Законы и бизнес в России

Постановление Челябинской областной Думы от 13.04.1995 N 151 “О Положении “О структуре и организационно-правовых формах местного самоуправления в Челябинской области“ (вместе с “Положением о структуре и организационно-правовых формах местного самоуправления в Челябинской области“)

Утратил силу в связи с изданием Постановления Законодательного собрания Челябинской области от 25.08.2005 N 1798.

Положение, утвержденное данным документом, вступило в силу с момента официального опубликования.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 апреля 1995 г. N 151

О ПОЛОЖЕНИИ “О СТРУКТУРЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫХ

ФОРМАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ“

Областная Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Положение “О структуре и организационно - правовых формах местного самоуправления в Челябинской области“ принять к рассмотрению, передать постоянным комиссиям областной Думы для внесения замечаний и предложений по проекту Положения до 01.05.95 года.

Председатель

Челябинской областной Думы

В.Н.СКВОРЦОВ

Приложение

к постановлению

Челябинской областной Думы

от 13 апреля 1995 г. N 151

ПОЛОЖЕНИЕ

О СТРУКТУРЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫХ ФОРМАХ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья
1.

1. Местное самоуправление в Челябинской области - форма народовластия, обеспечивающая населению возможность самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

2. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, имеют равное право на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей. Ограничение права граждан на участие в местном самоуправлении по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам запрещается.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, других формах непосредственного народовластия, а также имеют равный доступ к службе в органах местного самоуправления.

4. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

5. Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому право на получение информации о деятельности органов местного самоуправления, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его право и свободы, если иное не предусмотрено законом.

6. Граждане осуществляют свое право на осуществление местного самоуправления по месту их жительства.

7. Гражданам Российской Федерации гарантируется судебная защита права на осуществление местного самоуправления.

Статья 2.

1. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами области и настоящим Положением.

2. Органы государственной власти области не могут ограничивать организационно - правовые формы местного самоуправления, установленные настоящим Положением.

Статья 3.

Местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления в муниципальных образованиях: административно - территориальных единицах и не являющихся административно - территориальными единицами сельских поселениях (населенных пунктах).

Статья 4.

1.
Муниципальные образования имеют положения (уставы) о местном самоуправлении, в которых устанавливаются:

- границы территории местного самоуправления;

- формы и порядок непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

- структура и организационные основы деятельности органов местного самоуправления;

- срок полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц;

- полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц;

- виды и порядок принятия актов органов местного самоуправления;

- основания и виды ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц;

- гарантии должностных лиц органов местного самоуправления;

- особенности службы в органах местного самоуправления;

- экономические и финансовые условия осуществления местного самоуправления;

- другие положения об организации местного самоуправления, компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.

2. Положение (устав) о местном самоуправлении принимается представительным органом местного самоуправления или утверждается населением непосредственно.

3. Положение (устав) о местном самоуправлении регистрируется законодательным (представительным) органом власти области.

Статья 5.

Особенности осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях закрытого типа (ЗАТО), непосредственно связанных с реализацией полномочий по предметам исключительного ведения Российской Федерации, устанавливаются федеральным законом.

Статья 6.

1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории области. Никакие территории не могут быть исключены из сферы местного самоуправления или ограничены для осуществления местного самоуправления.

2. Существующее административно - территориальное устройство области является основой для территориальной организации местного самоуправления в Челябинской области.

3. Территории, на которых осуществляется местное самоуправление, подлежат учету и регистрации законодательным (представительным) органом власти области.

ГЛАВА II. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

ВЫБОРНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Статья 7.

1. К органам местного самоуправления относятся:

- представительные и исполнительные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с настоящим Положением;

- органы, образуемые в соответствии с положением
(уставом) о местном самоуправлении;

- структурные подразделения вышеуказанных органов.

2. Органы местного самоуправления при их образовании наделяются распорядительными, исполнительными, контрольными и иными полномочиями.

3. Представительный орган местного самоуправления района и сельсовета избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании или формируется из выборных представителей (должностных лиц) административно связанных (подчиненных) с ним административно - территориальных единиц и населенных пунктов при соблюдении равного представительства избирателей.

4. Представительный орган местного самоуправления района в городе формируется в соответствии с положением (уставом) о местном самоуправлении города из выборных представителей представительного органа местного самоуправления города, избранных на территории соответствующего района, и выборных представителей (должностных лиц) административно связанных (подчиненных) с ним административно - территориальных единиц и населенных пунктов или избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

5. Наименование и численный состав представительного органа местного самоуправления определяется в положении (уставе) о местном самоуправлении в соответствии с предельной численностью, установленной законодательным (представительным) органом области и не может быть менее 10 человек.

Статья 8.

1. Органы местного самоуправления образуются в административно - территориальных единицах и в населенных пунктах.

2. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с настоящим Положением и закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении.

3. Представительные выборные органы местного самоуправления первого созыва избираются сроком на 4 года, а дату их выборов определяет областная Дума.

Статья 9.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеют печати, штампы, бланки с местной символикой, расчетные,
текущие, валютные и иные счета в банковских учреждениях.

