Законы и бизнес в России

Постановление Главы администрации Челябинской области от 19.11.1996 N 678 “Об основных направлениях развития здравоохранения области на период до 2000 года“ (вместе с “Основными направлениями развития здравоохранения области на период до 2000 года“)

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 1996 г. N 678

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

В целях определения приоритетных направлений развития здравоохранения области, более полного обеспечения конституционных гарантий прав граждан в области охраны здоровья и практической реализации “Основ законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации“,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить “Основные направления развития здравоохранения области на период до 2000 года“ (Приложение).

2. Главному управлению здравоохранения администрации Челябинской области (Дедков Е.Д.) до 1 февраля 1997 года разработать план практических мероприятий и обеспечить координацию работы по выполнению “Основных направлений развития здравоохранения области на период до 2000 года“.

3. Главному финансовому управлению администрации области (Прокин А.Е.) при
разработке проектов областных бюджетов в 1997 - 2000 годах учитывать приоритеты, определенные “Основными направлениями развития здравоохранения области на период до 2000 года“.

4. Главам администраций городов и районов области в решении вопросов здравоохранения исходить из “Основных направлений развития здравоохранения области на период до 2000 года“.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области - начальника Главного управления здравоохранения администрации области Дедкова Е.Д.

Глава администрации

Челябинской области

В.СОЛОВЬЕВ

Приложение

к постановлению

Главы администрации

Челябинской области

от 19 ноября 1996 г. N 678

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

Раздел 1. Необходимость разработки

и осуществления “Основных направлений

развития здравоохранения области

на период до 2000 года“

Цель и ожидаемые результаты

Осуществляемые в России радикальные политические и экономические реформы в условиях спада производства, а также сложившаяся к 90-м годам система здравоохранения с ее финансированием по остаточному принципу оказалась не в состоянии сдержать процесс ухудшения здоровья населения как в России, так и в Челябинской области. Продолжают оставаться на высоком уровне показатель смертности населения при низком коэффициенте рождаемости, средней продолжительности жизни, росте заболеваемости и травматизма, инвалидности.

В современных условиях с одной стороны - расширяется экономическая и правовая самостоятельность органов и учреждений здравоохранения области, с другой - развиваются процессы интеграции, охватывающие учреждения здравоохранения различного профиля, форм собственности и организационно - правового статуса. В этой связи очень актуальной становится необходимость наличия правовой базы совершенствования системы управления в здравоохранении.

Очень важны экономические проблемы здравоохранения, в частности сбалансированность его бюджетного и внебюджетного финансирования, эффективное использование, исключение потерь и дублирования. Для решения этой проблемы необходимо достичь согласованности действий в вопросах взаимодействия органов управления государственного, муниципального, частного сектора здравоохранения, лечебно - профилактических учреждений, Областного
фонда обязательного медицинского страхования. Негативно сказывается на работе учреждений здравоохранения области несовершенство системы планирования и финансирования, когда суммарные расходы на здравоохранение не достигают необходимого уровня для адекватного функционирования системы. Не решена проблема рационального распределения финансовых средств по учреждениям здравоохранения, в соответствии с численностью жителей административных территорий, состоянием здоровья населения и потребностями в медицинской помощи.

Существенное влияние на состояние здоровья населения области оказывает сочетание высокоактивных техногенных нагрузок с огромным количеством накопленных радиоактивных отходов, обуславливающих сверхнормативные загрязнения всех компонентов биосферы, на фоне снижения объемов финансирования и, соответственно, недостатков в инфраструктурах здравоохранения.

Рыночные отношения требуют более обоснованного учета и результатов деятельности сети лечебно - профилактических учреждений. Действующая система оказания медицинской помощи предусматривает приоритет дорогостоящей стационарной помощи и недооценку более экономичной амбулаторной помощи. Необходимо качественное изменение системы профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения на основе межсекторального подхода.

