Законы и бизнес в России

Постановление Главы администрации Челябинской области от 13.09.1995 N 446 “Об организации взаимодействия органов исполнительной власти в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда“ (вместе с “Механизмом основных действий органов исполнительной власти и государственной службы занятости в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных городах и районах области“)

Утратил силу с 1 января 2005 года в связи с изданием Постановления Губернатора Челябинской области от 04.02.2005 N 37.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 1995 г. N 446

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СЛУЧАЯХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА

В соответствии с решением областного координационного комитета содействия занятости населения N 29 от 1 марта 1995 г. и в целях создания механизма решения проблем занятости населения в условиях массового высвобождения и возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных городах и районах области

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить механизм основных действий органов исполнительной власти и государственной службы занятости в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в
отдельных городах и районах области (прилагается).

2. Возложить на областной координационный комитет содействия занятости населения (Христенко В.Б.) совместно с областным центром занятости (Охотин В.И.) обеспечение постоянного контроля за развитием ситуации на рынке труда области и, при возникновении критических ситуаций, принятие решений о введении механизма действий органов исполнительной власти на отдельных территориях.

3. Руководителям комитетов и управлений областной администрации, Главам администраций городов и районов области в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда отдельных территорий обеспечить скоординированные с областной службой занятости действия в рамках утвержденного механизма в целях стабилизации их экономического и социального положения.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы администрации области Христенко В.Б.

Глава администрации

Челябинской области

В.СОЛОВЬЕВ

Приложение

к постановлению

Главы администрации

Челябинской области

от 13 сентября 1995 г. N 446

МЕХАНИЗМ

ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ В СЛУЧАЯХ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА

В ОТДЕЛЬНЫХ ГОРОДАХ И РАЙОНАХ ОБЛАСТИ

Данный механизм определяет целевые действия, направленные на принятие срочных социальных мер при резком ухудшении ситуации на рынке труда отдельных городов и районов, характеризующейся массовой безработицей, которая определяется массовыми остановками и закрытием предприятий, активным высвобождением работников с действующих предприятий, отсутствием или наличием минимального числа свободных рабочих мест (вакансий) и как следствие - падение уровня доходов граждан.

Территория отдельных городов и районов, уровень безработицы которых 10 и более процентов, считается с критической ситуацией на рынке труда.

Целевые действия ориентированы на решение конкретных, как правило, краткосрочных проблем, и не могут решать вопросов общего вывода экономики территорий из депрессии. Для этого должны разрабатываться специальные программы экономического подъема депрессионных территорий, включающие возможное смягчение налогового давления, предоставление преимуществ, создающих благоприятный инвестиционный климат, реструктуризацию экономики и
другие решения в области финансовой и экономической политики, направленные на поощрение расширения системы рабочих мест.

I. Действия по предотвращению критических

ситуаций на рынке труда

1.1. Оценка ситуации и ее мониторинг

1.1.1. Проводить комплексную социально - экономическую оценку территории (согласно приложению 1)

ежегодно в 1 кв. главы администраций территорий

1.1.2. Обеспечить систематический социально - экономический мониторинг территории

ежеквартально главы администраций территорий

1.1.3. Регулярно информировать администрацию области и областной центр занятости населения об изменениях ситуации и принимаемых мерах

ежемесячно главы администраций территорий,

центры занятости населения

1.2. Разработка стратегии экономического развития

1.2.1. Разрабатывать (уточнять) программы развития перспективных сфер и отраслей народного хозяйства города, района

ежегодно в 1 кв. главы администраций территорий

1.2.2. Подготовить предложения:

- о мобилизации финансовых ресурсов, формированию налоговой и кредитной политики в условиях возникновения критических ситуаций на рынке труда области, города, района;

- по совершенствованию экономического механизма стимулирования деловой активности и поддержке малого и среднего бизнеса, развития новых экономических структур;

- по оценке и использованию земельных участков и недвижимости для целей экономического развития территорий;

- по поиску альтернативных инвестиционных источников, в т.ч. за счет более полного использования средств, поступающих в местные бюджеты от приватизации и акционирования предприятий и организаций, привлечение иностранных инвестиций;

- по системе оперативного создания дополнительных рабочих мест, прежде всего для общественных работ, развертывания профессионального обучения незанятых граждан и, в первую очередь, длительно неработающих, молодежи, а также переобучения кадров на предприятиях при их перепрофилировании

1 полугодие 1995 г. главы администраций территорий

1.3. Организация работы центров занятости по предотвращению массовых высвобождений

1.3.1. В целях систематизации сбора информации об увольнениях, трудоустройстве на предприятиях города (района) сформировать (уточнить) картотеку предприятий

2 кв. 1995 г. гор(рай) центры занятости населения

1.3.2. Осуществлять сбор информации о проводимых и
планируемых высвобождениях (по установленным формам госстатотчетности, при посещении предприятий, беседах с обращающимися в службу занятости и др.)

