Законы и бизнес в России

Постановление Государственного Совета ЧР от 22.03.2011 N 789 “Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики за 2010 год“

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2011 г. N 789

ОБ ОТЧЕТЕ

О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗА 2010 ГОД

Заслушав и обсудив отчет о работе Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики за 2010 год (председатель Лаврентьев Ю.Л.), Государственный Совет Чувашской Республики отмечает, что Контрольно-счетная палата проводит целенаправленную работу в решении вопросов, относящихся к ее ведению, в соответствии с Конституцией Чувашской Республики, законами Чувашской Республики “О Государственном Совете Чувашской Республики“ и “О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики“ и другими нормативными правовыми актами.

Государственный Совет Чувашской Республики постановляет:

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики за 2010 год принять к сведению.

Председатель Государственного Совета

Чувашской Республики

М.А.МИХАЙЛОВСКИЙ

Приложение

к постановлению

Государственного Совета


Чувашской Республики

от 22.03.2011 N 789

ОТЧЕТ

О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2010 ГОДУ

1. Общие положения

Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики (далее - Палата) в 2010 году свою деятельность осуществляла в соответствии с Законом Чувашской Республики “О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики“, планом работы, утвержденным постановлением Государственного Совета Чувашской Республики от 17 ноября 2009 года, а также квартальными планами работы, утвержденными председателем Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики. В процессе реализации задач, определенных указанным законом, Палата осуществляла контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивала систему контроля за исполнением республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики.

Планом работы Палаты в 2010 году было предусмотрено проведение 56 комплексных и тематических проверок. В течение года осуществлено 64 контрольных мероприятия, в ходе которых проверено 100 объектов. Дополнительные контрольные мероприятия проводились по вопросам, связанным с обращениями депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, прокуратуры Чувашской Республики и Счетной палаты Российской Федерации.

Проверки осуществлялись в республиканских органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в учреждениях и организациях, получающих и использующих средства республиканского бюджета Чувашской Республики, республиканскую собственность или управляющих ею.

За 2010 год были осуществлены контрольные мероприятия в отношении:


30 главных распорядителей бюджетных средств;

10 муниципальных районов и 1 сельского поселения;

59 бюджетных учреждений и других предприятий и организаций.

Контрольными мероприятиями был охвачен объем средств на общую сумму 2850314,7 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 356644,9 тыс. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 1815128,4 тыс. рублей, местных бюджетов - 677321,2 тыс. рублей, средства граждан - 1220,2 тыс. рублей.

В результате проведенных проверок Палатой выявлены финансовые нарушения на общую сумму 40084,3 тыс. рублей, в том числе со средствами республиканского бюджета Чувашской Республики - 20816,9 тыс. рублей (неправомерные расходы, повлекшие избыточные расходы бюджетных средств; неэффективное использование бюджетных средств; нецелевое использование бюджетных средств; другие финансовые нарушения); средствами федерального бюджета - 11466,1 тыс. рублей (неэффективное использование); средствами местных бюджетов - 6980,6 тыс. рублей (неправомерные расходы, повлекшие избыточные расходы бюджетных средств; неэффективное использование бюджетных средств; нецелевое использование; другие финансовые нарушения); средствами граждан - 820,7 тыс. рублей (неэффективное использование средств). Также выявлено недополучение средств от приносящей доход деятельности в сумме 1083,2 тыс. рублей.

По результатам контрольных мероприятий устранены финансовые нарушения на сумму 17603,0 тыс. рублей.

Все отчеты о результатах контрольных мероприятий, проводимых Палатой, направлялись в Государственный Совет Чувашской Республики, которые в последующем рассматривались на заседаниях соответствующих комитетов Государственного Совета Чувашской Республики и размещались на сайте Палаты в официальном портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет. Итоговые материалы по восьми контрольным мероприятиям направлены в Кабинет Министров Чувашской Республики. В течение истекшего года пять материалов по проведенным контрольным мероприятиям были направлены в прокуратуру Чувашской Республики, два - в Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру и один - в Министерство внутренних дел по Чувашской Республике.