В условиях дефицита средств на науку первостепенное значение имеет выбор приоритетных направлений научных исследований и внедрение достижений новых медицинских технологий в практику.

Кадровая политика в здравоохранении области также должна претерпеть определенные коррективы, обусловленные новыми, более высокими требованиями к профессиональному уровню медицинских и фармацевтических работников, необходимостью проведения их лицензирования и сертификации, а также появлением конкуренции в сфере медицинских услуг.

Не может считаться полностью удовлетворительным обеспечение системы здравоохранения продукцией медицинской промышленности. Лекарственная помощь из-за высоких цен на лекарства становится малодоступной для большей части населения. Требует решения вопрос обеспечения ее качества и безопасности. Необходимо принятие мер по поддержке региональных производителей медицинской продукции и медикаментов путем предоставления им соответствующих льгот, а также привлечение к производству конверсионных предприятий и предприятий ВПК области.

Целью осуществления “Основных
направлений развития здравоохранения области на период до 2000 года“ является: полное обеспечение гарантий прав граждан в области охраны здоровья путем совершенствования деятельности государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения: реализация статьи 41 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому гражданину бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказываемую за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений, в соответствии с утвержденными стандартами качества медицинской помощи населению, что позволит:

- обеспечить эффективность системы здравоохранения;

- создать систему защиты прав пациентов, на основе правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере;

- усилить социальную и профессиональную защищенность медицинских и фармацевтических работников;

- повысить ответственность органов государственной власти, руководителей предприятий и учреждений различных форм собственности за создание условий, способствующих формированию и укреплению здоровья людей;

- улучшить демографическую ситуацию в области, реализовать медико - санитарные и медико - социальные мероприятия, направленные на оздоровление общества.

Для практической реализации “Основных направлений развития здравоохранения области на период до 2000 года“ дополнительно потребуется разработка конкретных программ и координация действий по охране здоровья населения между структурами государственной власти, различными ведомствами, государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения.

Раздел 2. Обеспечение действенности государственной

политики в области здравоохранения

Государственная политика в области здравоохранения должна быть направлена прежде всего на повышение ответственности органов государственной и муниципальной власти за охрану здоровья населения, сохранение и развитие государственного и муниципального здравоохранения, предоставление возможностей для формирования и развития частной системы здравоохранения.

Формирование и развитие частной системы здравоохранения не может осуществляться за счет и в ущерб государственной и муниципальной систем здравоохранения - основных гарантов обеспечения населения бесплатной, доступной и качественной медицинской помощью.

Повышение ответственности государственных и муниципальных органов власти реализуется
путем:

- обеспечения гарантий прав граждан в области здоровья в соответствии с законодательством РФ и официально установленными государственными стандартами в области медицинской и лекарственной помощи, первичной профилактики распространенных заболеваний;

- принятия мер, направленных на обеспечение единства политики в области здравоохранения, путем сочетания федеральных и территориальных интересов, разумной централизацией управления;

- развития и укрепления государственной и муниципальной систем здравоохранения;

- принятия мер, направленных на социальную и профессиональную защиту медицинских работников;

- учета наиболее значимых факторов сохранения здоровья населения области и развития здравоохранения, влияющих на государственную безопасность, экономику и социальную сферу, при принятии решений, влияющих на состояние здоровья населения, формирования бюджета области и здравоохранения.

Предметом особой заботы государственных органов является защита семьи, материнства и детства, охрана здоровья подростков. Необходимо принять безотлагательные меры, с привлечением администраций всех уровней, руководителей учреждений и предприятий, заинтересованных ведомств и служб, по оперативному реагированию на изменение демографической ситуации в области (рождаемость, заболеваемость, смертность, инвалидность).

Необходимым условием развития здравоохранения является создание соответствующей правовой базы, позволяющей, с одной стороны, закрепить в законах и нормативных актах области накопленный рациональный опыт, с другой стороны, с учетом особенностей региона и социально - экономической ситуации, определить модель развития здравоохранения области.

