Законы и бизнес в России

Решение Челябинской городской Думы от 28.10.1997 N 16/2 (ред. от 21.12.2000) “О Положении о защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Челябинске“ (вместе с “Положением о защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Челябинске“)

Утратил силу в связи с изданием Решения Челябинской городской Думы от 28.02.2006 N 10/15, вступающего в силу со дня официального опубликования.

Утратил силу в связи с изданием Решения Челябинской городской Думы от 27.12.2005 N 9/15, вступающего в силу со дня официального опубликования.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 28 октября 1997 г. N 16/2

О ПОЛОЖЕНИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ

(в ред. Решения Челябинской городской Думы

от 21.12.2000 N 65/5)

На основании Закона Российской Федерации от 14.07.92 N 3295-1 “Об основах градостроительства в Российской Федерации“, Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды“, статьи 15 Федерального Закона от 28.08.95 N 154-ФЗ
“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Устава города Челябинска, Челябинская городская Дума

РЕШАЕТ:

1. Утвердить Положение о защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Челябинске.

2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя главы города по градостроительству А.Н. Исупова и председателя комиссии Челябинской городской Думы В.А. Тупикина.

3. Решение вступает в силу с момента официального опубликования.

Глава города Челябинска

В.М.ТАРАСОВ

Утверждено

решением

Челябинской городской Думы

от 28 октября 1997 г. N 16/2

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ

(в ред. Решения Челябинской городской Думы

от 21.12.2000 N 65/5)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение принимается на основании Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3295-1 “Об основах градостроительства в Российской Федерации“, Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года N 2060-1 “Об охране окружающей природной среды“, Устава города Челябинска, решений Челябинской городской Думы от 11 марта 1997 года N 4/1 “О структуре органов местного самоуправления города Челябинска“ и от 19 июня 1997 года N 10/2 “О временном положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Челябинске“, постановления главы города от 1 сентября 1997 года N 1132-п “Об отделе территориального общественного самоуправления“ и устанавливает формы защиты прав граждан и иных субъектов при реализации градостроительных решений в городе Челябинске (далее градостроительные решения).

1.2. Настоящее Положение устанавливает права и обязанности физических и юридических лиц, главы города, городской Думы и (или) должностных лиц администрации города при согласовании их законных интересов в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию градостроительных решений, регламентирует порядок информирования граждан о возможной реализации градостроительных проектов.

2. Об участии граждан в процессе

подготовки градостроительных решений

2.1. Граждане, проживающие
в городе Челябинске и достигшие 18-летнего возраста, имеют право участвовать в процессе разработки предложений и подготовки проектов градостроительных решений до принятия администрацией города правового акта о реализации конкретного архитектурно - строительного проекта.

2.2. При реализации градостроительных решений граждане имеют право:

2.2.1. На получение от администрации города и администраций районов Челябинска достоверной информации о конкретных градостроительных решениях по строительству, реконструкции, комплексному благоустройству территории в порядке, установленном законодательством.

2.2.2. На участие в проведении независимой экспертизы градостроительных проектов за счет собственных средств.

2.2.3. На участие в обсуждении градостроительных планов и проектов развития территории до их утверждения соответствующими должностными лицами.

2.3. В качестве приоритетных задач (градостроительных приоритетов) развития территории устанавливаются:

2.3.1. Реконструкция объектов жилого фонда.

2.3.2. Строительство школ, детских садов, поликлиник, спортивных сооружений и других объектов социальной инфраструктуры.

2.3.3. Развитие торговой сети, строительство предприятий бытового обслуживания и общественного питания.

2.3.4. Строительство жилых домов, в том числе социального использования, гостиниц, мотелей.

2.3.5. Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе тепловых узлов, телефонных станций, многоэтажных и подземных автостоянок и гаражей, устройство транспортных развязок.

2.3.6. Строительство театров, кинотеатров, клубов и других учреждений культуры.

2.3.7. Реконструкция и реставрация памятников истории и культуры, восстановление церквей и молельных домов.

2.3.8. Комплексное благоустройство территории.

2.3.9. Вывод с территории экологически вредных предприятий и производств.

2.3.10. Расчистка завалов и пустырей, ликвидация свалок.

2.3.11. Вывод с селитебных территорий складских помещений и оптовых торговых предприятий.

2.3.12. Снос плоскостных гаражей, гаражей - ракушек и предоставление лицам, обладающим такими гаражами на законных основаниях, льгот по приобретению мест в многоэтажных гаражах.

2.3.13. Снос сараев, временных и капитальных хозяйственных построек, вывод автостоянок из дворов жилых домов, скверов, детских площадок и иных земельных участков.