2. Экспертно-аналитическая деятельность

Контрольно-счетной палаты

В отчетном периоде экспертно-аналитическая деятельность Палаты осуществлялась по всем направлениям ее деятельности. Проводилась финансовая экспертиза проектов законов Чувашской Республики, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, или влияющих на формирование и исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики. Также осуществлялся анализ наиболее значимых вопросов бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в Чувашской Республике. Всего было проведено 81 экспертно-аналитическое мероприятие. Значительную долю в общем объеме работы Палаты занимали экспертно-аналитические мероприятия по предварительному и последующему контролю за формированием республиканского бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики.

Одной из основных задач Палаты, определенных статьями 2 и 18 Закона Чувашской Республики “О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики“, является финансовая экспертиза проектов законов Чувашской Республики, а также других нормативных правовых актов, предусматривающих расходы средств республиканского бюджета или влияющих на формирование и исполнение республиканского бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования. В соответствии с указанной задачей осуществлялась экспертиза законопроектов по вопросам бюджетно-финансовой политики.

В течение прошлого года в Палату на экспертизу поступило 76 проектов законов Чувашской Республики, в том числе 13 - по вопросам исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики и внесения в них изменений, 63 - по другим вопросам жизнедеятельности республики.

В отчетном периоде Палатой подготовлено:

- семь заключений на проекты законов Чувашской Республики “О внесении изменений в Закон Чувашской Республики “О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов“;

- заключение на проект закона Чувашской Республики “О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов“;

- три заключения на проекты законов Чувашской Республики “О внесении изменений в Закон Чувашской Республики “О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов“;

- заключение на проект закона Чувашской Республики “О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов“;

- заключение на отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2009 год;

- заключение на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за 2009 год.

Экспертные заключения, направленные Палатой в Государственный Совет Чувашской Республики, обсуждались на заседаниях комитетов и рассматривались на сессиях Государственного Совета Чувашской Республики.

В рамках предварительного контроля осуществлялся анализ основных характеристик республиканского бюджета Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. В указанном заключении Палатой рекомендовано Кабинету Министров Чувашской Республики внести изменения в действующие республиканские целевые программы в части объемов финансирования из средств республиканского бюджета, сроков реализации мероприятий программ, целевых показателей, индикаторов оценки выполнения с целью приведения их в соответствие с возможностями республиканского бюджета.

Статьей 16 закона о Контрольно-счетной палате установлено, что Палата в процессе исполнения республиканского бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями бюджета республики, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Такой контроль в 2010 году проводился на основе анализа данных отчетности Министерства финансов Чувашской Республики, а также результатов контрольных мероприятий за отчетный период.

По результатам текущего контроля за исполнением республиканского бюджета Палата представляла Государственному Совету Чувашской Республики аналитические записки на отчеты об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за первый квартал, полугодие и 9 месяцев отчетного года, в которых до Государственного Совета Чувашской Республики доводились факты недопоступления налоговых и неналоговых доходов, финансирования и исполнения расходов бюджета ниже показателей, предусмотренных бюджетной росписью.

В соответствии со статьей 81.3 Закона Чувашской Республики “О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике“ в порядке последующего контроля годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики до его рассмотрения в Государственном Совете Чувашской Республики подлежит внешней проверке Палатой. Главные распорядители средств республиканского бюджета, главные администраторы доходов республиканского бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита республиканского бюджета не позднее 1 марта финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Палату для внешней проверки.

В 2010 году Палата провела внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности всех 30 главных распорядителей средств республиканского бюджета, главных администраторов доходов республиканского бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета. Результаты внешней проверки их годовой бюджетной отчетности были оформлены заключениями по каждому главному администратору (главному распорядителю). Все заключения размещены на сайте Палаты в официальном портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет.

На основе внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Палата в 2010 году подготовила свое заключение на годовой отчет об исполнении республиканского бюджета за 2009 год и представила его в Государственный Совет Чувашской Республики.

В отчетном периоде Палатой проводилась работа по экспертизе законопроектов, регулирующих бюджетные правоотношения. Ею подготовлены соответственно два заключения на проекты законов о внесении изменений в Закон Чувашской Республики “О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике“ с целью приведения его в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с планом работы Палатой подготовлены и направлены в Государственный Совет Чувашской Республики аналитическая записка по результатам анализа эффективности действующих методик распределения межбюджетных трансфертов на фактическую бюджетную обеспеченность городских округов и муниципальных районов по итогам исполнения бюджета 2009 года и аналитическая записка по результатам экспертной оценки исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики за 2010 год по итогам 9 месяцев 2010 года.