Раздел 3. Совершенствование системы

управления здравоохранения области

Одним из приоритетных направлений развития здравоохранения области является совершенствование системы управления здравоохранением, и прежде всего преодоление межведомственной разобщенности путем координации деятельности различных ведомств и служб, органов управления, принимающих решения по вопросам охраны здоровья.

Общее руководство системой управления здравоохранения области возлагается на заместителя Главы администрации области по вопросам охраны здоровья населения - начальника Главного управления здравоохранения администрации области.

С целью координации усилий, направленных на сохранение здоровья граждан, предполагается создание областного
координационного совета по здравоохранению и охране здоровья населения, который осуществляет коллегиальное принятие решений по следующим направлениям:

- анализ ситуации в области охраны здоровья населения и прогноз ее изменения;

- координация деятельности органов исполнительной власти - государственной и муниципальной, решающих в пределах своей компетенции вопросы охраны здоровья;

- разработка рекомендаций и подготовка предложений, касающихся комплексного подхода к решению вопросов обеспечения населения доступной и качественной медико - социальной и лекарственной помощью;

- координация разработки областных целевых программ в области охраны здоровья граждан;

- координация разработки проектов государственных областных стандартов в области здравоохранения и обеспечения государственных нужд в этой сфере;

- определение приоритетных направлений развития медицинской науки в области.

Областной государственный орган здравоохранения - Главное управление здравоохранения администрации Челябинской области несет в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение государственных социальных стандартов в сфере охраны здоровья населения, имеет право контроля за деятельностью органов местного самоуправления административных территорий в части, касающейся реализации этих стандартов. С этой целью необходимо четко разграничить компетенцию в вопросах охраны здоровья между Главным управлением здравоохранения администрации области и органами управления муниципального здравоохранения.

Отдельные специфические вопросы, связанные с необходимостью передачи полномочий с одного уровня управления на другой, могут быть решены путем заключения соответствующих двусторонних соглашений.

Главное управление здравоохранения администрации Челябинской области и муниципальные органы управления здравоохранения обеспечивают единство в проведении государственной политики в здравоохранении на основе оптимальной централизации и децентрализации управления. Модель управления здравоохранением строится на сохранении и укреплении целостности системы здравоохранения, не допускающей “размывания“ органов управления здравоохранением путем выделения из них других структур.

Совершенствованию системы управления здравоохранением будет способствовать разработка и утверждение унифицированной (типовой) структуры и номенклатуры муниципальных органов
управления здравоохранением.

Раздел 4. Укрепление экономической

основы здравоохранения

Укрепление экономической основы здравоохранения должно осуществляться в направлении совершенствования планирования и финансирования.

Упорядочение системы планирования и повышение его эффективности может быть обеспечено путем:

- разработки государственных стандартов медицинской и лекарственной помощи и на их основе государственных нужд (госзаказа) в сфере здравоохранения области и приоритетов его финансирования;

- введения нового порядка разработки программ здравоохранения;

- исключения дублирования, распыления средств и разобщенности действий при разработке и реализации программ по охране здоровья населения.

Для преодоления негативных тенденций в отрасли необходимо обеспечить гибкость и сохранение многоканальности финансирования здравоохранения путем реализации принципа достаточности финансовых ресурсов, формируемых на основании показателей здоровья населения, качества и доступности медицинской помощи.

Планирующая и финансовая деятельность в области здравоохранения должны быть скоординированы и направлены на предоставление возможности территориям области осуществлять медицинскую помощь исходя из реальной потребности по выполнению государственных стандартов охраны здоровья населения.

Главными источниками финансирования учреждений здравоохранения являются средства бюджета, фонда обязательного медицинского страхования, внебюджетные средства от реализации платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования.