постоянно гор(рай) центры занятости населения

1.3.3. Прогнозировать степень влияния возможного притока рабочей силы на местный рынок труда и уровень безработицы

постоянно гор(рай) центры занятости населения

1.3.4. Готовить и направлять в областной центр занятости населения (ОЦЗН) информацию о масштабах предполагаемых высвобождений и намеченных мероприятиях по сокращению высвобождений (по форме 1-МВ)

ежеквартально гор(рай) центры занятости населения

1.3.5. Оказывать помощь работодателям и профсоюзным органам в разработке коллективных договоров, в части обеспечения занятости граждан и социальной защите высвобождаемых

ежегодно гор(рай) центры занятости населения

1.4. Подготовка центров занятости к работе в чрезвычайных условиях

1.4.1. Провести подготовительную работу к возможному переходу на двухсменный режим работы городских (районных) центров занятости населения (далее - гор(рай) ЦЗН)

1 полугодие 1995 г. директор ОЦЗН, гор(рай) ЦЗН

1.4.2. Определить помещения, которые будут дополнительно выделены центрам занятости при возникновении чрезвычайных ситуаций, источники комплектовании их необходимой мебелью, оборудованием, оргтехникой

1 полугодие 1995 г. главы администраций территорий,

ОЦЗН

1.4.3. Создать в центрах занятости необходимый резерв бланочной продукции, используемой в процессе работы с клиентами

1 полугодие 1995 г. директора гор(рай) ЦЗН

1.4.4. Определять необходимое число дополнительных штатных единиц и источники финансирования их содержания из фонда занятости

ежегодно гор(рай) ЦЗН, ОЦЗН

1.4.5. Подготовить рекомендации по упрощенным порядкам:

- регистрации (перерегистрации) граждан

- выплаты пособий по безработице (переход на перечисления один раз в месяц)

- подбор и предоставление подходящей работы, вплоть до предоставления гражданам любой работы

2 кв. 1995 г. областной центр занятости населения

1.4.6. Разрабатывать согласованный со всеми исполнителями план организации общественных работ. Определять должностных лиц, возглавляющих эту работу, а также возможных руководителей временных бригад

ежегодно главы администраций территорий,

гор(рай) центры занятости населения

1.5. Подготовка
учебных заведений к работе в чрезвычайных условиях

1.5.1. Определять предельные возможности системы обучения по расширению краткосрочных учебных курсов для безработных

ежегодно главы администраций территорий,

гор(рай) ЦЗН, учебные заведения

1.5.2. Определять базовые учебные заведения, включая учебные центры предприятий, для организации обучения граждан

ежегодно главы администраций территорий,

гор(рай) ЦЗН

1.5.3. Рассмотреть механизм возможного введения профессионального обучения в дополнительных (двенадцатых) классах общеобразовательных школ и продленного обучения в государственных профессиональных учебных заведениях

1 полугодие 1995 г. главы администраций территорий,

органы образования

1.5.4. Принять решение об обязательном предоставлении сведений о вакантных ученических местах в органы государственной службы занятости всеми профессиональными учебными заведениями

1 полугодие 1995 г. главы администраций территорий

1.5.5. Принять решение об обязательном согласовании с органами государственной службы занятости планов набора и выпуска учащихся из учебных заведений

1 полугодие 1995 г. главы администраций территорий

1.5.6. Принимать решения о перепрофилировании планов подготовки кадров в учебных заведениях, обучающих по профессиям, не пользующимся спросом

ежегодно главы администраций территорий

1.5.7. Обеспечить бесперебойную работу государственных учебных заведений общего и профессионального образования на территориях, находящихся в наиболее неблагоприятном положении

постоянно главы администраций территорий

1.6. Организация работы органов социальной защиты

1.6.1. Обеспечить бесперебойную выплату пенсий и социальных пособий, в первоочередном порядке и в полном объеме перечислять финансовые ресурсы в распоряжение территорий, находящихся в наиболее неблагоприятном положении

постоянно главное управление социальной

защиты области

1.6.2. Подготовить рекомендации по изменению режима и организации работы органов социальной защиты в чрезвычайных условиях