3. Контрольно-ревизионная деятельность

Контрольно-счетной палаты

В 2010 году Палата осуществляла контрольно-ревизионную деятельность по всем направлениям ее деятельности в республиканских органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях вне зависимости от видов и форм собственности, получающих и использующих средства республиканского бюджета, использующих республиканскую собственность или управляющих ею, а также имеющих налоговые и иные финансовые льготы и преимущества, предоставленные законодательством Чувашской Республики или республиканскими органами государственной власти.

Палатой, как и в предыдущие годы, осуществлен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке использования средств федерального бюджета и республиканского бюджета, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов “Здоровье“, “Образование“, “Доступное и комфортное жилье - гражданам России“ и “Развитие агропромышленного комплекса“. Материалы по проверке выполнения и реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России“, проведенной в администрации Мариинско-Посадского района, в связи с выявленными нарушениями направлены в прокуратуру Чувашской Республики для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.

В целях реализации приоритетного национального проекта “Здоровье“ по просьбе Счетной палаты Российской Федерации Палатой проведен аудит эффективности использования медицинского оборудования, закупленного для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Проверкой установлено, что МУЗ “Мариинско-Посадская центральная районная больница“ не обеспечило своевременную подготовку помещений к монтажу поставленного медицинского оборудования, из-за чего данное оборудование введено в эксплуатацию только через 122 дня после его поставки. Результаты данного контрольного мероприятия направлены в Счетную палату Российской Федерации, Государственный Совет Чувашской Республики и Кабинет Министров Чувашской Республики.

Проверкой выполнения и реализации отдельных направлений приоритетного национального проекта “Образование“ в муниципальных образовательных учреждениях Красноармейского района установлено, что выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам МОУ “Красноармейская школа N 2“ и МОУ “Траковская гимназия“ производилась с задержкой свыше двух с половиной месяцев. Первая выплата вознаграждения за январь - февраль 2010 года произведена лишь 25 марта 2010 года.

Информация о результатах мониторинга и контроля за реализацией приоритетных национальных проектов в Чувашской Республике ежемесячно доводилась до Главного федерального инспектора по Чувашской Республике.

В рамках комплексных контрольных мероприятий по обеспечению развития муниципальных образований и совершенствования межбюджетных отношений особое внимание уделялось осуществлению контроля за использованием средств, выделяемых из республиканского бюджета городским округам и муниципальным районам. В отчетном периоде проведены комплексные проверки исполнения бюджетов Канашского и Вурнарского районов - получателей межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2009 и 2010 годах.

Комплексная проверка исполнения бюджета Канашского района - получателя межбюджетных трансфертов показала, что в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 года N 51 “О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике“ и подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“ федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы семь молодых семей Канашского района, получивших социальные выплаты, направили эти средства на приобретение жилых помещений, находящихся за пределами Канашского района. Несмотря на то, что не нарушены нормативно-правовые акты по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья, для бюджета Канашского района Палата посчитала это как неэффективное использование средств, поскольку данные социальные выплаты предусматривались и выделены району для создания жилищных условий молодым семьям и молодым специалистам, закрепления их в сельской местности, а также использования их труда для развития Канашского района.

Комплексной проверкой исполнения бюджета Вурнарского района - получателя межбюджетных трансфертов выявлено нецелевое использование средств бюджета района, выделенных на строительство автодороги “Вурнары - Убеево - Красноармейское“ - Кюмель Ямаши на сумму 301,6 тыс. рублей, выразившееся в оплате работ, которые фактически не осуществлялись.

В нарушение Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“ в восьми личных делах молодых семей, получивших социальные выплаты, на дату выдачи свидетельств отсутствуют документы, подтверждающие нуждаемость молодых семей в жилье.

Администрацией района нарушена очередность предоставления социальных выплат молодым семьям, что является грубым нарушением Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации Подпрограммы.

Материалы проверки были направлены в прокуратуру Чувашской Республики.

Особое внимание Палата уделяла организации проведения контрольных мероприятий за реализацией республиканских целевых программ. Так, в истекшем году были осуществлены восемь проверок целевого и эффективного использования средств, выделенных на выполнение целевых программ, с использованием принципов аудита эффективности.