Необходимо установить порядок регулирования и согласования с органами управления здравоохранением системы цен (тарифов) на медицинскую и лекарственную помощь.

Условия и порядок использования средств контролируются органами администрации области (Главное финансовое управление, контрольно - ревизионное управление, Главное управление здравоохранения администрации области), а также местными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В целях повышения эффективности использования финансовых средств органами управления здравоохранения и ЛПУ области проводится работа, направленная на обеспечение режима экономии средств, их распределения на дифференцированной основе.

Средства консолидированного бюджета направляются на обеспечение:

а) государственных стандартов, выполнение госзаказа в здравоохранении;

б) устойчивости инвестиционной политики по содержанию и развитию материально - технической базы учреждений государственной и
муниципальной систем здравоохранения;

в) подготовки и переподготовки кадров системы здравоохранения;

г) развития медицинской науки.

Необходимо проведение преобразований, направленных на совершенствование модели обязательного медицинского страхования, а также координирование внебюджетной деятельности учреждений здравоохранения, касающейся охраны здоровья населения.

Раздел 5. Совершенствование организации

медицинской помощи

Совершенствование организации медицинской помощи целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

- Приоритетное развитие амбулаторно - поликлинической помощи, в соответствии с “Основами законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации“, в целях обеспечения ее доступности в территориальном и временном отношении.

- Совершенствование системы профилактики и укрепления здоровья. Формирование здорового образа жизни.

- Концентрация высокоспециализированной помощи в областных, межмуниципальных и муниципальных центрах.

- Развитие новых организационных форм оказания медицинской помощи, включая сеть стационаров дневного пребывания, развертывание сети и коек сестринского ухода, хосписов.

- Проведение структурной реорганизации коечной сети в соответствии с заболеваемостью и сложившимися объемами медицинской помощи.

- Совершенствование системы реабилитационной помощи, поддержка развития санаторно - курортных и реабилитационных учреждений в области.

- Обеспечение безопасности и качества медицинской помощи, используя в работе ЛПУ областные медицинские стандарты.

- Обеспечение выполнения ранее принятых целевых комплексных программ по вопросам охраны здоровья с приоритетом в вопросах охраны материнства и детства, социально - значимых видов медицинской помощи: фтизиатрической, психиатрической, онкологической, болезней, передающихся половым путем, службе скорой помощи, профилактике инфекционных заболеваний и СПИД.

- Обеспечение широкого внедрения в практику здравоохранения современных научно - обоснованных технологий: организации и управления медицинской помощью населению, диагностики, лечения и профилактики заболеваний, современной и медицинской техники.

- Оптимизация системы медицинской помощи жителям сельских районов области.

- Совершенствование организации медицинской помощи при возникновении массовых поражений населения в чрезвычайных ситуациях и катастрофах.

- Развитие системы оздоровления, обеспечивающей эффективную медицинскую реабилитацию населения в соответствии с “Государственной
программой Российской Федерации по радиационной реабилитации Уральского региона 1996 - 2000 гг.“

Раздел 6. Повышение эффективности деятельности

государственных и муниципальных учреждений,

организаций, предприятий здравоохранения

Основой деятельности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является государственный заказ, определяемый органами управления здравоохранения исходя из существующей потребности населения на медицинские услуги. Определение заказа производится с учетом интересов населения административной территории в целом и исходя из реальных возможностей лечебно - профилактических учреждений.

Повышение эффективности деятельности лечебно - профилактических учреждений обеспечивается переводом взаимоотношений органов управления здравоохранения, лечебно - профилактических учреждений, субъектов обязательного медицинского страхования в рамки гражданско - правовых отношений (контрактов, договоров, соглашений). Заключаемые контракты должны отражать обязательства медицинских учреждений и предприятий по обеспечению ими государственных потребностей (госзаказа) в области здравоохранения.

В соответствии с контрактом учреждению, организации, предприятию предоставляется право на осуществление основных видов деятельности на платной основе сверх госзаказа и не в ущерб его выполнению в соответствии с действующими нормативными документами.

