Законы и бизнес в России

Закон Челябинской области от 25.11.1996 N 38-ОЗ (ред. от 13.09.2001) “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Челябинской области“ (принят постановлением Челябинской областной Думы от 19.09.1996 N 526)

Утратил силу в связи с изданием Закона Челябинской области от 27.10.2005 N 420-ЗО, вступающего в силу со дня официального опубликования.

Изменения, внесенные Законом Челябинской области от 13.09.2001 N 33-ЗО, вступают в силу со дня его официального опубликования.

25 ноября 1996 года N 38-ОЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ,

ЛЕЧЕБНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ

И КУРОРТАХ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

постановлением

Челябинской областной Думы

от 19 сентября 1996 г. N 526

(в ред. Законов Челябинской области

от 05.07.1999 N 79-ЗО, от 13.09.2001 N 33-ЗО)

Настоящий Закон области регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов на территории Челябинской области и основывается на положениях Конституции Российской
Федерации, Федеральных законов “Об особо охраняемых природных территориях“, “О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах“, иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Природные лечебные ресурсы, лечебно - оздоровительные местности предназначены для лечения и отдыха населения и относятся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством Российской Федерации о природных ресурсах.

Статья 1. Курортный фонд области

Природные лечебные ресурсы, лечебно - оздоровительные местности и курорты составляют курортный фонд области, входящий в состав курортного фонда Российской Федерации.

В состав курортного фонда области включаются все выявленные и учтенные природные лечебные ресурсы, лечебно - оздоровительные местности и курорты, находящиеся на территории области.

Статья 2. Природные лечебные ресурсы области

Минеральные воды, лечебные грязи, сапропели и рапа соленых озер, лечебный климат, акватории озер, другие природные условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха, являются природными лечебными ресурсами.

Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 3. Право собственности на природные лечебные ресурсы

Природные лечебные ресурсы, находящиеся в ведении области, являются государственной собственностью.

Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности Челябинской области как субъекту Российской Федерации.

Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами области от имени Российской Федерации и области осуществляют органы государственной власти области в пределах их полномочий, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом области, настоящим Законом.

Статья 4. Полномочия
законодательного (представительного) органа государственной власти области

Законодательный (представительный) орган области:

а) определяет основные направления государственной политики области в сфере санаторно - курортного лечения и отдыха;

б) Пункт исключен. - Закон Челябинской области от 13.09.2001 N 33-ЗО.

(Нумерация пунктов статьи изменена. - Закон Челябинской области от 13.09.2001 N 33-ЗО)

б) устанавливает порядок ведения государственного учета курортного фонда области и государственного реестра лечебно - оздоровительных местностей и курортов области и местного значения;

в) устанавливает налоговые, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;

(в ред. Закона Челябинской области от 13.09.2001 N 33-ЗО)

г) устанавливает порядок осуществления международного сотрудничества в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов;

д) утверждает областную программу сохранения и развития курортов области и местного значения;

е) утверждает положения о целевом фонде сохранения и развития санаторно - курортного дела;

ж) обеспечивает контроль за владением, пользованием и распоряжением природными лечебными ресурсами администрацией области;

з) осуществляет контроль за исполнением законодательства области о природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах.

Статья 5. Полномочия исполнительного органа государственной власти области

Глава администрации области:

а) признает территорию лечебно - оздоровительной местностью или курортом областного и местного значения и осуществляет контроль за ее использованием;

(в ред. Закона Челябинской области от 05.07.1999 N 79-ЗО)

б) осуществляет охрану лечебно - оздоровительных местностей и курортов областного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями;

(Пункт введен Законом Челябинской области от 05.07.1999 N 79-ЗО)

(Нумерация пунктов статьи изменена. - Закон Челябинской области от 05.07.1999 N 79-ЗО)

в) устанавливает границы и режим округов санитарной (горно - санитарной) охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов областного и местного значения;

г) определяет формы и
размеры платы за пользование территориями курортов областного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством области;