1 полугодие 1995 г. главное управление социальной

защиты области

II. Организация работы при угрозе массовых увольнений

2.1. Через трехсторонние комиссии ввести запрет на сверхурочные работы на предприятиях, в организациях, кроме случаев, предусмотренных ст. 55 КЗоТ РФ

в течение недели главы администраций территорий,

работодатели, профсоюзы

2.2. Обеспечить постоянный контроль за соблюдением руководителями предприятий, учреждений
и организаций законодательства о труде и занятости и своевременно применять к нарушителям установленные законодательством меры ответственности

постоянно главы администраций территорий

2.3. Усилить контроль за своевременным и обоснованным уведомлением работодателями органов государственной службы занятости и трудовых коллективов о запланированных высвобождениях, а также работников, которых это затронет

постоянно главы администраций территорий

2.4. Провести разъяснительную работу с работодателями о недопустимости уклонения от уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости или преднамеренного занижения их размеров и о мерах ответственности, установленных законодательством

по мере необходимости главы администраций территорий

2.5. Разработать процедуры переговоров работодателя, профсоюза, администрации территорий об условиях высвобождения работников

1 полугодие 1995 г. главы администраций территорий,

объединения работодателей

2.6. Создать на крупных предприятиях - основных работодателях, планирующих массовые увольнения, трехсторонние комиссии для определения возможных альтернатив высвобождению, оценке возможностей максимального увеличения периода до фактического увольнения работников, конкретного отбора работников, подлежащих увольнению

в течение недели после главы администраций территорий,“получения сообщения руководители предприятий,

профсоюзные органы

2.7. Разрабатывать рекомендации по определению условий сокращения рабочего времени, внутрипроизводственному перемещению работников, временному приостановлению найма новых работников на вакантные рабочие места, условий выплаты увольняемым компенсаций за счет работодателя, порядку отбора работников, подлежащих увольнению

за 3 месяца до начала главы администраций и профсоюзные“массового высвобождения органы предприятий, учреждений,

организаций

2.8. Организовать “опережающее обучение“ для увольняемых работников и при их переводе на другую работу внутри предприятия с заключением соответствующих договоров с образовательными учреждениями

за 2-3 месяца до начала работодатели, городские и районные“массового высвобождения центры занятости населения

2.9. Организовать филиалы центров занятости для заблаговременного подбора увольняемым нового места работы, учебного курса, регистрации на случай обращения за пособием по безработице

за 2-3 месяца до начала главы администраций территорий,“массового высвобождения работодатели, городские и

районные центры занятости

2.10. С целью создания резерва финансовых средств внести изменения в распределении средств ГФЗ по статьям расходов, вплоть до запрета использования средств на цели, не связанные с выплатой пособий по безработице, переобучением, организацией трудоустройства и общественных работ

по мере необходимости областной центр занятости населения

2.11. Проинформировать учреждения, осуществляющие денежные выплаты безработным, о возможном расширении объема работ. При необходимости заключить дополнительные договоры

по мере необходимости городские и районные центры

занятости населения

2.12. При получении от работодателя информации о планируемом массовом высвобождении совместно с администрацией предприятия, профсоюзным органом осуществлять действия по предотвращению массовых увольнений или значительному их сокращению согласно “Временному порядку организации работы служб занятости области в условиях массового высвобождения“ (утвержден приказом ОЦЗН от 04.04.94 г. N 69)

по получении информации городские, районные центры

занятости населения

III. Действия при возникновении критической

ситуации на рынке труда

На уровне области

3.1. Мониторинг в социально - трудовой сфере городов и районов области, социально - экономическая оценка положения в области

ежемесячно управление по труду и социальным

вопросам области, областной центр

занятости населения, областное

управление статистики

3.2. Формирование перечня территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. Введение особых режимов получения оперативной информации по ним. Введение системы оперативных показателей и форм, независимо от установленной государственной отчетности, необходимых для принятия управленческих решений

постоянно областной центр занятости населения,

областное управление
статистики

3.3. Выявление причин сложившейся напряженной ситуации на рынке труда городов и районов области и информирование областного координационного комитета содействия занятости населения, выполняющего функции организации работы по предотвращению критических ситуаций на рынке труда

постоянно комитеты и управления областной

администрации, областной центр

занятости населения

3.4. Реализация предложений (см. п. 1.2.2.) по мобилизации финансовых ресурсов области, формированию налоговой и кредитной политики, совершенствованию экономического механизма стимулирования деловой активности и поддержке предпринимательства, поиску альтернативных инвестиционных источников, развитию системы рабочих мест, общественных работ и др.

в первую неделю комитеты и управления администрации

области, областной координационный

комитет по предотвращению

критических ситуаций на рынке труда

3.5. Проведение экспертизы финансового состояния предприятий (в первую очередь градообразующих), учреждений и организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников

постоянно администрации, финансовые органы

территорий, агентства по

несостоятельности (банкротству)

предприятий

3.6. Организация консультаций и иной помощи критическим территориям

постоянно комитеты, управления и отделы

областной администрации,

областной центр занятости

населения

3.7. Проведение выборочной комплексной оценки действий органов исполнительной власти городов (районов), непосредственно работодателей по самостоятельному выходу из кризисной ситуации без привлечения федеральных и областных ресурсов

в течение кризисной ситуации областной координационный

комитет

3.8. Организация взаимодействия и информирования Правительственной комиссии по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах РФ о возникновении критических ситуаций и реализуемых мерах

в течение кризисной ситуации областной координационный

комитет

3.9. Введение через трехсторонние комиссии системы мер, позволяющих избежать сокращения численности работников и, в первую очередь, путем перевода на вакантные рабочие места

немедленно областной координационный

комитет

3.10. Оценка возможности использования части высвобождаемых работников (на постоянной и временной основе) посредством территориального перераспределения на предприятия и в организации других городов и районов области

в течение критической ситуации областной центр занятости

населения

3.11. Разработка мероприятий по альтернативным вариантам дальнейшей деятельности предприятий, учреждений, организаций, использования отдельных участков, цехов,
производств с предложением внесения изменений в учредительные документы предприятий в установленном законодательством порядке

в первый месяц главы администраций территорий,

руководители предприятий,

учреждений, организаций,

профсоюзы

3.12. Введение дополнительных учебных курсов, факультативов, обучающих программ и т.д., направленных на продление сроков обучения в государственных учебных заведениях

в первый месяц главы администраций территорий,

органы образования области

3.13. Информирование населения, с использованием средств массовой информации, о социально - экономической ситуации на рынке труда территорий с критической ситуацией и принимаемых мерах по стабилизации положения в них

постоянно областной центр занятости населения,

главы администраций территорий

3.14. Осуществление рабочих контактов с министерствами и ведомствами социального блока, внебюджетными и резервными фондами с целью получения необходимой финансовой поддержки

постоянно комитеты и управления

администрации области, территорий

3.15. Направление в правительственную комиссию сообщения с просьбой об оказании оперативной организационно - финансовой помощи для стабилизации положения в социально - трудовой сфере области

при необходимости областной координационный комитет

На уровне города, района

3.16. Вводится система постоянного мониторинга в социально - трудовой сфере, определяется круг показателей, представляемых ежедневно

немедленно администрации центров занятости

населения и органы статистики

территорий

3.17. Принимается решение о создании городской (районной) комиссии по предотвращению критических ситуаций и режиме ее работы, или о возложении ее функций на соответствующие территориальные координационные комитеты содействия занятости населения

немедленно главы администраций территорий

3.18. Устанавливаются особые режимы работы управлений и отделов администрации, и прежде всего связанных с приемом населения

по мере необходимости главы администраций территорий

3.19. Непосредственно на предприятиях и в организациях, находящихся под угрозой остановки или осуществляющих массовое высвобождение, создаются временные рабочие группы из членов трудовых коллективов для проведения согласованной кадровой политики

в первую неделю главы администраций территорий,

работодатели, профсоюзные

органы предприятий

3.20. Проводится работа по выявлению основных причин (финансовых, экономических, технико - технологических, организационных и
т.д.), вызвавших остановку производства и массовое высвобождение персонала.

Осуществляется разработка или оценивается возможность применения мер по восстановлению производства (полностью или частично), приостановке массового высвобождения и расчет необходимых для этого ресурсов, по введению порядка, предусматривающего в период проведения санации предприятий - банкротов сохранение занятости для части персонала.