Такой подход позволит четко контролировать деятельность учреждения, организации, предприятия на новом качественном уровне, повысить их ответственность за выполняемую работу, создать основу для стимулирования их деятельности.

Раздел 7. Расширение гарантий в области

обеспечения лекарственными средствами,

иммунобиологическими препаратами,

медицинской техникой,

изделиями медицинского назначения

Стратегическим направлением в области обеспечения лекарственными средствами, иммунобиологическими препаратами, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения является максимально полное удовлетворение потребности в них населения и учреждений здравоохранения, забота о качестве и доступности лекарственной помощи.

Политика государственных органов управления области по вопросу лекарственного обеспечения основывается на следующих принципах:

- контроль за качеством и безопасностью лекарственных средств на основе соответствия стандартам;

- обеспечение доступности (по месту, времени и стоимости);

- социальная защита и помощь малообеспеченным слоям населения в беспрепятственном получении лекарственных средств.

Непременным условием в вопросе
лекарственного обеспечения является влияние государственных органов управления на лекарственный рынок, что проявляется в регулировании необходимых поставок лекарственных средств для нужд здравоохранения и в первую очередь обеспечения наличия утвержденного минимального перечня жизненно важных лекарственных средств.

В целях обеспечения единых подходов в осуществлении государственной политики в сфере лекарственного обеспечения следует проводить организационно - методическую поддержку и контроль за работой государственных, муниципальных и частично аптечных учреждений розничной сети и оптового звена. Для обеспечения доступности лекарственной помощи населению необходимо осуществлять регулирование цен в области лекарственного обеспечения.

Государственный заказ предприятиям и учреждениям области на производство и закупку медицинской продукции и лекарственных средств должен формироваться с учетом необходимости бесплатного обеспечения лечебно - профилактических учреждений и населения области, имеющих право на льготное медикаментозное обеспечение, жизненно важными лекарственными средствами, включая противоопухолевые, противотуберкулезные, иммунопрепараты и др. Предприятия области, начинавшие выпуск продукции для нужд здравоохранения, должны получить всестороннюю поддержку и развитие на основе льготного налогообложения и преимущественного права получения государственного заказа.

Раздел 8. Развитие медицинской науки

Основными задачами медицинской науки являются:

- формирование долговременной стратегии сохранения и укрепления здоровья населения, разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными среди населения области заболеваниями;

- разработка и внедрение в практику здравоохранения современных медицинских технологий профилактики, диагностики и лечения болезней, восстановления утраченного здоровья, увеличение продолжительности активного творческого периода жизни человека, особенно таких технологий, которые позволяют уменьшить стоимость обследования и лечения;

- разработка современных технологий организации и управления медицинской помощью населению.

Развитие медицинской науки осуществляется на основе следующих принципов:

- концентрация научно - технического потенциала и ресурсов на приоритетных направлениях медицинской науки;

- возрастание роли программно - целевого планирования и поддержка ведущих научных направлений;

- повышение качества независимой экспертизы и развитие этического контроля научных исследований;

- государственное финансовое обеспечение фундаментальных и прикладных медико - биологических исследований, проводимых в лечебно - профилактических и медицинских образовательных учреждениях области;

- расширение горизонтальных связей между составными частями “Наука - техника - производство“;

- развитие научно - технического предпринимательства, создание малых внедренческих Центров, научных творческих коллективов.

Координация медицинских научных разработок в области осуществляется через областной координационный совет по здравоохранению и охране здоровья. Главное управление здравоохранения области определяет научные приоритеты и государственный заказ на научные разработки прикладного характера, в частности касающиеся охраны здоровья населения области.

Раздел 9. Кадровая политика

в области здравоохранения

Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо усовершенствовать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов здравоохранения, включая потребности в квалифицированных кадрах, в том числе по таким новым направлениям, как врач общей практики, медицинский психолог, специалист по социальной работе, менеджменту и экономике здравоохранения, юриспруденции, медицинская сестра с высшим образованием.