д) осуществляет международное и межрегиональное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов в соответствии с порядком, установленным законодательным (представительным) органом области;

е) разрабатывает областные программы изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей, сохранения и развития курортов и представляет на утверждение законодательному (представительному) органу области;

ж) определяет перечень органов исполнительной власти области и компетентных организаций, привлекаемых к изучению и использованию природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов, а также порядок заключения с ними соответствующих договоров;

з) формирует целевой фонд сохранения и развития санаторно - курортного дела;

и) вносит предложения в федеральные органы государственной власти по развитию курортов федерального значения, расположенных на территории области;

к) создает единый орган в системе исполнительной власти области по проведению государственной политики в совершенствовании и развитии санаторно - курортного дела и координации деятельности санаторно - курортных учреждений области для осуществления иных полномочий, отнесенных к компетенции администрации области законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области;

л) участвует во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально - технических ресурсов, развитие сервиса индустрии отдыха и использование зарубежного опыта в развитии курортов, привлекает иностранные инвестиции;

м) осуществляет выдачу лицензий санаторно - курортным организациям, проводит аттестацию и аккредитацию санаторно - курортных организаций;

н) осуществляет другие полномочия, отнесенные к его компетенции законодательством области.

Статья 6. Полномочия специально уполномоченного главой администрации области органа исполнительной власти области по координации деятельности лечебно - оздоровительных местностей и курортов

Политику области и координацию деятельности по организации
и профилактике заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов осуществляет орган исполнительной власти области, уполномоченный на проведение государственной политики в совершенствовании и развитии санаторно - курортного дела и координации деятельности санаторно - курортных учреждений области, который:

а) ведет государственный учет курортного фонда области и государственного реестра лечебно - оздоровительных местностей, курортов области и местного значения;

б) разрабатывает областную программу сохранения и развития курортов области и местного значения, готовит предложения в Правительство Российской Федерации в федеральную программу развития курортов Российской Федерации;

в) организует научные исследования в целях расширения курортного фонда области и Российской Федерации и повышения эффективности его использования;

г) организует подготовку кадров в сфере курортного лечения;

д) готовит и вносит предложения по установлению налоговых, визовых, таможенных и инвестиционных льгот, стимулирующих сохранение и развитие курортов области;

е) обеспечивает надзор за соблюдением технико - экономического обоснования (проекта) освоения и использования курортов;

ж) обеспечивает контроль за исполнением законодательства области об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления

К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно - оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

а) внесение в администрацию области предложения о признании территории лечебно - оздоровительной местностью или курортом местного значения;

б) осуществление охраны лечебно - оздоровительных местностей и курортов местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями;

(Пункт введен Законом Челябинской области от 05.07.1999 N 79-ЗО)

(Нумерация пунктов статьи изменена. - Закон Челябинской области от 05.07.1999 N 79-ЗО)

в) участие в реализации областных программ изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных
местностей и курортов, сохранения и развития курортов местного значения;

г) контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах компетенции;

д) участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально - технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов местного значения.

Статья 8. Лечебно - оздоровительные местности

Территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами, могут быть отнесены к лечебно - оздоровительным местностям.

Статья 9. Понятие курорта

Освоенные и используемые в лечебно - профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

Порядок и особенности функционирования каждого отдельного курорта области, курорта местного значения определяются положением о данном курорте, которое утверждается главой администрации области.

