Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.04.2011 по делу N А79-168/2011 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике в части признания в действиях администрации Ленинского района г. Чебоксары нарушений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции“>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧУВАШИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 апреля 2011 г. по делу N А79-168/2011

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 25 апреля 2011 года

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе: судьи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики (г. Чебоксары, ул. Гагарина, 22 “А“) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (г. Чебоксары, Московский пр., дом 2) о признании недействительными решения в части и предписания Управления ФАС по Чувашской Республике от 21.12.2010 по делу N 144-АМЗ-2010,

третьи лица: администрация г. Чебоксары и Чебоксарское городское Собрание депутатов,

при участии: представителя заявителя - главного специалиста-эксперта - юрисконсульта К., по доверенности от 31.12.2010 N 04/15-715, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - А., по доверенности от 24.12.2010, представителя администрации г. Чебоксары - Я., по доверенности от 31.12.2010 N 29/01-5329,

установил:

администрация Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики (далее - администрация района) обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - УФАС по Чувашии, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения в части признания в действиях заявителя нарушений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ и предписания Управления ФАС по Чувашской Республике от 21.12.2010 по делу N 144-АМЗ-2010.

Заявление мотивировано тем, что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 21.12.2010 выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу N 144-АМЗ-2010. Согласно данному предписанию администрации Ленинского района г. Чебоксары предписано в срок до 20 января 2011 года отменить постановление главы администрации района от 25.01.2007 N 03-р, которым Утверждено “Положение о порядке выдачи разрешений на осуществление мелкорозничной торговли физическими и юридическими лицами всех форм собственности администрацией Ленинского района г. Чебоксары“ (далее - Положение).

С названными решением и предписанием заявитель не согласен, поскольку администрация района наделена полномочиями по организации предоставления талонов на место торговли.

Положение администрации района принято и действует в соответствии с “Правилами мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары“, Утвержденными Чебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики от 03.04.1997 N 38 (с изменениями).

Положение администрации района размещено на официальном Интернет-сайте администрации Ленинского района г. Чебоксары (www.lenin.cap.ru). Данная информация носит открытый и доступный характер. В полном объеме данная информация доступна и на портале “Интернет-Чувашия“ (www.cap.ru). Информация по распределению торговых мест вывешена для всеобщего ознакомления на информационном стенде в администрации Ленинского района г. Чебоксары, а также информирование проводилось путем привлечения средств массовой информации, а именно доведение информации по местному радио.

На основании изложенного, считает, что вывод Комиссии УФАС о наличии в действиях администрации района нарушений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ является необоснованным. Действия заявителя были направлены для урегулирования процесса подачи заявлений и упорядочивают последовательность действий при предоставлении услуги - выдачи талонов на место торговли, а комиссионное рассмотрение заявлений предпринимателей и юридических лиц обеспечивает равный доступ всех субъектов предпринимательства и исключает возможность коррупционного подхода.


Представитель заявителя в судебном заседании заявление поддерживает и приводит доводы, изложенные в заявлении.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии в судебном заседании и отзывом на заявление заявленные требования не признает. Считает, что администрация Ленинского района г. Чебоксары вышла за рамки своих полномочий и утвердила Положение постановлением главы администрации района от 25.01.2007 N 03-р. Правилами мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары, Утвержденными решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 03.04.1997 N 38 (далее - Правила) не установлено, что администрации районов должны самостоятельно регламентировать порядок предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли на территории района.

В соответствии с уставом города Чебоксары администрация Ленинского района г. Чебоксары не является субъектом правотворческой инициативы, она имеет только право подготовить предложения о внесении изменений в Правила. Кроме того, Правилами мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары установлено, что в полномочия администрации района входит предоставление мест на осуществление мелкорозничной торговли. Места в соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары утверждаются постановлением главы администрации г. Чебоксары.

Пунктом 3.47 Положения об администрации района г. Чебоксары, Утвержденного распоряжением администрации г. Чебоксары от 16.06.2006 N 1896-р установлено, что администрация района организует мелкорозничную торговую сеть района, разрабатывает предложения по размещению мест свободной торговли, выдает разрешения на мелкорозничную торговлю.

