Законы и бизнес в России

Дело Челябинского антимонопольного управления от 29.11.1995 N 20 <О нарушении АООТ “Челябинская Роспечать“ статьи 14 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“> (вместе с “Решением Челябинского антимонопольного управления от 14.12.1995“, “Предписанием Челябинского антимонопольного управления от 29.11.1995“)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 14 декабря 1995 года

Комиссия Челябинского территориального управления по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в составе:

1. Седачев В.И. - председатель комиссии, начальник

Челябинского антимонопольного управления

ГКАП РФ;

2. Кондрашов А.В. - член комиссии, заместитель начальника

Челябинского антимонопольного управления;

3. Кирьянов А.Б. - член комиссии, начальник Отдела по надзору

за соблюдением антимонопольного

законодательства;

4. Ливончик В.А. - член комиссии, специалист I категории

Отдела по поддержке предпринимательства;


5. Полякова Н.В. - член комиссии, главный специалист Отдела

по надзору за соблюдением антимонопольного

законодательства -

рассмотрела материалы производства по делу N 20 от 29.11.95 г. о нарушении ст. 14 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, начатого в соответствии с п. 1.1 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства по инициативе антимонопольного управления

в отношении: АООТ “Челябинская Роспечать“,

в присутствии представителей “Челяброспечати“: заместитель генерального директора Дегтева Г.Н. (доверенность разовая N 425 от 13.12.95 г.), юрист Ткачев С.Н. (доверенность постоянная N 1/1 от 5.01.95 г.).

Комиссия установила: в сентябре 1995 года на предприятия города и области был направлен запрос о предоставлении следующей информации:

1. сведения о лицах, владеющих более 5 % акций (долей) в уставном капитале запрашиваемого предприятия;

2. перечень предприятий, в уставном капитале которых запрашиваемое предприятие имеет более 5 % акций;

3. список исполнительных органов предприятия;


4. копии протоколов собраний акционеров за 1993 и 1994 гг.

На АО “Роспечать“ был направлен запрос N 721/5-9 от 21.09.95 года. В ответе АО “Роспечать“ N 1/312 от 4.10.95 г. по пунктам 2, 3, 4 информация была предоставлена. По п. 1 была представлена только часть информации: сообщалось о том, что более 20 % акций в уставном капитале АООТ “Роспечать“ владеет Челябинский Инвестиционный Фонд социальной защиты населения области. Тогда как из представленного протокола первого общего собрания акционеров АООТ “Роспечать“ от 10 октября 1994 года (страница 3) видно, что ЧИФ Социальной защиты населения владеет более 30 % акций. Где и когда был приобретен такой пакет, в ответе предприятия не указывалось. Хотя запрашивались сведения о всех акционерах, владеющих пакетом акций более 5 % (а не 20 %), в том числе и дата приобретения. Таким образом, исчерпывающей информации, необходимой антимонопольному управлению для осуществления контроля за соблюдением ст. 18 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, предприятием представлено не было.

Письмом N 787/5-9 от 19.10.95 г. Челябинское антимонопольное управление повторно запросило информацию, необходимую для осуществления своей деятельности:

1. Устав и учредительный договор АООТ “Роспечать“;

2. Реестр акционеров АООТ “Роспечать“ на 01.10.95 г.;

3. Информацию о движении акций АООТ “Роспечать“, находящихся в собственности АО “ЧИФ Социальной защиты населения“ (дата приобретения, количество акций);

4. Информация об акционерах и их полномочных представителях, участниках общего Собрания акционеров от 10.08.94 г. с указанием количества принадлежащих им голосующих акций и акций, находящихся в управлении; выплаты пенсий и пособий, нецелевое использование средств;

5. Положение о структуре АООТ “Роспечать“ и механизме взаимоотношений с подразделениями.

В ответе предприятия N 1/331 от 24.10.95 г. опять была предоставлена только часть информации: документы по пунктам 1, 5, 6.

Документы по пунктам 2, 3, 4 предприятие не представило и мотивировало это тем, что у антимонопольного управления нет оснований для запроса сведений об акционерах и движении акций по счетам акционеров.

В письме N 813/5-9 от 30.10.95 г. антимонопольное управление разъяснило, что основанием для запросов являются ст.ст. 13, 14, 15, 18 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, а также повторило запрос по пунктам 2, 3, 4 письма N 787/5-9 от 19.10.95 г.

В ответе АООТ “Роспечать“ N 1/356 от 08.11.95 г. отказалось предоставить запрашиваемую информацию и свои действия мотивировало следующим: в действующем законодательстве РФ прямо не указано на обязанность предприятия предоставлять ТУ ГКАП РФ сведения о реестре, реестродержателях; в соответствии со ст. 24 п. 1 Конституции РФ “Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается; информация о количестве акций у акционеров может быть отнесена к их “частной жизни“, т.е. распространение данной информации без согласия каждого зарегистрированного в реестре лица противоречит вышеуказанной норме Конституции РФ.

На заседании комиссии представители АООТ “Челяброспечать“ пояснили, что согласно Положению о коммерческой тайне, утвержденному руководителем предприятия, сведения из реестра акционеров составляют коммерческую тайну. Для запроса необходимо специальное распоряжение вышестоящей организации (ГКАП РФ). Также представители заявили, что информация о количестве акций у акционеров может быть отнесена к их “частной жизни“ и распространение данной информации без согласия собственника акций противоречит п. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации.

Комиссия не может согласиться с такими объяснениями по отказу от предоставления информации АООТ “Роспечать“ по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 34 Конституции РФ: “Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию“. Ст. 15 п. 2 Конституции РФ: “... должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию РФ и законы“. Ст. 18 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ накладывает обязанность, с одной стороны, на антимонопольный орган по осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, с другой стороны, накладывает обязанность на лицо (или группу лиц), приобретающее более чем 20 % голосующих акций, получать предварительное согласие на осуществление таких сделок. АО “ЧИФ социальной защиты населения области“ такого согласия не получал, и антимонопольный орган обязан по собственной инициативе, во исполнение п. 2 ст. 34 Конституции РФ, ст. 11, 18 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, осуществлять необходимый контроль. Ч. 2, ст. 11 указанного Закона говорит о том, что антимонопольный орган... контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в РФ хозяйствующих субъектов.

Поэтому ст. 14 вышеназванного закона накладывает обязанность на предприятия предоставлять антимонопольному органу информацию, необходимую для осуществления им своей законной деятельности.

Поскольку ст. 15 этого же Закона обязывает территориальный антимонопольный орган соблюдать коммерческую тайну и за ее разглашение предусмотрена ответственность статьей 25 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, предприятие не вправе отказывать в предоставлении информации, ссылаясь на коммерческую тайну.

Кроме того, в соответствии с п. 51 “Положения о выпуске и обращении ценных бумаг...“, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.12.91 г. N 78: “... сведения о сделках по приобретению лицом или группой лиц пакета акций, не могут быть отнесены к коммерческой тайне участников сделки“.

Таким образом, непредоставление информации АООТ “Роспечать“ не основано на действующем законодательстве, и такое непредоставление информации следует признать противоречащим ст. 14 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Руководствуясь ст.ст. 12, 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом ГКАП России N 53 от 12 мая 1994 года, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия АООТ “Челябинская Роспечать“, выразившиеся в непредоставлении исчерпывающей информации по запросам Челябинского антимонопольного управления N 721/5-9 от 21.09.95 г., N 787/5-9 от 19.10.95 г., а также в отказе предоставить информацию по запросу N 813/5-9 от 30.10.95 г., противоречащими ст. 14 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Направить в адрес АООТ “Челябинская Роспечать“ предписание о прекращении нарушения ст. 14 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Председатель комиссии

В.И.СЕДАЧЕВ

Члены комиссии

А.В.КОНДРАШОВ

А.Б.КИРЬЯНОВ

В.А.ЛИВОНЧИК

Н.В.ПОЛЯКОВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 29 декабря 1995 года

На основании решения Комиссии Челябинского территориального управления ГКАП РФ N 934/4-9 от 19 декабря 1995 г., в соответствии со ст. 12 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ Челябинское территориальное управление по антимонопольной политике

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. АООТ “Челябинская Роспечать“ - прекратить нарушение ст. 14 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся в непредоставлении исчерпывающей информации по запросам Челябинского антимонопольного управления N 721/5-9 от 21.09.95 г., N 787/5-9 от 19.10.95 г., а также в отказе предоставить информацию по запросу N 813/5-9 от 30.10.95 г., то есть непредоставление информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности в соответствии со ст. 18 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. В десятидневный срок со дня получения решения и предписания предоставить Челябинскому антимонопольному управлению следующую информацию:

а) сведения о лицах, владеющих более 5 % акций (долей) в уставном капитале АООТ “Роспечать“;

б) сведения о движении акций АООТ “Роспечать“, находящихся в собственности АО “ЧИФ Социальной защиты населения области“ с момента первой записи (количество акций, дата приобретения);

в) информация об акционерах и их полномочных представителях, участниках общего собрания акционеров от 10.08.95 г. с указанием количества принадлежащих им голосующих акций и акций, находящихся в управлении.

Примечание. За неисполнение предписания должностные лица органов власти и управления, руководители коммерческих и некоммерческих организаций несут ответственность в соответствии со ст. 157-2 кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ на коммерческие и некоммерческие организации может быть наложен штраф:

- за неисполнение в срок предписания территориального антимонопольного органа - в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

- за предоставление территориальному антимонопольному органу недостоверных сведений - в размере до 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Председатель комиссии

В.И.СЕДАЧЕВ

Члены комиссии

А.В.КОНДРАШОВ

А.Б.КИРЬЯНОВ

В.А. ЛИВОНЧИК

Н.В. ПОЛЯКОВА