Учитывая специфику медицинского и фармацевтического образования, следует и в дальнейшем сохранить образовательные учреждения здравоохранения области, в том числе и образовательные функции учреждений здравоохранения по дополнительному профессиональному образованию под контролем Главного управления здравоохранения области.

При совершенствовании этой системы в целях предоставления более широких возможностей в получении образования следует внедрять новые организационные формы подготовки медицинских и фармацевтических кадров, включая очно - заочное и прерывисто - цикловое обучение, в том числе и проведения интернатуры. Необходимо расширить подготовку специалистов в клинической ординатуре.

Одним из условий более точного определения уровня профессиональной подготовки специалистов и контроля их знаний должно стать развитие системы сертификации медицинских работников с участием экспертов профессиональных медицинских ассоциаций, а также их участие в рецензировании учебных программ образовательных учреждений здравоохранения области.

При формировании перспективной кадровой политики должны быть разработаны современные подходы к решению вопросов занятости в здравоохранении и распределению ресурсов с учетом потребности населения в медицинской помощи.

Подлежит реорганизации система планирования и распределения кадрового потенциала, которая в перспективе получит ориентацию на изменение соотношения врач - медицинский работник среднего звена в сторону увеличения числа последних и придания им некоторых управленческих функций.

Раздел 10. Расширение социальной

базы здравоохранения

Расширение социальной базы здравоохранения и привлечение к решению вопросов охраны здоровья общественных и религиозных организаций, непосредственно самих граждан во многом повысит эффективность проводимой работы.

Развитие контактов с общественными и религиозными организациями будет способствовать удовлетворению религиозно - нравственных (духовных) потребностей больных, обеспечит возможность использования этих организаций при оказании медицинской помощи (патронаж, уход за больными и т.д.), а также содействовать пропаганде медико - профилактических знаний.

С учетом этих особенностей работа по расширению социальной базы здравоохранения должна осуществляться по следующим направлениям:

- поиск действенных форм сотрудничества с общественными и религиозными организациями, содействие и координация их деятельности;

- развитие социальных и экономических стимулов для потребителей медицинских услуг с целью усиления заинтересованности и ответственности в охране собственного здоровья;

- широкое привлечение населения к вопросам сохранения и укрепления своего здоровья, содействие созданию общественных объединений по медицинским интересам (“коронарные клубы“, общества больных диабетом, бронхиальной астмой и т.д.);

- развитие системы стимулирования, сохранения и укрепления здоровья;

- совершенствование деятельности в области медицинского просвещения и оперативной медицинской информации;

- усиление контроля за информацией медицинского характера, исключение пропаганды неизученных, а также заведомо ненаучных, оккультных методов врачевания;

- работа среди населения по планированию семьи и в целях формирования духовно - нравственного отношения к семье и материнству, сокращения числа абортов;

- пропаганда биологической и социальной целесообразности рождения в семье нескольких детей;

- поддержка мер по пресечению рекламы алкоголя, наркотиков и табака, производства и распространения печатной и видеопродукции, не соответствующей нормам общественной морали;

- содействие любым государственным и общественным мероприятиям, направленным на сохранение и защиту нравственного здоровья общества;

- развертывание системы подготовки работников МВД и МСЧ и иных заинтересованных ведомств в области оказания доврачебной помощи;

- организация подготовки кадров общественного здравоохранения по системе ВОЗ на базе образовательных учреждений здравоохранения области;

- широкое привлечение средств массовой информации к популяризации здорового образа жизни, решению иных вопросов в интересах здравоохранения, развитие социальной рекламы, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности, а также услуг медицинского характера.

Заместитель

Главы администрации

Челябинской области

по вопросам охраны здоровья

Е.Д.ДЕДКОВ