В положении о курорте области, курорте местного значения должны быть предусмотрены:

а) местонахождение курорта;

б) статус курорта;

в) границы и режим округов, зон санитарной (горно - санитарной) охраны;

г) лечебно - оздоровительная специализация;

д) вопросы развития и застройки курорта;

е) санитарная охрана курорта;

ж) обязанность органов местного самоуправления на территории которых находится курорт области, местного значения обеспечить соблюдение правил охраны санитарной зоны курорта, оповещение населения, предприятий, организаций об установленных границах округа и зон санитарной охраны курорта, а также о режиме, действующем в каждой из этих зон;

з) обязанность Челябинской областной и соответствующей районной, городской санитарно - эпидемиологической станции обеспечить контроль за проведением на курорте санаторно - противоэпидемических мероприятий;

и) эксплуатация природных лечебных ресурсов и благоустройство курорта (с указанием государственных органов, которые обеспечивают контроль за правильностью эксплуатации гидроминеральных ресурсов
курорта и за охраной их от загрязнения и преждевременного истощения);

к) организация лечения и обслуживания на курорте.

Статья 10. Статус лечебно - оздоровительных местностей и курортов

Лечебно - оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, областное и местное значение.

Территория признается лечебно - оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с главой администрации области.

Статья 11. Статус курортов Кисегач и Увильды

На территории области находятся два курорта федерального значения Кисегач и Увильды. Правовое положение данных курортов определено соответствующими положениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Условия, при которых осуществляется отнесение территории к лечебно - оздоровительным местностям и курортам области

Отнесение территории к лечебно - оздоровительным местностям и курортам области либо местного значения осуществляется главой администрации области на основании документов, содержащих заключения курортологических, гидрогеологических, санитарно - эпидемиологических и других исследований, обязательное проведение которых предусмотрено действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для курортов местного значения необходимо дополнительно к указанным документами представление органов местного самоуправления.

Статья 13. Порядок предоставления природных лечебных ресурсов

В случае признания территории лечебно - оздоровительной местностью, курортом области глава администрации области или уполномоченный главой администрации орган, а в случае признания курортом местного значения - органы местного самоуправления, предоставляют указанную территорию юридическим лицам для организации лечения и профилактики заболеваний, а также организации отдыха на основании лицензии, выданной им в порядке, установленном для осуществления указанной деятельности.

Представление природных лечебных ресурсов для иных целей не допускается.

В порядке исключения для использования в иных целях глава администрации области может предоставить природные лечебные ресурсы при условии положительного заключения экологической и санитарно - эпидемиологической экспертизы.

Статья 14. Разработка месторождений минеральных вод, лечебных
грязей и других природных лечебных ресурсов

Разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов осуществляется в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 15. Лицензирование использования лечебных природных ресурсов

Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.

Объем добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируется утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна обеспечивать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

Минеральные воды и лечебные грязи могут использоваться соответственно для промышленного розлива и фасовки.

Статья 16. Карта области о наличии природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов

Наличие природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов, находящихся на территории области, обозначаются на специальной карте, составленной администрацией области с участием компетентных органов и организаций.

Статья 17. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области

Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти области по вопросам использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов определяется Федеральным законом “О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах“, договором о разграничении полномочий и вопросов ведения, заключенным между Российской Федерацией и областью.

Статья 18. Финансовое обеспечение курортов

Финансирование курортов федерального значения, расположенных на территории области, обеспечивается за счет федерального бюджета и бюджета области в соответствии с федеральными программами развития курортов в Российской Федерации, а также иных источников финансирования, предусмотренных законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Финансирование курортов области, включая развитие транспорта, систем канализации, водоснабжения, теле-, радиовещания и связи, энергообеспечения, природоохранных мероприятий, осуществляется в соответствии с областными программами за счет средств областного бюджета, а также за счет иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.

Финансирование курортов местного значения осуществляется за счет средств местного бюджета в соответствии с областной программой сохранения и развития курортов области и местного значения.

Статья 19. Правовое положение санаторно - курортных организаций

Санаторно - курортные организации являются юридическими лицами.

Санаторно - курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно - профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, выданной в установленном порядке.

Порядок создания деятельности, реорганизации и ликвидации санаторно - курортных организаций устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.

Изменение лечебно - оздоровительной специализации при реорганизации санаторно - курортных учреждений не допускается.

Санаторно - курортным организациям для осуществления лечебно - профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в пользование в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки, акватории озер и иные природные ресурсы.