Полагает, что действия администрации Ленинского района г. Чебоксары привели к ограничению возможности индивидуальным предпринимателем Р. осуществлять деятельность мелкорозничной торговли по заявленным адресам, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Представитель администрации г. Чебоксары в судебном заседании указывает, что Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.04.1997 N 38 были Утверждены Правила мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары. В рамках реализации данных правил администрацией Ленинского района г. Чебоксары постановлением от 25.01.2007 N 03-р было Утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на осуществление мелкорозничной торговли физическими и юридическими лицами всех форм собственности администрацией Ленинского района г. Чебоксары (далее - Положение). 25.01.2011 решением N 91 Чебоксарского городского Собрания депутатов данное решение признано утратившим силу. В этой связи все нормативные правовые акты, принятые во исполнение Правил мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары, подлежат приведению в соответствие действующему законодательству.

Чебоксарское городское Собрание депутатов (далее - городское собрание), извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя на заседание суда. Отзывом на заявление указывает, что 25.01.2011 городским собранием принято решение N 91 “О признании утратившим силу некоторых решений Чебоксарского городского Собрания депутатов“, согласно которому решение от 03.04.1997 N 38 “О правилах мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары“ утратило силу. Поскольку в настоящее время предмет спора не существует, просит прекратить производство по настоящему делу.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 13.07.2010 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии поступило заявление индивидуального предпринимателя Р. о неправомерных действиях администрации Ленинского района г. Чебоксары при предоставлении мест для осуществления мелкорозничной торговли (реализации кваса).

Приказом руководителя Управления от 08.09.2010 N 285 в отношении администрации Ленинского района г. Чебоксары возбуждено дело N 144-АМЗ-2010 по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.


По результатам рассмотрения дела N 144-АМЗ-2010 Управлением вынесено решение от 21.02.2010, которым администрация Ленинского района г. Чебоксары признана нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ в части ограничения конкуренции на рынке оказания услуг по мелкорозничной торговли.

Нарушение выражено в том, что действия администрации района привели к ограничению возможности предпринимателем Р. осуществлять деятельность мелкорозничной торговли по заявленным адресам, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ в части необоснованного препятствования индивидуальному предпринимателю осуществлению указанной деятельности.

При этом администрация Ленинского района г. Чебоксары, не являясь субъектом правотворчества, утвердила Положение постановлением главы администрации района от 25.01.2007 N 03-р, которое не соответствует требованиям антимонопольного законодательства в части ограничения и устранения конкуренции на рынке предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли.

На основании указанного решения Управлением вынесено предписание от 21.12.2010 N 06-04/6781-2 по вышеуказанному делу об отмене постановления главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25.01.2007 N 03-р, которым Утверждено Положение в срок до 20.01.2011.

Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием антимонопольного органа администрация района обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 “О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства“ частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на орган, который принял акт, решение.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанной нормы закона Чебоксарским городским собранием депутатов Чувашской Республики решением от 03.04.1997 N 38 утверждены Правила мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары (далее - Правила), устанавливающие порядок осуществления деятельности мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары.

Пунктом 14 Правил установлено, что предоставление мест на осуществление мелкорозничной торговли возложено на администрации районов. При этом порядок и сроки рассмотрения заявлений на предоставление этих мест данными Правилами не предусмотрены.

Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25.01.2007 N 03-р было утверждено Положение о порядке выдачи разрешений на осуществление мелкорозничной торговли физическими и юридическими лицами всех форм собственности администрацией Ленинского района г. Чебоксары (далее - Положение), которое регламентирует порядок предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли на территории Ленинского района г. Чебоксары.

Пунктом 3.47 Положения об администрации района г. Чебоксары, утвержденного распоряжением администрации г. Чебоксары от 16.06.2006 N 1896-р установлено, что администрация района организует мелкорозничную торговую сеть района, разрабатывает предложения по размещению мест свободной торговли, выдает разрешения на мелкорозничную торговлю. Иные полномочия районным администрациям при предоставлении мест для осуществления мелкорозничной торговли не предоставлены.

В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил места свободной торговли утверждаются постановлением главы администрации г. Чебоксары.

Администрация Ленинского района г. Чебоксары является структурным подразделением администрации г. Чебоксары. Согласно уставу г. Чебоксары администрация города является субъектом правотворческой инициативы. В этой связи администрация района имела право только подготавливать предложения о внесении изменений в Правила.