в течение месяца главы администраций территорий,

работодатели, гор(рай) центры

занятости населения

3.21. Проводится анализ реализуемых в городе (районе) инвестиционных программ (проектов) с целью изыскания дополнительных ресурсов для ликвидации или смягчения кризисных явлений

в течение 10 - 15 дней главы администраций территорий

3.22. В областной координационный комитет содействия занятости населения, выполняющий функции организации работы по предотвращению критических ситуаций на рынке труда, направляется информация о сложившейся кризисной ситуации и перечень принимаемых администрацией города (района) мер

ежедневно главы администраций территорий

3.23. При невозможности выхода из кризиса за счет собственных ресурсов вносится предложение о придании городу (району) статуса территории с чрезвычайной ситуацией на рынке труда

по мере необходимости главы администраций территорий

3.24. В случае углубления кризисных явлений последовательно сворачивается выполнение и финансирование реализуемых программ, не оказывающих влияния на смягчение ситуации с занятостью населения, а органами службы занятости, в зависимости от ситуации на рынке труда, выполняются специальные программы (приложение N 2)

по мере необходимости главы администраций территорий,

гор(рай) центры занятости

населения

3.25. Разрабатывается программа экстренных мер в городе (районе) по снятию социальной напряженности в связи с массовым высвобождением, предусматривается:

- использование средств массовой информации для оповещения населения о складывающейся ситуации на рынке труда и принимаемых мерах по ее стабилизации;

- определение численности групп населения, которым в период массового высвобождения необходимо предоставление дополнительной социальной помощи;

- подготовка предложений по созданию резервных денежных средств за счет бюджетных и внебюджетных фондов, механизму перераспределения указанных средств и целям оказания финансово - экономической помощи предприятиям

по мере необходимости главы администраций, финансовые

организации, работодатели,

органы соцзащиты, средства

массовой информации, профсоюзы,

общественные организации

территорий

3.26. Создание за счет средств внебюджетных фондов и работодателей рабочих мест для обеспечения временной занятости граждан и, в первую очередь, на объектах, обеспечивающих жизнедеятельность города (района) в установленном законодательством порядке

весь период главы администраций, внебюджетные

фонды, работодатели территорий

3.27. Организация филиалов центра занятости на предприятиях, где предусматривается массовое высвобождение, или на территории города (района)

по мере необходимости гор(рай) центры занятости населения

3.28. Усиление контроля за соблюдением администрацией предприятий, учреждений и организаций установленного законодательством порядка приема на работу и увольнения граждан, а также:

- за представлением в центры занятости сведений о всех вакансиях и свободных рабочих местах предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности;

- отказом от сверхурочных работ, кроме случаев, предусмотренных ст. 55 КЗоТ РФ

- переводом работников на режим неполного рабочего времени

по мере необходимости главы администраций территорий

3.29. Проведение работы по организации временной, сезонной занятости, определение рабочих мест для выполнения массовых, оплачиваемых общественных работ, оказание помощи высвобождаемым работникам в организации собственного дела

постоянно главы администраций территорий,

гор(рай) центры занятости

населения

3.30. Рекомендация учебным заведениям осуществления мер по:

- введению дополнительных учебных курсов, факультетов, обучающих программ, в т.ч. на платной основе;

- организации на договорной основе учебной практики на предприятиях, в организациях города (района);

- внесению предложений о введении профессионального обучения в дополнительных (двенадцатых) классах общеобразовательных школ и др.

по мере необходимости главы администраций территорий,

органы народного образования,

учебные заведения

3.31. Вводятся упрощенные порядки регистрации (перерегистрации), выплаты пособий по безработице, подбора подходящей работы

по мере необходимости гор(рай) центры занятости

населения

3.32. Вводится двухсменный режим работы центров занятости населения

по мере необходимости гор(рай) центры занятости

населения

3.33. Введение оперативной отчетности о положении с трудоустройством высвобождаемых работников, ее обобщение и подготовка предложений о дальнейших действиях

еженедельно главы администраций территорий,

гор(рай) центры занятости

населения

3.34. Осуществляется регулярное информирование администрации области (областного координационного комитета по предотвращению критической ситуации на рынке труда) о принимаемых мерах по смягчению напряженности в городе (районе) и подготавливаются предложения об оказании необходимой помощи в решении проблем занятости высвобождаемых работников

еженедельно городской (районный)

координационный комитет

3.35. Готовятся предложения с необходимыми расчетами и обоснованиями в администрацию области (областной координационный комитет по предотвращению критических ситуаций на рынке труда) о выделении городу (району) дотаций из регионального бюджета

по мере необходимости главы администраций территорий

3.36. С помощью трехсторонних комиссий разрабатываются альтернативные варианты дальнейшей деятельности предприятий, учреждений, организаций, использования отдельных участков, цехов, производств

по мере необходимости главы администраций территорий,

работодатели, профсоюзы

3.37. В областной центр занятости вносятся обоснованные предложения об использовании части высвобождаемых работников за счет территориального перераспределения на предприятиях и в организациях в других городах и районах региона