При проведении проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных бюджетам Комсомольского и Мариинско-Посадского районов из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий республиканской адресной программы “Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики“, выявлено их неэффективное использование на общую сумму 16415,4 тыс. рублей. Проверками установлено, что в результате неэффективного планирования мероприятий по капитальному ремонту жилые дома после проведения ремонтных работ находятся в неудовлетворительном состоянии и не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.

Три дома, расположенные на территории Мариинско-Посадского района, необоснованно включены в республиканскую адресную программу “Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики“, так как эти дома входят в Перечень жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, в том числе многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Данный факт противоречит условиям выделения средств на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Проверкой целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию мероприятий республиканской целевой программы “Государственное стимулирование развития внешнеэкономической деятельности в Чувашской Республике на 2005 - 2011 годы“, установлено, что наделение Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики одновременно функциями заказчика, разработчика и исполнителя работ по Программе не может свидетельствовать о реализации принципов “лучшей практики“ реализации любых проектов. Из четырех установленных индикаторов ожидаемой эффективности реализации Программы выполнен только один индикатор. В министерстве отсутствует методика (алгоритм), позволяющая с достаточной достоверностью оценить выполнение индикатора “Увеличение числа инвестопроводящих структур“. Также было отмечено, что кредитный рейтинг Чувашской Республики в проверяемом периоде - с 2006 года по 2009 год был установлен рейтинговым агентством Moody s Investors Service на уровне “Ba2“, который присваивается эмитентам, подверженным существенному кредитному риску. Стабильность рейтинговой оценки, которая не уменьшилась на фоне кризисных явлений, позволяет положительно оценивать инвестиционный потенциал Чувашской Республики.

При проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий республиканской целевой программы “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 2005 - 2011 годы“, установлено, что в информации об исполнении Программы за весь период ее действия, представленной государственным заказчиком Программы - Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в адрес Палаты, фактический объем финансирования Программы из федерального бюджета составил 12370,0 тыс. рублей, тогда как Программой предусматривалось 5766,0 тыс. рублей. В данных объемах финансирования, выделенных из федерального бюджета, отражены поступления на проведение различных всероссийских спортивных соревнований в сумме 12032,0 тыс. рублей. Получателем этих средств являлось Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики. В то же время в соответствии с Программой данное министерство является ответственным исполнителем в проведении различных спортивно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду и формирование здорового образа жизни среди подростков и молодежи, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных источников. По мнению Палаты, отражение в Программе указанных поступлений из федерального бюджета на проведение различных всероссийских спортивных соревнований в сумме 12032,0 тыс. рублей некорректно.

В Программу включено мероприятие по организации летнего ориентированного оздоровительного отдыха для детей и подростков из групп риска наркотизации, а также состоящих на учете в органах внутренних дел, за счет средств федерального бюджета на 2005 - 2006 годы в сумме 5191,0 тыс. рублей, но оно не профинансировано, так как финансирование субъектов Российской Федерации на проведение данного мероприятия аналогичной федеральной целевой программой изначально не предусматривалось, и поэтому не было основания при утверждении Программы Чувашской Республики планировать поступление средств из федерального бюджета.

Программа не скорректирована на объем финансирования в сумме 5000,0 тыс. рублей, полученный из федерального бюджета в соответствии с соглашением между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и Федеральным агентством по образованию от 16 июня 2008 года N 423 “О предоставлении бюджету Чувашской Республики субсидии на материально-техническое обеспечение центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками“. Указанные средства направлены на материально-техническое обеспечение республиканского образовательного учреждения “Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции“ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Не обеспечено выполнение индикатора - “Рост доли выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств“. Так, доля выявленных тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по итогам 2009 года составила 55,3%, а Программой предусмотрено 56,4%.

