Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.08.2009 по делу N А79-9165/2009 <Об отказе в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 августа 2009 г. по делу N А79-9165/2009

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Чебоксары

к индивидуальному предпринимателю К. г. Новочебоксарск

о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя - А. по доверенности от 31.12.2008 N 01-2025

от ответчика - не явился (извещен)

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Чебоксары (далее - заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя К.
г. Новочебоксарск (далее - ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявление мотивировано тем, что при транспортном контроле 21.07.2009 в г. Чебоксары по проспекту Мира, д. 76 выявлено нарушение предпринимателем лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров по межобластному автобусному маршруту “Чебоксары - Москва - Чебоксары“, а, именно: нарушен режим труда водителей П. и М. Время прохождения водителем П. предрейсового медосмотра 11-15 час. В 20-35 час. автобус отправлен в рейс по автобусному маршруту “Чебоксары - Москва - Чебоксары“. Продолжительность рабочей смены водителя с 21.07.2009 на 22.07.2009 составила 15,3 час.

Тем самым, по мнению управления, предпринимателем были нарушены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозочной деятельности.

В связи с чем должностным лицом управления в отношении ответчика, являющегося лицензиатом, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании данного протокола и материалов проверки заявитель просит привлечь предпринимателя к административной ответственности.

Представитель управления требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в заявлении.

По делу объявлен перерыв с 24 по 28 августа 2009 года.

После перерыва от предпринимателя поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с ее болезнью. Требования признает.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее:

К., <...>, уроженка г. Нижний Тагил Свердловской области, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией города Новочебоксарска Чувашской Республики 18.03.1996 N 503 и включена в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРН 304212428000099.

Предприниматель имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, регистрационный N АСС-21-010317 от 17.02.2006 со сроком действия
до 24.02.2011.

В своей деятельности предпринимателем используется автобус для маршрутных перевозок - WORLD LON G с государственным регистрационным номером <...>.

При транспортном контроле 21.07.2009 в г. Чебоксары по проспекту Мира, д. 76, государственным инспектором УГАДН по ЧР, выявлено нарушение предпринимателем лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров по межобластному автобусному маршруту “Чебоксары - Москва - Чебоксары“, а, именно: нарушен режим труда водителей П. и М. Так, время прохождения водителем П. предрейсового медосмотра в 11-15 час. В 20-35 час. автобус отправлен в рейс по автобусному маршруту “Чебоксары - Москва - Чебоксары“. Продолжительность рабочей смены водителя с 21.07.2009 на 22.07.2009 составила 15,3 час.

Данный факт нарушения режима труда и отдыха зафиксирован в сообщении N 009167 об административном правонарушении от 21.07.2009, с которым предприниматель ознакомлена и копию которого получила под роспись без замечаний и претензий.

22.07.2009 должностным лицом Управления в отношении индивидуального предпринимателя и с ее участием составлен протокол N 000325 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Одновременно предпринимателю разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, и ей выдана копия протокола.

В своих объяснениях, данных при составлении протокола, ответчик указала, что “с нарушением согласна. Обязуюсь не нарушать режим труда и отдыха водителей“.

Проанализировав материалы дела в совокупности, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 62 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит
лицензированию.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 данного Федерального закона).

Согласно статье 2 названного Федерального закона под лицензионными требованиями и условиями понимают совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, являются:

соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1996 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В силу статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение), установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители) (пункт 2).

Пунктами 7, 9, 10, 11 Положения определено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными
днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

В соответствии с пунктами 24, 25 Положения водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха
непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

Между тем факты нарушения ответчиком вышеназванных положений законов и нормативных актов не подтверждаются материалами дела, поскольку в материалы дела не представлены доказательства работы водителей П. и М. с 11 часов 15 минут до 20 часов 35 минут 21 июля 2009 года, т.е. до отправления их в г. Москву.

Также из представленного Управлением в материалы дела путевого листа N 202 с 21 по 24.04.2009 (л.д. 14 - 15) усматривается, что водители прошли 21.07.2009 медицинское освидетельствование дважды: в 5 часов 55 минут и 11 часов 15 минут. Отсутствуют также доказательства, подтверждающие о том, что эти водители работали 21.07.2009 с 5 часов 55 минут до 11 часов 15 минут.

В представленном в суд сообщении об административном правонарушении от 21.07.2009 года указано об отсутствии заказа- наряда, нарушения режима труда и отдыха водителей (выезд из гаража в 11 часов 20 минут, прохождение медицинского освидетельствования водителей в 5 часов 55 минут и в 11 часов 15 минут) (л.д. 12).

Исходя из каких конкретных сведений Управление установило о нарушении предпринимателем времени и отдыха водителей 21.07.2009, поскольку из представленных в материалы дела документов это невозможно установить. Как уже выше было указано, в материалы дела не представлены доказательства работы водителей с 5 часов 55 минут (с момента их первого медицинского освидетельствования) до 11 часов 15 минут (до второго их медицинского освидетельствования). Работали ли эти водители с момента выезда в 11 часов 20 минут до 20 часов 25 минут, т.е. до составления сообщения об административном правонарушении, также отсутствуют подтверждающие об этом доказательства.

При составлении протокола об административном правонарушении
22 июля 2009 года у Управления не могли быть сведения о работе водителей на маршруте с 21 на 22 июля 2009 года в течение 15 часов 30 минут, поскольку в сообщении не указано, кто из водителей управлял автомашиной во время проверки и кто из них отдыхал.

Также в материалах дела отсутствуют сведения о наличии или отсутствии в автобусе оборудованного спального места для отдыха водителя, как это предусмотрено пунктами 10 - 12 Положения.

При таких обстоятельствах суд считает, что отсутствуют основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности.

Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении судом не выявлено.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 205 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Управлению государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта г. Чебоксары отказать в удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя К., <...>, уроженку г. Нижний Тагил Свердловской области, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией города Новочебоксарска Чувашской Республики 18.03.1996 N 503 и включенную в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за ОГРН 304212428000099, проживающую по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.