Статья 10.

1. Представительные органы местного самоуправления (муниципальные: Советы, Дума, собрание, комитет и др.) образуются исключительно в административно - территориальных единицах.

2. Представительный орган местного самоуправления города, поселка избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством о выборах в органы местного самоуправления.

3. Представительные органы местного самоуправления обладают полномочиями по вопросам, находящимся в их исключительном ведении, а также по другим вопросам в соответствии с законодательством области.

4. Полномочия представительных органов местного самоуправления закрепляются в положении (уставе) о местном самоуправлении.

5. Организует работу представительного органа местного самоуправления его председатель, избираемый тайным голосованием большинством из числа депутатов (представителей) на срок полномочий представительного органа.

Статья 11.

1. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится решение следующих вопросов:

- утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении;

- принятие планов и программ развития соответствующей административно - территориальной единицы и утверждение отчетов об их исполнении;

- установление местных налогов и сборов;

- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- принятие нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления;

- передача полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти области;

- контроль деятельности исполнительных органов местного самоуправления.

2. Наименование органов местного самоуправления устанавливается законодательным (представительным) органом области в соответствии с национальными, историческими и иными местными традициями и закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении.

3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

4. Органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией и не вправе принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти и других органов местного самоуправления.

Статья 12.

1. Представительные органы местного самоуправления
осуществляют свои полномочия исключительно в коллегиальном порядке.

2. Заседание представительного органа считается правомочным, если 2/3 избранных членов присутствует на его заседании. Порядок рассмотрения вопросов и принятия их решений устанавливается в положении (уставе) о местном самоуправлении.

Статья 13.

1. Исполнительные органы местного самоуправления образуются в административно - территориальных единицах и не являющихся административно - территориальными единицами населенных пунктах.

2. Исполнительные органы местного самоуправления (местная администрация) состоят из главы администрации и структурных подразделений администрации.

3. Глава администрации административно - территориальных единиц, за исключением главы администрации района в городе, в соответствии с настоящим Положением:

а) избирается непосредственно населением и становится одновременно руководителем представительного органа (главой местного самоуправления);

б) избирается соответствующим представительным органом местного самоуправления;

в) становится главой местного самоуправления по должности в силу избрания его председателем соответствующего представительного органа местного самоуправления;

г) назначается на должность соответствующим представительным органом местного самоуправления по контракту по результатам конкурса;

д) замещает должность вследствие иных решений, принятых представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

4. Порядок замещения должности главы администрации района в городе устанавливается положением (уставом) о местном самоуправлении города, исходя из сочетания интересов населения района в городе и обеспечения единства в управлении и развитии городского хозяйства.

5. Глава администрации не являющегося административно - территориальной единицей населенного пункта избирается сходом (собранием), конференцией жителей и является главой местного самоуправления населенного пункта.

6. Срок полномочий исполнительных органов местного самоуправления (местной администрации) не может быть меньше срока полномочий соответствующего представительного органа местного самоуправления.

Статья 14.

1. Местная администрация осуществляет свою деятельность на основе единоначалия или в коллегиальном порядке.

2. В случае, если местная администрация осуществляет свою деятельность на основе единоначалия, структурные подразделения администрации подчиняются непосредственно главе администрации.

3.
Местная администрация:

- управляет муниципальным хозяйством;

- разрабатывает и исполняет местный бюджет (смету расходов);

- выполняет в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области, уставом (Положением) и другие исполнительно - распорядительные полномочия.

4. Глава местного самоуправления, если он избран председателем представительного органа, созывает на заседания соответствующий представительный орган местного самоуправления, а в населенных пунктах, не являющихся административно - территориальными единицами, сходы (собрания), конференции жителей, подписывает их решения.

5. Порядок организации и деятельности исполнительных органов местного самоуправления (местной администрации) устанавливается в Положении (уставе) о местном самоуправлении.

Статья 15.

1. Органы местного самоуправления и их должностные лица по вопросам своего ведения принимают (издают) решения, постановления, распоряжения, приказы и др. правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу определяются в положении (уставе) о местном самоуправлении.

2. Правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу после их опубликования.

3. Правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм их собственности, а также должностными лицами и гражданами.

4. Правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены органами государственной власти, а также другими органами местного самоуправления.

5. Законодательством Российской Федерации и области устанавливается административная ответственность должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов местного самоуправления.

6. Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные лица, граждане несут ответственность, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием органам местного самоуправления, в порядке,
установленном законодательством.

Статья 16.

1. Порядок проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления определяется законодательством области.

2. Расходы, связанные с выборами, осуществляются за счет средств соответствующих местных бюджетов или ином порядке, определенном законодательством области.

Статья 17.

1. Выборный представитель (депутат, избранный населением, должностное лицо - глава местного самоуправления) является членом представительного органа местного самоуправления.

2. Выборный представитель (должностное лицо) выражает волю населения, проживающего на территории местного самоуправления.