Проверкой целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию мероприятий подпрограммы “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры“ республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы, выявлено, что объемы консолидированных капитальных вложений в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры за период с 2006 по 2009 год составили в сумме 576897,1 тыс. рублей, то есть лишь 13,0% от объема финансирования, предусмотренного паспортом Подпрограммы, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 84000,0 тыс. рублей (8,0%), за счет средств республиканского бюджета в сумме 483397,1 тыс. рублей (43,0%), за счет средств местных бюджетов - 9500,0 тыс. рублей (1,4%). За счет средств внебюджетных источников Подпрограмма не финансировалась. В ходе контрольного мероприятия установлены факты нарушений законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Так, ГУП Чувашской Республики “Жилремстрой“ в нарушение договора на передачу части функций государственного заказчика по строительству (реконструкции) объектов, включенных в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2005 год, не провело конкурс на подрядные работы по строительству объекта “Водоснабжение с. Батырево“. А в протоколе заседания конкурсной комиссии была неправомерно сделана ссылка на фактически не проведенный конкурс.

В нарушение Закона Чувашской Республики “О поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд Чувашской Республики“ ГУП ЧР “Жилремстрой“ без согласования с Министерством экономического развития и торговли Чувашской Республики в 2006 году продлило функции генерального подрядчика - ООО “Спецстройкоммуникации“ по объектам: “Строительство канализационных очистных сооружений г. Козловка“ и “Реконструкция ветхих теплотрасс и водопровода г. Козловка“.

ГУП ЧР “Жилремстрой“ нарушило сроки ввода в эксплуатацию следующих объектов: канализационные очистные сооружения с. Шемурша; реконструкция очистных сооружений г. Ядрин; очистные сооружения с. Яльчики.

Материалы проверки были направлены в Министерство внутренних дел по Чувашской Республике.

Проверкой целевого и эффективного использования средств, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на реализацию мероприятий республиканской целевой программы “Повышение экологической безопасности Чувашской Республики на 2006 - 2011 годы“, установлено, что мероприятия Программы за период с 2006 по 2009 год обеспечены финансированием за счет всех источников лишь на 26,4% (в сумме 882435,0 тыс. рублей) от общего объема финансирования, предусмотренного паспортом Программы (3341298,0 тыс. рублей). При принятии Программы целевые индикаторы по годам были занижены. Такой вывод следует из того, что мероприятия Программы за 2006 - 2009 годы профинансированы лишь на 42,5% от объема финансирования, предусмотренного Программой на этот период, а целевые индикаторы по годам в основном достигли запланированного уровня. Палатой отмечено, что не достигнут показатель “Снижение выбросов пыли в атмосферный воздух“ за счет реконструкции установок очистки газа дробеочистного оборудования ООО “Промтрактор-Промлит“, который планировался в 2009 году в размере 36,2 тонны.

Допущена ошибка при составлении информации о ходе реализации Программы в 2008 году. По отчетным данным, демеркуризирована 61 тонна ртутьсодержащих отходов бюджетных учреждений республики. Фактически по актам сдачи-приемки выполненных работ по государственному контракту N 9 от 15.02.2008 ООО “НПК Меркурий“ демеркуризировано 47,909 тонн, или меньше на 13,091 тонны.

Данной проверкой также выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 96,5 тыс. рублей, которое выразилось в том, что Минприроды Чувашии произвело оплату выполненных работ в рамках детского экологического движения Чувашии на основании финансовых отчетов, составленных используя подложные товарные и кассовые чеки на приобретение материальных ценностей и бензина. Материал проверки Контрольно-счетной палатой был направлен в Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

В отчетном периоде Палатой проведены проверки выполнения функций главных администраторов доходов республиканского бюджета Чувашской Республики, утвержденных в качестве таковых законом о республиканском бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов в трех министерствах:

в Министерстве градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в части государственной пошлины и доходов от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности Чувашской Республики;

в Министерстве имущественных и земельных отношений Чувашской Республики в части доходов, получаемых в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности Чувашской Республики, и доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти Чувашской Республики;

в Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в части доходов, получаемых в виде платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, и доходов, получаемых в виде платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.

При этом проверкой в Министерстве градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики установлено, что Положение о Министерстве градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики не возлагает на министерство выполнение функций главного администратора доходов республиканского бюджета Чувашской Республики.

Приказы министерства о закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации на 2009 и 2010 годы не соответствуют порядку осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов, утвержденному постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2007 года N 367 “Об утверждении Порядка осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющимися органами государственной власти Чувашской Республики, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями“.