по мере необходимости гор(рай) центры занятости

населения

3.38. Осуществляется постоянное прогнозирование рынка труда

ежемесячно гор(рай) центры занятости

населения

Первый заместитель председателя

Комитета экономики

Челябинской области

П.РЫЖИЙ

Приложение N 1

к Механизму

действий органов исполнительной власти

и государственной службы занятости

в случаях возникновения критических

ситуаций на рынке труда в отдельных

городах и районах области

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕГИОНА

---------T-------------T-----------------------T-----------------¬

¦ Раздел ¦ Группы ¦ Основные ¦ Основные ¦

¦ ¦характеристик¦ характеристики ¦ цели ¦

+--------+-------------+-----------------------+-----------------+

¦Общая ¦ ¦1. Физико-географичес- ¦Определить ¦

¦характе-¦ ¦кие условия в регионе. ¦экономико - ¦

¦ристика ¦ ¦2. Значение региона для¦географические и¦

¦региона ¦ ¦более обширной¦иные преимущества¦

¦ ¦ ¦территории, страны,¦региона и¦

¦ ¦ ¦ближнего и дальнего¦препятствия при¦

¦ ¦ ¦зарубежья. ¦реализации ¦

¦ ¦ ¦3. Экономико - ¦программ ¦

¦ ¦ ¦географическое ¦ ¦

¦ ¦ ¦положение (городской¦ ¦

¦ ¦ ¦или сельский,¦ ¦

¦ ¦ ¦перенасыщенный ¦ ¦

¦ ¦ ¦промышленностью, ¦ ¦

¦ ¦ ¦отдаленный или¦ ¦

¦ ¦ ¦транспортно доступный ¦ ¦

¦ ¦ ¦и т.д.) ¦ ¦

¦ ¦ ¦4. Уникальные ¦ ¦

¦ ¦ ¦особенности ¦ ¦

¦ ¦ ¦(малочисленные народы,¦ ¦

¦ ¦ ¦отдаленные районы¦ ¦

¦ ¦ ¦Крайнего Севера, язык,¦ ¦

¦ ¦ ¦культурные традиции и¦ ¦

¦ ¦ ¦т.д.) ¦ ¦

+--------+-------------+-----------------------+-----------------+

¦Экономи-¦1. Отрасли ¦1. Существующие отрасли¦Оценить ¦

¦ка ¦ хозяйства ¦хозяйства. Ключевые¦экономическое ¦

¦ ¦ ¦сектора и отрасли¦состояние ¦

¦ ¦ ¦специализации. Доля¦региона, выделить¦

¦ ¦ ¦высокотехнологичных ¦точки возможного¦

¦ ¦ ¦производств ¦активного роста,¦

¦ ¦ ¦2. Отрасли, находящиеся¦влияние на¦

¦ ¦ ¦в состоянии подъема или¦которые ¦

¦ ¦ ¦спада. Уровень¦способствует ¦

¦ ¦ ¦инвестиций, ¦расширению ¦

¦ ¦ ¦производства и¦возможностей для¦

¦ ¦ ¦рентабельности. ¦занятости. ¦

¦ ¦ ¦3. Перспективные ¦ ¦

¦ ¦ ¦отрасли. ¦ ¦

¦ ¦ ¦4. Основные проблемы и¦ ¦

¦ ¦ ¦основные возможности¦ ¦

¦ ¦ ¦развития бизнеса. ¦ ¦

+--------+-------------+-----------------------+-----------------+

¦ ¦2. Факторы ¦1. Степень ¦Оценить ¦

¦ ¦ влияния ¦привлекательности ¦возможности ¦

¦ ¦ ¦отраслей для¦привлечения ¦

¦ ¦ ¦инвестиций. ¦инвестиций “из¦

¦ ¦ ¦2. Оплата и условия¦вне“, ¦

¦ ¦ ¦труда в отраслях. ¦использовать ¦

¦ ¦ ¦3. Влияние на¦благоприятные ¦

¦ ¦ ¦окружающую среду. ¦“внешние“ факторы¦

¦ ¦ ¦4. Влияние “внешних“¦для развития¦

¦ ¦ ¦факторов на состояние¦потенциала ¦

¦ ¦ ¦экономики региона¦региона ¦

¦ ¦ ¦(пограничная ¦ ¦

¦ ¦ ¦территория, наличие¦ ¦

¦ ¦ ¦крупных предприятий¦ ¦

¦ ¦ ¦федерального значения,¦ ¦

¦ ¦ ¦близость международных¦ ¦

¦ ¦ ¦транспортных артерий и¦ ¦

¦ ¦ ¦т.д.). ¦ ¦

+--------+-------------+-----------------------+-----------------+

¦ ¦3. Пред- ¦1. Типы, размеры,¦Оценить степень¦

¦ ¦ приятия ¦отраслевая ¦диверсификации ¦

¦ ¦ ¦принадлежность ¦производства, ¦

¦ ¦ ¦предприятий. ¦зависимость от¦

¦ ¦ ¦2. Занятые на крупных и¦крупных ¦

¦ ¦ ¦мелких предприятиях. ¦предприятий -¦

¦ ¦ ¦3. Местные предприятия¦работодателей, ¦

¦ ¦ ¦в сельском хозяйстве,¦возможности ¦

¦ ¦ ¦промышленности, ¦местной экономики¦

¦ ¦ ¦отраслях услуг. ¦по наращиванию¦

¦ ¦ ¦4. Тенденции развития¦числа рабочих¦

¦ ¦ ¦малых предприятий. ¦мест. ¦

+--------+-------------+-----------------------+-----------------+

¦Населе- ¦1. Население ¦1. Основные демографи-¦Оценить ¦

¦ние и ¦ ¦ческие тенденции,¦демографическую ¦

¦рынок ¦ ¦состав населения по¦составляющую ¦

¦труда ¦ ¦полу и возрасту,¦спроса со стороны¦

¦ ¦ ¦демографическое ¦населения на¦

¦ ¦ ¦равновесие и¦рабочие места. ¦

¦ ¦ ¦последствия его¦ ¦

¦ ¦ ¦нарушения, ¦ ¦

¦ ¦ ¦демографическая ¦ ¦

¦ ¦ ¦нагрузка на экономику. ¦ ¦

¦ ¦ ¦2. Соотношение ¦ ¦

¦ ¦ ¦демографических ¦ ¦

¦ ¦ ¦тенденций со спросом и¦ ¦

¦ ¦ ¦предложением рабочей¦ ¦

¦ ¦ ¦силы. ¦ ¦

+--------+-------------+-----------------------+-----------------+

¦ ¦2. Занятость ¦1. Характер занятости¦Оценить имеющиеся¦

¦ ¦ ¦(полный рабочий день,¦возможности ¦

¦ ¦ ¦самозанятость, ¦системы рабочих¦

¦ ¦ ¦частичная занятость,¦мест для¦

¦ ¦ ¦сезонная, эпизодическая¦обеспечения ¦

¦ ¦ ¦занятость). ¦занятости. ¦

¦ ¦ ¦2. Территориальное ¦ ¦

¦ ¦ ¦распределение рабочей¦ ¦

¦ ¦ ¦силы в регионе. ¦ ¦

¦ ¦ ¦3. Территориальное ¦ ¦

¦ ¦ ¦распределение рабочих¦ ¦

¦ ¦ ¦мест. ¦ ¦

¦ ¦ ¦4. Территориальное ¦ ¦

¦ ¦ ¦распределение вакансий.¦ ¦

¦ ¦ ¦5. Труднозаполняемые ¦ ¦

¦ ¦ ¦вакансии и причины. ¦ ¦

+--------+-------------+-----------------------+-----------------+

¦ ¦3. ¦1. Структура и¦Оценить характер¦

¦ ¦Безработица ¦продолжительность ¦безработицы для¦

¦ ¦ ¦безработицы. ¦принятия целевых¦

¦ ¦ ¦2. Социально - ¦решений. ¦

¦ ¦ ¦демографический состав¦ ¦

¦ ¦ ¦безработных. ¦ ¦

¦ ¦ ¦3. Наличие особых групп¦ ¦

¦ ¦ ¦не имеющих работу¦ ¦

¦ ¦ ¦(выпускники, беженцы и¦ ¦

¦ ¦ ¦т.д.). ¦ ¦

¦ ¦ ¦4. Концентрация ¦ ¦

¦ ¦ ¦безработицы в отдельных¦ ¦

¦ ¦ ¦районах региона. ¦ ¦

+--------+-------------+-----------------------+-----------------+

¦ ¦4. ¦1. Квалификационно -¦Оценить ¦

¦ ¦Квалификация ¦образовательные ¦производственные ¦

¦ ¦рабочей силы ¦характеристики рабочей¦навыки ¦

¦ ¦ ¦силы. ¦(преобладание ¦

¦ ¦ ¦2. Структура опроса на¦текстильщиков, ¦

¦ ¦ ¦рабочую силу в¦угольщиков, ¦

¦ ¦ ¦профессионально -¦традиционных ¦

¦ ¦ ¦квалификационном ¦промыслов) и¦

¦ ¦ ¦разрезе. ¦квалификационные ¦

¦ ¦ ¦3. Отрасли и районы,¦возможности ¦

¦ ¦ ¦испытывающие нехватку¦населения для¦

¦ ¦ ¦квалифицированной ¦удовлетворения ¦

¦ ¦ ¦рабочей силы. ¦потребности ¦

¦ ¦ ¦ ¦экономики в¦

¦ ¦ ¦ ¦рабочей силе. ¦

+--------+-------------+-----------------------+-----------------+

¦ ¦5. Обучение ¦1. Имеющиеся учебные¦Оценить ¦