Застройка земель лечебно - оздоровительных местностей и
курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.

Статья 20. Имущество санаторно - курортных организаций

Имущество санаторно - курортных организаций может находиться в государственной (федеральной и областной), муниципальной собственности, собственности общественных организаций.

Имущество санаторно - курортных организаций, находящееся в собственности области и муниципальной собственности, не подлежит приватизации.

Санаторно - курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из настоящего Закона.

Статья 21. Учредительные документы санаторно - курортных организаций

Порядок и особенности деятельности санаторно - курортных организаций определяются их уставами, утверждаемыми учредителями (учредителем) в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Регистрация санаторно - курортных организаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Налоговые и иные льготы для санаторно - курортных организаций

Органы местного самоуправления вправе устанавливать санаторно - курортным организациям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, льготы, вплоть до освобождения от местных налогов.

Лица, направляющие имущественные, финансовые и иные ценности в форме инвестиций в санаторно - курортные организации, пользуются льготами в виде освобождения налога на прибыль.

Санаторно - курортные организации, специализирующиеся на лечении граждан, имеющих льготы, установленные Правительством Российской Федерации и областью по санаторно - курортному обслуживанию, с учетом объемов оказанных услуг, приравниваются по оплате коммунальных услуг к лечебным учреждениям.

Координация деятельности санаторно - курортных и оздоровительных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности в части использования лечебных средств и курортных факторов и организации санаторно - курортного режима осуществляется главой администрации области в лице уполномоченного им на то органа.

Статья 23. Организация санитарной (горно - санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов

Природные лечебные ресурсы, лечебно - оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно - санитарной) охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно - санитарной) охраны, установленные для лечебно - оздоровительных местностей и курортов областного значения, утверждаются главой администрации области.

В составе округа санитарной (горно - санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно - санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно - оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно - санитарной) охраны осуществляется за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно - санитарной) охраны.

Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно - санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов, осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование организации санитарной охраны природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов осуществляется за счет федерального, областного и местного бюджетов.

Статья 24. Областная программа сохранения и развития курортов области и местного значения

Областная программа сохранения и развития курортов области и местного значения разрабатывается на текущий период и перспективу на предстоящие пять лет.

Программа разрабатывается главой администрации области и представляется на утверждение в законодательный (представительный) орган области.

Программа включает в себя:

- паспорт целевой программы “Сохранение и развитие курортов области и местного значения“;

- анализ проблемы и обоснование необходимости ее решения;

- основные задачи, сроки и этапы реализации программы;

- мероприятия, направленные на нормативно - правовое обеспечение, совершенствование управления, сохранение лечебных ресурсов, развитие гидроминеральной базы, кадровое и научное обеспечение;

а также отражает вопросы:

- ресурсного обеспечения программы;

- финансирования программы;

- организации управления программой и контроль за ходом ее реализации.

Статья 25. Ответственность за нарушение режима лечебно - оздоровительных местностей и курортов

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 36 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях“.

Законодательством Российской Федерации за нарушение режима лечебно - оздоровительных местностей и курортов устанавливается уголовная, гражданско - правовая, дисциплинарная и материальная ответственность.

Вред, причиненный природным лечебным ресурсам, лечебно - оздоровительным местностям и курортам в границах округов санитарной (горно - санитарной) охраны, подлежит возмещению по фактическим затратам на их восстановление.

Статья 26. Разрешение споров

Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно - оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.

Экономические вопросы и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно - процессуальным законодательством.

По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами - предпринимателями могут решаться третейским судом.

Статья 27. Разрешение международных споров

Международные споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов Российской Федерации разрешаются в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключениями, установленными международными договорами Российской Федерации.

В случае, если международным договором в сфере использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно - оздоровительных местностей и курортов установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 28.

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации

Челябинской области

В.П.СОЛОВЬЕВ

г. Челябинск

25 ноября 1996 года

N 38-ОЗ