Законы и бизнес в России

Постановление Главы администрации города Челябинска от 23.05.1995 N 405-п “О вводе в действие Положения об основных технических требованиях для вновь открываемых предприятий торговли, общественного питания и службы быта“ (вместе с “Положением об основных технических требованиях для вновь открываемых предприятий торговли, общественного питания и службы быта“)

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 1995 г. N 405-п

О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ

ДЛЯ ВНОВЬ ОТКРЫВАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ТОРГОВЛИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И СЛУЖБЫ БЫТА

В соответствии с Законом РФ “О местном самоуправлении“, действующими нормами и правилами, в целях контроля за открытием новых предприятий торговли, общественного питания и службы быта всех форм собственности

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить и ввести в действие “Положение об основных технических требованиях для вновь открываемых предприятий торговли, общественного питания и службы быта“.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Нуждина М.Г.

Глава администрации

города Челябинска

В.М.ТАРАСОВ

Утверждено

постановлением

Главы администрации

города Челябинска

от 23 мая 1995 г. N 405-п

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ

ДЛЯ ВНОВЬ ОТКРЫВАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ,

ОБЩЕСТВЕННОГО
ПИТАНИЯ И СЛУЖБЫ БЫТА

I. Общие положения

1.1. Предприятия соцкультбыта по объемно-планировочным и конструктивным решениям должны соответствовать строительным нормам и правилам СНиП 2-08.02.89, утвержденным постановлением Государственного комитета по делам строительства от 16.05.89 N 78.

1.2. Товарный профиль и специализация торгового предприятия определяются уставом, согласованным органами исполнительной власти в установленном порядке.

Магазин в своей деятельности руководствуется “Основными правилами ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности“, утвержденными и введенными в действие Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. N 995, и другими нормативными документами.

1.3. Предприятия общественного питания независимо от форм собственности осуществляют свою деятельность в торговых залах предприятий (и за их пределами: развозной, разносной и другие виды торговли) на основании устава и при наличии документа - системы сертификации (продукции, работ, услуг).

Ассортимент продукции, вырабатываемой и реализуемой предприятиями общественного питания, утверждается отделами районных и городских администраций после согласования с санитарно-эпидемиологическим центром в соответствии с типом предприятия, составом заготовочных цехов и складских помещений.

1.4. Отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытовых услуг регулируются Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 8 июня 1993 г. N 536.

Правила распространяются на всех юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, а также гражданских предпринимателей, занимающихся оказанием услуг на территории Российской Федерации.

II. Основные требования, предъявляемые

к зданиям и помещениям

2.1. Архитектурно-строительные требования:

- внедрение современных строительных и отделочных материалов, придающих эстетическую выразительность фасаду и интерьеру, отчетливое выделение фасада магазина от остальных зданий на фоне общей застройки, наличие удобных подходов и подъездов к магазину, площадки для стоянки легковых автомобилей.

2.2. Технологические требования:

- необходимость специальных помещений для осуществления торгового процесса, обеспечения возможности применения прогрессивных методов продажи и
рационального движения покупательских потоков, создание условий для механизации трудоемких операций и обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств.

Планировка торгового зала

- Линейная (оборудование расставляется вдоль стен и в центре зала в одну, две, три и т.д. линии);

- Островная (оборудование размещается в центре зала в виде островков овальной, круглой формы);

- Комбинированная (сочетание линейной и островной);

- Боксовая (каждый бокс является обособленной частью торгового зала с собственным узлом расчета).

При планировке торгового зала необходимо соблюдать расстояние между отдельными видами торгового оборудования.

В магазинах с площадью до 400 кв. м в торговом зале выделяется помещение под отдел заказов и отдел кафетерийный площадью по 18 кв. м.

В магазинах с большей площадью отделу заказов выделяется от 54 до 108 кв. м, а кафетерийному - 36 кв. м.

Оптимальная площадь охлаждаемых камер должна быть не менее 6 кв. м. В магазинах “Диетические продукты“ эта площадь может быть увеличена до 20 процентов.

Основные требования, предъявляемые к продовольственным магазинам

Ввод в эксплуатацию магазинов должен производиться по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы и при наличии лицензии на торговую деятельность.