2.3.14. Комплексный подход к
реконструкции фасадов зданий и сооружений.

2.3.15. Использование в законных интересах граждан внутридворовых проездов, тротуаров, скверов и газонов.

2.3.16. Иные приоритетные задачи, установленные и утвержденные в градостроительной документации.

С учетом мнения населения по месту жительства и на уровне района, при наличии (отсутствии) противоречий с городскими градостроительными программами и планами городская Дума или глава города Челябинска принимают решение о сохранении или изменении приоритета архитектурно - строительного проекта или градостроительной программы, разработанной управлением градостроительства администрации города.

2.4. Граждане в случае совершения противозаконных действий в процессе реализации градостроительных решений несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2.5. Должностные лица администрации города обязаны:

2.5.1. До принятия правовых актов о реализации градостроительного проекта проинформировать граждан, проживающих в границах территорий, соответствующих градостроительному приоритету градостроительного проекта, о предполагаемой реализации такого проекта;

2.5.2. Обеспечить возможность обсуждения градостроительного проекта в органах территориального общественного самоуправления и принятия ими соответствующего заключения.

3. О защите прав граждан при реализации

градостроительных решений в органах

управления районов города Челябинска

3.1. Граждане, проживающие на территории районов города Челябинска, осуществляют свои права, в том числе относящиеся к подготовке и принятию градостроительных решений, через своих полномочных представителей в комитетах территориального общественного самоуправления.

На уровне района права и законные интересы жителей в части подготовки и принятия решений по вопросам строительства и использования недвижимости реализуют и должны защищать муниципальные советы районов, в том числе путем принятия решений, согласования в установленном порядке градостроительной документации, подачи предложений и замечаний в органы администрации города Челябинска, организации проведения опроса, а также с помощью иных в законном порядке установленных полномочий.

3.2. Муниципальный совет района и районная администрация обладают следующими полномочиями в области регулирования отношений при подготовке и реализации
градостроительных проектов на уровне районов города Челябинска:

3.2.1. На рассмотрение градостроительных проектов строительства и реконструкции объектов, иной градостроительной документации, предоставляемой по их запросам органами администрации города Челябинска или субъектами градостроительной и инвестиционной деятельности на территории района, для выработки предложений и соответствующих заключений;

3.2.2. На передачу для обязательного рассмотрения в органы администрации города Челябинска предложений по реализации градостроительных решений и регулированию использования недвижимости в целях улучшения экологического состояния среды обитания, обеспечения бытовых, социально - культурных и иных условий проживания граждан;

3.2.3. На внесение в органы администрации города Челябинска конкретных предложений по строительству жилых домов, школ, дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, спортивных сооружений, автостоянок, гаражей и иных социально значимых объектов;

3.2.4. На получение информации от местных комитетов территориального общественного самоуправления по всем вопросам, относящимся к защите прав и согласованию законных интересов граждан по месту жительства;

3.2.5. На рассмотрение коллективных жалоб граждан, заключений комитетов территориального общественного самоуправления по поводу готовящихся или реализуемых градостроительных проектов, расположенных на территории соответствующего района;

3.2.6. На создание согласительных комиссий по рассмотрению коллективных жалоб граждан, а также заключений комитетов территориального общественного самоуправления по поводу готовящегося градостроительного проекта;

3.2.7. На рассмотрение программы (плана) социально - экономического развития и застройки территории района, схемы зонирования территории района или микрорайона.

3.3. Общий порядок рассмотрения вопросов и принятия градостроительных решений в районах города Челябинска определяется действующим законодательством Российской Федерации и Челябинской области, Уставом города Челябинска, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.

4. О защите прав граждан при реализации

градостроительных решений

в органах городского самоуправления

4.1. Граждане, проживающие в городе Челябинске, осуществляют свои права по реализации градостроительных решений через своих полномочных представителей - главу города Челябинска, заместителя главы
города Челябинска по градостроительству, депутатов Челябинской городской Думы, комитеты территориального общественного самоуправления.

В городе Челябинске реализацию градостроительных решений осуществляет городская Дума и администрация города путем выпуска нормативных правовых актов, заключения инвестиционных контрактов и иных гражданско - правовых договоров с физическими и юридическими лицами, выдачи государственных актов, утверждения градостроительной документации, принятия обращений в органы государственной власти Челябинской области, выхода с законодательной инициативой, а также используя иные законным порядком установленные полномочия.

4.2. При осуществлении градостроительных решений должностные лица реализуют в полном объеме права и обязанности городского самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Челябинской области, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.