Кроме этого, обстоятельства дела свидетельствуют, что Положение района было принято и действовало в соответствии с Правилами, утвержденными решением Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 03.04.1997 N 38, что не оспаривается сторонами по делу.

Административный орган в оспариваемом решении пришел к заключению о том, что Правила и Положение не направлены на развитие и поддержание конкурентных отношений на рынке предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли. При этом вывод Управления о том, что отсутствие регламентированного порядка действий администрации района по проведению торгов, или иных действий обеспечивающих создание конкурентных отношений между заявителями при подаче заявлений на одно и тоже место, является ограничением и устранением конкуренции на данном рынке, является правильным.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Статьей 1 Закона о защите конкуренции установлено, что данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Следовательно, администрация Ленинского района г. Чебоксары выходя за рамки своих полномочий, не являясь субъектом правотворчества, утвердила Положение Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 25.01.2007 N 03-р, которое приводит или может привести к устранению и ограничению конкуренции на рынке предоставления мест для осуществления мелкорозничной торговли.

Как усматривается из материалов дела, на заявление Р. о выдаче разрешения на установку квасных бочек либо торговых палаток для осуществления мелкорозничной торговли квасом администрация Ленинского района г. Чебоксары письмом от 15.02.2010 N 124 сообщила о том, что в соответствии с пунктом 3 раздела 1 Правил торговля с павильонов, киосков, палаток, лотков, торговых автоматов, автолавок, автомагазинов, цистерн по продаже кваса разрешена только в местах свободной торговли, утвержденных постановлением главы администрации г. Чебоксары.

Таким образом, администрация района сослалась на документ, регулирующий общие положения мелкорозничной торговли, без указания каких либо сроков для подачи заявления, без указания на то, что администрацией района принято Положение.

Также администрация Ленинского района г. Чебоксары в своем письме не указала сроки и порядок рассмотрения заявлений в соответствии с Положением, и не указала на возможность ознакомления с Положением в установленных местах.

С учетом приведенных обстоятельств, суд находит, что административный орган пришел к верному заключению о том, что указанные действия администрации района привели к ограничению возможности предпринимателем Р. осуществлять деятельность мелкорозничной торговли по заявленным им адресам, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части необоснованного препятствия предпринимателю осуществлению указанной деятельности.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение в части признания в действиях заявителя нарушений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ законно и обоснованно.

Поскольку предписание Управления ФАС по Чувашии от 21.12.2010 выдано на основании законного решения в названной части, оснований для признания его недействительным не имеется. Данное предписание вынесено в целях устранения нарушения антимонопольного законодательства, что соответствует требованиям Закона о защите конкуренции.

Кроме этого из дела усматривается, что во исполнение предписания УФАС по Чувашии о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по делу N 144-АМЗ-2010 решением городского собрания от 25.01.2011 N 91 “О признании утратившим силу некоторых решений Чебоксарского городского Собрания депутатов“ решение от 03.04.1997 N 38 “О правилах мелкорозничной торговли на территории г. Чебоксары“ признано утратившим силу.

В этой связи постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 21.02.2007 N 03-р Положение администрации района также признано утратившим силу. До момента утверждения городским собранием порядка организации мелкорозничной торговли на территории администрации г. Чебоксары прием заявлений о предоставлении мест для осуществления мелкорозничной торговли приостановлен.

Довод городского собрания о прекращении производства по настоящему делу, так как предмет спора не существует, судом не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Суд отмечает, что Положение отменено постановлением главы администрации района только после вынесения решения городского собрания о признании утратившим силу Правил и соответственно после вынесения Управлением оспариваемого решения. Между тем, заявитель, не согласившись с вышеуказанными решением в упомянутой части и предписанием антимонопольного органа, обратился в суд с заявлением о признании их незаконными, что и является предметом спора.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.

Принимая во внимание, что согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и Управление освобождены от уплаты госпошлины, вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики отказать в удовлетворении заявления к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о признании недействительными решения в части признания в действиях администрации Ленинского района г. Чебоксары нарушений пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ и предписания Управления ФАС по Чувашской Республике от 21.12.2010 по делу N 144-АМЗ-2010.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение одного месяца с момента его принятия.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения Первого арбитражного апелляционного суда или Первый арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда.