно предусматривает возможность выполнения проектных работ иными организациями, имеющими лицензии на осуществление такого вида деятельности, при невозможности выполнения этих работ самостоятельно ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ ввиду загруженности проектной группы. Однако, выполнение таких работ сторонними организациями возможно только по договору субподряда либо трудовому соглашению с ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“. Таким образом, организация в любом случае выступает если не как основной подрядчик, то как обязательный посредник по договорам проектирования.

Изучив представленные материалы, объяснения и доводы сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ своими действиями, выразившимися в понуждении хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительство объектов газоснабжения, к заключению договоров на проектирование с конкретными организациями путем включения в технические условия положений о том, что проектные работы должны выполняться ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ или ОАО “Челябинскоблгаз“ и отказа от их согласования в случае выполнения проектирования объектов газоснабжения организациями, помимо указанных в технических условиях, ущемляет интересы, во-первых, хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительство объектов газоснабжения, во вторых, организаций, выполняющих работы по проектированию объектов газоснабжения, чем нарушает п. 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности“.

ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ доминирует на рынке поставки сжиженного газа населению и транспортировки природного газа по распределительным газопроводам в составе группы лиц, доля которой составляет на данном рынке более 65 % (включена в Реестр Приказом Руководителя ЧТУ МАП России N 146а от 28.08.2000 г.). Кроме того, в соответствии с ст. 4 Закона РФ “О естественных монополиях“ деятельность
ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ по транспортировке газа осуществляется в условиях естественной монополии, в силу чего организация по сути своего положения занимает доминирующее положение на рынке.

Пункт 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ запрещает хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, совершать любые действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

В соответствии с ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации“ от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по транспортировке и поставке газа. При этом, для непосредственной поставки потребителю газа необходим доступ к системе газопроводов, соединяющих производителя и потребителя газа. Система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации есть не что иное, как газотранспортная система, для получения доступа к которой газотранспортная или газораспределительная организация (в данном случае - ОАО “Магнитогорскгражданпроект“) выдает технические условия, которые, в частности, являются основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, реконструируемых, расширяемых и действующих организаций и установок (п. 4 Правил поставки газа в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. N 162).

Т.о., без выдачи и согласования технических условий поставка газа потребителю невозможна. Отказ в согласовании технических условий влечет за собой невозможность доступа организаций к газотранспортной системе. Вместе с тем, согласно постановления Правительства РФ N 1370 все организации имеют право недискриминационного доступа к газораспределительным сетям.

Т.о., ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“, используя доминирующее положение на рынке поставки газа населению и транспортировки газа по распределительным газопроводам, создает отказом в согласовании технический
условий препятствия хозяйствующим субъектам для доступа к газотранспортной системе и, таким образом, ущемляет их интересы, что является нарушением п. 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Кроме того, отказ в согласовании технических условий со ссылкой на их нарушение в части авторства влечет за собой отказ заказчика работ по проектированию (организаций, осуществляющих строительство объектов газоснабжения) от оплаты уже выполненных имеющим лицензию на данный вид деятельности проектировщиком работ с последующим заключением договора с указанными в технических условиях организациями, чем создаются препятствия для деятельности организаций, осуществляющих проектирование объектов газоснабжения.

Необходимо также отметить, что технические условия должны содержать определенные технические характеристики, необходимые для подключения к газовым сетям общего пользования, которым должен соответствовать объект газоснабжения и которые должны быть предусмотрены в проекте, и не могут предусматривать ограничений, связанных с разработчиком проекта.

Действующее законодательство ограничивает возможность осуществления проектной деятельности (в том числе, проектирования объектов газоснабжения) наличием лицензии на осуществление такого рода деятельности. Работы по проектированию объектов газоснабжения могут выполняться любыми организациями, имеющими лицензию на осуществление данного вида деятельности. Таким образом, установленное техническими условиями ограничение неправомерно.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и п. 2.12 “Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства“, (утв. Приказом ГКАП от 25.07.96 г. N 91, регистрационный N 1143 (с изм. от 11.03.99 г.),

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ по понуждению к заключению договора на проектирование с ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ и ОАО “Челябинскоблгаз“ путем включения условия о выполнении проектных работ данными организациями в технические условия на газоснабжение и последующего отказа от согласования
технических условий в случае выполнения проектных работ иными организациями, нарушением п. 1 ст. 5 Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА

Члены комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО

В.А.ГОНТАРЕНКО

Н.В.ДОЛГОВА

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ N 7

Комиссия Челябинского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: А.А. Козлова, В.С. Лимаренко, В.А. Гонтаренко, Н.В. Долгова на основании своего решения от 7 августа 2001 года по делу 13-4/01 о нарушении ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ (г. Магнитогорск, ул. Советская, 70) п. 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ в срок до 20 августа 2001 года прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, а именно:

- прекратить понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительство объектов газоснабжения, к заключению договора на проектирование объектов газоснабжения с ОАО “Магнитогорскмежрайгаз“ или ПКБ ОАО “Челябинскоблгаз“,;

- исключить из технических условий на проектирование объектов газоснабжения (на газоснабжение) положения, предусматривающие выполнение работ по проектированию объектов газоснабжения конкретными организациями.

В срок до 25 августа 2001 г. представить документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РФ “О конкуренции...“ должностные лица органов исполнительной власти несут административную ответственность.

Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО

В.А.ГОНТАРЕНКО

Н.В.ДОЛГОВА