¦ ¦ ¦возможности (учебные¦возможности ¦

¦ ¦ ¦заведения, курсы,¦обучающей системы¦

¦ ¦ ¦программы и т.д.). ¦для повышения¦

¦ ¦ ¦2. Потребность в¦качества ¦

¦ ¦ ¦учебных курсах. ¦предложения ¦

¦ ¦ ¦3. Отношение ¦рабочей силы. ¦

¦ ¦ ¦работодателей и¦ ¦

¦ ¦ ¦работников к обучению. ¦ ¦

+--------+-------------+-----------------------+-----------------+

¦Качество¦ ¦1. Уровень жизни в¦ ¦

¦жизни ¦ ¦регионе, доходы¦ ¦

¦ ¦ ¦населения. ¦ ¦

¦ ¦ ¦2. Состояние жилищного¦ ¦

¦ ¦ ¦хозяйства, ¦ ¦

¦ ¦ ¦здравоохранения, ¦ ¦

¦ ¦ ¦образования, рекреаций.¦ ¦

¦ ¦ ¦3. Качество окружающей¦ ¦

¦ ¦ ¦среды. ¦ ¦

+--------+-------------+-----------------------+-----------------+

¦Инфраст-¦ ¦1. Наличие основных¦Оценить уровень¦

¦руктура ¦ ¦автомобильных и¦инфраструктурного¦

¦ ¦ ¦железных дорог, морских¦обеспечения ¦

¦ ¦ ¦портов и аэропортов. ¦развития ¦

¦ ¦ ¦2. Средства связи. ¦экономики ¦

¦ ¦ ¦ ¦региона. ¦

+--------+-------------+-----------------------+-----------------+

¦Земля и ¦ ¦1. Резервы земельных¦Оценить ¦

¦недвижи-¦ ¦участков, пригодных для¦возможности ¦

¦мость ¦ ¦разработки и¦использования ¦

¦ ¦ ¦использования для¦земель и¦

¦ ¦ ¦дальнейшего развития¦недвижимости для¦

¦ ¦ ¦хозяйства. ¦нового ¦

¦ ¦ ¦2. Имеющаяся¦строительства, ¦

¦ ¦ ¦недвижимость, пригодная¦расширения ¦

¦ ¦ ¦для предприятий разного¦производств ¦

¦ ¦ ¦типа (для мелких,¦(новых рабочих¦

¦ ¦ ¦средних, крупных,¦мест) ¦

¦ ¦ ¦высокотехнологических ¦ ¦

¦ ¦ ¦предприятий, офисов). ¦ ¦

L--------+-------------+-----------------------+------------------

Главная задача социально - экономической оценки региона - выявить ключевые проблемы, препятствующие расширению занятости и, на основе реализации целевых действий, расширить экономические возможности увеличения числа рабочих мест, опираясь в первую очередь на местные ресурсы и местную экономику.

Первый заместитель председателя

Комитета экономики

Челябинской области

П.РЫЖИЙ

Рекомендация Федеральной

службы занятости России

Приложение N 2

к Механизму

действий органов исполнительной власти

и государственной службы занятости

в случаях возникновения критических

ситуаций на рынке труда в отдельных

городах и районах области

4. Перечень приоритетных программ, реализуемых центрами занятости, в условиях критических ситуаций на рынке труда

4.1. Содействие занятости населения в условиях массового высвобождения.

4.2. Посредничество органов службы занятости гражданам в трудоустройстве.

4.3. Поддержка доходов безработных (выплата пособий, материальной помощи, оплата временной нетрудоспособности, дотирование путевок в летние оздоровительные учреждения детям безработных граждан).

4.4. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения.

4.5. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.

4.6. Организация оплачиваемых общественных работ.

Первый заместитель

председателя Комитета экономики

Челябинской области

П.РЫЖИЙ

Рекомендация Федеральной

службы занятости России