Оборудование магазинов должно отвечать требованиям действующих ГОСТов и технических условий на это оборудование. При расстановке оборудования должны осуществляться мероприятия по борьбе с шумом: не разрешается размещать моторы стационарных холодильных установок, подъемников, системы общей вентиляции непосредственно под жилыми помещениями.

При установке моторов в подвалах должны предусматриваться амортизирующие устройства.

Прилавки для продажи продуктов должны иметь покрытие из мрамора, листовых пластиков, нержавеющей стали, листов алюминиевых сплавов и др. материалов, допущенных для указанных целей органами санитарно-эпидемиологической службы.

Отделы, в которых реализуются скоропортящиеся продукты, должны быть оборудованы холодильными шкафами или охлаждаемыми прилавками-витринами.

Моечная должна иметь
как минимум двухгнездовую ванну, изготовленную из материалов, допущенных для этой цели органами санитарно-эпидемиологической службы. К каждому гнезду должна быть подведена горячая и холодная вода. Каждая ванна должна иметь спуск в канализацию. При присоединении ванн к канализации следует предусматривать воздушные разрывы. В моечных помещениях должны быть оборудованы трапы для слива в канализацию грязной воды после уборки помещения, мытья тары.

III. Основные требования, предъявляемые

к непродовольственным магазинам

Магазины в зависимости от специализации обязаны иметь следующее оборудование и инвентарь:

- для продажи швейных изделий, верхних трикотажных изделий, головных уборов в магазинах оборудуются примерочные кабины с зеркалами;

- для продажи обуви - банкетки, скамейки, подставки, зеркала, коврики, рожки;

- для технически сложных электробытовых товаров (пылесосов, полотеров, стиральных машин и др. изделий с электроприводом, а также электроосветительной арматуры) устанавливаются в соответствующих местах торгового зала электроизмерительные и испытательные приборы;

- при продаже текстильных товаров - жесткий стандартный метр;

- при продаже парфюмерно-косметических товаров должны быть аннотации о назначении, порядке применения, составе.

Для ознакомления покупателей с запахом духов и одеколонов в магазине необходимо иметь образцы для определения запаха.

Витрины непродовольственных магазинов должны иметь экспозиционные площадки глубиной до 1,5 м.

В непродовольственных магазинах допускается предусматривать кафетерии, а также помещения для других дополнительных услуг:

- раскрой тканей;

- демонстрация новых товаров;

- гравировка изделий и т.п.

При торговле изделиями из драгоценных и полудрагоценных изделий, строй- и лесоматериалами, автомобилями и мотоциклами торгующие предприятия независимо от форм собственности соблюдают особые правила торговли этими товарами.

При продаже акцизных товаров продавец должен иметь лицензию на право продажи этих товаров.

Приобретение ее производится по месту расположения торгового предприятия.

IV. Основные требования к магазинам,

открываемым в приспособленных помещениях

4.1. В зависимости от ассортимента товара необходимо
выполнение требований разделов 3 и 4 настоящего положения.

4.2. Расчет товаров производится через кассовые аппараты в строгом соответствии с Указом Президента РФ.

4.3. При продаже весового товара использовать только предназначенные для этих целей весоизмерительные приборы (товарные, циферблатные, электронные весы), прошедшие проверку в центре метрологии и стандартизации.

4.4. В соответствии с Законом о защите прав потребителей в торговом предприятии должна быть вывешена необходимая информация для покупателя:

- принадлежность к торговой фирме;

- часы работы;

- наличие ценников;

- полная информация о товаре.

4.5 Продажа производится только при наличии сертификата качества. В случае продажи некачественного товара магазин обязан производить обмен товара в соответствии с правилами обмена промышленных товаров и Законом о защите прав потребителей.

V. Основные требования, предъявляемые

к предприятиям общественного питания

5.1. При планировке помещений предприятий общественного питания необходимо учитывать обязательность последовательности технологических процессов.

5.2. Складские помещения должны быть связаны кратчайшим путем по ходу технологических процессов с загрузочными соответствующими производственными цехами.

Производственные помещения не должны быть проходными, а планировочные решения должны предусматривать отсутствие встречных потоков сырой и готовой продукции.