Министерство не осуществляло закрепленных законами о республиканском бюджете Чувашской Республики функций главного администратора доходов в части государственной пошлины за выдачу органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, так как с момента вступления в силу всех статей Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, т.е. с 1 января 2008 года, фактически не действуют статьи, касающиеся перевозки опасных грузов:

- уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 31 Федерального закона) не установлен порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов (пункт 13 статьи 11 Федерального закона);

- перевозки опасных грузов по дорогам на территории Чувашской Республики (в 2009 году зарегистрировано 606 случаев) осуществляются без специальных разрешений (пункт 1 статьи 31 Федерального закона), без взимания государственной пошлины за выдачу специальных разрешений (400 рублей за разрешение), без ответственности государственных органов и (или) пользователей автомобильных дорог за потенциальные последствия от перевозки этих опасных грузов (пункт 1 статьи 29 Федерального закона).

Действующие на сегодня Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 года N 73, с последними изменениями, не обеспечивают выполнение Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, так как направлены на выдачу свидетельств (100 рублей за свидетельство) о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов и не предусматривают выдачу специальных разрешений.

Согласно подпункту 11 пун“та 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и пункт 3.1 вышеуказанной статьи дает право органам государственной власти субъекта Российской Федерации принимать в отношении предметов совместного ведения законы, иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Администрирование главным администратором доходов от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, не охватывает доходы от:

- предоставления услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения;

- осуществления контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Отсутствие службы весового контроля на региональном уровне существенно снижает эффективность администрирования доходов республиканского бюджета от возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения. Сравнение итогов 2009 года относительно 2008 года в части уменьшения этих доходов с данными статистики об объемах перевозок и грузооборота грузовых автомобилей свидетельствует о росте перевозок тяжеловесных грузов без получения разрешений и соответственно без контроля.

В нарушение постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 марта 2008 года N 64 “О порядке составления проектов республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период“ Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики не выполняет функций главного администратора в части разработки и представления в Министерство финансов Чувашской Республики до 15 мая текущего финансового года прогноза (прогноза изменений) объемов поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики по соответствующим видам (подвидам) доходов республиканского бюджета Чувашской Республики.

Проверкой в Министерстве имущественных и земельных отношений Чувашской Республики отмечено, что эффективность претензионной работы находится не на должном уровне. По 20 решениям Арбитражного суда Чувашской Республики на сумму 52900,0 тыс. рублей платежи по долгам поступили в республиканский бюджет Чувашской Республики только на сумму 3200,0 тыс. рублей.

Реализация постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 декабря 2009 года N 401, утвердившего “Правила проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических и физических лиц перед республиканским бюджетом Чувашской Республики по арендной плате за пользование имуществом и земельными участками, находящимися в государственной собственности Чувашской Республики, а также задолженности по начисленным пеням за несвоевременную оплату арендных платежей“, оказалась малоэффективной. Из 16 соглашений о реструктуризации задолженности на сумму 11200,0 тыс. рублей 13 (на сумму 10600,0 тыс. рублей) были расторгнуты в связи с невыполнением арендаторами условий соглашений.

Проверкой в Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики отмечено, что нормативные документы министерства в части администрирования доходов республиканского бюджета Чувашской Республики не соответствуют положениям постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2007 года N 367 “Об утверждении Порядка осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющимися органами государственной власти Чувашской Республики, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями“ и статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Допущена значительная задолженность лесопользователей по уплате платежей в бюджет по договорам аренды лесных участков. По итогам 2009 года объем задолженности составил 10,2 млн. рублей, что более чем в два раза превысило фактическое поступление данных платежей в республиканский бюджет Чувашской Республики.

Положение статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации, обязывающей орган государственной власти, по решению которого проводился аукцион, заключать с единственным участником аукциона соответствующий договор по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины) дискредитирует сам термин “аукцион“, формирует доходные поступления только в федеральный бюджет, не обеспечивает поступлений в региональные бюджеты. По итогам 2009 года из 196 лотов право аренды по 154 лотам было продано единственному участнику аукциона по стартовой цене, то есть без составляющей, которая поступала бы в доходы республиканского бюджета Чувашской Республики.

Информация по данным проверкам для сведения направлена в Кабинет Министров Чувашской Республики, а по итогам проверки в Министерстве природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - в Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру на предмет рассмотрения практики реализации статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации.

В 2010 году Палата проводила мониторинг проявления последствий финансово-экономического кризиса в республике и реализации антикризисных мер в тесном взаимодействии с республиканскими Министерствами экономического развития и торговли; финансов; промышленности и энергетики; Национальным банком Чувашской Республики, а также с использованием оперативной статистической информации, материалов контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий Палаты. Оперативная информация о складывающейся ситуации, тенденциях социально-экономического развития республики в условиях кризиса ежемесячно представлялась в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Кроме того, в период чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами, Палата еженедельно информировала Счетную палату Российской Федерации о выделении и расходовании средств, направляемых на реализацию мер по ликвидации пожаров, оказанию помощи пострадавшим в Чувашской Республике.

В соответствии со статьями 19.1 и 19.2 Закона Чувашской Республики “О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики“ по результатам контрольных мероприятий Палатой подготовлены и направлены в адрес руководителей проверенных министерств и ведомств, организаций и учреждений десять представлений и одно предписание для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного Чувашской Республике ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Информация об итогах восьми контрольных мероприятий была направлена в Кабинет Министров Чувашской Республики.

4. Организация и обеспечение деятельности

Контрольно-счетной палаты

В соответствии с Законом о Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики регулярно проводились заседания Коллегии Палаты. За отчетный период проведено всего 16 заседаний. На них обсуждались проекты заключений Палаты на проекты законов Чувашской Республики, итоговые документы контрольных мероприятий Палаты, а также другие вопросы деятельности Палаты. Заседания Коллегии проходили с участием депутатов Государственного Совета Чувашской Республики, работников аппарата Палаты.

Палатой активно осуществляется работа по ведению собственного Интернет-сайта. На нем оперативно и своевременно отражаются все основные моменты деятельности Палаты. Также он содержит информацию о публикациях в средствах массовой информации о работе Палаты. Кроме того, информация о деятельности Палаты размещается в официальном портале Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.

В 2010 году Палатой продолжена работа в рамках проекта Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов (ГИАС КСО). В первом полугодии прошлого года специалистами ЗАО “Прогноз“ проведена дополнительная установка комплекса аудита формирования и исполнения бюджета.

Также Палатой продолжена работа по экспериментальной проверке комплекса программных средств “Планирование и контроль основной деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации“. Она осуществляется в рамках реализации федеральной целевой программы “Электронная Россия (2002 - 2010 годы)“.

Палата активно взаимодействует и сотрудничает со Счетной палатой Российской Федерации, а также с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. В рамках такого сотрудничества по обращению Счетной палаты Российской Федерации Палатой проведено одно контрольное мероприятие. Также в течение года осуществлялся взаимный обмен информацией, касающейся деятельности контрольно-счетных органов. По обращениям Счетной палаты Российской Федерации Палата направляла свои предложения к проектам планов работ по проведению совместных проверок со Счетной палатой. Также ею вносились свои предложения при формировании планов работ Ассоциации контрольно-счетных органов России и отделения АКСОР в Приволжском федеральном округе.

Председатель, заместитель председателя и аудиторы Палаты принимали участие в работе видеоконференции Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в марте и октябре 2010 года.

Кроме того, председатель Палаты дважды принимал участие в работе межрегиональных семинаров-совещаний руководителей контрольно-счетных органов Приволжского федерального округа. Заместитель председателя палаты Демидов М.В. принял участие в работе совместного совещания Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Ассоциации контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного финансового контроля и в работе конференции АКСОР, посвященной проблемам нормативного правового регулирования государственного финансового контроля. Аудитор Палаты Иракина И.А. приняла участие в работе российско-британского семинара по вопросам развития методологии и практики аудита эффективности в сфере здравоохранения.

В 2010 году Палата планомерно осуществляла работу по повышению профессионального уровня работников на курсах повышения квалификации. Так, два сотрудника прошли обучение на курсах повышения квалификации в филиале Волго-Вятской академии государственной службы в г. Чебоксары и один - в Центре государственного и муниципального контроля Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, два сотрудника - курсы обучения по использованию программных комплексов государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов (ГИАС КСО) на базе компаний, разработавших программы ГИАС КСО (г. Москва).

В целом в 2010 году Контрольно-счетная палата обеспечила реализацию целей и задач, возложенных на нее Законом Чувашской Республики “О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики“ и иными нормативными правовыми актами.