5. Защита прав юридических и физических лиц,

участвующих в реализации

архитектурно - строительных проектов

5.1. Юридические и физические лица, участвующие в реализации архитектурно - строительных проектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной (проектно - разрешительной) документацией, имеют право на защиту своих прав и интересов, вытекающих из закона или договора.

Такая защита обеспечивается либо в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством, либо в досудебном порядке должностными лицами городской администрации в соответствии с их компетенцией.

6. Порядок согласования интересов граждан,

районных и городских интересов

при реализации градостроительных решений

6.1. Необходимость согласования интересов граждан, районных и городских интересов возникает при инициации, разработке и реализации градостроительных проектов и планируемых изменений условий использования недвижимости, а также при возникновении или угрозе связанных с этим социальных конфликтов по месту жительства граждан. Целью процесса согласования является выявление общих социально значимых приоритетов и обеспечение механизмов их последующей реализации.

6.2. Инициаторами процесса согласования могут выступить:

6.2.1. Глава города Челябинска;

6.2.2. Челябинская городская Дума;

6.2.3. Муниципальный совет района;

6.2.4. Глава
районной администрации;

6.2.5. Комитеты территориального общественного самоуправления;

6.2.6. Граждане по месту жительства в порядке народной правотворческой инициативы;

6.2.7. Инвестор или строитель, реализующий конкретный градостроительный проект.

6.3. Инвестор (строитель) до оформления документов на проектирование и строительство обязан проинформировать комитет территориального общественного самоуправления путем предоставления проекта постановления на проектирование (строительство) с необходимыми приложениями.

Комитет территориального общественного самоуправления (КТОС) в течение 3 дней доводит представленную информацию застройщика (инициатора строительства или реконструкции) до жителей домов, примыкающих к площади, намеченной для строительства или реконструкции, и в течение последующих 3 дней собирает и анализирует мнение граждан о реализации проекта. Для ознакомления жителей могут использоваться обходы квартир или домов (опрос населения), размещение плакатов и листовок.

(Абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000

N 65/5)

Для определения перечня домов, жители которых будут проинформированы, и подготовки необходимых материалов по осуществлению данной работы КТОС вправе привлечь инициатора (застройщика).

(Абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000

N 65/5)

В течение 14 дней с момента поступления обращения инициатора строительства КТОС рассматривает представленные материалы и мнения жителей и дает письменное заключение по предлагаемой инициативе застройщика (инициатора строительства или реконструкции) с учетом полученных мнений жителей.

(Абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000

N 65/5)

Заключение КТОС принимается коллегиально простым большинством голосов и может выражаться в виде:

- визирования проекта постановления председателем КТОС;

- визирования проекта постановления с приложением особого мнения или протокола заседания комитета;

- протокола собрания (встречи) КТОС с участием жителей домов, интересы которых, по мнению комитета, будут затронуты застройщиком, содержащего аргументированное возражение против инициативы застройщика.

(Абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000

N 65/5)

В особом мнении Комитетом территориального общественного самоуправления могут указываться дополнительные условия по обустройству осваиваемой
территории или реконструируемых объектов, требования проведения общественной экспертизы проекта до начала его реализации и другие требования.

(Абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000

N 65/5)

После визирования председателем КТОС проекта постановления Комитет территориального общественного самоуправления совместно с инициатором (застройщиком) продолжает, в случае необходимости, работу по информированию жителей о намечаемом проекте или ходе проектирования и строительства, а также работу с обращениями граждан.

(Абзац введен Решением Челябинской городской Думы от 21.12.2000

N 65/5)

6.4. При получении петиционного листа от граждан, инициативы инвестора или строителя, заключения комитета территориального общественного самоуправления глава районной администрации направляет полученные предложения на рассмотрение в муниципальный совет района. В случае принятия муниципальным советом района решения об инициации процесса согласования глава районной администрации письмом оповещает комитет территориального общественного самоуправления об установлении границы территории согласования интересов в соответствии с градостроительным приоритетом проекта, конкретные формы и сроки согласования.

При получении главой районной администрации решения муниципального совета района или постановления (распоряжения) органа администрации города Челябинска процесс согласования инициируется и проводится в обязательном порядке в 3-х месячный срок со дня получения такого решения (распоряжения, постановления).

6.5. Выявление интересов и приоритетов граждан в пределах границ не менее чем одного квартала (микрорайона) проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Челябинской области, Челябинской городской Думы, постановлениями главы города и решениями районной администрации. Основными методами выявления интересов жителей являются:

6.5.1. проведение собраний (сходов);

6.5.2. проведение конференций;

6.5.3. получение заключений от комитета территориального общественного самоуправления;

6.5.4. опрос на территории не менее чем одного микрорайона.

6.6. После подведения итогов согласования муниципальный совет района рассматривает результаты выявления интересов и приоритетов граждан по месту жительства, вырабатывает предложения и программы (планы) социально -
экономического развития и застройки микрорайона (территории) и схемы зонирования территории.

6.7. Результат выявления интересов граждан по месту жительства, решение муниципального совета района, а в случае несогласия с этим решением особое мнение районной администрации направляются в соответствующие органы администрации города Челябинска.

6.8. Глава города Челябинска принимает окончательное решение по реализации проекта в зависимости от градостроительных приоритетов города.

7. Механизмы реализации и защиты приоритетных

направлений развития территории

при осуществлении градостроительной деятельности

7.1. Для стимулирования защиты приоритетных направлений и конкретных проектов по развитию территории при осуществлении градостроительной деятельности органы городского самоуправления в установленном порядке используют следующие механизмы:

7.1.1. Предоставление в установленном порядке налоговых льгот или налогового кредита инвесторам, заказчикам и (или) подрядчикам при производстве строительных работ;

7.1.2. Частичное и полное освобождение социально значимых предприятий, организаций от арендной платы за землю и нежилые помещения, за использование городской инфраструктуры, также от иных платежей;

7.1.3. Предоставление льготного кредитования физическим и юридическим лицам уполномоченными банками под гарантии органов управления района или администрации города Челябинска;

7.1.4. Обеспечение внеочередного приема, рассмотрения и согласования градостроительной и иной документации в органах администрации города Челябинска;

7.1.5. Иные механизмы поддержки со стороны органов городского самоуправления.

7.2. При реализации приоритетных задач в целях пресечения противоречащего установленным градостроительным приоритетам использования объектов недвижимости, экологически и социально вредной деятельности физических и юридических лиц на территории города администрация города Челябинска использует в отношении нарушителей:

7.2.1. Отказ в перезаключении договоров аренды или иных договоров владения, пользования и распоряжения земельными участками на новые сроки, применение повышенных ставок арендной платы за землю и иную недвижимость, применение повышенных ставок платежей за использование объектов городской инфраструктуры;

7.2.2. Применение штрафных санкций в соответствии с действующим законодательством;

7.2.4. Предъявление требований
в судебном порядке о возмещении материального ущерба и морального вреда, причиненного физическими и юридическими лицами путем ущемления законных интересов граждан (при нарушении экологической безопасности, самовольном строительстве и самозахвате земель, чинении препятствий предприятиям и организациям при проведении приоритетной градостроительной деятельности, иных противоправных действиях);

7.2.5. Обращение в суд о пресечении любой деятельности, причиняющей материальный ущерб законным интересам граждан по месту жительства;

7.2.6. Иные законные способы воздействия.

7.3. Физические и юридические лица, чья деятельность признана несовместимой с приоритетными задачами развития территории, должны быть заблаговременно, не позднее чем за три месяца предупреждены о возможном применении к ним установленных санкций путем направления им предписания соответствующими органами местного самоуправления.

7.4. При невозможности для граждан, проживающих на территории, без значительного для себя материального или морального ущерба в течение трех месяцев с момента получения предписания прекратить пользование земельными участками и вывезти с территории принадлежащие им гаражи, временные сооружения для стоянки автомашин, художественные или иные мастерские, торговые павильоны и иные самовольно построенные объекты районная администрация может предоставить им отсрочку в пределах до трех месяцев.

7.5. При предоставлении гражданам такой отсрочки учитываются их согласие и готовность принять меры к прекращению не соответствующей приоритетам, экологически и социально вредной деятельности на территории. Среди таких мер могут быть: вступление в гаражно - строительный кооператив, долевое участие в строительстве многоэтажных и подземных гаражей, стоянок, художественных мастерских, коллективная организация работ по ремонту и переоформлению фасадов зданий, оформление прав пользования земельными участками для осуществления своей деятельности на другой территории, где она допустима, а также иные документально подтвержденные действия и намерения.

7.6. В ходе реализации приоритетных задач по месту жительства администрации районов или города Челябинска обязаны до начала вывода сооружений (гаражей и др.) предоставить всем получившим предписание владельцам право приоритетного приобретения или принятия долевого участия в централизованном строительстве сооружения того же назначения на территории района или в ближайших районах (территориях) города Челябинска.

Секретарь

Челябинской городской Думы

В.А.КРЮКОВ