5.3. В каждом цехе и в торговом зале для посетителей должны быть установлены умывальники с подвозкой холодной и горячей воды и смесителями.

Моечные столовой посуды даже при наличии посудомоечной машины должны быть оборудованы 5-гнездными моечными ваннами, изготовленными из материалов, допущенных для этой цели органами санитарно-эпидемиологического надзора.

При присоединении к канализации следует предусматривать воздушные разрывы.

Во всех заготовочных и доготовочных цехах, моечных отделениях столовой и кухонной посуды устраиваются трапы или люки с уклоном пола в их сторону, один трап на 100 кв. м, но не менее одного на цех.

5.4. При наличии в моечном отделении посудомоечной машины мощностью 1000 тарелок необходимо
предусмотреть вытяжную вентиляцию с отдельным побудителем.

Расстановка технологического оборудования должна обеспечивать свободный доступ к нему и правильную поточность производственных процессов, а также условий для соблюдения правил технической безопасности.

Все оборудование, ванны для мытья овощей, посуды, инвентаря должны быть изготовлены из материалов, допущенных к применению в предприятиях общественного питания.

Стены холодильных камер должны быть облицованы на высоту 1,8 м листами алюминиевых сплавов.

Полы в этих помещениях должны быть водонепроницаемые.

VI. Требования, предъявляемые к предприятиям

бытового обслуживания

6.1. Дома быта, ателье, мастерские, фотографии, парикмахерские и приемные пункты следует размещать в составе торговых и общественных центров, отдельно стоящих зданиях и пристроях; прачечные, работающие по методу самообслуживания, - в отдельно стоящих зданиях.

Пристройки должны быть отделены от зданий противопожарными стенами.

6.2. Приемные салоны для посетителей определяются в зависимости от видов обслуживания, исходя из удобства для посетителей и рациональности планировочных решений.

Площади и состав помещений должны соответствовать требованиям СНиП П-80-75.

6.3. Высота коридоров в складских и подсобных помещениях должна быть не менее 2,5 м от пола до низа выступающих конструкций перекрытия.

Технические требования

В помещениях для посетителей, в производственных, административных и других помещениях с постоянным пребыванием людей следует предусматривать естественное освещение.

Отделка помещений должна соответствовать общим архитектурным решениям интерьеров, при этом необходимо учитывать условия труда в производственных помещениях.

Отделку вестибюлей следует предусматривать несгораемыми и трудносгораемыми материалами.

Санитарные требования к помещениям

Состав и количество вредных выделений, поступающих от технологического оборудования в воздух помещений, и типы местных отсосов от него следует принимать согласно нормам проектирования технологического оборудования.

В цехах прачечных подачу проточного воздуха следует предусматривать в верхнюю зону с направлением потока воздуха в рабочую зону, а в остальных помещениях - в верхнюю зону.

В зданиях прачечных
следует предусматривать раздельные сети производственной и бытовой канализации.

Все предприятия централизованного выполнения заказов населения по изготовлению и ремонту трикотажных изделий, мебели, ремонту бытовой техники, теле-, радио-, фото- и киноаппаратуры, музыкальных инструментов, фабрики химической чистки и крашения одежды должны оснащаться оборудованием согласно нормам технологического проектирования.

Предприятия, оказывающие услуги (выполняющие работы), независимо от форм собственности обязаны иметь вывеску с указанием профиля и форм организации их деятельности, фирменного наименования и юридического адреса, а также вывеску с указанием режима работы.

Предприниматель должен предоставлять информацию о регистрации и наименовании органа, его зарегистрировавшего, а также информацию о стандарте, обязательные требования которого распространяются на оказываемые услуги, сведения об их сертификации.

Заказы на оказание услуг оформляются договором или иным документом установленной формы, в котором заполняются все указанные реквизиты.

Заказы могут оформляться также путем выдачи кассового чека.

Если исполнители наряду с выполнением индивидуальных заказов осуществляют изготовление изделий в порядке массового производства для последующей их реализации населению, то их отношения с потребителями регулируются в порядке, установленном разделом II “Защита прав потребителей при продаже товаров“ Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“.