3. Выборному представителю (должностному лицу) гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

4. В своей деятельности выборный представитель (должностное лицо) руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законодательством области, положением (уставом) о местном самоуправлении, своими убеждениями и предвыборной программой.

5. Полномочия выборного представителя (должностного лица) начинаются со дня их признания после избрания и заканчиваются в день признания полномочий (вступления в должность) нового представителя или должностного лица.

6. Выборный представитель может осуществлять свои полномочия на профессиональной основе с освобождением от основной трудовой или служебной деятельности.

7. Выборный представитель (должностное лицо) может быть отозван избирателями до окончания срока полномочий. Порядок отзыва устанавливается законодательством области.

Статья 18.

1. Выборные представители (должностные лица) обладают неприкосновенностью. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску на соответствующей территории местного самоуправления, кроме случаев задержания на месте преступления. Могут быть подвергнуты досмотру на территории местного самоуправления лишь в случаях, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Согласие на задержание, арест выборного представителя (должностного лица), обыск по месту его жительства или работы, привлечение его к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и к уголовной ответственности дает представительный орган местного самоуправления, либо население непосредственно.

Статья 19.

1. Руководителям, их заместителям,
руководителям структурных подразделений органов местного самоуправления законодательством области устанавливаются социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях.

2. Муниципальная служба в органах местного самоуправления регулируется законами Российской Федерации, области.

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ

НЕПОСРЕДСТВЕННОГО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 20.

1. По наиболее важным вопросам местного значения может проводиться местный референдум.

2. В местном референдуме вправе участвовать все граждане, обладающие избирательным правом. Участие в местном референдуме является свободным.

3. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

4. Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения, выраженному в соответствии с положением (уставом) о местном самоуправлении.

5. На местный референдум могут выноситься вопросы, определенные положением (уставом) о местном самоуправлении, за исключением:

- ликвидации органов местного самоуправления;

- решения вопросов замещения и освобождения должностей в органах местного самоуправления;

- принятия правовых актов до вынесения по ним положительного решения соответствующим органом местного самоуправления;

- установления местных налогов и сборов;

- решения бюджетных и финансовых вопросов.

6. Вопросы, выносимые на референдум, должны исключать множественность их толкования.

7. Решения, принятые на референдуме, оформляются правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на соответствующей административной территории, а также гражданами.

8. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия решений на референдуме устанавливается законодательством области и закрепляется положением (уставом) о местном самоуправлении.

Статья 21.

1. Местное самоуправление через сходы (собрания), конференции жителей осуществляется в населенных пунктах, не являющихся административно - территориальными единицами.

2. Сходы (собрания), конференции жителей созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

3. К исключительному ведению схода (собрания), конференции жителей относятся следующие
вопросы:

- принятие положения (устава) о местном самоуправлении;

- избрание главы местного самоуправления населенного пункта;

- утверждение сметы расходов и отчета об их исполнении;

- утверждение планов и программ социально-экономического развития населенного пункта;

- утверждение штатов администрации и расходов на ее содержание;

- направление коллективных обращений и жалоб в органы государственной власти и местного самоуправления;

- установление самообложения;

- контроль за деятельностью главы местного самоуправления;

- распоряжение землями общего пользования.

4. Решения, принятые на сходе (собрании), конференции жителей, являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории населенного пункта, а также гражданами.

5. Порядок созыва и проведения схода (собрания), конференции жителей, принятия решений закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении.

Статья 22.

1. Население в соответствии с положением (уставом) о местном самоуправлении имеет право на проявление по вопросам местного значения народной правотворческой инициативы.

2. Проекты местных нормативных правовых актов, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - обнародованию для всеобщего сведения.

3. Население в соответствии с положением (уставом) о местном самоуправлении имеет право обращаться в органы местного самоуправления с запросами. Ответы на запросы подлежат обнародованию для всеобщего сведения.

Статья 23.

1. Общественное самоуправление населения осуществляется через собрания (сходы) и конференции жителей, обсуждение населением важных вопросов местной жизни, иные формы непосредственной демократии, органы общественного самоуправления населения (советы и комитеты населенных пунктов, микрорайонов, кварталов и т.п.), а также органы общественной самодеятельности населения по месту жительства (домовые, уличные комитеты и т.п.).

2. Территории, на которых действуют органы общественного самоуправления населения, определяются по инициативе жителей соответствующими органами местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления обеспечивают общественное самоуправление населения.

4. Особенности организации и порядок осуществления общественного самоуправления населения в населенных пунктах устанавливаются в их положениях (уставах) о местном самоуправлении.

ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24.

1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его опубликования.

2. Правовые акты органов государственной власти области, органов местного самоуправления до приведения их в соответствие с настоящим Положением применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и настоящему Положению.

Статья 25.

1. Органы местного самоуправления и их должностные лица, избранные населением, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.

2. Главы местного самоуправления (главы администраций), назначенные на должность Президентом России, главой областной администрации, сохраняют свои полномочия до замещения соответствующей должности в соответствии с настоящим Положением.

Председатель

Челябинской областной Думы

В.Н.СКВОРЦОВ